Управление командой в процессе соревнований
Управление командой в период ее участия в соревнованиях подразделяется на стратегическое и оперативное.
Стратегическое управление — изучение условий участия в соревнованиях и на этой основе — определение рационального режима подготовки к соревнованиям, уточнение оперативной подготовки команды к очередным матчам.
Тренер знакомится с положением и календарем соревнований, с особенностями мест соревнований.
Обосновав полученные данные, он разрабатывает рациональный режим тренировок и отдыха. Зная календарь соревнований тренер, совместно с врачом составляют суточный режим (отдых, питание, тренировки и др. на соревнованиях) и моделирует его в процессе подготовки к этим соревнованиям. Далее тренер разрабатывает систему подготовки команды к предстоящим соревнованиям. Он намечает мероприятия по изучению основных соперников, уточняет значение очередных матчей в соревнованиях. На основании разработанной системы подготовки к соревнованиям тренер вносит необходимые коррективы в систему оперативного управления.
При подготовке к соревнованиям тренер проверяет стартовый состав команды, систему замен, эффективность отдельных комбинаций, поведение игроков и т.д.
Искусство стратегического и оперативного управления командой зависит от опыта, интуиции, образованности тренера.
Оперативное управление — подготовка команды к предстоящей встрече, руководство ею в ходе данной встречи и подведение итогов.
В процессе подготовки команды к предстоящей встрече изучают будущего соперника, составляют план игры, проводят инструктивное собрание команды и «проигрывают» план игры.
Для изучения противника желательно просмотреть его игры всей командой. Каждому игроку дается задание по определению сильных и слабых сторон игры противника (каждого игрока), наиболее эффективных комбинаций в нападении, по организации защитных действий. Анализируется расстановка игроков, против которой придется играть в предстоящей встрече.
Далее тренер составляет тактический план игры. Определяются сильные и слабые стороны соперника и сопоставляются с реальными возможностями своей команды. Уточняются игровые действия в защите и нападении в определенных расстановках, определяется стартовый состав. Этот план сообщается игрокам команды на собрании команды.
Примерная тематика сообщения команде: значимость встречи, характеристика соперника и отдельных игроков, главная тактическая задача на встречу (характер действий в защите и нападении команды), частные задачи и характер действий каждого игрока, волевые установки.
Перед началом встречи тренер напоминает игрокам основные установки на игру, в том числе и волевые.
Руководство в ходе игры: контроль за разминкой, предстартовое указание и ведение игры.
Оперативное управление во время игры состоит из замен игроков, перерывов.
Замены целесообразно делать в таких случаях: для усиления нападения и защиты; устранения уставшего и неуверенного игрока, не справляющегося со своими функциями; если необходимо увеличить темп игры или усилить действия в защите; вместо использованных перерывов; чтобы сбить наступательный порыв противника.
Перед заменой заранее предупредить запасных игроков. При счетах 20 : 20, 21 : 21 и т.д. вводить в игру только волевого игрока. Если команда играет четко и проиграла в борьбе партию, замены не следует делать, чтобы дать возможность игроками поверить в свои силы. Если дублер играет удачно, обратную замену делать нецелесообразно.
Очень важно умело использовать 30-секундные перерывы. Тренер во время остановок игры может дать указания, которые помогут изменить ход поединка. Перерывами целесообразно пользоваться при растерянности игроков и потере инициативы, для отдыха команды, чтобы сбить темп игры соперника, дать указание на ведение игры в нужном для команды плане и указать на ошибки. Указания тренера в перерывах должно быть конкретными, ясными, лаконичными. Делать замечания необходимо спокойным, уверенным голосом.
Перед решающей партией отдых используется для указаний на завершающую партию (по организации игры) и волевые установки. Тренер всю информацию доводит до игроков спокойно, без эмоционального всплеска.
После игры, в случае выигрыша, поздравить игроков, а в случае проигрыша подбодрить команду. Обсуждение игры исключается.
Разбор игры целесообразно проводить на следующий день. В разборе игры рассматриваются:
— отношение игроков к игре (дисциплина, ответственность, целеустремленность);
— выполнение тактических задач в целом в защите и нападении;
— анализируется выполнение индивидуальных заданий;
— анализируются технические показатели каждого игрока и сопоставляются с плановыми заданиями.
Разбор игры заканчивается общими выводами по прошедшей игре. В разборе желательно выступление всех игроков.
Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка волейболиста — одна из важных сторон в практической реализации результатов тренировочной работы в соревнованиях. Она включает в себя:
— идеологическую подготовку;
— общеобразовательную (школьную и профессиональную);
— знания об индивидуальной и групповой этике поведения;
— знания о деятельности организма;
— знания о методике тренировки;
— знания о питании, восстановлении, педагогическом и врачебном контроле;
— значения о психологических аспектах игры и приемах саморегуляции психического состояния;
— знания о структуре правилах игры;
— знания о тенденциях развития игры, средствах и методах борьбы с игровой системой противника;
— знания о научных разработках в волейболе.
Средства теоретической подготовки включают: лекции и семинары;
изучение специальной литературы; беседы с врачами, тренерами, научными работниками; просмотр и прослушивание кино, радио, телевидения; педагогические наблюдения, анализ полученных материалов;
анализ проведенных игр; ведение дневника самоконтроля.
Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию игроками сути выполняемого на тренировках и соревнованиях.
Теоретические занятия проводятся в аудитории, приспособленной для демонстраций слайдов, кино-, видеоматериалов и др. Всем спортсменам заранее сообщаются тема предстоящего занятия, рекомендуемая литература. Подготовленное сообщение подкрепляется цифровым материалом, плакатами, графиками, видеозаписями и др.
Организация и проведение тренировочных сборов
Тренировочные сборы относятся к кратковременным формам повышения спортивного мастерства. На сборах для участников создаются наилучшие условия подготовки к соревнованиям: строгий режим дня;
регулярное питание; хорошее материально-техническое оснащение мест занятий; постоянный врачебный контроль и др.
Классификация сборов
Сборы по своему назначению подразделяются на:
— тренировочные;
— предсоревновательные.
Тренировочные сборы отличаются от предсоревновательных тем, что они не связаны с непосредственной подготовкой команды к выступлениям на соревнованиях, в связи с этим они могут быть посвящены различным сторонам подготовки (физической, технической, тактической), где предоставляются большие возможности для экспериментальной, перспективной и индивидуализированной подготовки.
Предсоревновательные сборы проводятся с целью подготовки команды к участию в соревнованиях и ставят перед собой следующие задачи:
— окончательное определение состава команды и ее сыгранность;
— доведение технико-тактических показателей каждого игрока и команды в целом до планируемого уровня;
— приобретение игроками состояния высшей спортивной формы.
Длительность сбора — от 7 до 20 дней. Более длительный отрыв игроков от семьи и привычного режима отрицательно сказывается на качестве подготовки и состоянии спортсменов.
Краткосрочные сборы (7-10 дней), как правило, организуются в перерывах между турами в соревновательном периоде.
Численный состав сбора — 14-16 человек. При большем составе возникают трудности в качественном проведении сбора (распыление внимания тренеров, снижение интенсивности тренировочного процесса и др.).
Содержание сборов
Основное содержание сборов раскрывается в материалах по планированию (годовой план-график, план на микроциклы). Более детальному (на период сборов) раскрытию подлежат:
— учебно-тренировочный процесс;
— воспитательная работа;
— восстановительные мероприятия. Учебно-тренировочный процесс:
а) определить основную задачу сбора (с учетом подготовленности занимающихся, имеющегося количества тренировочного времени, мас-
штабов предстоящих соревнований и намечаемого результата, материальной базы и др. условий);
б) определить содержание учебно-тренировочного процесса по разделам подготовки (физической, технико-тактической, психологической, теоретической и др.);
в) определить средства, методы и формы тренировочных занятий;
г) установить цикличность сбора (составить план на микроциклы тренировок);
Вариативность и содержание микроциклов зависит от периода подготовки, его продолжительности и основной направленности подготовки по этапам. Например: в подготовительном периоде выделяются этапы общей, специальной и предсоревновательной подготовки. В каждом этапе на сборе и вне его могут чередоваться микроциклы следующей структуры: 5-1, 4-1, 3-1, 2-1, 3-1,2-1.
Как пример — микроцикл тренировочного сбора 5-1 на специально-подготовительном этапе:
1-й день — одноразовая тренировка — 3 ч (совершенствование технических приемов в звеньях) и развитие специальной выносливости.
2-й день — двухразовая тренировка — 5 ч (утро — СФП и индивидуальное совершенствование технико-тактических действий; вечер — совершенствование групповых тактических действий в защите).
3-й день — то же, что и в первый день.
4-й день — двухразовая тренировка — 5 ч (утро — что и во 2-й день;
вечер — совершенствование групповых тактических действий в нападении).
5-й день — одноразовая тренировка — 2,5 ч (игровая подготовка, прыжковая подготовка).
6-й день — отдых.
Основными документами по планированию и педагогическому контролю на сборе являются:
1. Учебный план-график (месячный, недельный).
2. Поурочный план.
3. Индивидуальные планы.
4. Журнал тренера.
5. Дневник спортсмена.
6. Распорядок дня.
7. График дежурств.
8. Таблицы выполнения контрольных заданий.
В распорядке дня предусматривается время подъема, зарядки, завтрака, проверки индивидуальных дневников спортсменов, проведения теоретических занятий, тренировок, обеда, отдыха, свободного времени, вечерней прогулки, отбоя.
Таблицы выполнения контрольных заданий составляются по видам подготовки, где против фамилии каждого волейболиста проставляются его показатели на тренировочных занятиях и в контрольных соревнованиях.
Воспитательная работа
Основной опорой тренера в проведении воспитательной работы является тренерский совет, в который входят тренеры, капитан, ведущий игрок, врач. Тренерский совет ведет всю работу на сборе, связанную с организацией и проведением тренировочного процесса, формированием состава, проведением культурных и воспитательных мероприятий и др. Составляется план воспитательной работы.
В плане предусматривается проведение собраний, выпуск информационных материалов, проведение лекций, культурно-массовых мероприятий (например: турниров по шахматам, посещение театров, обсуждение политических событий, встречи с интересными людьми, посещение подшефных коллективов и др).
Задача тренера — создать все необходимые условия для тренерского совета, чтобы работа была полноценной, активной, с определенной самостоятельностью и проявлением инициативы.
Недельный план-график работы, распорядок дня, график дежурств, таблицы выполнения контрольных нормативов, план воспитательной работы вывешиваются на видном месте в расположении сбора.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|