Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.2. Архитектура Древней Греции





Наследие архитектуры Древней Греции лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества, особое влияние оно оказало на архитектуру эпохи Возрождения и на архитектуру классицизма и связанного с ними монументального искусства. Греческая архитектура поражает благородством своих форм, четкими, соразмерными человеку, пропорциями, отличается простотой конструктивного решения.

В период архаики (VII – VI века до н.э.) была разработана строго продуманная система рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Ее суть заключается в художественном оформлении стоечно-балочной конструкции, состоящей из двух частей: несущей и несомой. Столкновение этих противоположных сил, сосредоточенных в вертикальной опоре (колонне) и горизонтальной балке (антаблементе), приведено в состояние определенного порядка, гармонического равновесия. Эта система получила название ордера (ordo – порядок). Ордер – это цельная художественно осмысленная система выявления конструкции сооружения.

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих основных элементов: ступенчатого основания (чаще всего, трехступенчатого) – стереобата; колонн, состоящих из базы, ствола (фуста) и капители; перекрывающей части сооружения – антаблемента, который делился, в свою очередь, на горизонтальную балку – архитрав, фриз и карниз. Архитравом называется балка, непосредственно лежащая на капителях колонн, фризом – горизонтальная лента над архитравом, содержащая, чаще всего, скульптурные рельефы. Карниз, завершая антаблемент, несколько выдвигается вперед (эта часть карниза называется слезник), чтобы предохранить нижележащие части здания от дождевой воды, стекающей с крыши. Греческие сооружения покрывались двускатной крышей, поэтому на торцах здания они образовывали треугольные фронтоны, «внутренний» треугольник (без карниза) назывался тимпаном. В тимпанах храмов часто размещались скульптуры. Иногда над фронтонами – на коньке крыши и на ее обрезах – располагались архитектурно-скульптурные украшения – акротерии. В архитектурном убранстве зданий греки применяли различные профили, так называемые обломы. Различным сочетанием этих обломов и изменением их размеров можно было придать той или иной детали своеобразный характер. Обломы использовали на базах колонн, на антаблементах, в частности, в карнизах.





В процессе формирования греческой архитектуры возникли вначале два основных ордера: дорический и ионический (конец VIIдо н.э.), позже (в конце V – начале IV в. до н.э.) появился коринфский ордер. Ордера различались в деталях и пропорциях. Дорический отличался простотой и мужественностью форм, ионический – легкостью, стройностью, изяществом, коринфский – большей декоративностью. Дорический ордер развивался в основном на Пелопоннесе и на западе Греции, ионический – в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.

Архитектурный ордер, сформировавшийся в эпоху Архаики, стал основой античных храмов. По словам Б.Виппера, назначение греческого храма – быть жилищем божества. Для их строительства использовали камень. Кроме религиозной функции, храм был кладовой для священных реликвий, кассой, банком, архивом города, убежищем. Поэтому храм был важнейшим общественным сооружением и возводился всем городом. В отличие от египетских храмов греческий храм строился с расчетом восприятия снаружи. Внутреннее помещение храма, которое считалось местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих, они собирались перед главным, восточным фасадом храма.

В основе планировочной структуры храма лежал однокомнатный жилой дом – мегарон, где очаг был заменен статуей божества. Внутреннее пространство состояло из центральной части – целы, или наоса, и передней части – пронаоса. Иногда на противоположной, западной стороне храма располагалось помещения для хранения даров – опистодом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, при этом колонны располагались в два ряда. Высота колонн верхнего ряда была меньше по сравнению с колоннами нижнего яруса, при этом их вертикальные оси совпадали.



В зависимости от расположения внешних колонн храмы подразделялись на следующие типы:

1. «Храм в антах» представлял собой небольшое прямоугольное в плане сооружение, вход в который обрамлялся выступами продольных стен – антами, между которыми располагались две колонны.

2. Если колонны (чаще всего четыре) располагались перед восточным фасадом, такой храм назывался простиль.

3. Если колонны располагались перед двумя противоположными торцевыми фасадами, такой храм назывался амфипростиль.

4. Если колонны окружали здание храма по всему периметру, такой храм назывался периптер. Это самый распространенный классический тип греческого храма. У периптера количество колонн на боковом фасаде равнялось удвоенному количеству колонн на главном (восточном) фасаде плюс одна колонна.

5. Храм с двойным рядом колонн назывался диптер.

6. Круглый в плане храм, состоящий из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей, назывался моноптер.

Время расцвета, классический период в истории греческой архитектуры (V – последняя треть IV в. до н.э.)начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Преобладающим типом храма в это время становится дорический периптер. На фронтонах храмов размещались многофигурные скульптурные композиции из мрамора. Рельефы на метопах фриза выдерживали в одном масштабе и с одинаковым количеством действующих фигур.

Высшим достижением греческого зодчества, его композиционные и строительные принципы выявлены в ансамбле Афинского акрополя. Акрополь представляет собой естественную скалу удлиненной формы. Акрополь являлся общественным и религиозным центром Афин. Здесь хранилась государственная казна Афинского морского союза, находились библиотека и картинная галерея. Один раз в четыре года здесь проходили пышные празднества – Великие Панафинеи, посвященные богине Афине, они сопровождались конными и гимнастическими состязаниями, соревнованиями певцов и музыкантов. Завершались Панафинеи всенародным торжественным шествием к Парфенону и чествованием Афины, ей в дар приносили пеплос, после чего всех ожидал пир прямо на Акрополе.

Вместо построек более раннего времени, разрушенных персами, в V веке до н.э. под руководством скульптора Фидия были построены новые здания, которые составили целостный, четко спланированный архитектурный ансамбль. Постройки этого ансамбля размещены асимметрично по отношению друг к другу. Но это не случайно, т.к. в основе всего ансамбля лежит единый и глубоко художественный замысел. Он основывается на трех принципах: во-первых, создание гармоничного равновесия масс, во-вторых, восприятие архитектуры в процессе постепенного ее обхода, в-третьих, органическое включение всех сооружений в окружающий ландшафт, нахождение наиболее выгодных мест для каждой постройки. Таким образом, свободная композиция Афинского Акрополя, живописно расположенного на верхней площадке скалы, основана на строгой системе перекрестного равновесия объемов и точно рассчитана на последовательную смену впечатлений при неторопливом и торжественном движении.

Парадным входом всего ансамбля являются Пропилеи, которые построил архитектор Мнесикл в 437-432 годах до н.э.Они представляют собой два дорических шести колонных портика, один из которых обращен к городу, а другой – к вершине Акрополя. Внутренний проход Пропилей обрамлен ионическими колоннами – тремя с каждой стороны. Пропилеи несимметричны: слева к ним примыкает пинакотека картинная галерея, справа на выступе скалы – пиргосе – расположен храм НикиАптерос (Бескрылой богини Победы). Это небольшой четырех колонный амфипростиль ионического ордера, построенный Калликратом в 427-424 годы до н.э. Главный фасад храма для удобства восприятия немного развернут в сторону прохода.

Пройдя сквозь портик Пропилей, процессия попадает на верхнюю площадку Акрополя. Прямо напротив, в тридцати метрах от Пропилей, на высоком постаменте находилась семиметровая бронзовая скульптура Афины Промахос (Афины Воительницы), созданная Фидием. Она не сохранилась, но судя по изображениям на монетах, богиня держала копье и щит, ее голову покрывал высокий шлем, у ее ног сидела сова – символ мудрости. Величественность позы, монументальные размеры скульптуры, ее место расположение позволяют предположить, что именно она была композиционным центром всего ансамбля Акрополя, его активной вертикальной доминантой.

Слева от статуи Афины Воительницы возвышается главный храм ансамбля – Парфенон, посвященный Афине Деве – Афине Парфенос. Он был построен в 447-438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом. Парфенон расположен не прямо напротив Пропилей, а южнее, поэтому он воспринимался не с фасада, а с угла, так что видны западная и протяженная северная стороны храма. Это очень выгодная точка зрения, позволяющая оценить совершенные пропорции храма, прекрасную соразмерность всех его частей. Все это создает впечатление безупречной красоты, возникающее благодаря ясному чувству меры и гармонии. Парфенон – это дорический периптер. Вход в него был с восточной стороны, поэтому, чтобы попасть туда, необходимо было пройти вдоль северного фасада. Это позволяло увидеть все особенности архитектуры, оценить органическую связь с ней скульптурных рельефов фриза в верхней части внешних стен целлы, изображающих торжественное шествие на Акрополь во время Панафинейских праздников. Кроме этого сюжета из реальной жизни города на Парфеноне имеются скульптурные изображения, связанные с легендами о жизни и подвигах Афины. На восточном фронтоне – сцена рождения Афины из головы Зевса, на западном – спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой. На метопах восточного фриза изображена битва богов с гигантами, северного – разрушение Трои, западного – борьба афинских героев с амазонками, южного – схватка греков с кентаврами.

Внутри храм был разделен стеной на две неравные части. В главной целле стояла знаменитая хризоэлефантинная статуя Афины Парфенос. С трех сторон скульптуру окружала двухъярусная мраморная колоннада. Целла и скульптура Афины освещались гипетральным отверстием – сквозным прямоугольным проемом в балочном перекрытии. В западной части храма – опистодоме – хранилась казна Афинского морского союза, дары, принесенные богине. Вход в опистодом находился на западном фасаде храма. Завершающим акцентом в формировании образа храма является окраска некоторых его элементов. На фоне естественного мрамора выделялись голубые триглифы, красный фон метоп, позолота орнаментальных деталей. Это, однако, не привело к утрате монументальности и цельности Парфенона.

Почти у самого северного края Акрополя располагался живописный, асимметричный храм Эрехтейон, построенный в 421-405 гг.до н.э. Этот небольшой ионический храм был посвящен богине Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею, поэтому в храме находились две целы и два отдельных входа. Три различных портика примыкали к храму. Самым пластичным был южный портик кариатид, где роль колонн выполняли скульптуры девушек – кор. Противопоставление изящного, лирического, интимного Эрехтейона и мужественного, парадного, монументального Парфенона является одной из самых выразительных особенностей ансамбля Афинского Акрополя.

С IV в.до н.э. в Греции строили крупные театры(в Афинах, в Эпидавре). Театр состоял из трех основных частей: театрона, орхестры и скены. Театрон - это зрительские скамьи, находящиеся на склоне холма, орхестра – полукруглая площадка в основании театрона, служившая для выступления хора, скена – эстрада с постоянной декорацией для игры актеров. Широко известен театр Диониса, расположенный на южном склоне Афинского Акрополя.

В период эллинизма (III – I вв. до н.э.) традиции древнегреческого зодчества переплетались с восточными влияниями. Расширялась типология зданий, большое значение приобретают общественные сооружения: городские советы, базилики (здания судебно-административного назначения), гимназии, школы, торговые здания. Центральные городские площади ограничивались колонными портиками, превращаясь в большие перистильные дворы. Тема перистильного двора становилась главным композиционным приемом в различных типах зданий, в том числе и жилых. Важное место занимали вопросы градостроения. Строительство городов проводилось в больших масштабах и быстрыми темпами, часто использовалась так называемая гипподамова система – планировка города на основе прямолинейной сетки улиц.

Контрольные вопросы.

1. Когда возникла и окончательно сформировалась греческая ордерная система?

2. Какие типы греческих храмов вы знаете?

3. Каковы композиционные принципы ансамбля Афинского Акрополя?

4. Отметьте характерные черты архитектуры периода Эллинизма.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.