|
Тема 2.4. Раннехристианская и византийская архитектура
В четвертом веке произошел распад Римской империи. В 313 году христианство было признано государственной религией, а в 330 году столица римской империи была перенесена в город Византий, который был переименован в честь императора Константина в Константинополь. В конце IV века (в 395 году) государство распалось на Восточную и Западную империи. Западная просуществовала неполных 100 лет, а Восточная империя, получившая название Византия, пала лишь в XV веке.
После признания христианства начинается активное строительство храмов. На форму храмов повлияли планы общественных сооружений древнего Рима – базилик. Они были прямоугольными в плане с трех- или пятинефными членениями пространства. Средний неф был шире и выше боковых, его стены были прорезаны окнами, он имел двускатное покрытие. Первоначально центральный неф не имел подшивного потолка, стропильная конструкция была открыта в пространство храма. Позже центральный неф приобрел кессонированный потолок. С восточной стороны базилики располагалась полукруглая в плане ниша - апсида, покрытая четвертью сферы - конхой. В апсиде находился алтарь, перед ним - поперечный неф – трансепт. К западной части храма пристраивали дополнительный прямоугольный в плане объем – нартекс – помещение для людей, желающих приобщиться к вере. Перед входом в храм располагался прямоугольный двор – атрий, окруженный колонными портиками. В центре двора находился фонтан для омовений. В раннехристианской базилике атрий является только вводной частью здания, тесно связан с входными воротами и составляет переход от ворот к главному залу, на интерьер которого делается основной акцент.
В связи с этим необходимо отметить, что одной из самых главных черт раннехристианских базилик является господство внутреннего пространства над внешней массой. Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было скромным, но интерьер при всей простоте конструктивного решения отличался роскошью и парадностью. Внутренние колонны храмов были из ценных пород камня (мрамора, гранита), стены центрального нефа выше колонн, поперечная стена над аркой, обрамлявшей алтарную апсиду, сама апсида и конха покрывались мозаикой, пол выкладывали разноцветным мрамором. Таковы базилики Санта Мария Маджоре в Риме и Сан-Аполлинаре в Равенне. В базилике Санта Мария Маджоре V века на внутренние колонны опирается антаблемент, а в базиликах более позднего периода (Сан-Аполлинаре, VI в.) на колонны опираются пяты арок, причем они опираются не на капители, а на уложенные на них промежуточные элементы – пульваны. Эта новая система с арками, перекрывающими пролеты между колоннами, - типично византийский мотив.
Христианский храм становится местом контакта Бога и человека. Он осмысляется как дом для совместной молитвы всех верующих, как место собрания посвященных. Стены храма защищают членов всей общины от чуждого и враждебного внешнего мира. В связи с этим становится понятным увеличение роли интерьера, организация внутреннего пространства храма, которое мыслится как подобие «горнего» мира. Интерьер раннехристианской базилики настраивает на вневременной покой сопричастности божеству, поэтому он должен был утрачивать свою материальность. Внутреннее пространство формируется абстрактными прямыми и четким механизмом их перспективного сокращения. Следуя «бесконечным» горизонталям интерьера, взгляд оказывается в средоточии святости – в абсолюте полукруга апсиды, символизирующей небо. Сами стены подвергаются дематериализации: широкие проемы окон, блеск мозаик – все это заставляет забыть о реальном весе стены.
Наряду с базиликами строили культовые сооружения центрическоготипа: баптистерии (крещальни), мавзолеи. Планы центрических сооружений были представлены в форме круга, квадрата, равноконечного креста, шести- и восьмиугольника. Например, церковь Сан-Витале в Равенне, Неонеанский баптистерий, мавзолей Галлы Плацидии.
Византийская архитектура развивалась под влиянием философии христианства и на основе традиций античного зодчества. Большого расцвета византийская культура достигла в VI веке, когда были заложены основы архитектуры, сформировался своеобразный архитектурный стиль. Для этого времени характерен размах строительства, возводятся храмы и дворцы, триумфальные арки и различные инженерные сооружения. Главным строительным материалом являлась плинфа – квадратный или прямоугольный кирпич толщиной 4-5 см, а также часто применяли камень. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили. Византийские мастера успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Одна из главных проблем заключалась в переводе нагрузок от больших куполов на квадратные в плане конструкции. С помощью треугольных «парусов», центричных арок над сторонами квадрата нагрузка передавалась на мощные пилоны, располагающиеся по углам этого квадрата. Между куполом и стенами появился цилиндр – барабан, на поверхности которого располагали оконные проемы. Купол с барабаном – один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры.
Вершиной развития системы сводчатых перекрытий является храм святой Софии в Константинополе(532 – 537 гг., Анфимий иИсидор). Высота его около 60 м, диаметр купола чуть больше 31 м. Тип храма – купольная базилика. Он совмещает элементы трехнефной базилики и центричного купольного объема. Центральное квадратное в плане пространство перекрыто куполом на парусах. Нагрузка от центрального купола распределяется на четыре мощных пилона, причем погашение распора обеспечивается двумя более низкими полукуполами с восточной и западной сторон (каждый из которых, в свою очередь, окружен маленькими полукуполами), а с северной и южной – четырьмя мощными устоями (по два с каждой из сторон). Эти устои внутри собора скрыты и воспринимаются только лишь снаружи здания. Благодаря этой конструктивной системе создается впечатление легкости и невесомости купола. Сам купол состоит из 40 радиальных арок, сложенных из легких глиняных сосудов с острыми концами, которые вставлялись в отверстия соседних сосудов, и, таким образом, образовались радиальные ребра купола. Промежутки между арками прорезаны арочными окнами, благодаря которым создается ощущение сплошного светового пояса в нижней части купола. Нижняя часть стен собора облицованы полихромным мрамором, верхняя часть стен, своды, паруса покрыты мозаикой из стеклянной смальты, полы – мраморным мощением. Сюжетами мозаик являются религиозные сцены и изображения императора и членов его семьи. Изображения характеризуются условностью, статичностью поз, фронтальностью композиции, удлиненными пропорциями фигур.
В дальнейшем византийские храмы уменьшаются в размерах, в провинциальном строительстве к IX веку формируется крестово-купольный тип церкви, который используется в различных вариантах и получает широкое распространение. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол на стройном барабане. К аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. Боковые нефы завершаются также цилиндрическими или крестовыми сводами. Иногда вводились малые купола, которые располагались в четырех углах здания между ветвями основного креста или же (что реже) на концах этого креста. Внешняя композиция крестово-купольных храмов была пирамидальной формы, венчающим элементом был центральный купол на барабане.
Византийские храмы, так же как и раннехристианские базилики, снаружи оформлялись очень скромно: основным средством выразительности фасадов становилась так называемая полосатая кладка, которая создавалась благодаря чередованию горизонтальных полос красного кирпича с желтовато-охристыми слоями раствора – цемянки. Декор фасадов был также сдержанным, использовались ритмы арочных проемов окон, иногда глухие аркатурные пояса на гранях барабана. Внутреннее убранство византийских церквей IX – XV веков богаче их внешнего облика. Традиционно стены и своды покрывались мраморными плитами и мозаикой, реже фресками. Полы настилались из мраморных плит.
Контрольные вопросы.
1. Назовите основные части раннехристиенской базилики. Какие еще существовали типы культовых построек?
2. Назовите характерные черты византийского стиля.
3. В чем особенности планировочных, конструктивных и символически-образных решений храма св.Софии в Константинополе?
4. Охарактеризуйте планировочные, объемно-пространственные и художественные особенности крестово-купольных храмов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|