Измерение психофизиологических показателей.
Определяются свойства внимания, скорость переработки информации, особенности памяти с помощью бланковых тестов (корректурные таблицы, «кольца Ландольта» и др.).
Исследование глубинного зрения — правильное восприятие положения предмета в пространстве с помощью аппарата Говарда и др.
На основании данных отбора тренер может прогнозировать будущий спортивный рост отобранных для занятий волейболом школьников.
6.1.3. Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ (1)
Направленность и содержание подготовки юных волейболистов определяются прежде всего возрастными особенностями функционирования органов и систем организма, психологическими особенностями и ориентируются на модельные характеристики спортсменов высшей квалификации.
По особенностям психофизиологического развития детей школьного возраста занимающиеся волейболом в ДЮСШ условно делятся на следующие возрастные группы: 8-10 лет, 10-12 лет, 12-14 лет, 14-16 лет, 16-18 лет.
8-10 лет (группы начальной подготовки). До 10-летнего возраста существенных различий в темпах прироста развития организма у мальчиков и девочек не наблюдается.
Окостенение рук, ног, тазовых костей в начальной стадии. Слаборазвитая мускулатура спины при увеличенных нагрузках может вызвать деформацию позвоночных изгибов.
Функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. Резко выражено запредельное торможение. Восприятие новых движений носит созерцательный характер. Выделяют наиболее запоминающиеся детали движения, а важные части упражнения упускают. Внимание и точность движений развиты слабо, особенно при разучивании движений. Поэтому направленное обучение технике волейбола нецелесообразно.
Основные задачи подготовки:
1. Обучение технике выполнения физических упражнений для формирования двигательных навыков и умений.
2. Содействие гармоничному развитию растущего организма, укрепление здоровья, развитие ловкости, скоростно-силовых способностей, общей выносливости, гибкости.
3. Ознакомление с основами техники игры в волейбол.
4. Выявление перспективных юных спортсменов для обучения в СДЮШОР.
Обучение физическим упражнениям осуществляется с помощью методов наглядности, использования слова, метода упражнений, игрового и соревновательного с соблюдением принципов тренировки — от простого к сложному, от известного к неизвестному.
' ЮД.Железняк, В.М.Шулятьев. Волейбол (учебная программа для ДЮСШОР), М., 1994.
Освоение элементарных бросков мяча, метаний, гимнастических упражнений и др. формирует новые двигательные навыки и умения. Чем больший запас двигательных навыков и умений имеет юный спортсмен, тем успешнее он будет овладевать техникой игры. Наиболее эффективна игровая форма занятий.
Основными средствами развития скоростно-силовых качеств и общей выносливости являются эстафеты, бег на короткие дистанции, прыжки, спортивные и подвижные игры, гимнастические и акробатические упражнения, игры на местности.
Силовая подготовка направлена на укрепление двигательного аппарата. Здесь можно применять упражнения с небольшими отягощениями (гантели, набивные мячи, эспандеры и др.).
Ловкость как физическое качество создает предпосылки для овладения координационно-сложными движениями, что необходимо для овладения техникой игры и ее проявления в соревновательных условиях. Развивается ловкость с помощью спортивных и подвижных игр, гимнастических упражнений, прыжков через скакалку и др. Основным условием для развития ловкости является постоянное повышение координационных трудностей при выполнении упражнений.
10-12 лет. Опорный и мышечный аппарат неустойчивы. Хрящевые диски тел позвонков еще не срослись. Окостенение запястных и пястных отделов рук и фаланг пальцев ног и рук не завершено. С 10 лет у девочек и с 12 лет у мальчиков длина тела резко увеличивается.
При физических нагрузках учащение сердцебиений выражено в большей степени, чем у взрослых. Скорость восстановления пульса и кровяного давления дольше, чем у взрослых.
Увеличенный расход энергии связан с тем, что поверхность тела у детей относительно велика по сравнению с его массой. Высокий уровень обмена длительное время не удерживается, что снижает возможности детей в работе на специальную выносливость. До 12 лет потребление кислорода у мальчиков и девочек приблизительно одинаково.
Сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Рефлекторные реакции бывают часто генерализованными. Внимание неустойчиво, поэтомунецелесообразны длительные объяснения.Показ упражнений воспринимается легко, поэтому необходим качественный показ. Слишком частые повторения упражнения в течение одной тренировки нецелесообразны, поскольку образование новых координации быстро утомляет нервную систему.
Это возраст, в котором уже знакомые формы движения заметно улучшаются, а многие новые приобретаются и закрепляются зачастую без инструктажа. Лучший возраст для обучаемости. Почти все показатели физических способностей имеют наибольший прирост, в особенности быстрота, ловкость, аэробная выносливость, гибкость. Дети хотят «нагружаться», но тренировочная нагрузка должна быть строго регламентирована. Упражнения, развивающие силу, должны сопровождать-
ся минимальными напряжениями, исключающими натуживания (слабо развиты мышцы живота, тазового дна, косые мышцы туловища, приводящие мышцы ног, мышцы задней поверхности бедра). Основные задачи подготовки:
1. Укрепление здоровья и содействие гармоничному развитию организма.
2. Развитие быстроты, ловкости скоростных качеств, общей выносливости, гибкости.
3. Обучение технике игры (с исправлением ошибок) и ее закрепление.
4. Обучение индивидуальной тактике игры (с исправлением ошибок) и се закрепление.
5. Приучение к игровой и соревновательной деятельности (интегральная подготовка).
6. Теоретическая подготовка по специальной программе.
Физическая подготовка. Для развития физических качеств кроме упражнений общего воздействия применяются специально-подготовительные сходные по своей двигательной структуре с элементами техники игры.
Скоростно-силовая подготовка включает упражнения, направленные на развитие силы мышц и скорости их сокращения (старты и ускорения, разновидности бега, спортивные и подвижные игры, прыжковые упражнения и др.).Можно использовать небольшие отягощения-гантели, набивные мячи, гриф штанги и др. (табл. 16,17).
Быстрота двигательной реакции развивается упражнениями, выполняемыми на ожидаемую и неожиданную команду или сигнал, или на моментально изменяющуюся обстановку при выполнении упражнений,
Для развития ловкости подбираются такие упражнения, которые вырабатывают чувство ритма, равновесия, хорошую реакцию, умение быстро и рационально перестраивать те или иные движения в изменяющейся обстановке (бег с преодолением препятствий, упражнения на равновесие, перелезания, метания, спортивные и подвижные игры, эстафеты и др.).
Основными методами развития общей выносливости являются переменный, равномерный, игровой, соревновательный, метод круговой тренировки, а средствами — беговые упражнения, спортивные и подвижные игры, бег на лыжах, плавание и другие выполняемые длительное время, но меньше, чем рекомендуется взрослым спортсменам.
Методика развития гибкости типична для всех возрастных групп (упражнения на растяжение мышц, связок; упражнения на подвижность всех суставов).
Объем и интенсивность тренировочной нагрузки незначительны.
Техническая подготовка. Овладение рациональной техникой игры -главная задача данного этапа подготовки. Для этого применяются подводящие упражнения, облегчающих освоение структуры приемов игры,
технические устройства и тренажеры (например, нападающий удар по мячу в держателе, блокирование «ластами» стоя на подставке и др.), основные упражнения по технике игры, предусмотренные программой.
Обучение технике и ее закрепление осуществляются посредством восприятия и переработки точной информации. Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков (см. подраздел 5.5.1).
Закрепление техники будет проходить тем успешнее,чем качественнее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболистами при выполнении того или иного приема игры.
Тактическая подготовка. Тактическая подготовка начинается с первых занятий и вначале сводится к развитию определенных качеств и способностей от которых во многом зависит успешность тактических действий (см. подраздел 5.6.1),
Конкретное содержание видов подготовки определяется учебной программой.
12-14 лет. Начало срастания хрящевых дисков позвонков. Большие физические нагрузки на позвоночный столб противопоказаны. Завершается окостенение запястных и пястных отделов рук, но фаланги пальцев рук и ног еще не прошли стадию окостенения. Не рекомендуются падение на руки, соударения фаланг пальцев ног с полом. Заметное увеличение длины тела у мальчиков (у девочек с 11 лет). Чрезмерные физические нагрузки могут вызвать замедление роста трубчатых костей в длину.
Быстрый рост костно-связочного аппарата при некотором отставании развития сердечно-сосудистой системы требует постепенного подхода к дозированию тренировочных нагрузок, вызывающих увеличение ЧСС.
Увеличивается мышечная масса и растет мышечная сила. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет.
Нарастает потребление кислорода, что создает предпосылки для тренировки общей выносливости. Предельная величина потребления кислорода достигается быстро, но долго поддерживать этот уровень организм не в состоянии. Такая особенность не дает возможности целенаправленно развивать специальную выносливость.
Чтобы тренировочные средства могли оптимально влиять на формы и функции организма, необходимо уделять особое внимание длительности периодов восстановления (давать полностью восстанавливаться после любой физической нагрузки). Мышечная работа на уровне пульса 130 уд/мин выполняется спортсменами без значительного напряжения, в пределах 150 уд/мин воспринимается как тяжелая.
Появляется сосредоточенность, хорошая память и логическое мышление. Подростки уравновешенны и оптимистичны. Быстро развивается острота мышечного чувства (хорошая ориентация в пространстве). Про-
исходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения. Двигательные действия становятся более четкими. Благоприятный возраст для развития быстроты двигательной реакции и обучения тактике игры.
Основные задачи подготовки:
1. Укрепление здоровья и содействие гармоничному развитию организма.
2. Развитие ловкости, быстроты, скоростно-силовых качеств, общей выносливости, мускулатуры тела.
3. Повышение общей работоспособности.
4. Закрепление техники игры и ее совершенствование в учебных играх.
5. Закрепление тактики игры и ее совершенствование в учебных играх.
6. Интегральная игровая подготовка и участие в соревнованиях.
7. Теоретическая подготовка по специальной программе.
Физическая подготовка. Направленность упражнений для развития ловкости та же, что и для возраста 10-12 лет, но условия выполнения упражнений усложняются.
Быстрота двигательной реакции и быстрота перемещений совершенствуются упражнениями техническо-тактической направленности и специально-подготовительными упражнениями.
Обоснована необходимость повышения уровня общей выносливости на базе всесторонней физической подготовки с использованием бега по пересеченной местности, плавания, бега на лыжах, спортивных и подвижных игр и др.
Скоростно-силовая подготовка направлена в первую очередь на развитие прыгучести с помощью прыжковых упражнений, упражнений с незначительными отягощениями (табл. 16,17).
Техническая подготовка. В технической подготовке основное внимание уделяется исправлению ошибок и совершенствованию техники. Те приемы игры, которые в стандартных условиях выполняются правильно, совершенствуются на фоне сбивающих факторов (утомление, необычные исходные положения, наличие в упражнении нескольких мячей и др.).
Тактическая подготовка. В тактической подготовке продолжается исправление ошибок и разучивание новых тактических вариантов как взаимодействий с партнером, так и совершенствования индивидуальных действий. Обязательно проведение учебных игр с заданиями.
Конкретное содержание видов подготовки определяется учебной программой.
14 -16 лет. Период полового созревания. В этом возрасте почти заканчивается окостенение фаланг пальцев рук и ног (у юношей несколько позже). Уменьшается прирост поперечных размеров тела.
Появляется неуравновешенность и неустойчивость настроения. Неуверенность маскируется шумной манерой поведения. Возбудимы. В этот период снижается работоспособность, замедляется рост, но бурно раз-
Таблица 16 Упражнения с отягощениями и их дозировка (для девушек)
Упражнения
| 10-12 лет
| 12-14 лет
| 14-16 лет
| 16-18лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| С гантелями, кг
|
| 6-8
| 2-3
| 1,5
| 8-10
| 1-4
|
| 10-12
| 3-5
|
| 10-12
| 4-6
| С набивными
| | | | | | | | | | | | | мячами, кг
|
| 8-10
| 2-3
|
| 10-12
| 2-4
| 1,5
| 10-12
| 3-5
|
| 10-15
| 4-6
| Приседания
| | | | | | | | | | | | | со штангой
| | | | | | | | | | | | | на плечах, кг
| | | | до 20
| 4-6
| 2-3
| до 50
| 6-8
| 2-3
| до 70
| 6-8
| 2-3
| Выпрыгивание
| | | | | | | | | | | | | из полуприседа
| | | | | | | | | | | | | со штангой
| | | | | | | | | | | | | на плечах, кг
| | | | | | | до 20
| 6-8
| 2-4
| до 30
| 6-8
| 2-4
| Подскоки
| | | | | | | | | | | | | со штангой
| | | | | | | | | | | | | на плечах, кг
| | | | | | | до 30
| 10-12
| 2-3
| до 40
| 15-20
| 2-3
| Прыжки в глубину
| | | | | | | | | | | | | (высота
| | | | | | | | | | | | | спрыгивания в см)
| | | | | | | 30-40
| 6-8
| 2-3
| 40-50
| 8-10
| 3-4
| Примечание. В графе 1 — величина отягощения, в графе 2 — количество повторений, в графе 3 — количество серий.
Таблица 17 Упражнения с отягощениями и их дозировка (для юношей)
Упражнения
| 10-12лет
| 12-14 лет
| 14-16лет
| 16-18 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Упражнения
| | | | | | | | | | | | | с гантелями, кг
|
| 6-10
| 2-3
|
| 10-12
| 3-5
| до 5
| 10-12
| 7-8
| 5-10
| 12-14
| 7-8
| Упражнения
| | | | | | | | | | | | | с гирей, кг
| | | | | | | до 24
| 10-12
|
| до 32
| 12-15
| До5
| Упражнения
| | | | | | | | | | | | | со штангой
| | | | | | | | | | | | | (вес штанги в % от
| | | | | | | | | | | | | собственного веса):
| | | | | | | | | | | | | толчок
| | | | | | | до70
| 4-6
| 2-3
| до 80
| 2-3
| 2-3
| рывок
| | | | | | | до 50
| 4-6
| 2-3
| до 60
| 4-6
| 2-3
| приседания
| | | | до 30
| 5-7
| 3-4
| до 80
| 4-6
| 2-3
| до 100
| 2-4
| 2-3
| подскоки
| | | | до 20
| 5-7
| 3-4
|
| до40
| 2-3
| до 80
| до 60
| 2-3
| выпрыгивания
| | | | | | | | | | | | | из приседа
| | | | до 20
| 5-7
| 3-4
|
| 8-10
| 2-3
| до 50
| 4-6
| 2-3
| Примечание. В графе 1 — величина отягощений, в графе 2 — количество повторений, в графе 3 — количество серий.
виваются функции организма. У подростков появляется стремление к рекордным достижениям. Со стороны тренеров необходимо чуткое, умное педагогическое и психологическое руководство.
Физическая нагрузка в этот период должна быть снижена — проводиться базовая тренировка со средней интенсивностью.
Период полового созревания у девушек делится на три фазы: пред-пубертатную, пубертатную и постпубертатную. В пубертатную наблюдаются значительные изменения в деятельности органов и систем, появляется менструация, замедляется рост тела в длину. По данным научных исследований, в 91% случаев начало менструации приходится на возраст 12 — 14 лет.
Предменструальная фаза продолжается 2-3 дня и характеризуется высокой напряженностью жизненных функций организма. Происходит снижение уровня быстроты, выносливости, общей работоспособности. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки рекомендуется снизить до 35-40%.
В менструальной фазе (до 3-5 дней) происходит дальнейшее снижение работоспособности. Физическая нагрузка снижается, основная направленность тренировочной работы — совершенствование техники движений, воспитание гибкости.
В постменструальной фазе (с 5-го по 12-й день) наблюдается повышение работоспособности организма, суммарная физическая нагрузка возрастает. В этой фазе хорошо тренируются скоростные, скоростно-силовые качества и выносливость.
В овуляторной фазе (13-14-й день) значительное снижение работоспособности, выраженное состояние напряжения. Рекомендуются малые и средние нагрузки.
Постовуляторная фаза (14 дней) — фаза наивысшей работоспособности. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки повышаются'.
Основные задачи подготовки:
1. Разностороннее развитие мускулатуры и силы мышц.
2. Развитие «взрывной» силы мышц ног, туловища, быстроты реакции и перемещений, общей и специальной выносливости, ловкости и гибкости.
3. Совершенствование техники защиты и нападения.
4. Совершенствование тактики защиты и нападения.
5. Интегральная подготовка.
6. Определение каждому волейболисту игровой функции и проведение индивидуализированных занятий с учетом игровых функций.
7. Повышение психологической подготовленности.
8. Участие в учебных, контрольных календарных играх.
' Ю.Т. Похоленчук, Н.В.Свешникова. Современный женский спорт. Киев «Здоровья», 1987.
9. Создание условий для восстановления организма после тренировок и соревнований.
10. Теоретическая подготовка по специальной программе.
Физическая подготовка. В силовой подготовке значительное место отводится упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на группы мышц.
Специальная направленность физической нагрузки проявляется при развитии прыгучести, специальной выносливости, быстроты, но объемы тренировочных нагрузок незначительные.
Подбор средств и методов для развития физических качеств — типичный (как у взрослых спортсменов): упражнения с отягощениями (табл. 16,17), упражнения на быстроту, с партнером, акробатические, прыжковые и др., но дозировка физических нагрузок несколько ниже.
Техническая подготовка. В технической подготовке основная направленность работы — это совершенствование всех технических приемов защиты и нападения и «шлифовка» коронных приемов каждого игрока, доводя их до автоматизма выполнения, с использованием сбивающих факторов. Процесс совершенствования техники сугубо индивидуален.
Тактическая подготовка. Совершенствование ранее изученных тактических действий и разучивание новых игровых взаимосвязей с учетом тенденций развития тактики игры (выход «связующего» игрока из зон 1,6,5; подключение к атаке игрока задней линии; изучение новых тактических взаимодействий в нападении и защите и др.).
В игровой подготовке преобладает выполнение технических приемов нападения и защиты в различных сочетаниях с конкретными партнерами в зависимости от принципа комплектования команды. Проигрывание всех расстановок (с учетом запасных игроков). Участие в учебных контрольных и календарных играх.
Конкретное содержание видов подготовки определяется учебной программой.
16-18 лет. Происходит почти полное окостенение скелета и завершается рост тела в длину. В процессе завершения полового созревания наблюдается усиленный рост тела в ширину. Увеличиваются масса тела и поперечное сечение скелетной мускулатуры, в результате чего растет мышечная сила. Благоприятный возраст для целенаправленной силовой подготовки.
Деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем, уровень обмена веществ и энергии приближается к уровню взрослых и может удерживаться длительное время, что позволяет целенаправленно развивать специальную выносливость.
К концу полового созревания наступает период внутреннего успокоения и восстановления гармонии в развитии организма. Повышается работоспособность. Это период относительной стабилизации и автоматизации действий. Движения в малой степени поддаются торможению. Сила, выносливость, ловкость сохраняют хорошую тренируемость, а
совершенствование быстроты несколько затруднено, т.к. подвижность нервных процессов стабилизируется и затрудняются реакции на тренировочные раздражители. Задачи подготовки
1. Дальнейшее развитие силы мышечных групп, скорости перемещений, скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости.
2. Повышение функциональных возможностей, уровня обменных процессов и на этой основе повышение уровня общей выносливости.
3. Развитие специальной выносливости.
4. Повышение психологической подготовленности.
5. Совершенствование техники игры.
6. Совершенствование тактики игры.
7. Стимулирование восстановительных процессов.
8. Теоретическая подготовка по специальной программе.
9. Интегральная, игровая, соревновательная подготовка.
Физическая подготовка. Для этого возраста характерно повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированная работа над совершенствованием физических качеств.
В силовой подготовке значительное место отводится упражнениям избирательного воздействия на группы мышц, несущих нагрузку при выполнении технических приемов.
Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются прыжковые упражнения без отягощения и с отягощением, беговые (спринт, бег но песку, бег в гору и т.д.), а также специальноподготови-тельные и основные упражнения.
Значительное место в тренировках отводится развитию общей и специальной выносливости. Средства и методы для развития выносливости те же, что для взрослых спортсменов, с учетом индивидуальных показателей реакции организма на нагрузку.
Развитие ловкости приобретает специализированный характер (развивается акробатическая и прыжковая ловкость).
Гибкость совершенствуется с помощью подвижных и спортивных игр, общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, гимнастических упражнений, выполняемых с большой амплитудой.
Техническая подготовка. Высокий уровень технической подготовленности достигается только многократным повторением упражнений для совершенствования техники нападения и защиты с созданием определенных трудностей (дополнительная физическая нагрузка, не стандартное выполнение заданий и др.). Для этих целей используются упражнения приближенные к характеру игры с решением индивидуальных тактических задач, комплексные упражнения, игровые формы совершенствования.
Тактическая подготовка. В данном разделе подготовки идут дальнейшее совершенствование тактического умения с учетом игровых функций волейболистов, формирование умения эффективно использовать
технические приемы и тактические действия в различных игровых ситуациях, изучение команд соперников, анализ участия в соревнованиях. Игровая подготовка предполагает участие в учебных, контрольных и календарных играх.
Конкретное содержание видов подготовки определяется учебной программой.
Игровая подготовка1
Подготовка игроков в волейболе может считаться эффективной только в том случае, когда они в полной мере и уверенно применяют изученные приемы и тактические действия в сложных условиях игры и соревнований. Система заданий, которые ставят игрокам во время учебной игры, позволяет добиваться того, что все виды приемов игры и тактических действий целенаправленно воспроизводятся в игровой обстановке. С учетом задания «соперник» создает необходимые условия для выполнения того или иного действия в нападении или защите.
Обучение ведется и во время контрольных игр и соревнований с помощью так называемых установок на игру и последующего разбора
игр.
Игровая подготовка осуществляется в следующих формах:
1. Упражнения по технике в виде игры — «Эстафеты у стены» (передачи о стену сверху, снизу). «Мяч водящему», «Передал — садись!», «Мяч в воздухе», «Точно в цель» (при передаче, подаче, нападающих ударах) и т.д.
2. Подготовительные к волейболу игры — в них должна быть отражена специфика волейбола.
3. Учебные двусторонние игры в волейбол с заданиями, которые направлены на то, чтобы волейболисты научились уверенно применять весь объем изученных приемов игры и тактических действий.
4. Контрольные игры с заданиями — установками на игру и последующим анализом игры. Контрольные игры по существу служат промежуточным звеном между учебными играми и официальными соревнованиями.
Подготовительные игры. «Два мяча через сетку». В ней участвуют две команды по 6 человек. Расстановка игроков, как в волейболе, после розыгрыша очка игроки делают переход, как при выигрыше подачи. Затем мячи вводят в игру верхней передачей, нижней подачей. Условия игры приближают к правилам игры в волейбол еще больше, когда мяч через сетку бросают третьим касанием, определяют направление броска и т.п. Как этап в овладении навыками ведения игры проводится игра без подачи, мяч вводят по сигналу верхней передачей из зоны 6.
' ЮД.Железняк,А.В.Ивойлов. Волейбол (учебник для ИФК). М., ФиС, 1991, с.200-210.
Учебные игры. Игра по правилам мини-волейбола (приложение 1). Игра по правилам волейбола 6х6. Расстановка игроков при приеме мяча от соперника (игрок в зоне 3 у сетки). Игра в три касания. Игра с некоторыми отступлениями от правил (при приеме мяча фиксируют только грубые ошибки, разрешается повторная подача, если первая была неудачной). Игра при полном соблюдении правил игры в волейбол. Игра уменьшенными составами (4х4, 3х3, 2х2, 4х3 и т.п.). Игры полными составами.
Контрольные игры. Проводят регулярно, учитывая наполняемость учебной группы. Как правило, для контрольных игр подбирают «чужую» команду. Контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиями.
Задания в игре по технике. Основная задача таких заданий — «закрепить» в игре изучаемые приемы техники. Приводим типовые задания:
подача только нижняя (верхняя); прием подачи снизу; через сеткумячпосылать в прыжке; вести игру только в три касания; через сеткумячнаправлять в зону 1 (5), в любую точку, кроме зоны 6.
Обязательное требование при проведении учебных игр — применение изученных технических приемов. В систему заданий в игре последовательно включают программный материал для данного года обучения.
Задания в игре по тактике. Поскольку техника и тактика тесно связаны, задания по тактике должно быть широко представлены. Задания строятся на основе программного материала для данного года обучения: это тактические действия в нападении и защите — индивидуальные, групповые и командные.
Индивидуальные действия в нападении. Задания при передачах: передача на удар игроку, к которому передающий обращен лицом (спиной);
передача сильнейшему нападающему в данный момент у сетки; передачи на удар равномерно в зоны 4, 2, 3, на заднюю линию; передачи в зону, где расположен «слабый» блокирующий команды соперника; чередование передач на удар и обманных через сетку (в опорном положении и в прыжке).
Задания при подачах: подача на игрока, слабо владеющего приемом;
подача к боковым и лицевым линиям («уязвимые» места); подача на игрока, вышедшего на площадку в результате замены.
Задания при нападающих ударах: чередовать способы ударов (применять все из числа освоенных на занятиях); чередовать удары с обманными передачами в прыжке; направлять мяч в незащищенные места площадки; нападать через слабейшего блокирующего.
Групповые и командные действия в нападении. Примерные задания:
первой передачей (прием подачи или от противника без удара) мяч направлять в зону 3, вторая передача на края сетки высокая, лицом к нападающему и спиной (чередование); то же, но вторая передача сильнейшему нападающему, если он находится в зоне 3, а пасующий в зоне 3 или 4, то они меняются местами: нападающий уходит на край сетки, а пасу-
ющий в середину; то же, но пасующий не меняет зону: в зоне 3 передачу он выполняет в зоны 4 и 2, в зонах 2 и 4 он располагается ближе к сетке, а нападающий в зоне 3 отходит назад и участвует в нападении; первой передачей мяч направлять в зону 3 или 2, в зависимости от того, где расположен игрок зоны 3: если у сетки, то в зону 3, если у линии нападения («оттянут» от сетки), то мяч в зону 2, в соответствии с этим определяется направление второй передачи (на удар); вторую передачу выполняют только пасующие (связующие), их два: один занимает зону 3, другой зону 6, так что в каждый момент у сетки находится игрок, лучше других владеющий навыком передачи; вторую передачу выполняет тот игрок, который в данный момент занимает зону 3; равномерно загружать в нападении все три зоны — 4, 2,3, или зону 3, или зону 2.
Индивидуальные действия в защите. Примерные задания: прием подачи и на страховке только снизу двумя руками; принимать сверху двумя руками мячи, которые соперник направляет через сетку без нападающего удара, обычной передачей; в зоне 6 идти к сетке и страховать блокирующих; в зоне 6 оставаться «в поле» и играть в защите, если блока нет; при блокировании «закрывать» только диагональное направление при ударах с краев сетки, например, при ударе из зоны 4 закрывать часть зоны 6 и зону 5; при блокировании «закрывать» площадку у боковой линии (со стороны удара); блокировать только сильнейшего нападающего в данный момент у сетки, по возможности вдвоем.
Групповые и командные действия в защите. Примерные задания: при блокировании основной игрок зоны 3, другие два ориентируются по его действиям; при нападении из зоны 4 блокирующие закрывают «диагональ» (зону 5), игрок зоны 1 защищает площадку у боковой линии;
нападение то же, но блокирующие закрывают «линию», игроки зон 4 и 5 защищают свои зоны; предыдущие два задания, но нападающий удар из зоны 2 и соответствующие действия других игроков; играть по системе углом вперед (игрок зоны 6 играет у сетки на страховке).
Оценка уровня подготовленности волейболистов всех возрастных групп происходит на протяжении всего периода обучения в ДЮСШ при переходе из одной возрастной группы в другую и при завершении тренировок в ДЮСШ. По всем видам деятельности юных волейболистов в учебной программе для ДЮСШ имеются контрольные показатели, ориентированные на модельные характеристики высококвалифицированных волейболистов.
Оценивается уровень технической, тактической, физической, интегральной подготовленности; морфологические показатели; результаты участия в соревнованиях; выполнение тренировочных и соревновательных нагрузок (приложение 2).
Подготовленность занимающихся в СДЮШОР, ДЮСШ, специализированных классах оценивается как «отличная», «хорошая» и «удовлетворительная». Более низкие показатели служат основанием для повторного обучения в данной группе или для отчисления.
6.1.4. Основы планирования тренировочной работы
Цель системы подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы подготовленность юных волейболистов, прошедших многолетний курс обучения, отвечала требованиям, предъявляемым командам высших разрядов. Эти требования и служат ориентиром в программировании подготовки юных спортсменов и разработке нормативов.
Эффективность планирования существенным образом зависит от показателей, на основании которых разрабатываются планы и осуществляется оценка тренировки. Все показатели, которые сопровождают тренировочную работу, отражены в программном материале для ДЮСШ (тренировочные режимы, распределение времени на виды подготовки и др.).
Процесс качественной тренировочной работы достигнет высокой эффективности в том случае, если он осуществляется систематически, на основе перспективного плана, разработанного с учетом возрастных особенностей растущего организма, подготовленности спортсмена, режима его жизни, учебы.
Соблюдать последовательность в постановке задач. Первые два-три года занятий в ДЮСШ — создание прочного фундамента всесторонней подготовленности иобучение спортивной технике. Далее — развитие физических качеств и совершенствование спортивной техники и тактики в соответствии с возрастными особенностями.
Подготовленность спортсмена будет прогрессивно повышаться лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах работы будут полностью соответствовать функциональным возможностям организма юного спортсмена.
Каждый период следующего годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем предшествующий.
Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять перспективные планы на 2-3 года; для старшего возраста — на более длительные сроки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|