Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.8. Архитектура западноевропейского барокко





Истоки стиля барокко восходят к концу XVI века, этот стиль развивался в странах Западной Европы на протяжении XVII и первой половины XVIII века. В связи с этим выделяют три этапа архитектуры барокко:

1. Раннее барокко – с 1580 до конца 1620-х годов.

2. Высокое, или зрелое барокко – до конца XVII века.

3. Позднее барокко – первая половина XVIII века.

Мастерами раннего барокко были архитекторы Джакомо дела Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна. В их творчестве еще сильно проявлялись традиции Ренессанса, формы же барокко еще не достигли своего полного выражения. Высокое барокко связано с именами крупнейших мастеров. В Риме работали Л.Бернини, Ф.Борромини, К.Райнальди, в Венеции – Б.Лонгена, в Турине – Г.Гварини, в Генуе – Б. ди Бьанко, в Лечче – Дзимбало и др. В этот период окончательно формируются черты барокко, проявляя себя как в культовых зданиях, так и гражданских, в первую очередь, в дворцовых сооружениях (как городских, так и загородных). В это время в некоторых европейских странах начинают строится дворцово-парковые ансамбли, демонстрирующие специфику синтеза искусств в барокко. В поздний период барокко получает свое широкое распространение в архитектуре многих странах Западной и Восточной Европы (Германии, Австрии, Испании, Чехии, России и др.). Взаимодействуя с новым стилем изобразительного искусства – рококо, барокко приобретает порой большую изысканность и утонченность (особенно в интерьерах), известную мелкомасштабность и измельченность декора. Уменьшается размах строительства, во Франции, например, предпочтение отдается не крупным дворцовым постройкам, а аристократическим особнякам – отелям, сооружаются доходные четырех- пятиэтажные дома с квартирами, сдаваемыми внаем.



Система формальных признаков, характеризующих барокко сложилась в Италии. Страна представляла собой раздробленную на мелкие государства страну, экономическое и политическое положение которых было сложным и неустойчивым. В этой ситуации ведущая роль в развитии архитектуры принадлежала католической церкви, Ватикану, который стремился укрепить свои позиции, возрождая грандиозный стиль Древнего Рима. В Италии возводились монастыри, многочисленные храмы, не очень большие по размерам, но всегда оформленные эмоционально впечатляюще. Преобразование Рима было начато папами еще в период Ренессанса. Реконструировались старые и прокладывались новые лучи улиц, которые бы направляли взгляды верующих к церквам или к обелискам, а так же должны были упорядочить движения многочисленных паломников. Но самым крупным и важным заказом было строительство собора святого Петра в Риме.



Ощущение связи с эпохой раннего христианства, когда Церковь торжествовала победу над язычеством, заставило по-новому оценить старый базиликальный план церковной архитектуры. В 1605 году архитектор Карло Мадерна, изменив план Микеланджело, пристроил к собору святого Петра огромный центральный корабль вместе с боковыми нефами и внушительный вестибюль (нартекс). Главный фасад, оформленный большим ордером, демонстрировал преемственность ренессансных традиций. Но архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, ставший преемником Мадерны по строительству собора святого Петра, организовал интерьер и пространство перед собором согласно новым барочным принципам. Стены храма он покрыл полихромными украшениями из мрамора, лепнины, бронзы и золота, заполнив пространство церкви огромными статуями. В глубине главного нефа на фоне сияющих золотом лучей Славы расположен престол святого Петра. Под куполом собора, над могилой апостола установлен огромный балдахин. Форма балдахина восходит к типу раннехристианского кивория, но обретает монументальные размеры (его высота 23 м), сложной формы покрытие поддерживается четырьмя витыми колоннами. Другой элемент раннехристианской архитектуры, церковный двор или атриум, послужил источником вдохновения при создании огромной площади, построенной Бернини перед собором. Но Бернини внес новые черты, придав площади форму овала и окружив ее колоннадой, состоящей из четырех рядов тосканских колонн. Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущения динамичности, подвижности. На контрасте монументальных активных вертикалей колонн и упруго изгибающейся ленты антаблемента со статуями святых строится выразительность пространства площади.



Принципы барокко нашли яркое проявление в творчестве Франческо Борромини. Его архитектурный стиль характеризует максимальная динамичность и экспрессивность форм, он вводит многообразие изогнутых и вогнутых линий и поверхностей, прибегает к исключительно сложному распределению пространства, не боится нарушать античную ордерную систему во имя создания новых пропорций и новых декоративных мотивов. В интерьерах Борромини отказывается от использования полихромного декора в пользу белой лепнины. Церковь Сан-Карло-алле-кватро-Фонтане (святого Карла у четырех фонтанов) в Риме имела сложных очертаний план, что привело к созданию волнообразных внутренних стен и к расхождению между ними и наружными габаритами здания. Наружный облик церкви был организован с расчетом на создание впечатления повышенной живописности и экспрессии, фасад представляет собой некую декоративную аппликацию, наложенную на поверхность стены.

Вслед за Римом новый стиль в архитектуре распространился по всей Италии. Но если Бернини стремился подчеркнуть выразительную силу пластических масс и целостность художественного образа, другие архитекторы прибегали к усилению орнаментального начала. В Венеции Бальтасаре Лонгена, построивший церковь Санта Мария дела Салюте и палаццо Пезаро, объединяет барочные элементы с декоративным стилем, порой перегружая фасады скульптурными и архитектурными лепными деталями. В Турине Гварино Гварини были построены Королевская капелла, церковь Сан Лоренцо и палаццо Кариньяно. Последователь Борромини Гварини отдавал предпочтение центричным планам зданий, округлым очертаниям и формам, его архитектура была экспрессивна по своей сути, полна напряженных форм. Своеобразие ряда мотивов определяется их связью с мавританской архитектурой и готикой. Чрезмерное изобилие декора отличало церкви Неаполя и Сицилии. Под воздействием влияний, идущим из Испании, которая владела итальянским Югом, архитекторы Сицилии использовали монументальные формы, перегруженные лепниной и декоративной скульптурой. В городе Лечче Д.Дзимбало построил несколько зданий, фасады которых буквально исчезали под тяжестью избыточных декоративных украшений.

В XVII и XVIII века в Италии возникают садово-парковые комплексы – виллы знати. Для них характерна следующая схема: главное здание ставилось на склоне холма, поверхность которого использовалась для создания системы подъемов и разбивки парка. Всевозможные лестницы, террасы, каскады, гроты были сосредоточены на главной оси. Все остальные площадки, спуски, дорожки, зеленые насаждения располагались относительно этой оси. Архитектурно-декоративные сооружения итальянских вилл, фонтаны, гроты, спуски отличаются монументальностью и изысканностью форм, парковая скульптура эффектно сочетается со стриженной и свободно растущей зеленью.

Ранний период барокко во Франции связан с временем правления Людовика XIII (первая треть XVII века) и представлен немногочисленными памятниками. Среди них - центральный ризалит западного фасада Лувра Ф.Лемерсье, который имеет некоторые черты стиля барокко: «вставленные» друг в друга фронтоны, активные, пластические рельефы и другие элементы декора. Однако под влиянием традиций ренессанса французское барокко имеет более спокойный характер. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.

Для периода Людовика XIV характерен размах архитектурных ансамблей, отдельных общественных и частных зданий. Фасады большинства крупных дворцовых сооружений решается уже в духе нового стиля – классицизма. Например, дворцы Мезон-Лафитт (арх. Ф.Мансар), Во-ле-Виконт (арх.Л.Лево) и большой королевский дворец в Версале (арх. Л.Лево, Ж.А.Мансар), восточный фасад Лувра (арх.К.Перро). Но их интерьеры отличаются барочной пышностью, роскошью и декоративностью в итальянском стиле с использованием многоцветного мрамора, золоченной бронзы и живописи. Стилистическое противопоставление классических экстерьеров и барочных интерьеров – специфическая черта французской архитектуры того времени. В парковом искусстве в рамках стиля барокко формируются принципы классицизма, проявившиеся, прежде всего, в планировке. По основной оси Версальского парка, который совпадает с осью дворца, расположены фонтан Латоны, главная аллея, фонтан Аполлона и огромный крестообразный Большой канал, замыкающий перспективу уходящего к горизонту парка. Для Версаля, как примера французского регулярного парка, характерны прямые аллеи, огромные плоскости партеров и водоемов, четкость линий и контуров, стриженная зелень, мраморные и бронзовые скульптуры. Со стороны главного фасада к дворцу сходились тремя лучами проспекты из Парижа и предместий.

В Париже в соответствии с единым планом создаются новые монументальные пространства, например Вандомская площадь и площадь Вогезов. Они представляют собой новый этап французского градостроительства, для них характерны четкие прямоугольные очертания, замкнутость пространства, вследствие застройки площадей по периметру: площадь Вогезов имеет сплошную застройку однотипными трехэтажными зданиями с аркадой по первому этажу, а Вандомская площадь ограничена двумя П-образными сооружениями с использованием на фасадах большого ордера.

Архитектура церковных сооружений Франции ориентируется на римские, прежде всего центричные по своей композиции, типы. Например, собор Инвалидов в Париже (арх. Ж.А.Мансар). Основная часть здания с использованием большого ордера решена в классицистическом стиле, а в силуэте купола и в пластических элементах его убранства чувствуются барочные черты.

В начале XVIII века, в период правления Людовика XV, барокко перерастает в рококо. Это проявляется, прежде всего, в архитектуре парижских особняков-отелей. Рококо – это стиль интерьеров и деталей. Декор интерьера маскирует конструкцию помещений, чему способствует пышная резная орнаментика (измельченные несимметричные растительные формы, раковины, гирлянды). Характерно цветовое решение: белый, светло-голубой, серый, жемчужный и золотой цвета. В интерьерах используются зеркала, живописные панно, изящная мебель, расставленная вдоль стен. Овальный зал отеля Субиз (арх. Деламер) был оформлен архитектором Ж.Боффраном. Простенки, решенные как панно, были заключены в орнаментальные рамы, на плафоне куполообразного потолка – также изысканная и утонченная по рисунку орнаментальная композиция. Период рококо во Франции был относительно коротким(1750-1780). Архитектура вновь возвращается к классицизму в период правления Людовика XVI.

Контрольные вопросы.

1. Назовите периоды в развитии стиля барокко, отметив характерные черты каждого этапа.

2. Назовите характерные черты стиля барокко в архитектуре Италии.

3. В чем своеобразие архитектуры Франции XVII века?

4. Отметьте особенности дворцово-парковой архитектуры Франции и Италии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.