Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.7. Архитектура эпохи Возрождения





В начале XV века в Италии возникло новое явление в художественной культуре – Ренессанс, в более узком смысле слова - возрождение традиций античного искусства. Архитектура занимала ведущее место в ренессансном художественном творчестве. Но Возрождения в точном смысле слова быть не могло, поскольку совсем иными были функциональные требования и типы зданий, конструкции сооружений. Могло быть только возрождение архитектурно-декоративных тем и мотивов, ордерной системы и некоторых пластических деталей.

Архитектура Возрождения была не одинаковой во всех районах Италии. Известно, что Северная Италия и Венеция всегда отличались повышенной декоративностью форм. Тем не менее, ренессансная архитектура в целом характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма, ощущение статичности усиливается за счет горизонтальных этажей, часто выделяющихся горизонтальными выступами – тягами. Основными геометрическими фигурами в архитектуре стали квадрат, прямоугольник, круг. Стена вновь приобрела свое первоначальное тектоническое значение. Традиционными остались такие строительные материалы как камень и кирпич, но более важным стали строительные растворы. Они используются не только в кладке, но и в виде гладкой штукатурки, руста, некоторых архитектурных элементов. Иногда кирпичная конструкция покрывалась каменной облицовкой, широко использовалась терракота, майолика и глазурованный кирпич. В оформлении интерьера, помимо настенной живописи, использовали лепные украшения, вначале белые, позже тонированные и позолоченные.



Одной из важных конструктивных и художественных задач архитектуры Ренессанса являлось решение сводов и куполов. Здесь использовался опыт античной и средневековой архитектуры. Часто использовали купол на парусах, однако новым стало включение в систему высокого барабана, иногда со световыми окнами. В строительстве использовали самые разнообразные своды: сомкнутый, «зеркальный», лотковый, традиционный цилиндрический и крестовый.

Важной чертой эпохи Ренессанса являлось изменение отношения к творческой личности и ее место в обществе. На смену цеховому мастеру эпохи готики пришел мастер-архитектор, обладавший творческой индивидуальностью, обширными знаниями. В историю архитектуры вошли имена Брунеллески, Альберти, Браманте, Микеланджело, Палладио и др.



Новый стиль появился и сформировался в Италии, при этом выделяют три основных периода.

1. Период Раннего Возрождения: 1420-1500 гг. Ведущими архитекторами были Ф.Брунеллески и Альберти, основным центром – Флоренция. Для этого периода характерно активное использование ордерных элементов, но без строгого пропорционального построения.

2. Период Высокого Возрождения: 1500-1540-е годы. Ведущим архитектором стал Д.Браманте, центр переместился в Рим, где велось строительство Ватикана, собора святого Петра. Архитектура стала более строгой, порой величественной, с верно найденными пропорциями.

3. Период Позднего Возрождения: 1540-1580 гг. Ведущим архитектором был Микеланджело. Наряду с прежними чертами в этот период появляются новые: стремление к декоративности, красивости и некоторой усложненности архитектурных форм, что в дальнейшем получило развитие в архитектуре барокко.

Для архитектуры Ренессанса характерно, что наряду с культовыми, важными стилеформирующими типами зданий стали гражданские общественные сооружения. Один из первых примеров – это Воспитательный дом (приют для брошенных младенцев) во Флоренции, спроектированный Ф.Брунеллески в 1421 году. Здание имеет горизонтальную композицию, по первому этажу проходит легкая аркада на колоннах. Этажи разделены плоской тягой – это один из признаков стиля Возрождения. Активные горизонтальные линии фасада уравновешены четким ритмом вертикальных осей: каждому пролету арки первого этажа соответствует небольшое прямоугольное окно второго этажа. Немногочисленные архитектурные детали подчеркивают строгость и лаконичность здания.



Новый стиль формировался и в дворцовой архитектуре. Городские дворцы - палаццо вначале имели вид крепостей. Их общим признаком была простота композиции: прямоугольное в плане здание с открытым внутренним двором, мощный руст стен, последовательное разделение этажей тягами, четкий, мерный ритм оконных проемов, выступающий венчающий карниз, плоские, имеющие небольшой уклон в сторону внутреннего двора, крыши. Примерами могут быть флорентийские палаццо Питти, Медичи, Строцци. Наряду с этими суровыми дворцами появляются здания с несколько иной системой обработки фасадов, которая строится на применении ордеров, например, палаццо Ручеллаи архитектора Л.-Б. Альберти.На фасадах применено поэтажное распределение ордера в виде пилястр, рванный руст сменяется гладким.

Одним из масштабных примеров культового зодчества является постройка купола флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре (его диаметр – 42 м). В основе купольной конструкции, предложенной Ф.Брунеллески – система двух параллельно идущих оболочек, скрепленных между собой и обеспечивающих жесткость и устойчивость. Для дальнейшего развития стиля характерны такие храмовые постройки Ф.Брунеллески как церковь Сан-Лоренцо, Сан-Спирито, капелла Пацци. Интерьер церкви Сан-Лоренцо, несмотря на базиликальную форму, ничего общего не имеет с готикой, нет устремленности вверх, формы и ритмы развиваются по горизонтали, детали связаны с античным влиянием, пространство рационально спланировано с визуально четкими границами. Те же строгие и ясные формы имеет капелла Пацци – прямоугольная в плане с лоджией на фасаде и квадратным в плане алтарем. Лейтмотивом в убранстве интерьера является ордер в виде пилястр. Пилястры, карниз, тяги, обрамляющие своды, облицованы серым мрамором и выделяются на белом мраморе стен.

Одной из значительных задач в архитектуре Высокого Возрождение было проектирование собора святого Петра в Риме, который должен был быть возведен на месте раннехристианской базилики. Основу предложенной Брамантекомпозиции храма составлял квадрат с наложенным на него равносторонним крестом с огромными апсидами на концах. В центре был задуман огромный купол. Все остальные объемы: полукупола, завершающие апсиды, угловые башни группировались вокруг него, подчеркивая его композиционную доминанту. Но этот проект не отвечал техническим возможностям своего времени и был впоследствии изменен. В 1546 году главным архитектором собора стал Микеланджело, который упростил структуру плана Браманте, отказался от угловых башен. Огромный купол вознесся над единым массивом, собор стал более цельным и монументальным.

Во флорентийской церкви Сан-Лоренцо Микеланджело создал внутреннее оформление новой сакристии с саркофагами Лоренцо и Джулиано Медичи. Здесь же оформил помещение библиотеки – Лауренцианы, которая состояла из вестибюля с лестницей и читального зала. Стены узкого колодцеобразного помещения вестибюля архитектор разделил на два яруса, в каждом из них применил ордер в виде парных полуколонн, расположив их в глубокие ниши. Изгибающиеся марши лестницы, разорванный фронтон над дверью, раскрепованные антаблементы – новации Микеланджело, демонстрирующие пластичность и динамизм его стиля. Данные приемы в дальнейшем определят появление стиля барокко.

В период Позднего Возрождения, кроме Микеланджело, работают такие архитекторы как Д.Сансовино в Венеции (библиотека на площади Сан Марко), А.Палладио, Д.Б.Виньола. А.Палладио работал в основном в Виченце. Там он построил базилику, в двух ярусах аркад была осуществлена комбинация архитрава и архивольта, что придало стене известную легкость. Значительными постройками Палладио являются театр Олимпико и вилла Ротонда. Четыре фасада квадратной в плане виллы Ротонды оформлены колонными портиками с фронтонами, здание завершается плоским куполом. Все сооружение отличает удивительная гармоничность пропорций, целостность и ясность форм. В архитектуре вилл Палладио в разных вариантах развивает одну принципиальную схему: основной призматический объем с портиком и фронтоном дополняется по сторонам галереями, завершаемыми небольшими флигелями. Этот тип композиции в дальнейшем был широко использован архитектурой классицизма.

Д.Б.Виньола создал трактат «Правила пяти ордеров», в котором он изложил систему построения ордеров. Вплоть до ХХ века он не терял своей практической значимости. Виньола спроектировал римскую церковь Иль-Джезу (Во имя Христа) – главную церковь иезуитов. Сооружение закончил его ученик Джакомо делла Порта, представитель раннего барокко. В плане и объемно-пространственном решении церкви сочетались два принципа – базиликальный и центрально-купольный. На фасаде наряду с ренессансными чертами (четкое деление на ярусы по горизонтали, использование ордерных элементов) появляются пластичные формы декора барокко (использование во втором ярусе соединительных волют). Тем не менее, церковь Иль-Джезу явилась завершающим этапом в эволюции композиции храмов эпохи Возрождения и оказала определяющее влияние на всю последующую европейскую архитектуру.

Контрольные вопросы.

1. В чем значение Ренессанса в архитектуре Италии?

2. Назовите периоды ренессансной архитектуры, отметив характерные черты каждого этапа.

3. В каких типах сооружений формируется стиль эпохи Возрождения, назовите планировочные, объемно-пространственные и художественные особенности этих построек.

4. В чем своеобразие синтеза искусств в архитектуре Ренессанса?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.