Сделай Сам Свою Работу на 5

Положение тела и вертикальные перемещения

При плавании брассом на протяжении одного цикла движений тело беспрерывно изменяет свое положение и совершает вертикальные перемещения. На сегодняшний день вопрос о том, каким образом поступать при неизбеж­ном приподнимании головы и плеч во время вдоха, не сходит с повестки дня. Несколько упрощая сущность проблемы, можно сказать, что существуют два основных направления: плыть, как можно больше сохраняя гори­зонтальное положение, предельно экономя на сопротив­лении, или же не бояться подъема вверх и ухудшения об­текаемости тела, а выведение рук вперед использовать аналогично применению подводных крыльев в судах по­добных конструкций (рис. 12).

Теоретически возможно все время держать тело в строго горизонтальном обтекаемом положении, как при скольжении, но тогда нельзя будет выполнять с большей эффективностью гребковые движения, использовать


 




включение мощных групп мышц таза, спины, плеч. Мо­гут быть и другие решения.

В момент окончания подтягивания ног таз слегка опускается и поворачивается движением поясничной час­ти спины. При отталкивании ногами таз приподнимается вверх, обеспечивая использование элементов волнообраз­ного движения. В это же самое время происходит неболь­шое погружение передней части тела из-за опускания груди на руки, выполняющие гребок. После этого ноги и туловище поднимаются вверх, оказываясь в зоне мень­шего сопротивления. Оптимальные размеры и границы изменения положения тела и вертикальных перемещений находятся в прямой зависимости от того, насколько они усиливают гребковые движения и как влияют на возрас­тание сопротивления воды. Этот" элемент техники плава­ния брассом очень важен для скорости продвижения, хо­тя колебания тела происходят в границах небольшой амплитуды и малозаметны. Поэтому в самом начале спор­тивного совершенствования, как и в начальной фазе обу­чения, можно не заострять на них внимания и рекомендо­вать горизонтальное положение тела, тем более, что у малоквалифицированных пловцов брассом тело еще ле­жит в воде под большим углом к линии горизонта. В пе­риод спортивного совершенствования, овладения мастер­ством знание изменения положения тела и использова­ние его для повышения эффективности гребковых движений обязательно.



Хорошим примером, показывающим особенности со­временного слитного брасса, может служить техника ре­кордсменки мира Л. Качюшите (СССР). График измене-


ния скорости внутри одного цикла движений (рис. 13) и снятая под водой кинограмма техники (рис. 14) позволяют рассмотреть и проанализиро­вать отдельные ее детали*.

К моменту, когда ноги за­кончили подготовительное дви­жение и полностью подтянуты (кадр 1), туловище приняло горизонтальное положение, при этом руки почти полностью вытянуты вперед, лицо опуще­но в воду.

Такое положение помогает уменьшить встречное сопро­ тивление воды и с наибольшей

эффективностью использовать последующее отталкива­ние ногами.

Кадры 2, 3, 4, 5 показывают выполнение отталкивания ногами. Посмотрите на графике, как плавно и быстро нарастает поступательное движение! Движение ногами назад-вниз сливается с их смыканием без всякого разры­ва. В начале толчка (кадры 2, 3) таз служит неподвиж­ной опорой и обеспечивает «вкладывание» усилия в про­движение туловища. Но по мере развития отталкивания ногами в направлении вниз-назад оно усиливается не­большим, но очень важным движением таза вверх (кад­ры 4, 5, 6). Заметьте, компенсаторно происходит опуска­ние верхней части туловища и плеч (это очень хорошо видно на 6-м кадре). Если бы при этом происходило пас­сивное скольжение, то оно привело бы к грубой ошибке и задержке в продвижении. Но здесь срабатывает эффект безнаплывности. Поскольку руки подхватывают продви­жение от ног (кадры 5, 6) и начинают гребок раньше полного выпрямления ног в коленных суставах, заметно­го падения скорости не происходит. Обратите внимание на безупречный гребок руками. Вся первая часть движе­ния выполняется кистями и предплечьями. Образуется

* Киносъемка техники с одновременной записью динамики внутрицикловой скорости плавания Л. Качюшите выполнены груп­пой эстонских ученых — Т. Тампом, Р. Каалом, Р. Хальяндом.


 




положение высокого локтя (кадр 7). Эту деталь можно по праву назвать элементом «ультра-си» современного брас­са. Когда в гребке руками движение кистей и пред­плечий усиливается движением плеч (кадр 8), скорость продвижения достигает максимального значения. На всем протяжении гребка руками туловище занимает горизон­тальное положение и хорошо обтекается встречным по­током воды. Не заходя за линию плеч, руки, закончив гребок, экономным и плавным движением сводятся лок-


тями внутрь и соединяются перед грудью (кадры 9, 10, 11).

На графике видно, что снижение скорости в этой час­ти цикла не так значительно, как это встречается у пловцов брассом, для которых характерны резкие, угло­ватые движения, гребок за линию плеч. А между тем, этот момент осложняется приподнимаем головы вверх над поверхностью воды для вдоха (кадры 8—11). Далее следуют подготовительные движения, сильно замедляю­щие продвижение: таз постепенно опускается вниз, так, что туловище занимает положение с большим углом ата­ки, ноги сгибаются и пятки подтягиваются по направле­нию вдоль поверхности воды. Руки постепенно выталки­ваются вперед (кадры 11, 12, 13). К последнему в цикле положению (кадр 14) скорость падает до самого низкого значения. Падает, но сохраняется! Сравните такое выпол­нение элементов техники с выполнением их брассистами, не владеющими высоким уровнем мастерства,— скорость у них иногда снижается почти до полной остановки. Преи­мущество Л. Качюшите не только в непосредственной экономии времени, но и в том, что при более высокой ско­рости удобнее и с меньшими затратами сил можно на­чать отталкивание ногами. Обратите внимание на край­ние положения в цикле, где одно движение переходит в другое (кадры 14 и 1). Не следовало бы выпрямить руки полностью вперед до начала отталкивания ногами? Дей­ствительно, руки, оставленные впереди сильно согнуты­ми, при выпрямлении вперед против встречного потока вызывают резкое возрастание сопротивления и замедля­ют продвижение. Но и преждевременное выведение пря­мых рук может затруднить выполнение захвата и вызвать задержку движения плеч. Небольшое же сгибание их в исходном положении не влечет заметного торможения и дает большое преимущество в начальной части гребка руками — захвате. Как хорошо видно на начальных кад­рах кинограммы, Л. Качюшите находит очень своеобраз­ное решение этой проблемы. Неполное выпрямление рук не мешает ей сохранять поступательное движение. Вы­прямление же рук, когда оно сливается с последующим отталкиванием ногами, помогает послать вперед плечи, способствует созданию хорошей опоры рук при захвате. Такой нестандартный подход к элементам техники, под­гонка ее по своим индивидуальным параметрам — хае рактерная особенность рекордсменки мира Л. Качюшите,


 




Повороты

Мастерство брассиста при выполнении поворота оп­ределяется уже при подплывании к поворотной стене бас­сейна. На последних метрах скорость не должна падать. Сохранение ее не только выгодно само по себе, оно также обеспечивает качественное выполнение вращения. После касания руками * пловец еще некоторое время скользит, наплывая вперед на согнутые руки. Затем следует пово­рот на бок. Одна рука отрывается от стены, вторая нет. Тело переходит в вертикальное положение. Ноги группи­руются, скрещиваясь, и продолжают двигаться вперед. Плечи с помощью опоры руки, опирающейся о стену, на­чинают двигаться в противоположном направлении, по­этому поворот с таким вращением называют маятнико­вым. Ступни ставятся на стену бассейна. Плечи и голова ложатся на бок и погружаются под воду. Этому способ­ствует энергичное движение руки со стены в воду. Под водой пловец полностью разворачивается на бок. Ноги сильно согнуты и удобно поставлены на стену для после­дующего отталкивания.

Без задержки следует отталкивание. Тело умеренно погружено и принимает хорошо обтекаемое положение. Начинается выход (рис. 15). Руки соединены вместе впе­реди. Голова опущена между ними и подбородок прижат к груди. Первоначально скольжение направлено под не­большим углом вниз. Выход на поверхность воды осуще­ствляется с помощью гребка руками до бедер и одного движения ногами. Такой выход разрешается в соревнова­ниях при условии выполнения последующего гребка пос­ле появления головы над водой. В связи с тем, что ско­рость в скольжении очень высока, но вместе с этим быст­ро падает, важно выработать умение своевременно начи­нать длинный гребок руками. Начав его преждевременно, можно затормозить поступательное движение. В свою очередь, затянутое скольжение приведет к потере скорос­ти и затруднит выполнение хорошего гребка. Длинный гребок начинается небольшим движением кистей рук в стороны, подхватывающим поступательную скорость скольжения (см. рис. 15, кадр 1). По мере того, как со­здается опора на ладонях и предплечьях, руки сгибаются

* При поворотах, как и на финише, брассист должен коснуться стены бассейна одновременно двумя руками на одном уровне.


в локтях до вертикального положения. Гребок продол­жается с нарастающей скоростью вниз-назад (см. рис. 15, кадры 2, 3, 4). У бедра гребок заканчивается с захлестом кистями (они по инерции зайдут после за линию тулови­ща) (см. рис. 15, кадр 5). Чтобы увеличить силу гребка и удержать правильное направление, голову еще сильнее


 




прижимают подбородком к груди. Пловец, получив до­бавочный импульс движения, снова скользит. На всем этом пути тело лежит под небольшим углом и все время всплывает. Руки экономным и плавным движением вдоль туловища, стараясь создавать как можно меньшее сопро­тивление, выходят вперед (см. рис. 15, кадры 6, 7). Ноги медленно подтягиваются. А так как это происходит под водой, голень поднимается выше таза в очень удобное по­ложение для последующего сильного отталкивания нога­ми (см. рис. 15, кадр 8). Мощным отталкиванием ногами (которое даже сильнее отталкивания во время обычного плавания) пловец поднимается спиной к поверхности во­ды (см. рис. 15, кадр 9). Голова в конце скольжения и обязательно до начала первого гребка руками (как это требуют правила) показывается из воды. Необходимо от­метить, что только на самом первом этапе овладения тех­никой можно допустить регулирование глубины и длины скольжения подниманием и опусканием головы и рук. При высоком спортивном мастерстве весь выход пред­ставляет единый целостный элемент, в котором после толчка от стены бассейна брассист уходит на твчно оп­ределенную глубину и все его последующие действия со­впадают с всплыванием и не требуют никаких поправок.

Старт

Начало стартового прыжка при плавании орассом та­кое же, как в других способах. Более низкая скорость

плавания на дистанции и применение длинного гребка при выходе позво­ляют выполнить вылет и вход в воду под несколько большим углом (рис. 16). Все это обеспечивает бо­лее глубокое погружение пловца.

Техника выхода после старта ничем не отличает­ся от той, которая описана выше в разделе о выпол­ нении поворотов.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.