Сделай Сам Свою Работу на 5

ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ» (Уфа, 2005. 400 с.)





 

Монография Файзуллина Г.Г. представляет собой любопытную попытку комплексного подхода к изучению особенностей происходящих аграрных преобразований в Российской Федерации. Проделанное теоретическое изыскание развивает теоретико-методологические и практические основы анализа осуществления государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации.

Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения.

В первой главе анализу подвергается аграрный сектор экономики, монографическая литература, написанная учёными-государствоведами, правововедами-аграрниками, экономистами и представителями других наук. В результате автор определяет принцип государственного управления сельским хозяйством Росси после демонополизации государственной собственности и выдвигает гипотезу об универсальности государственного управления во всех экономических моделях. Вместе с тем отмечается, что эффективность государственного управления зависит от сочетания многих факторов. Достаточно основательно раскрыты особенности сельского хозяйства как объекта государственного управления.



Во второй главе автор рассматривает место и роль государства в проведении аграрных преобразований в Российской Федерации на современном этапе, который охватывает последнее десятилетие. В соответствующих параграфах, на базе имеющегося материала, описаны основные направления законотворческой деятельности государства в условиях перехода аграрного сектора к рыночной экономике. Автор считает, что для достижения результативности сельскохозяйственного производства в условиях многоукладной экономики важно сочетание рыночных механизмов с управленческой деятельностью государства. С его точки зрения, сегодня сохраняют своё значение структурные преобразования в аграрной сфере, что во многом является первоопределяющим фактором совершенствования управленческой деятельности государства аграрным сектором экономики. Предпринята попытка, построить возможную модель системы управления, которая характерна для страны, признающей принципы правового государства. При этом выявлен ряд закономерностей управления агропромышленным комплексом, характерных для многих рыночных стран. Как показывает анализ, все они широко используют достижения современного научно-технического прогресса, выработанные к концу XX века интеллектуальной силой общества, взаимозависимых друг от друга социально-экономических систем. В работе показано то, как государственные органы власти и управления федеративного государства способны позитивно повлиять на процессы преобразования аграрного сектора экономики адекватно действиям многоукладной экономике.



При анализе такого сложного процесса, как государственное управление аграрным сектором экономики, автором судебная власть рассматривается как особая ветвь государственной власти, которая имеет конкретный характер, выражающейся в рассмотрении и разрешении судебной системой России самых разнообразных дел, следующих из правовых отношений в сельском хозяйстве.

В сложных экономических и политических условиях процесса перехода сельского хозяйства России к рынку нельзя преувеличивать возможности рыночных сил, а также монетарных методов. В постиндустриальном обществе требуется развитие системы государственного управления именно через три ветви власти, благодаря которым используется весь спектр «рычагов» воздействия на экономику.

В работе подвергаются исследованию важнейшие вопросы обеспечения продовольственной безопасности как приоритетного направления деятельности современного российского государства. Раскрывается понятие продовольственной безопасности. Для этого используется монографическая литература, федеральное и региональное законодательство по исследуемой теме. Использованы также федеральные целевые программы, послания Президента РФ Федеральному Собранию, Концепции национальной безопасности РФ, различные доклады, аналитические справки о состоянии продовольственной безопасности России на современном этапе. Обосновывается необходимость государственного обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышения роли государства в процессе интеграции российского сельского хозяйства в мировой сельскохозяйственный рынок.



В третьей главе анализируются особенности государственного управления аграрным сектором экономики федеральными государственными органами, а также региональными органами в субъектах Российской Федерации. В рамках проводимой административной реформы по укреплению государственной власти рассмотрены проблемы, связанные с организационно-правовыми формами и методами государственного управления сельским хозяйством на федеральном уровне. В связи с этим рассмотрены такие сложные вопросы, как правовое обеспечение проведения аграрной реформы, значение региональных программ в развитии аграрном секторе экономики применительно к новым условиям.

Определенное внимание уделено вопросам возрождения национально-традиционных форм ведения сельского хозяйства в субъектах Российской Федерации. Значительное место уделено анализу федерального аграрного законодательства и проблеме соотношений его с аналогичным законодательством субъектов РФ.

По мнению автора, государственное управление это первоопределяющий фактор в процессе жизнеобеспечения любого социума, а право это производное от государства понятие. При этом, пока, понятие «государственное регулирование» ни с научной, ни с нормативной точки зрения не раскрыто. Законодатель понимает его как нормативное регулирование общественных отношений, а это обязывает принимать соответствующие законы. Но государственное управление, является в широком понимании этого понятия, интегрированной функцией государства.

Принятые законы надо реализовывать и получать социально-экономический результат. Именно для этого создаются исполнительные органы государства. Однако в настоящее время они не ориентированы на управление. Это произошло потому, что авторы рыночных перемен на корню без разбора отрицали и подвергли демонтажу всю прежнюю систему экономики, а государство вообще отстранили от экономики. Особенно пострадало от такой политики сельское хозяйство страны. В новых условиях под мнимым предлогом осознанного демонтажа всего коллективного во имя торжества воззрения «саморегуляций рыночной экономики», как правило, регулирующая деятельность государства не реализуется. Так, почти не реализуются такие важные функции как контроль, отчётность и учёт, без чего нет и быть не может и конечного результата, т.е. достижение тех задач, ради которых и принят тот или иной нормативно-правовой акт. В работе с учётом Закона Франции «О сельском хозяйстве» обосновывается ряд концептуальных положений для включения в проект ФЗ «О развитии сельского хозяйства» - без принятия которого, как считает автор, не представляется возможным выполнение Национального проекта по развитию сельского хозяйства в России.

В четвёртой главе выявлены и проанализированы различные методы государственного управления с учётом роли сегодняшней экономической ситуации углублении кризиса в аграрном секторе экономики России.

Рассмотрены конституционные основы деятельности органов местного самоуправления и местного управления в сфере сельского хозяйства, особенности деятельности органов местного самоуправления и местного управления по поддержке сельского хозяйства в современных условиях, а также такие новые проблемы в условиях становления многоукладной сельскохозяйственной экономики, например, участие органов местного самоуправления и местного управления в антимонопольной и налоговой политике государства.

В монографии весьма аргументировано обосновывается точка зрения о том, что без усиления государственного управления аграрным сектором экономики нельзя достичь полного воплощения возрождения стратегии и развития России как великой страны, которая для этого обладает всем необходимым: природными ресурсами, интеллектуальной силой, новыми технологиями и т.п.

Автор также обоснованное опасение о том, что дальнейшее ослабление управляемости аграрным сектором экономики может привести к непредсказуемым последствиям и поставить под вопрос единство и целостность самого государства, ибо от обеспечения продовольственной безопасности страны зависит и сохранение генофонда нации и возможность реализации задач по вхождению России как развитой агропромышленной инфраструктуры в мировое аграрное хозяйство в статусе его полноправного партнёра.

Работа ценна не только с теоретической, но и с практической стороны. Интересны также высказанные автором предложения о необходимости принятии законов о развитии сельского хозяйства, о продовольственной безопасности. Любопытен разработанный проект Концепции государственного управления аграрным сектором экономики в постсоветской России.

Вместе с тем хотелось бы высказать и некоторые замечания.

Так, на наш взгляд, автору следовало бы также исследовать экологические аспекты данной проблемы. Кроме этого, в работе не нашли должного внимания вопросы применения административных наказаний за нарушения в области сельского хозяйства.

Декан юридического факультета

Уфимского института Российского государственного

торгово-экономического университета,

доктор юридических наук, профессор

В.К. Самигуллин

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.