|
Положение тела и вертикальные перемещения
При плавании брассом на протяжении одного цикла движений тело беспрерывно изменяет свое положение и совершает вертикальные перемещения. На сегодняшний день вопрос о том, каким образом поступать при неизбежном приподнимании головы и плеч во время вдоха, не сходит с повестки дня. Несколько упрощая сущность проблемы, можно сказать, что существуют два основных направления: плыть, как можно больше сохраняя горизонтальное положение, предельно экономя на сопротивлении, или же не бояться подъема вверх и ухудшения обтекаемости тела, а выведение рук вперед использовать аналогично применению подводных крыльев в судах подобных конструкций (рис. 12).
Теоретически возможно все время держать тело в строго горизонтальном обтекаемом положении, как при скольжении, но тогда нельзя будет выполнять с большей эффективностью гребковые движения, использовать
включение мощных групп мышц таза, спины, плеч. Могут быть и другие решения.
В момент окончания подтягивания ног таз слегка опускается и поворачивается движением поясничной части спины. При отталкивании ногами таз приподнимается вверх, обеспечивая использование элементов волнообразного движения. В это же самое время происходит небольшое погружение передней части тела из-за опускания груди на руки, выполняющие гребок. После этого ноги и туловище поднимаются вверх, оказываясь в зоне меньшего сопротивления. Оптимальные размеры и границы изменения положения тела и вертикальных перемещений находятся в прямой зависимости от того, насколько они усиливают гребковые движения и как влияют на возрастание сопротивления воды. Этот" элемент техники плавания брассом очень важен для скорости продвижения, хотя колебания тела происходят в границах небольшой амплитуды и малозаметны. Поэтому в самом начале спортивного совершенствования, как и в начальной фазе обучения, можно не заострять на них внимания и рекомендовать горизонтальное положение тела, тем более, что у малоквалифицированных пловцов брассом тело еще лежит в воде под большим углом к линии горизонта. В период спортивного совершенствования, овладения мастерством знание изменения положения тела и использование его для повышения эффективности гребковых движений обязательно.
Хорошим примером, показывающим особенности современного слитного брасса, может служить техника рекордсменки мира Л. Качюшите (СССР). График измене-
ния скорости внутри одного цикла движений (рис. 13) и снятая под водой кинограмма техники (рис. 14) позволяют рассмотреть и проанализировать отдельные ее детали*.
К моменту, когда ноги закончили подготовительное движение и полностью подтянуты (кадр 1), туловище приняло горизонтальное положение, при этом руки почти полностью вытянуты вперед, лицо опущено в воду.
Такое положение помогает уменьшить встречное сопро тивление воды и с наибольшей
эффективностью использовать последующее отталкивание ногами.
Кадры 2, 3, 4, 5 показывают выполнение отталкивания ногами. Посмотрите на графике, как плавно и быстро нарастает поступательное движение! Движение ногами назад-вниз сливается с их смыканием без всякого разрыва. В начале толчка (кадры 2, 3) таз служит неподвижной опорой и обеспечивает «вкладывание» усилия в продвижение туловища. Но по мере развития отталкивания ногами в направлении вниз-назад оно усиливается небольшим, но очень важным движением таза вверх (кадры 4, 5, 6). Заметьте, компенсаторно происходит опускание верхней части туловища и плеч (это очень хорошо видно на 6-м кадре). Если бы при этом происходило пассивное скольжение, то оно привело бы к грубой ошибке и задержке в продвижении. Но здесь срабатывает эффект безнаплывности. Поскольку руки подхватывают продвижение от ног (кадры 5, 6) и начинают гребок раньше полного выпрямления ног в коленных суставах, заметного падения скорости не происходит. Обратите внимание на безупречный гребок руками. Вся первая часть движения выполняется кистями и предплечьями. Образуется
* Киносъемка техники с одновременной записью динамики внутрицикловой скорости плавания Л. Качюшите выполнены группой эстонских ученых — Т. Тампом, Р. Каалом, Р. Хальяндом.
положение высокого локтя (кадр 7). Эту деталь можно по праву назвать элементом «ультра-си» современного брасса. Когда в гребке руками движение кистей и предплечий усиливается движением плеч (кадр 8), скорость продвижения достигает максимального значения. На всем протяжении гребка руками туловище занимает горизонтальное положение и хорошо обтекается встречным потоком воды. Не заходя за линию плеч, руки, закончив гребок, экономным и плавным движением сводятся лок-
тями внутрь и соединяются перед грудью (кадры 9, 10, 11).
На графике видно, что снижение скорости в этой части цикла не так значительно, как это встречается у пловцов брассом, для которых характерны резкие, угловатые движения, гребок за линию плеч. А между тем, этот момент осложняется приподнимаем головы вверх над поверхностью воды для вдоха (кадры 8—11). Далее следуют подготовительные движения, сильно замедляющие продвижение: таз постепенно опускается вниз, так, что туловище занимает положение с большим углом атаки, ноги сгибаются и пятки подтягиваются по направлению вдоль поверхности воды. Руки постепенно выталкиваются вперед (кадры 11, 12, 13). К последнему в цикле положению (кадр 14) скорость падает до самого низкого значения. Падает, но сохраняется! Сравните такое выполнение элементов техники с выполнением их брассистами, не владеющими высоким уровнем мастерства,— скорость у них иногда снижается почти до полной остановки. Преимущество Л. Качюшите не только в непосредственной экономии времени, но и в том, что при более высокой скорости удобнее и с меньшими затратами сил можно начать отталкивание ногами. Обратите внимание на крайние положения в цикле, где одно движение переходит в другое (кадры 14 и 1). Не следовало бы выпрямить руки полностью вперед до начала отталкивания ногами? Действительно, руки, оставленные впереди сильно согнутыми, при выпрямлении вперед против встречного потока вызывают резкое возрастание сопротивления и замедляют продвижение. Но и преждевременное выведение прямых рук может затруднить выполнение захвата и вызвать задержку движения плеч. Небольшое же сгибание их в исходном положении не влечет заметного торможения и дает большое преимущество в начальной части гребка руками — захвате. Как хорошо видно на начальных кадрах кинограммы, Л. Качюшите находит очень своеобразное решение этой проблемы. Неполное выпрямление рук не мешает ей сохранять поступательное движение. Выпрямление же рук, когда оно сливается с последующим отталкиванием ногами, помогает послать вперед плечи, способствует созданию хорошей опоры рук при захвате. Такой нестандартный подход к элементам техники, подгонка ее по своим индивидуальным параметрам — хае рактерная особенность рекордсменки мира Л. Качюшите,
Повороты
Мастерство брассиста при выполнении поворота определяется уже при подплывании к поворотной стене бассейна. На последних метрах скорость не должна падать. Сохранение ее не только выгодно само по себе, оно также обеспечивает качественное выполнение вращения. После касания руками * пловец еще некоторое время скользит, наплывая вперед на согнутые руки. Затем следует поворот на бок. Одна рука отрывается от стены, вторая нет. Тело переходит в вертикальное положение. Ноги группируются, скрещиваясь, и продолжают двигаться вперед. Плечи с помощью опоры руки, опирающейся о стену, начинают двигаться в противоположном направлении, поэтому поворот с таким вращением называют маятниковым. Ступни ставятся на стену бассейна. Плечи и голова ложатся на бок и погружаются под воду. Этому способствует энергичное движение руки со стены в воду. Под водой пловец полностью разворачивается на бок. Ноги сильно согнуты и удобно поставлены на стену для последующего отталкивания.
Без задержки следует отталкивание. Тело умеренно погружено и принимает хорошо обтекаемое положение. Начинается выход (рис. 15). Руки соединены вместе впереди. Голова опущена между ними и подбородок прижат к груди. Первоначально скольжение направлено под небольшим углом вниз. Выход на поверхность воды осуществляется с помощью гребка руками до бедер и одного движения ногами. Такой выход разрешается в соревнованиях при условии выполнения последующего гребка после появления головы над водой. В связи с тем, что скорость в скольжении очень высока, но вместе с этим быстро падает, важно выработать умение своевременно начинать длинный гребок руками. Начав его преждевременно, можно затормозить поступательное движение. В свою очередь, затянутое скольжение приведет к потере скорости и затруднит выполнение хорошего гребка. Длинный гребок начинается небольшим движением кистей рук в стороны, подхватывающим поступательную скорость скольжения (см. рис. 15, кадр 1). По мере того, как создается опора на ладонях и предплечьях, руки сгибаются
* При поворотах, как и на финише, брассист должен коснуться стены бассейна одновременно двумя руками на одном уровне.
в локтях до вертикального положения. Гребок продолжается с нарастающей скоростью вниз-назад (см. рис. 15, кадры 2, 3, 4). У бедра гребок заканчивается с захлестом кистями (они по инерции зайдут после за линию туловища) (см. рис. 15, кадр 5). Чтобы увеличить силу гребка и удержать правильное направление, голову еще сильнее
прижимают подбородком к груди. Пловец, получив добавочный импульс движения, снова скользит. На всем этом пути тело лежит под небольшим углом и все время всплывает. Руки экономным и плавным движением вдоль туловища, стараясь создавать как можно меньшее сопротивление, выходят вперед (см. рис. 15, кадры 6, 7). Ноги медленно подтягиваются. А так как это происходит под водой, голень поднимается выше таза в очень удобное положение для последующего сильного отталкивания ногами (см. рис. 15, кадр 8). Мощным отталкиванием ногами (которое даже сильнее отталкивания во время обычного плавания) пловец поднимается спиной к поверхности воды (см. рис. 15, кадр 9). Голова в конце скольжения и обязательно до начала первого гребка руками (как это требуют правила) показывается из воды. Необходимо отметить, что только на самом первом этапе овладения техникой можно допустить регулирование глубины и длины скольжения подниманием и опусканием головы и рук. При высоком спортивном мастерстве весь выход представляет единый целостный элемент, в котором после толчка от стены бассейна брассист уходит на твчно определенную глубину и все его последующие действия совпадают с всплыванием и не требуют никаких поправок.
Старт
Начало стартового прыжка при плавании орассом такое же, как в других способах. Более низкая скорость
плавания на дистанции и применение длинного гребка при выходе позволяют выполнить вылет и вход в воду под несколько большим углом (рис. 16). Все это обеспечивает более глубокое погружение пловца.
Техника выхода после старта ничем не отличается от той, которая описана выше в разделе о выпол нении поворотов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|