Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимодействие кармы и психологии





Я нахожу, что решающее значение в этом мире имеет не столько то, где мы стоим, сколько то, в каком направлении мы движемся. Сэр Оливер Уэнделл Холмс

Наша психология и наша карма тесно сплетаются между собой. Мы можем пытаться справиться со своими кармическими проблемами, но если не решим проблем своей психологии, которые являются результатом нашей кармы, то те же эмоциональные спусковые механизмы заставят нас действовать и реагировать теми же старыми способами, создавая заново или даже перемешивая груз нашей кармы.

Мы развиваем в себе определенные умственные и эмоциональные реакции, основанные на нашем опыте в этой жизни, но у нас также есть склонности, исходящие из наших прошлых жизней. Мы можем избегать конфликтов, потому что когда-то оказались втянуты в борьбу не на жизнь, а на смерть, или же окружаем своих детей чрезмерной заботой, потому что в прошлой жизни у нас были отняты дети.

Всякий раз, когда у нас формируются определенные привычки или защитные механизмы, фобии или влечения к чему-либо, наша энергия естественным образом стремится течь по уже прорытым нами каналам. Требуется решимость, умение и подходящие средства для того, чтобы воссоздать новые образцы поведения.



Если, к примеру, у нас есть проблема эмоционального характера, состоящая в том, что мы тратим чересчур много денег, мы можем нанять каких угодно советчиков по финансовым вопросам. Но пока мы не осознаем кармические причины и сопутствующие им психологические проблемы, заставляющие нас периодически просаживать все деньги, ходя по магазинам, мы никогда не сможем оплатить свои кредитные карточки. Вот почему зачастую так необходимо бывает обратиться к опытному психотерапевту, который в состоянии помочь нам преодолеть наши психологические проблемы, а мы бы в это время занимались своей духовной практикой и предпринимали необходимые физические шаги, к которым призывает нас ситуация.

Как же нам узнать, когда ситуация в нашей жизни имеет отчетливый кармический привкус? Люсиль Яни, психотерапевт, верящая в реинкарнацию, говорит, что одним из ключей к этому является модель чрезмерной эмоциональной реакции, включающей необъяснимые страхи или фобии. «Когда у человека возникает более сильная реакция на происходящее, чем предполагается в данных обстоятельствах, это может означать, что он реагирует на имевшие место в прошлом ситуации из этой или других жизней», — считает Яни, которая дает консультации уже в течение тридцати пяти лет. По ее мнению, текущее обстоятельство, вызывающее нашу ответную реакцию, может вовсе не нести в себе такой угрозы, как событие в прошлом, однако мы воспринимаем его и реагируем на него так же, как когда-то делали это в первый раз.



Например, если в прошлой жизни мы подверглись пыткам, то в ситуации сегодняшнего дня можем обнаружить, что реагируем на критику так, словно на нас нападают или пытают. «В подобном случае мы могли бы воздерживаться от громкой речи, — поясняет Яни. — У нас могла бы возникнуть чрезмерная потребность доставлять удовольствие другим. Возможно, мы были бы не способны постоять за себя, оказываясь под чьим-то испытующим взглядом. Вместо этого мы бы постоянно занимали позицию жертвы, защищаясь, закрываясь и в конце концов "умирая"».

Другим признаком того, что мы, возможно, имеем дело с проблемами прошлой жизни, считает Яни, является интенсивность нашей эмоциональной раз­рядки, как только мы справились с ситуацией. «Может быть, мы одерживаем победу над чем-то очень незначительным, —говорит она, —вроде противостояния человеку, которого мы боялись. Но после того как мы это сделали, мы ощущаем огромную радость. Как будто вся энергия, которую мы использовали на то, чтобы подавить воспоминания прошлой жизни, высвобождается и становится теперь доступной для нас».



Хотя вовсе необязательно знать подробности своих прошлых жизней, чтобы успешно преодолевать свою карму, нам следует стремиться анализировать себя и наблюдать за тем, как мы реагируем на события. Надо стремиться к осознанию того, что никаких случайностей или совпадений в жизни нет. Что бы с нами ни происходило, оно происходит по определенной причине. Каждая встреча — это наш шанс привести карму к ее наилучшему разрешению.

Может существовать шесть различных способов того, как справиться с ситуацией, и все они способны помочь вам обрести хорошую карму и приятные ощущения, но только один из них окажется для вас наилучшим решением проблемы, и вы это почувствуете. Скажем, к примеру, что ваша мать была в прошлой жизни ребенком, которого вы бросили. Теперь ваша мать состарилась и нуждается в особой опеке.

«Из-за того что вы в прошлом бросили свою мать, вы почувствуете сильнейшую необходимость лично заботиться о ней, в то время как ваши братья и сестры могут вовсе и не разделять ваших чувств, — говорит Яни. —Ваши братья и сестры могут чувствовать себя прекрасно, радея о ком-нибудь другом и даже поместив свою мать в хороший дом, где о ней будут заботиться должным образом. Между прочим, если ваши братья и сестры по роду своей деятельности уже внесли своевременный вклад в этот мир, то, становясь опекунами своей матери, они на самом деле оказывают плохую услугу себе и другим».

Вы могли бы научиться понимать, в чем состоит ваш кармический долг, наблюдая за тем, как вы чувствуете себя в данной ситуации, говорит Яни. Из-за лежащей на вас кармической ответственности вы, вероятно, чувствовали бы себя полным сил и энергии, если бы лично заботились о своей матери. Что касается ваших братьев и сестер, чьи главные обязанности лежат где-то в другом месте, то они могли бы почувствовать ожесточение и неудовлетворенность, если бы им пришлось выполнять эту работу. Таким образом, наш долг может полностью отличаться от долга других людей, даже если мы находимся в одинаковых условиях. Все зависит от нашего кармического прошлого. Наша задача — направить свою добрую волю на следование внутреннему голосу, который приведет нас к выбору наилучшего решения.

 

Роль сострадания

Сама идея сострадания основана на четком понимании взаимной зависимости всех этих живых существ, среди которых все являются частью друг друга и каждое связано со всеми. Томас Мертон

Сострадание является неотъемлемой частью нашего кармического преображения — сострадание не только к себе самим, но и к другим людям. Когда Майкл подрос, он перестал питать доверие к кому-либо, даже к своим родителям. В пятнадцать лет он вздумал освободиться от родительской опеки, не дожидаясь своего совершеннолетия. Он сообщил своей матери, что идет в библиотеку, чтобы узнать, что требуется для того, чтобы юридически освободиться от своих родителей.

Вместо того чтобы рассердиться, его мать отнеслась к нему с состраданием. «Я не стала воспринимать это как личную обиду, — сказала она. — Я хорошо знала, как ему трудно. Я понимала, что должно происходить у него в душе. Поэтому я обняла его и сказала: "Знаешь, если бы у тебя были плохие родители, ты был бы вынужден поступить именно так. Но, дорогой, тебе в этой жизни дали хороших родителей, которые тебя поддерживают и находятся на твоей стороне. Мы — за тебя. Тебе не нужно освобождаться от хороших родителей"».

На следующий день она подслушала, как ее сын по телефону объяснял своему другу, что он планировал заполнить анкеты для того, чтобы выйти из-под родительской опеки до достижения совершеннолетия, но выяснил, что у него на самом деле хорошие родители и ему не стоит этого делать. «Вся напряженность вокруг той ситуации прошла, — сказала его мать. — И такое никогда больше не повторялось». У нее было ощущение, что кто-то, кому Майкл глубоко доверял в своей прошлой жизни, предал его. Только когда родители поддержали его в каких-то трудных испытаниях, где, по его ожиданиям, они должны были его бросить на произвол судьбы, он смог по-настоящему научиться им доверять.

Тони тоже страдала недоверием к людям, от которого она смогла избавиться через оказанное ей сострадание иного рода. Сколько Тони себя помнила, она всегда чувствовала себя неловко в мужской компании. В детстве она никогда не проводила много времени с мальчиками. Когда она уже была молодой женщиной, в ее окружении приходилось и несколько друзей, но она всегда держалась от них на некотором расстоянии.

Тони вышла замуж довольно поздно. «Несмотря на свою силу и мужественность, мой муж был к тому же очень добрым человеком, — рассказывает она. — И все равно, если бы он хоть немного поднял голос или оказался бы хоть чуточку раздражен, я бы испугалась и ушла в себя. Постепенно, благодаря его любви, его чуткому и покровительственному отношению ко мне, я стала смягчаться. И все-таки я не чувствовала полной близости с ним. Когда мне хотелось быть незащищенной и полностью открытой перед ним, я не могла этого добиться. И я никак не могла понять почему».

Однажды, уже более десяти лет прожив в бра­ке, Тони решила во что бы то ни стало узнать, по­чему у нее такая потребность ставить барьеры меж­ду собой и мужчинами, включая ее мужа. Она ра­ботала с консультантом, использовавшим такую технику, которая позволила Тони получить доступ к событиям этой и прошлых жизней без гипноза. Вот ее история, рассказанная ее собственными словами.

«Когда я закрыла глаза и попробовала обратиться к истокам своей недоверчивости, я увидела себя девочкой из другой жизни. Был солнечный день, и я играла вдали от дома. Мир казался прекрасным и добрым, и я была беззаботной и счастливой. Я слишком заигралась и поняла, что опоздаю к ужину. Чтобы быстрее добраться домой, я решила пойти через лес. Солнце уже садилось, и в воздухе была легкая прохлада. Войдя в лес, я почувствовала себя немного неуютно. Но я продолжала идти вперед, говоря себе, что бояться нечего.

Затем я почувствовала, что неподалеку от меня кто-то есть. В наступающих сумерках я разглядела фигуру мужчины. Вскоре я узнала в нем человека, работавшего на ферме у моих родителей. Он всегда хорошо относился ко мне, однако теперь в его поведении было что-то странное. Мне не хотелось быть рядом с ним. Мне хотелось быть дома, в безопасности. Он подошел ближе, прикоснулся ко мне, и все, что произошло вслед за этим, было как в тумане. Всю сцену покрыла тьма. Следующее ощущение, которое у меня возникло, это то, что я лежала в болоте, в ледяной воде, и вокруг было холодно и темно. Я была мертва. Но я запомнила свою последнюю мысль: "Никогда больше не стану доверять мужчине и никогда больше не отдам ему себя".

Понадобились терпеливые уговоры, чтобы я вернулась к тому моменту в своих воспоминаниях, когда впервые узнала этого человека. Я поняла, что он уже не раз совершал такое по отношению к кому-то. И все же я не думаю, что он был по-настоящему подлым или дурным человеком. У него просто была очень расстроена психика. Он был не в своем уме. Ему казалось, что кто-то другой, а не он сам причинил боль мне и другим своим жертвам. Поняв это, я смогла отнестись к нему с состраданием и простить его и помолилась о его исцелении».

Тони осознала, что с момента своего переживания, имевшего место в той жизни, она верила в ложную мысль, что никогда больше не сможет доверять ни одному мужчине. В тот ужасный миг она решила никогда не отдавать себя полностью, даже тому, кто сейчас больше всех ее любил. Теперь же она в конце концов поняла, что может доверять мужчинам выборочно — в зависимости от того, какой это человек, и что она может любить своего мужа и доверять ему безоговорочно.

«Огромная тяжесть свалилась с моих плеч, — говорит Тони. — После сеанса я вернулась в объятия своего мужа и смогла почувствовать к нему любовь, которая, как я знала, всегда жила во мне.

Моя любовь соединилась с его любовью. Она окутывала нас обоих и изливалась на все вокруг нас. Мне стало ясно, что если ты способен понять, проявить сострадание и простить другого даже за то, что может быть гнусным преступлением, тогда ты сможешь беспрепятственно любить и быть любимым».

Слыша подобные истории, мы начинаем думать, что острые проблемы нашей кармы и нашей психологии произрастают из единичного, из ряда вон выходящего или травмирующего события, которое заставило нас нанести вред другому человеку, или наоборот. Однако не в меньшей степени определяет формирование нашей кармы, нашего характера и психологии широкий спектр повседневных воздействий и нашей реакции на них в этой и прошлых жизнях.

Психологи говорят нам, что мы формируемся под давлением наших травм. Ежедневное вторжение пагубных внушений, таких как критицизм или язвительные замечания, могут быть более губительными для здоровья, чем любое шокирующее событие.

Независимо от того, какие драмы мы несем с собой из прошлого, именно мы в конечном счете являемся властителями своей судьбы. Мы — не жертвы.

Мы можем подойти к своей душевной работе с позиции зрелого чувства ответственности и сострадания, говоря: «Ну ладно, эта неблагоприятная ситуация существовала в моем детстве или в прошлой жизни, но я — тот, кто я есть. Я — сын (дочь) Бога, и я самостоятельно определяю курс своей жизни. Да, возможно, у меня была неблагополучная семья, но я отнесусь к ним с милосердием и прощу их. Мои родители и те, кого я знал, несут ответственность за свои действия, но я тоже ответственен за то, как я на них реагирую.

Я хочу убедиться, что исправляю в себе самом те качества, которые вынудили меня создать негативную карму, и я хочу удостовериться в том, что даю собственным детям и людям, которых встречаю на своем жизненном пути, лучшую возможность стать теми, кто они есть. В процессе экспериментирования над своей внутренней сущностью я могу совершать ошибки, но я не буду себя критиковать. Я буду учиться на этих ошибках и продвигаться вперед. И я не забуду любить себя и прославлять те из своих внутренних качеств, которые помогли мне создать хорошую карму».

 

Золото в грязи

Странствуй от низшего к Высшему Я и найдешь золотую жилу. Руми

Однажды, когда я почувствовала, что приняла самое худшее решение в своей жизни, кто-то дал мне мудрый совет. Совет был такой: принимая неправильное решение, вы учитесь большему, нежели принимая правильное. Как писал однажды Джеймс Джойс: «Ошибки — ворота, ведущие к открытиям». И все же многие из нас становятся неумолимыми, когда дело касается их собственных ошибок или неверных суждений. Мы не можем, кажется, простить самих себя за несоответствие призрачному и скользкому критерию «совершенства».

Роберт Кеннеди однажды заметил, что «только те, кто не боится великих неудач, смогут когда-нибудь достичь великих успехов». В этом смелом приключении, называемом жизнью, мы неизбежно то и дело поворачиваем не в ту сторону. Но это вовсе не делает нас менее ценными. Нужно только войти в контакт с той болью, которую мы, возможно, причинили другим своими ошибками. Всей глубиной своего сердца мы должны испытать раскаяние, ко­торое убедит нашу душу никогда больше не причинять подобные страдания ничему живому. Но необходимо также подняться над всем этим. Чувство вины — враг духовного роста.

Независимо от того, какие ошибки мы совершили, в тот момент мы старались сделать лучшее, на что были способны. Теперь пришло время простить себя и продолжать жить дальше, не спуская глаз с того огромного духовного потенциала, который мы имеем внутри себя. Именно в этом суть проблемы. У всех нас есть этот огромный духовный потенциал, но мы не всегда его принимаем, особенно когда другие нас недооценивают, или мы сами недооцениваем себя.

Чтобы выполнить эту задачу, невзирая на каждодневные испытания, привносимые нашей кармой, мы нуждаемся не только в том, чтобы видеть ситуацию с более высокой позиции, но и чтобы обрести внутреннее видение своей собственной Божественной реальности. Мы должны снова и снова подтверждать, что в самой глубине нашей сущности сияет золото.

И буддисты, и христианские гностики использовали образ «золота в грязи» для того, чтобы помочь нам понять свою духовную природу. Они говорили, что золото нашего духа может быть покрыто мирской грязью, но грязь не способна уничтожить присущую этому духу красоту.

Буддизм учит, что в каждом из нас содержится зародыш, или семя, Будды, и потому мы все потенциально являемся Буддами в процессе становления. Буддийский текст «Уттаратантра» приводит для объяснения этой истины следующую аналогию: «Семя Будды подобно золоту. Допустим, что принадлежавшее некоему человеку золото было во время его отлучки брошено в яму, заполненную нечистотами. Будучи неразрушимым по природе, это золото могло пролежать там в течение многих сотен лет». Далее в этом тексте говорится о том, что «Господь воспринимает истинные добродетели ["золото"] живых существ, тонущих в страстях, которые подобны грязи». Для того чтобы «смыть эту грязь», Будда посылает всем живущим на земле дождь высочайшего учения.

Гностики также говорили о нашей золотоносной природе. Согласно греческому отцу Церкви II в. Иринею (Лионскому —Прим. пер.), гностики учили, что наша «духовная субстанция» не может быть испорчена, подобно тому как «золото, опущенное в нечистоты», не теряет свою красоту, но «сохраняет свои природные качества, и нечистоты не в состоянии повредить золоту».

Иными словами, не важно, через что вы прошли. Не важно, сколько грязи (кармы) попало на вашу душу и сформировало внешнюю сторону вашей личности на жизненном пути. Не важно, что говорят о вас другие люди. Вы все равно — дитя Бога, чистое золото. Вы способны совершить то великое духовное предприятие, которое принадлежит вам по праву рождения. А ваше Высшее Я — опытный проводник на этом пути.

Ваше Высшее Я — это часть вашей золотой сокровищницы. Ваше Высшее Я — это присущее вам высшее сознание и направляющий свет, ваш мудрый духовный наставник и самый дорогой друг. Иисус сделал открытие, что Высшее Я — это Христос, а Гаутама обнаружил, что это Будда. Поэтому Высшее Я называют как внутренним Христом (или Я Христа), так и внутренним Буддой. Индусы именуют наше Высшее Я Атманом, а христианские мистики иногда называют его Внутренним Светом или внутренним человеком нашего сердца.

Когда нам случается попасть в трудную ситуацию, наше Высшее Я оказывается самым главным нашим другом и наставником. Мы можем сознательно войти в свое сердце, которое является вместилищем высшего сознания, и настроиться на внутренний голос мудрости, изливающейся из нашего Высшего Я. Мы можем попросить свое Высшее Я раскрыть нам духовные механизмы, действующие в любых обстоятельствах, показать, какие шаги нам следует предпринять, чтобы решить свои кармические проблемы, и как изо дня в день мы можем творить наилучшим образом свою хорошую карму.

 

Благодать хорошей кармы

Нельзя убежать от действия своей прошлой кармы. Но если жизнь человека наполнена молитвой, то он отделывается лишь уколом колючки в ногу там, где должен был бы страдать от глубокой раны. Шри Сарада Дэви

Иногда накопления нашей хорошей кармы приносят нам то, что мы называем «благодатью» — удачу, передышку, которую мы не ждали, но в которой очень нуждаемся. Индийский мастер и наставник Парамаханса Йогананда рассказывает историю о мастере Бабаджи, объясняющую, как работает благодать.

Однажды ночью ученики Бабаджи сидели у костра, зажженного для совершения священной церемонии. Внезапно Бабаджи выхватил прямо из огня горящую головню и слегка ударил ею по голому плечу ученика, сидевшего у огня. «Какая жестокость!» —воскликнул один из учеников мастера. Но Бабаджи отвечал: «А вы хотели бы, чтобы он на ваших глазах сгорел дотла, в соответствии с тем, что ему предписано его прошлой кармой?» Тогда мастер положил руку на обожженное плечо ученика и исцелил его, говоря: «Этой ночью я избавил тебя от мучительной смерти. Кармический закон был удовлетворен твоим легким ожогом от огня» (1).

Мы все видели, как действует благодать хорошей кармы. Взять хотя бы эти недавние примеры. Во время своей прогулки в горах Джен неудачно упала и сильно ударилась головой о камень. К счастью, ее спутник был инструктором по оказанию первой помощи и точно знал, что нужно делать. Когда два туриста перевернулись на своем автомобиле, то первым человеком, оказавшимся на месте происшествия, был врач «скорой помощи», проезжавший мимо со своей семьей. Если вам приходится иметь дело с возвратившейся кармой, то что может быть лучше, чем получить немедленную помощь и поддержку, которые предоставляет вам ваша хорошая карма?

Роб, чьей дочери трех с половиной лет был недавно поставлен диагноз «лейкемия», изумляется тому, что и он, и его жена оказались способны помочь диагностировать ее болезнь, прежде чем ситуация приняла роковой оборот. Его жена была медсестрой, а он, будучи слушателем подготовительных курсов при медицинском колледже, помогал летом в исследовании способов лечения лейкемии, несмотря на то, что никогда не рассчитывал на медицинскую карьеру.

«Я поражаюсь тому, что моя дочь родилась именно у таких родителей, которые смогли вовремя распознать еле заметные, но опасные для жизни симптомы ее болезни, -—говорит Роб. —Наш ранее приобретенный медицинский опыт также смягчил тот шок, который охватывает в подобной ситуации большинство родителей, и мы вполне готовы организовать маленькую домашнюю "клинику", чтобы обеспечить нашей дочери уход и лечение в течение последующих двух лет».

Пока Роб и его жена находились в детской больнице, в которой их дочь оставалась в первые дни, когда ей оказывали срочную помощь, Роб сообщил одному из врачей, что он и его жена обсуждали лейкемию как возможную причину недомогания их маленькой дочери за месяц до того, как ей и в самом деле поставили этот диагноз. «Как ни странно, многие родители или близкие детей с диагнозом лейкемии оказываются медсестрами или другими медицинскими работниками», — сказал ему доктор. Божья благодать в действии.

Мне тоже довелось узнать кое-что о природе возвращающейся кармы и благодати, когда я была студенткой колледжа в Бостонском университете. Этот пример может показаться незначительным, но впечатление от полученного мной урока осталось надолго. Я была уже на пороге своего общежития, когда вдруг услышала внутренний голос, который велел мне надеть мое тяжелое зимнее пальто и перчатки. Был прекрасный весенний день, поэтому я подумала про себя: «Это самая большая глупость, о которой я когда-либо слышала. Ладно, я надену пальто, но только без этих толстых перчаток. Сейчас слишком жарко!»

Итак, я накинула на себя пальто и побежала по улице, чтобы не опоздать на занятие. Я пересекала улицу, лавируя между машинами, которые остановились на светофоре, как вдруг — бум! Из-за одной из машин выскочил на полной скорости велосипед, налетел прямо на меня и сбил с ног. Я упала на свои голые ладони. Пальто с меховой подкладкой спасло от удара мое тело, но мои руки были ободраны. Надень я перчатки, у меня бы не было ни царапины.

Есть некое время и пространство, где мы встречаемся с теми силами, которые мы привели в движение в прошлом, — со своей кармой, и в тот день со мной именно это и произошло. Мое Высшее Я пыталось смягчить эту карму, давая мне указание. Но мой упрямый рассудок не был способен его принять, поэтому я потеряла почти всю пользу от оказанной мне милости, хотя, конечно, получила урок.

Другой смягчающий карму фактор состоит в том, что карме требуется время, чтобы, пройдя свой цикл, проявиться на физическом плане. Сначала она проходит через эфирные, ментальные и эмоциональные планы бытия. Поэтому прежде чем она нанесет удар на физическом плане, то есть прежде чем плод нашей кармы полностью созреет, — у нас есть время либо притормозить, либо смягчить ее последствия. Например, прежде чем болезнь проявится на физическом уровне, мы можем повернуть ее вспять, если разрешим стоящие за ней эмоциональные или кармические причины.

Есть другие варианты того, как работает благодать. Как мы видели на примере истории с Бабаджи и его учеником, можно заслужить своего рода освобождение, благодаря которому мы получаем лишь малую долю полной кармы, первоначально нам уго­тованной. Нам может быть позволено сбалансировать определенную карму как-то иначе, нежели допустив, чтобы она сокрушила нас. Или нам может быть дана отсрочка прежде, чем придет время исполнения кармы.

Скажем, карма какого-либо человека предписывает ему, что в сорок девять лет он потерпит определенную неудачу или бедствие. Кармический Совет, та группа духовных наставников, о которой мы рассказывали в 3-й главе, может внести коррективы на основании его искренности, добрых дел и света, накопленного им благодаря духовной практике. Они могут принять решение о том, чтобы карма не опускалась в течение еще десяти лет, и он, таким образом, смог бы использовать больше времени для своих маленьких детей или на развитие своих духовных даров.

Однако получение благодати не означает, что проступки, совершенные нами в прошлом, полностью стираются. Понятие благодати было так же неверно истолковано, как и понятие прощения. Такие высоко духовные существа, как Иисус, Гаутама Будда, Гуань-Инь или Мария, могут ходатайствовать и ходатайствуют за преданных им людей, чтобы действие кармы было временно приостановлено. Но это не освобождает нас от ответственности. Отсрочка дает нам время для того, чтобы стать сильнее и лучше подготовиться к тому, чтобы любезно уладить отношения со своей кармой, когда она наконец встанет у нас на пороге.

К сожалению, многие из нас выросли на принципиально ложном представлении о принципе благо­дати, основанном на том, чему нас учили об Иисусе. Иисус действительно играл особую роль. Он был и есть великий духовный владыка, избранный для того, чтобы воплотиться в качестве покровителя эпохи Рыб. Его миссия состояла в том, чтобы показать, как достичь полноты Христа (другой термин для Высшего Я или Сына), чтобы мы тоже узнали, как прийти к единению с нашим собственным Высшим Я. Вот настоящая роль Спасителя —то есть того, кому дана власть помочь нам воссоединиться с нашим Первоисточником, а не того, кто подменяет собой нашу связь с этим Первоисточником.

Иисус, исполняя свою роль, действительно взвалил на себя тяжелую ношу негативной кармы, или «грехов», мира, накопленных за прошедшие две тысячи лет. Это означает, что он оградил нас от последствий наших преступлений в полном объёме. В сущности, он дал нам своего рода отсрочку. Он добровольно согласился помочь нам нести груз нашей кармы до тех пор, пока мы не станем достаточно сильными для того, чтобы нести его самостоятельно.

В ходе земной истории другие подвижники Востока и Запада также на тысячи лет приостанавливали действие негативной кармы человечества своим духовным сознанием. Это не значит, что они полностью отменяли долг; они только откладывали его оплату. По мере того как мы в этом новом тысячелетии переходим из эпохи Рыб в эпоху Водолея, нам предстоит теперь встретиться с нашей кармой. Каждый из нас должен взять на себя ответственность за несение своего собственного бремени. Настало время, когда мы призваны показать свою духовную зрелость.

Пока длится этот период подведения кармических итогов, все мы можем ожидать плодов как хорошей кармы, так и негативной, как личной, так и коллективной. Вот почему многие из нас видят и чувствуют, что темп их жизни ускоряется. Кажется, будто необходимо успеть справиться с большим количеством забот за меньшее время, и создается впечатление, что ставки повышаются. И тем не менее у нас, как никогда прежде, есть духовные средства и методы для того, чтобы успешно вести свой корабль по кармическим проливам в нашем плавании по пути открытия самих себя.

 

Активный подход

Даже если вы на правильной дороге, вас переедут, если вы будете просто там сидеть. Уилл Роджерс

Мы можем идти по жизни, предав себя на волю бушующих морей, а можем научиться маневрировать в неожиданных бурях и благополучно вести свое судно к месту назначения. Мы можем позволить ветру швырять нас туда и сюда, а можем научиться направлять ветер туда, куда нам нужно. В этом и состоит умение быть активным и целенаправленным.

Находясь на пути духовного преображения, мы должны проявить готовность к исследованиям. Готовы ли вы размышлять о парадоксах? Наблюдать за своей реакцией на те или иные события? Прислушиваться к скрытому внутри каждого испытания посланию? Готовы ли вы задавать себе — своему Высшему Я — какие-либо острые вопросы и затем выслушивать ответы на них?

Подобный способ проникновения в суть вещей способен помочь нам проследить кармические нити назад, до самых истоков наших затруднений. Он поможет нам распознать кармические ловушки. Самосозерцание способно привести нас к восприятию с более высокой позиции — с позиции, в которой мы очень нуждаемся, поскольку во многих случаях реагируем не на внешнее обстоятельство, а на то, о чем это обстоятельство нам напоминает. Умение вглядываться глубже уровня действующих лиц и действий — во внутреннюю драму и кармический контекст — может помочь нам отвлечься от личности конкретных людей и лишить проблему ее остроты.

В конце концов, ни сама жизнь, ни путь к решению проблем не являются ответом на вопрос «кто виноват». Человек, который, как нам кажется, причиняет нам вред, может быть всего лишь орудием нашей кармы, указывающей на то, какие поступки в прошлом мы совершали без любви. Он может играть отведенную ему роль, чтобы мы смогли узнать о себе нечто такое, чего никогда прежде не знали. Мы не обязаны смиряться с действиями этого человека, но можем благословить его как гонца, принесшего это послание, и одарить его любовью, а затем заглянуть внутрь послания, чтобы увидеть, нет ли там чего-то нового для нашего изучения.

Вот несколько ключевых вопросов, способных помочь вам сориентироваться в вашем странствии по пути самотрансформации. Это такие вопросы, к которым вы можете возвращаться снова и снова, когда почувствуете, что зашли в тупик, или вам кажется, что можно подобрать лучшее решение для данной проблемы.

Для размышления о вестниках и посланиях

• Кто или что является в данный момент вестником моей кармы?

• Какой урок я должен вынести из того, что оказался в этой ситуации?

• Чему меня пытается научить эта боль или дискомфорт?

• Что я предположительно должен отдать?

• Есть ли кто-нибудь, кого я должен простить, включая себя самого?

Для размышления над моими реакциями

• Соответствуют ли мои реакции тому, что происходит, или же я реагирую слишком неадекватно?

• Что заставило меня отреагировать именно таким образом?

• Когда еще я был в подобных обстоятельствах или чувствовал себя так, как чувствую теперь?

• Была ли эта реакция частью моей модели поведения?

• Каким образом мог бы я проявить больше сострадания по отношению к себе самому и к другим?

Для размышления о моей ответственности

• Какая из моих привычек послужила причиной этого инцидента?

• В какой степени я несу ответственность?

• Есть ли во мне самом что-то, на что я стараюсь не обращать внимания?

• Где я позволил своей энергии и своему вниманию увязнуть в привычных негативных образцах поведения?

Для размышления о том, что делать дальше

• Что мне нужно сделать для того, чтобы превратить это испытание в благоприятную возможность?

• Какие техники из своего набора духовных инструментов я могу применить в данной ситуации?

• Какие положительные образы поведения и отношения мне следует в себе развить для того, чтобы когда в мою дверь снова постучит это кармическое испытание, я смог бы полностью разрешить эту карму?

• Есть ли кто-нибудь, кто мог бы мне помочь пройти через это испытание?

• Что назначит мне моя карма в следующий раз?

• На чем мне следует сосредоточиться в данный момент?

Для размышления о высшем благе

• Как мне максимально использовать свою хо­рошую карму, проявившуюся в виде моих добрых качеств и талантов, чтобы способствовать разрешению моих проблем?

• Какое наилучшее решение может быть принято в данной ситуации?

 

Наша кармическая карта

Ребенок рождается в тот день и час, когда небесные лучи находятся в математической гармонии с его индивидуальной кармой. Шри Юктешвар

Другое средство, которым мы можем пользоваться в работе над своей кармой, — это астрология. Астрология — это кармическая карта. Диаграмма вашего рождения говорит вам о том, какую положительную карму (в виде талантов, достижений и благ) и отрицательную карму (в виде испытаний и препятствий) вы приносите с собой из своих прошлых жизней. Она говорит вам не только о благоприятных движущих силах, на которые вы можете рассчитывать, как на ветер в своих парусах, но также и о том, какие уроки вам нужно будет постичь в этой жизни.

Для некоторых людей астрология стала предметом суеверия и легкомысленной игрушкой, но когда эта древняя и глубокая наука интерпретируется должным образом, она может поведать нам, когда ожидать циклов хорошей кармы, когда ожидать периодов кармических испытаний и в каких формах они, вероятнее всего, предстанут перед нами. Вы также можете запечатлеть на карте продолжающиеся циклы вашей возвращающейся кармы с помощью системы духовной астрологии, известной как наука о космических часах (2).

Иогананда в своей «Автобиографии йога» рассказывает, как его учитель Шри Юктешвар объяснял ему, что из одного лишь того, что невежды и шарлатаны «привели древнюю науку о звездах [астрологию] к ее теперешней дурной славе», вовсе не следует, что она не является глубокой отраслью знания. «Все части мироздания связаны вместе и взаимно влияют друг на друга, — говорил он. — Гармоничный ритм Вселенной основывается на взаимодействии».

Но астрология — в отличие от кармы — это не предопределение. Астрология рисует картину возможностей на основании кармического материала, составленного из наших многочисленных появлений на арене жизни. Наша астрология и наша карма — это только часть всей драмы. Центральную роль в ней играет наша добрая воля. Человек, сказал Шри Юктешвар, «способен преодолеть любое ограничение прежде всего потому, что создал его своими собственными действиями, и потому, что обладает духовными ресурсами, не подверженными воздействию планет» (3).

Какой будет наша реакция на «химическое воздействие» возвращающейся к нам кармы? Станем ли мы брать на себя ответственность и учиться на ошибках прошлого? Или же скатимся назад, к прежним образцам поведения? Нашу судьбу определит то, как мы ответим на эти вопросы, а не конфигурации в небе.

 

Сила сердца и руки

Истинная духовность, как учит наше сакральное знание, пребывает в спокойном равновесии в силе, в корреляции внутреннего и внешнего. Рабиндранат Тагор

Не вся карма в равной степени создана или в равной степени сбалансирована. Время от времени мы можем быть вынуждены балансировать свою карму путем непосредственного взаимодействия с теми, с кем мы создали ее в прошлом. Иногда мы можем преодолевать свою карму, встречаясь с теми же самыми задачами, которые мы не сумели разрешить в прошлом кармическом круге, но теперь нам, возможно, придется делать это в другой обстановке. В иных случаях нам, вероятно, придется временно нести на себе какое-либо телесное, умственное или эмоциональное бремя за то, что в прошлом мы возложили это бремя на других людей.

Независимо от того, признают мировые духовные традиции реинкарнацию и карму или нет, в любой из них существуют духовные практики для балансирования кармы — от христианского наложения епитимьи или искупления греха до иудаистского совершения мицв (добрых дел) и буддийского Восьмеричного пути.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.