|
Тема 2.12. Эклектизм и модерн в архитектуре Запада
С развитием капитализма в градостроительстве и архитектуре европейских стран произошли глубокие изменения. Развитие науки и техники, промышленного производства, строительство железных дорог, усложнение транспортной сети городов, уличное освещение привели к поискам новых планировочных решений городской среды, к формированию новых типов сооружений: административных и промышленных зданий, вокзалов, доходных домов, спортивных и выставочных залов, торговых и учебных зданий и т.д. Появились новые конструктивные решения, во многом связанные с более активным использованием металла (чугуна и стали), новыми строительными материалами (бетоном и железобетоном), впервые металл конструктивно соединяют со стеклом, в результате чего появляются большие крытые рынки, вокзалы, универмаги с металлическими сводчатыми перекрытиями.
Развитие европейской архитектуры, начиная с первой половины XIX века, характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. Причиной появления этого стало то обстоятельство, что классицизм перестал удовлетворять идеологическим, социальным и бытовым требованиям. Планировочные решения классицизма порой уже не соответствовали новым функциям, ограничивали во многом и использование новых конструктивных средств. Кроме того, в обществе усилился интерес к национальным художественным традициям. Это привело к тому, что архитекторы стали обращаться к разным историческим стилям. Но наследие прошлого было изучено тогда весьма поверхностно, поэтому архитекторы больше использовали декоративные орнаментальные детали. Их поиски не затрагивали объемно-пространственную композицию и проблему образного строя и пластики. Воспринятые поверхностно, различные исторические стили (готика, Ренессанс, барокко и др.), взятые в отдельности или смешанные друг с другом, не способствовали рождению нового стиля, но рассматривались зодчими как творческий метод. Обращение к историческим стилям и использование их для решения современных творческих задач имело два варианта. Первый заключался в более или менее удачном воспроизведении на фасадах и в интерьерах композиционно-декоративных форм какого-то одного исторического стиля. Это было ретроспективное стилизаторство (ретроспективизм).Второй вариант сводился к употреблению в декоративном убранстве одного здания (в экстерьере и интерьере) мотивов и форм различных стилей, иногда смешиваемых друг с другом. Такое соединение разнородных художественных элементов называется эклектикой (эклектизмом). Эклектика, обращаясь к разным историческим стилям, базируется на широком выборе образцов, комбинации форм и деталей.
В 20-е годы в странах Европы появляются многочисленные здания в псевдоготическом стиле, особого размаха он достиг во второй половине столетия. Крупнейшим неоготическим сооружением считается здание Парламента в Лондоне (1840-1857, Ч.Барри, О.Пьюджин). Для плана здания характерна классическая симметрия, но его силуэт при общей уравновешенности масс асимметричен и живописен. Особенно выразителен фасад с двумя башнями, различными по высоте и силуэту: Викторией и Часовой с колоколом Биг-Беном. Готическая стилистика характерна и для решений интерьеров. Здание Парламента стало прекрасным примером возрождения декоративных и пластических форм готики в гражданских постройках XIX века. Примерами культовых зданий, построенных в неоготическом стиле, являются кафедральный собор в Эдинбурге (1879, Г.Скот) и Вестминстерский собор в Лондоне (1895, Д.Бентли). В Вене в этом стиле были построены ратуша (1873-1883, Ф.Шмидт) и кафедральный собор (1856-1879, Г.Ферстел). Парламент в Будапеште (1885-1904, И.Стейндл) представляет собой одно из самых крупных неоготических сооружений. В неороманском стиле возводятся Кампо Санто в Милане (1863, К.Макиачини) и постройки американского архитектора Ф.Фернесса в Филадельфии, в которых романская массивность и средневековые формы получают в конце века новое пластическое выражение.
В 1830-1840-х возводятся сооружения в неогреческом стиле, иногда, преимущественно в интерьерах дворцов и особняков, он смешивался со стилем помпейский. Примерами неогреческого стиля могут быть построенные в США по проектам архитекторов Ч.Ф.Мак Лима и С.Уайта здания Публичной библиотеки в Бостоне (1887-1895) и Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке (1906-1910). Традиции классической архитектуры нашли свое проявление в здании Рейхстага в Берлине (1884-1894, П.Валлют). Корпуса зданий образуют каре, центральную ось которого подчеркивает зал заседаний, перекрытый тяжеловесным куполом. Колонный портик на фасаде, массивные башни над угловыми павильонами усиливают монументальность здания. Во внешнем облике Рейхстага ощущается также влияние итальянского Ренессанса. Интерес к нему был заметен еще в 30-е годы, а в последующие десятилетия он не угасал и проявлялся как во внешнем облике, так и в интерьере. Вместо простоты и ясности композиций и форм классицизма появляется расчлененность общего целого и деталей, начинает использоваться комбинация ордерной и арочной систем. Вместе с тем, характер планировки становится более практичным и вызывает впечатление единства назначения, конструкции и материала.
К ранним постройкам в стиле неоренессанса можно отнести здание школы изящных искусств в Париже (Ж.Ф.Дюбан) и театр в Дрездене, перестроенный по проекту Г.Земпера после пожара в 70-х годах. В середине XIX века в Париже возводятся новые неоренессансные постройки с использованием металлических конструкций. К ним относятся парижский рынок и Северный вокзал. При строительстве библиотеки св.Женевьевы (1843-1850) и Национальной библиотеки (1858-1868) в Париже архитектор А.Лабруст использовал изящную металлическую конструкцию в высоких опорах и куполах над читальными залами. В интерьерах универсальных магазинов Бон Марш (1876, Л.Ш.Буало и Г.Эйфель) и Прантен (1811-1889, П.Седиль) с помощью металлических конструкций удалось высвободить от опор внутреннее пространство, обеспечив его хороший обзор. Металлический каркас стал основой первого торгового здания в Праге «На пршикопе» (1869-1871, Т.Хансен). Но во всех этих постройках функционально организованное внутреннее пространство закрывается снаружи каменным неоренессансным фасадом. Насыщенной пластикой неоренессансных элементов декора отличаются фасады здания Большой оперы в Париже (1862-1875, Ш.Гарнье). Однако главный фасад отличает монументальная сдержанность, характерная для французского классицизма конца XVIII века – так называемый стиль Людовика XVI. Парадную лестницу театра Ш.Гарнье украсил мрамором, канделябрами и сводчатыми колоннадами.
Использование металлических конструкций в строительстве стало началом формирования на фоне эклектики и стилизаторства новой рационалистической архитектуры.Эта архитектура, используя современные достижения науки и техники, стремилась к созданию естественной формы, отражающей в первую очередь функцию здания. Рационализм сделал важный шаг к простоте и ясности архитектурных форм, использованию стального каркаса, железобетона и стекла, функциональной обоснованности планов.
В XIX веке расширяется типология зданий. С развитием железных дорог появляются железнодорожные вокзалы. В городах строятся большие крытые рынки, магазины – пассажи, музеи, стадионы и др. Во второй половине века в европейских столицах проходят всемирные выставки, для которых возводятся специальные выставочные здания с обширными внутренними пространствами. Одним из известных примеров такой архитектуры является Хрустальный дворец в Лондоне (1851, Д.Пекстон). Здание было построено из стандартных металлических элементов каркаса со стеклянным заполнением, оно напоминало гигантскую оранжерею. Это сооружение можно было легко демонтировать и собрать в другом месте. Таким образом, в архитектуре впервые были применены современные методы технического конструирования зданий и принципы стандартизации. На Международной выставке в Париже в 1889 году также были представлены сооружения, демонстрирующие принципы рационалистической архитектуры. Это Эйфелева башня (Г.Эйфель) и выставочный павильон «Галерея машин» (Ш.Л.Дютер). В обоих случаях металлические конструкции определяли формообразование в архитектуре, демонстрируя новые эстетические предпочтения.
В конце XIX века в США в Чикаго впервые появилась идея использовать стальной каркас в строительстве многоэтажных зданий. Конструктивные и функциональные проблемы высотного строительства разработал американский архитектор Л.Салливен.Применение металлического каркаса и изобретение пассажирского лифта способствовали возведению многоэтажных зданий высотой 14, 16, 18 этажей. Каркас давал возможность создания свободного от массивных конструктивных элементов внутреннего пространства, благодаря большим поверхностям остекления интерьеры смогли получить хорошее освещение. Все шире использовались стандартные строительные элементы. Среди построек Чикагской школы можно отметить конторское здание Рилайенс билдинг (1891-1894, Д.Бернхэм, Д.Рут, Ч.Этвуд). По проекту Л.Салливена в 1895 г. был построен Гарантийный банк в Буффало. Мерный ритм вертикальных пилонов отражал каркасную структуру здания, за большими окнами нижнего этажа размещался универмаг. Универмаг фирмы «Карсон, Пири, Скотт» в Чикаго (1899-1904, Л.Салливен) отличался структурной ясностью и новизной. Здесь были применены горизонтальные окна, плоская кровля, далеко вынесенный карниз, четкие горизонтальные и вертикальные линии фасадов подчеркивали каркас здания.
В начале 90-х годов XIX века во многих европейских странах почти одновременно как реакция на эклектику и стилизаторство возник новый стиль – модерн.Значительное распространение модерн получил в Бельгии (А. ван деВельде), в Германии – под названием «Югендстиль», в Австрии – объединение «Сецессион» (О.Вагнер, И.Ольбрих), во Франции это направление называлось «Ар нуво» - новое искусство. Он просуществовал около 20 лет (1890 – 1910-е годы). В модерне соединяются рационалистические и иррационалистические тенденции, конструкция подвергается эстетическому переосмыслению. Архитекторы модерна отказывались от исторических стилей, модернизировали архитектурные формы, использовали каркас и новые строительные материалы (металл и железобетон), в том числе и отделочные (керамическая плитка, облицовочный кирпич). Наиболее ярко модерн проявился в городских особняках и загородных виллах. А также в некоторых общественных зданиях. Они строились по принципу проектирования «изнутри наружу», т.е. план и внутреннее пространство здания определяли его внешний облик.
Для архитектуры модерна характерны подчеркнутая асимметрия, выразительность плавных изгибов стен, которые дополняются выпуклостями башен и эркеров, сложные криволинейные очертания деталей, решения оконных и дверных проемов в форме эллипсов, овалов, трапеций. Поверхность стены покрывает орнамент, в формах которого узнаются неведомые архитектуре ранее сплетенные стебли, текучие струи воды, тела спрутов. Фасады домов порой походили на текучие, подобные живым организмам, образования, напоминавшие одновременно и природные формы, и результат свободного формотворчества скульптора. В конце эволюции модерна декоративно-орнаментальное начало уступило место более конструктивным формам.
Одним из первых примеров модерна можно назвать дом Тассель в Брюсселе (1892-1893, В.Орта). Металлические конструкции здесь не маскируются, приобретают сложные криволинейные формы, колонны имеют форму стеблей фантастических растений. Во Франции модерн ярко проявил себя в наземных павильонах метро в Париже (1899 – 1904), выполненных по проектам архитектора Г.Гимара. В них органично сочетаются формы флорального орнамента с металлической рациональной конструкцией. В результате стилизации эта конструкция вызывала ассоциации с органическими формами, напоминая крылышки стрекоз. Представителями французской школы модерна были также архитекторы Ф.Журден, Э.Андре, Ж.Лавиротт и др. В Германии модерн был неоднороден, имел много стилистических версий. Для фасада фотоателье «Эльвира» в Мюнхене (1897 – 1898, А.Эндель) характерен динамичный, абстрактный рельеф, напоминающий морских коньков. Для сооружений бельгийского архитектора А.ван де Вельде характерен насыщенных форм декор с закругленными элементами и плавными кривыми. Например, здание музея в Гааге (1902) и театр на выставке Веркбунда в Кельне (1914).
Произведения многих архитекторов модерна характеризуются определенными противоречиями: с одной стороны они имеют черты рациональности в композиционных и конструктивных решениях, а с другой – им присущи черты декоративности. Но, как было уже сказано, в работах мастеров начинает формироваться определенная тенденция к постепенному переходу от надуманных форм к более логичным конструктивным, ясным и простым. Это характерно для творчества О.Вагнера. Станции венского метрополитена «Карлплатц» свойственны декоративизм и вычурность. Но в более поздних постройках Вагнера, например в жилом доме на улице Нейштифтгассе в Вене, все строится на четком геометризме линий и объемов.
Особое место в истории модерна Испании занимает творчество каталонского архитектора А.Гауди. Для него характерен скульптурный подход к архитектуре, стремление к живой подвижной пластике. Одна из самых больших работ мастера – парк Э.Гуэль на окраине Барселоны (1900 – 1914). Для него характерна сложная пространственно-планировочная композиция. Гауди удалось связать в единое целое природу и все сооружения (среди них дом привратника, служебный павильон, «бесконечная» скамья и др.). Повышенной пластичностью и экспрессией форм отличаются жилой дом Х.Батло (1904 – 1906) и дом П.Мила в Барселоне (1906 – 1910). Одним из оригинальных вариантов модерна является церковь Святого Семейства – Саграда Фамилия (начало строительства – 1881). Здесь архитектор нашел новые конструктивные решения: наклонные колонны, параболические арки, гиперболические своды. Формы вызывают ассоциации со сталактитами и кораллами. Поиски модерна в Европе были прерваны Первой мировой войной и последовавшими за ней революциями.
Контрольные вопросы.
1. Назовите причины появления в архитектуре Запада ретроспективного стилизаторства и эклектики.
2. Назовите характерные черты эклектики и стилизаторства в архитектуре.
3. Отметьте основные принципы рационалистической архитектуры.
4. Каковы характерные черты стиля модерн?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|