Психологические упражнения
«Волна»
НУЖНО: открытое пространство (лучше на улице).
Исходные условия: команда стоит в 2 шеренги параллельно лицом друг к другу, вытягивает руки вперед (так чтобы запястья людей обеих сторон были на одной линии). По очереди выбирается 1 человек, для прохождения упражнения.
Задание: «Команда готова?» - «Да». «Я бегу» - «Беги». После чего, каждому человеку нужно пробежать сквозь шеренгу (в обе стороны), команда в свою очередь при приближении человека должна приподнять руки так, чтобы не задеть его.
Ограничения:
- если бегущий не чисто прошел упражнение (пригнулся, притормозил, прикрыл голову руками, нагнулся), он повторяет его.
Примечание: возможно проходить упражнение с выплескиванием эмоций через крики, визги.
«Колокол»
НУЖНО: открытое пространство.
Исходные условия:Команда встает в круг, плечом к плечу. Один из участников встает в круг, закрывает глаза, обнимает себя за плечи. Участники, стоящие в кругу, держат руки перед собой, ладонями к участнику в центре.
Задание: «Команда готова?» - «Да». Каждому человеку нужно не отрывая пяток от земли, ровно падает в разных направлениях. Участники, стоящие в кругу ладонями аккуратно отталкивают падающего, заставляя его качаться внутри круга, словно маятник.
Ограничения:
- упражнение выполняется молча.
«Падение на доверие»
НУЖНО: стол или какая-либо платформа высотой от 1-1,5м.
Исходные условия: Участники стоят возле возвышенности, выстроившись в две шеренги, лицом друг к другу, руки перед собой, ладони вверх. По очереди выбирается 1 человек, для прохождения упражнения.
Задание: «Команда готова?» - «Да». Каждому участнику необходимо упасть спиной назад на руки команды, при этом тело он должен держать прямо, очень жестко, руки скрещены на груди.
НЕЛЬЗЯ:
1) при падении сгибать тело, садится;
2) расцеплять руки и махать ими.
Примечание: особую роль играет настрой участника. Нужно помочь ему психологически. Также следует уделить много внимания безопасности.
«Ха-ха»
НУЖНО: одеяла.
Исходные условия: участников лучше располагать на полу «елочкой», чтобы каждый лежал головой на животе предыдущего (кроме самого первого).
Задание: нужно спокойно и четко сказать вслух один слог: «Ха». Далее вступает второй участник, который тоже громко и внятно должен сказать 2 слога «Ха-ха». Третий поддерживает инициативу и произносит четко и громко: «Ха-ха-ха». И т. д.
Ограничения:
- • упражнение проходит в молчании;
- • игра считается сорванной, как только кто – то из присутствующих позволит засмеяться.
Примечание: по окончанию упражнения можно повторить с другого конца.
Умственные упражнения
«Глаза»
НУЖНО: предметы (количество участников+3..5 предметов), одеяло, стол.
Исходные условия: участников лучше расположить вокруг стола. На столе предметы, закрытые одеялом. На 5 секунд одеяло открывается.
Задание: участникам по очереди нужно называть предметы, лежащие на столе. Если участник считает, что были названы все предметы, то он должен сказать «Стоп». Если кто-то назвал предмет, которого нет, или повторился, то упражнение выполняется заново.
Ограничения:
- упражнение проходит в молчании;
- предметы не должны повторяться.
«Магический квадрат» («Бип»)
НУЖНО: мел, сетка с маршрутом.
Исходные условия: на асфальте нарисована сетка из квадратов 10х10. Команда строится друг за другом в шеренгу, спиной к квадрату. Ближайший к квадрату пытается пройти, следующий за ним наблюдает. У ведущего лист с подобной сеткой и отмеченным маршрутом.
Задание: по очереди всей команде нужно пройти с одной стороны квадрата на другую, обнаружив задуманный ведущим маршрут.
Ограничения:
- если делается неверный шаг, звучит слово «Бип» и участник встает в конец шеренги;
- во время выполнения задания не произносится ни слова.
«Пятнашки»
НУЖНО: картонные или деревянные листы 30*30 см (количество участников+1).
Исходные условия: построить участников в две шеренги. Каждый получает лист размером 30x30 см и встает на него. Между двумя шеренгами помещают одну свободный лист.
Задание: обе шеренги должны поменяться местами, используя свободный лист.
Ограничения:
- • количество участников должно быть четным;
- • упражнение проходит в молчании.
«Узники»
НУЖНО: наручники из веревки по количеству участников, длинная веревка.
Исходные условия: надеть на каждого из участников наручники, при этом сильно не затягивайте узлы возле рук. Затем соединить длинной веревкой.
Задание: необходимо освободиться от общей веревки.
Ролевые игры
Ролевые игры представляют собой некоторую модель окружающей действительности. В момент проведения игры участники получают необходимый опыт действия в самых разных ситуациях. Причем этот опыт потом обсуждается и, в отличие от реальной жизни, человек видит, что можно изменить. И в реальности его действия становятся более эффективными.
Кроме того, существуют обучающие игры, где в игровой форме ребята получают какие-то знания и навыки. Поскольку они тут же в игре и могут их применить, то усвоение идет гораздо эффективнее. Обычно ролевые игры подготавливаются ведущими, когда хочется проиграть какую-то проблему.
Ночь триффидов
По мотивам произведения Джона Уиндема «День Триффидов»
Реквизит:
1. тканевые повязки или повязки (по количеству угроков)
2. свечи
3. ключ: бутылка с водой
4. саквояж с медикаментами
5. послание «Если ты – врач, то земляне победили, и ты скоро вернешь им зрение. Если нет – скоро Земля будет захвачена инопланетянами, а ты получишь почетное звание генерала – предателя»
6. банку или стакан, через которую будет вестись сообщение с игроками
7. шапка или другой головной убор
Роли:
1. мастер (взрослый ведущий, играет роль третей силы)
2. наблюдатели (взрослые, кто смотрит за техникой безопасности, и играют роль инопланетян)
3. доктор – один из игроков, единственный, кто может вернуть землянам зрение – выбирается мастером
4. игроки (от 25-30ти человек)
Начало игры:
Игроки входят в зал, взявшись за руки и закрыв глаза, садятся на заранее поставленные в круг стулья. В центре круга зажигается свеча, гасится свет. Игрокам разрешают открыть глаза и просят несколько секунд посмотреть на свечу, затем мастер говорит о том, по какому произведению создана игра. Объясняет правила игровой территории, за которую нельзя выходить. Говорит о наблюдателях и дает вводную.
Вводная: «Все мы – жители Земли. Сегодня ночью вы столкнулись с необычным космическим явлением – дождь из сверкающих метеоритов, которые сгорали в верхних слоях атмосферы. Все на Земле прильнули к окнам своих домов – никто не хотел пропустить необычного зрелища. Такого раньше еще не было. Небо просто переливалось от всполохов. Яркие вспышки метеоритов чудесно переплетались в звездном небе… До тех пор пока… все наблюдавшие за этим не ослепли». Далее мастер объясняет, дальнейшие правила: наблюдатели повяжут всем повязки, и игра пройдет вслепую. Вашей задачей является обретение зрения. Помочь вам может только врач, знакомый с тайнами микрохирургии глаза. Он есть среди вас. Не смотря на то, что вы ослепли, вы можете говорить, и таким образом можете найти доктора. Услышав вопрос: «вы – доктор?», врач ответит: «Да». Вы можете свободно передвигаться по игровой территории, но если почувствовали, что на голову одета шапка, то это значит, что вас парализовало, и вы должны молча двигаться с тем, кто вас парализовал, после того, как шапка снята, можете продолжить игру. Выиграть в этой игре может либо один, либо все. Сейчас наблюдатели разведут вас по игровой территории по тем местам, откуда вы начнете игру. Игра начинается со слов: «Старт игры», до этого вы должны будете молча стоять на своих местах. Мастер спрашивает о вопросах у игроков, и, ответив на все, дает знак наблюдателям о том, что можно разводить игроков.
Вводная для доктора: « Ты – врач. Для того чтобы помочь землянам обрести зрение, нужен твой саквояж, потерянный в суматохе, и зрячий». Доктор получает свою вводную одним из последних и так же, как и другие игроки, отводится на его место.
По сигналу начинается игра.
Ход игры:
Игроки двигаются по территории, общаются ищут доктора, затем ищут саквояж, и зрячего, которого нет. Через 20–30 минут можно спрятать саквояж, через час бутылку (можно приклеить на скотч на стену). В течение поисков самые активные игроки «парализуются» и им через банку, искажающую голос, сообщается различного рода информация (каждому игроку по одному высказыванию):
— тебя похитила третья сила, которая желает тебе помочь, но не смеет вмешиваться. Землю пытаются захватить инопланетяне. Там, откуда тебя похитили, находится ключ к спасению.
— тебя похитила третья сила, которая хочет сообщить тебе, что среди вас есть шпион (на самом деле нет, но эта информация подстегивает активность)
— ключ к спасению – Н2О
— ключ способен вернуть зрение для этого достаточно его отыскать
— ключ может вернуть зрение только одному землянину, для этого нужно сделать один глоток, только один глоток, и только одному человеку
Можно давать разного рода варианты этих сообщений.
После того, как найдены доктор, саквояж и бутылка с водой, игроки должны решить, как распорядиться ключом: кому пить из бутылки. Как только этот вопрос решен, то игроку, выпившему воду, на голову одевается шапка, и он отводится в сторону. Ему снимают повязку и дают прочесть послание. Остальных игроков проводят в аудиторию со стульями, сажают и освобождают от повязок. Игрок, сделавший глоток, читает послание.
Задачей игроков было обретение зрения, они изначально знали, что помочь им может только доктор. Если они отдали воду доктору, то все победили, если нет, то победил только один, тот, кто сделал глоток из бутылки.
Затем обсуждается игра, переживания игроков, и все, что они хотят сказать.
Создание основной страны
Цель проведения:определение стиля ситуативной коммуникации
- определить характер взаимодействия участников игры между собой,
- распределение ролей в группе,
- стили поведения каждого участника игры,
- ценности, объединяющие участников игры.
Оборудование:
4 листа ватмана склеены вместе и вырезаны в виде острова, наборы красок, кисти, фломастеры, цветная бумага, различные фигурки из бумаги: домики, деревья, фабрики, заводы, люди и т.д. магнитофон с кассетой, клей, ножницы.
Инструкция:
Сегодня здесь собрались великие мудрецы. Однажды вы отправились в странствия. Вам хотелось отыскать такое место на земле, которое ещё не было освоено людьми. Вы долго путешествовали, встречали разных людей, видели разные места на земле. И вот однажды вам посчастливилось добраться до необитаемого острова. Сомнений не было – вы нашли то, что так долго искали. Вам не надо исправлять чужие ошибки, переделывать. Вы можете начать с нуля, в ваших силах создать идеально место для жизни, работы и отдыха. О, мудрейшие! Превратите этот остров в самое замечательно место на земле. Каждый из вас могучий волшебник и может преобразовать эту землю на благо всем и себе.
Время:от 20 минут до 1 часа.
Протокол наблюдений.
Дата
1. имена участников группы
2. стиль ситуативной коммуникации (общие комментарии относительно того, как взаимодействовали члены команды между собой)
Характеристика взаимодействия участников группы
| Распределение ролей в группе
| Стиль поведения каждого участника группы
| Ценности, объединяющие участников группы
| сотрудничество
| | | Центральная фигура и комментарии к ней участников игры
| ассимиляция
| | | Параллельная игра
| | | Борьба за территорию
| | | 3. прогноз относительно жизнеспособности группы (заполняется посте окончания обсуждения игры)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|