|
НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БРАССА
М.С.Фарафонов
МОСКВА «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ» 1980
ББК 75.717.5 Ф24
Фарафонов М. С.
Ф24Плавание брассом. — М.: Физкультура и спорт,
1980.— 64 с, ил.
Автор, заслуженный тренер РСФСР, который много лет был тренером сборной олимпийской команды страны, в популярной форме рассказывает о плавании брассом. Используя богатый опыт советских ?ренеров в подготовке пловцов брассом чемпионов и рекордсменов мира победителей олимпийских игр, он раскрывает содержание начального обучения, становления техники и совершенствования спор-тивного мастерства в этом способе.
Для спортсменов, общественных инструкторов,
60902-195 „ о ББК 75.717.5
ф^--------------- 109-80 7А5.1
009(01)—80
© Издательство «Физкультура и спорт», 1980 г.
Брасс — один из популярных способов плавания. Возможности его применения многогранны.
Так, хорошо известно оздоровительное значение плавания брассом, благоприятное гигиеническое воздействие его на организм человека. Брасс используется как одно из средств лечебной гимнастики. Движения при плавании этим способом служат отличным корригирующим упражнением, применяемым для улучшения осанки, исправления искривлений позвоночника. Брасс является одним из видов физических упражнений для людей пожилого возраста, позволяющим легко дозировать нагрузку.
Огромно прикладное значение плавания брассом.
Технику этого способа можно использовать в самых разнообразных ситуациях, возникших в водной среде, свободно изменяя направление и скорость проплывания.
При плавании брассом сохраняется хорошая видимость, этим способом удобно подплыть к тонущему, оказать помощь ослабевшему в воде и транспортировать его к берегу. Применяя технику брасса, можно буксировать груз, плыть с каким-либо предметом в руках, особенно если нельзя погружать его в воду. В тех случаях, когда приходится снять с себя в воде одежду, удобнее всего это сделать, применяя брасс. Если понадобится нырнуть под воду, то брассист — готовый к действию ныряльщик. Ему не потребуются ласты — ведь движения в брассе — одна из разновидностей техники плавания под водой.
Для ряда профессий, таких, как геологи, речники, моряки, подводники, спасатели, и многих других, требующих умения действовать в водной среде, овладение плаванием брассом — необходимая составная часть специальной подготовки.
Нельзя не сказать и еще об одной очень важной особенности брасса. В современном спорте подготовка пловцов теперь начинается очень рано, часто еще до школы. И бывает так, что мальчики и девочки, не успевшие ранее приобщиться к спортивным занятиям, оказываются неперспективными «переростками». Так вот, единственный способ плавания, в котором возможно более позднее начало тренировок, — это брасс. Убедительным примером является спортивная биография одного из выдающихся пловцов брассом Дэвида Уилки (Англия): в 12 лет — первое знакомство со спортивным плаванием, в 14 лет — первые серьезные старты, а в конце спортивной
карьеры — рекорды мира и победы на многих соревнованиях по плаванию, включая первенство мира и олимпийские игры.
Немаловажно спортивное значение брасса. У советских спортсменов в плавании брассом имеется традиция победных выступлений. Первый рекорд мира по плаванию, установленный советскими пловцами, первая победа на первенствах Европы, самая первая их медаль (бронзовая) на олимпиаде, первые золотые медали на олимпийских играх — все это достигнуто пловцами в брассе.
За спортивные достижения в. плавании брассом присваиваются почетные звания от юношеских разрядов до мастера спорта международного класса. Во всех соревнованиях по спортивному плаванию от самых простых до олимпийских игр проводятся заплывы брассом, им проплывается один из этапов в комбинированных эстафетах и, кроме того, брасс является составной частью дистанций комплексного плавания. В команде пловцов на олимпийских играх брассисты могут завоевать по четыре золотых, серебряных и бронзовых медали (за дистанции 100 и 200 м у женщин и у мужчин). Кроме того, в комбинированных эстафетах и в комплексном плавании этап, проплываемый брассом, как правило, имеет решающее значение.
При начальном обучении плаванию брасс из-за большей сложности несколько уступает таким способам, как кроль и плавание на спине, научиться которым можно быстрее. Но важен ведь конечный результат: освоив брасс, человек не просто способен держаться на поверхности воды — он действительно становится пловцом! И в самом деле. Вот он только-только проплывает 10—15 м. Но изменилась ситуация... Нужно, очень нужно проплыть вдвое, втрое больше! И, представьте себе, брассист в состоянии это сделать.
Итак, желаем вам успешного освоения способа брасс.
НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БРАССА
Предполагается,\что человек умел плавать на самой ранней ступени своего^ развития. Он был вынужден учиться плавать, так как, переходя с четверенек в вертикаль-лое положение, постепенно утратил естественную (от рождения) способность большинства животных держаться и передвигаться в воде.
Вода привлекала человека возможностью добыть в ней пищу, спастись от зверей, укрыться от жары. Кроме того, передвижение по местности требовало умения преодолевать водные преграды. Передвигаясь по мелководью, человек стал учиться держаться на воде и плыть в горизонтальном положении, беспорядочно загребая руками, ударяя и отталкиваясь ногами, совсем так, как это делают и теперь купающиеся дети, не умеющие плавать.
Впрочем, в беспорядочности этих движений заметны два направления: плавание с попеременными движениями (встречается чаще) и плавание с одновременными движениями (встречается реже). Эти так отличающиеся один от другого способы плавания сформировались на той же двигательной основе, что и передвижение по суше бегом или прыжками. В результате длительной эволюции из первого направления, т. е. «плавательной конструкции» с попеременными движениями, через плавание «по-собачьи», «с выносом рук» (русские «саженки») сформировался современный быстрый кроль. Развитие второго направления, т. е. плавания,^ одновременными движениями, привело к рождению экономичного брасса. Об этой естественной основе техники плавания следует помнить и сейчас. Посмотрите внимательно найетей, начинающих учиться плавать. Как только они, преодолев страх, овладевают способностью держаться На поверхности воды и проплывать небольшие расстояния, одни из них, оставляя бурун всплесков от ног, начинают вразмашку грести руками, другие (их меньше) робкими толчками начинают
скользить, но в их судорожных еще движениях без труда просматривается брасс. Недаром тренеры по плаванию говорят: «Плаванию учатся, брассистами рождаются».
\_В дальнейшем развитие и совершенствование двух этих видов плавания, прапрародителей современных способов плавания, происходило одновременно, но далеко не равномерно. Плавание попеременным способом первоначально развивалось значительно быстрее. Об этом свидетельствуют, например, дошедшие до нас изображения людей в египетских иероглифах, на ассирийских барельефах, рисунках и древнегреческих монетах. На них чаще можно увидеть человека, плывущего способом, который без сомнения представляет примитивный кроль.
Фигуры пловцов, скользящие по поверхности, как в брассе (рис. 1), встречаются значительно реже. Позднее
в Европе быстрее стало развиваться плавание брассом. Об этом убедительно говорят/литературные источники, относящиеся к XVI, XVII вв7. В первом произведении, описывающем плаваниеддошедшем до нас, — «Columbe-tes» («Водолаз») немецкого лингвиста Николаса Вине-мана (1538 г.) —учитель, рассказывая о плавании, обращает внимание ученика на то, как плавает лягушка, сове-
тует копировать ее движения в воде. Таким образом, можно считать, что первая книга по плаванию была книгой именно о брассе.
[Знакомство с литературой о плавании начала XVIII в. показывает, что брасс продолжает распространяться и совершенствоваться. В движении ног, например, отчет-
ливее становится разворот ступней, в связи с чем такое плавание стали называть «лягушачьим».
Интересно, что название «по-лягушачьи» теперь почти не сохранилось. Дело в том, что возросшая популярность этого способа привела к полному отождествлению его названия с понятием плыть правильно, плыть хорошо. Стало буквально так: раз плывешь на груди и плывешь правильно, значит, плывешь брассом. С тех пор на большинстве европейских языков (на английском и др.) плавание брассом называется плаванием на груди. На французском языке оно было названо плаванием брассом. Это название стало принятым и в России.
Еще большее развитие получает брасс в XIX в. В это время обучение плаванию становится важной частью военной подготовки в европейских армиях. Брасс оказался для военных специалистов настоящей находкой: приемы обучения плаванию брассом полностью совпадали с методами военного обучения того времени. Техника брасса легко делилась на отдельные дви-
жения, что позволяло проводить обучение плаванию брассом под обычные воинские команды, как это уже было широко принято в строевой подготовке, фехтовании, штыковом^бою или изготовке к стрельбе. «Делай, раз! Делай, два!»... и под команду сержанта усатые гренаде-
ры заучивали отдельные движения брасса на суше, чтобы повторить их потом в воде (рис. 2).
Для того чтобы было удобнее выполнять такие отдельные движения в воде, стали применять нехитрое устройство, называемое удочкой; обучавшийся плаванию брассом надевал специальный пояс, прикреплявшийся веревкой к шесту, позволявшему удерживаться на поверхности воды. Учитель плавания, стоя на плоту или борту бассейна, поддерживал обучаемого за удочку на необходимой глубине. Позднее в крытых бассейнах на потолке устанавливался рельс, по которому двигались ролики со свисавшими до воды веревками с поясами. Надев эти пояса, целая группа могла одновременно обучаться плаванию, передвигаясь по кругу. В России, например, так был оборудован бассейн Петербургского пажеского корпуса.
. В 1780 г. для армии Наполеона майором Аржи было составлено специальное подробное наставление по обучению плаванию. В прусской армии в 1790 г. то же самое было сделано капитаном Пфулем. Интересно, что за это обоим авторам было присвоено генеральское звание. Эти первые воинские уставы по обучению плаванию предусматривали обучение способом брасс и использование его при форсировании водных преград (рис. 3).
Постепенно применение брасса для начального обучения стало повсеместным. Методика деления способа плавания на элементы сохранилась до нашего времени. Долгое время способ брасс считался более правильным, «аристократическим» способом, чем «мужицкие саженки», «по-собачьи» или на боку.
Когда в конце XVIII в. стадл/проводить спортивные соревнования по плаванию, никому и в голову не прихо-
дило разделить применявшиеся тогда способы. Но оказалось, что по скорости никакой конкуренции ни на коротких, ни на длинных дистанциях брасс не мог составить другим способам плавания. К тому же тихоходный брасс оставался совершенно без изменений, тогда как техника других способов быстро развивалась и совершенствовалась.
Все большую популярность получали развившиеся из народного способа плавания на боку способы «оверарм» и «треджен». Постепенно они вытесняли брасс. Особенно сильный удар плаванию брассом нанесло появление в Европе в начале XX вхавстралийского кроля. Было и еще одно обстоятельство), в связи с которым былая популярность брасса стала быстро гаснуть: обучение плаванию новым способом проводилось более просто и естественно, методами, которые отличались от методов нудной муштры, применяемой для обучения в брассе и до отвращения напоминавшей военную гимнастику. Как едко заметил один из последователей нового направления, «командовать легче, чем учить». \
Не удивляйтесь тому, чтоХсреди победителей первых Олимпийских игр вы не найдете пловцов брассом. Поскольку в соревнованиях можнЬ было плыть любым способом, выигрывали пловцы, применявшие попеременные способы. Только в 1906 г., к IV Олимпийским играм, были составлены специальные правила, выделившие брасс как самостоятельный вид плавания. Правила были сформулированы нечетко и допускали разные толкования. Началось как бы стихийное совершенствование техники брасса. Так, немецкий пловец Радемахер для увеличения скорости перед поворотом и на финише стад проносить руки по воздуху. Затем, в 1934—1935 гг. в ОДА некоторые пловцы при проплывании дистанции брас&рм применили новую технику, работая ногами, как обычно в брассе, а руки пронося по воздуху. Новая разновидность брасса получила название «баттерфляй» (бабочка). Советские пловцы тоже быстро освоили плавание баттерфляем, и в 1936 г. С. Бойченко проплыл две дистанции этим спосо-бом,/Значительно превысив официальные рекорды мира (ЮОм—1.06,8, 200 м—2.38,6).
Первоначально пловцы, применявшие технику старого брасса (классического брасса), выдержали натиск баттерфляистов. На Олимпийских играх 1936 г. американские пловцы, применявшие новую технику, потерпели
поражение от брассистов, как тогда начали говорить, «ортодоксального стиля».
После того, как на, Олимпийских играх 1948 и 1952 гг. полное преимущество баттерфляя стало очевидным и возникла угроза исчезновения брасса, Международная федерация плавания в новых правилах разделила эти два способа на самостоятельные виды. Но новыми правилами не было предусмотрено возникновение вариантов брасса.
Еще на Олимпийских играх 1928 г. филиппинский пловец Т. Ильдефонсо с успехом применил гребок руками до бедер и выиграл бронзовую (медаль. Но особенно эффективным стало плавание брас&ж с таким гребком под водой. Оказалось, что если нырять, применяя движения брасса, то отсутствие сопротивления в результате волнообразования позволяет значительно увеличить скорость.
Дальнейшее усовершенствование техники выполнения гребка руками под водой с выходом на поверхность для вдохов позволило еще больше повысить уровень рекордов в брассе. На Олимпийских играх 1956 г. все три первых места на дистанции 200 м заняли представители «ныряющего брасса». Впервые в истории советского плавания бронзовую медаль выиграл X. Юничев, отлично овладевший этой сложной техникой. После 1956 г. ныряние в брассе было запрещено.
\_Не следует, однако, думать, что эволюция брасса заключалась только в применении новых элементов техники, не предусмотренных правилами, так сказать, в совершенствовании «в обход закона». С того момента, когда были проведены первые соревнования по плаванию брассом, тренеры и пловцы старательно отшлифовывали каждое движение, стремясь сделать его более сильным, добиваясь более высокой скорости.
Техническое мастерство пловца существенно зависит и от его физической подготовленности, уровня тренированности. Ведь дело не заканчивается тем, что найден более эффективный вариант гребка, определен лучший темп. Важно выяснить и другое. Достаточно ли силы, чтобы выполнить такой гребок, хватит ли выносливости для достижения и удержания более высокого темпа? Продолжительное время в технике брасса улучшалась главным образом ее экономичность, т. е. использование паузы во время скольжения для расслабления и отдыха. Такой была техника англичан И. Хольмена и П. Кортмана, бельгийца Ф. Курбэ, шведа Р.Андерсена (1908—1914 гг.).
Ю
Позднее техника усовершенствовалась главным образом за счет улучшения отталкивания ногами (экономное подтягивание— энергичное смыкание). Представителями такой техники были бельгиец Ван-Пари, немцы Э. Радема-хер, Э. Сметас, а также известный советский спортсмен, рекордсмен страны 1934—1935 гг. в плавании брассом Г. Остен-Сакен.
В послевоенный период была сделана интересная попытка усовершенствовать брасс путем увеличения темпа прохождения дистанции при сохранении скольжения и наплыва. Известная воспитательница многих чемпионов олимпийских игр и рекордсменок мира голландский тренер М. Браун, умело используя особенности физического развития своей ученицы А. Хаан, ее легкость, очень хорошие обтекаемость тела и умение скользить, сочетающиеся с сильным гребком руками, поставила ей своеобразную технику. В отличие от общепринятых канонов А. Хаан (рекордсменка мира 1953 и 1954 гг.) начинала гребок, не поднимая головы. Это позволяло рукам выполнить хороший захват и грести сильно и длинно. Полностью была изменена координация. В тот момент, когда ноги выполняли короткий, но хлесткий толчок, а руки выходили вперед, голова приподнималась над поверхностью воды и следовал короткий вдох. Вдох во время скольжения! Эта разновидность, не получившая в дальнейшем своего развития (названная техникой брасса «с ранним вдохом»), позволяла развить во время прохождения дистанции очень высокий темп. Мы не зря так подробно остановились на этом ушедшем в прошлое примере. Он напоминает, что история плавания не только констатирует, но и учит. Дело в том, что если в тренировках юных пловцов брассом в упражнениях на повышение частоты движений не принять мер по сохранению современной координации, то интенсивная темповая работа непроизвольно приведет к появлению согласования с «ранним вдохом» и это будет мешать росту скорости.
В последующие годы поиск новых форм брасса пошел по пути сочетания темпа и силы гребковых движений. Это привело к разработке такой техники брасса, при которой скольжение и|наплыв были предельно сокращены. Первооткрывателем нового направления, ставшего основой современной техники брасса, был советский тренер С. Кобе-лев. Сущность этого варианта заключалась в том, что руки начинали гребок сразу же, как выходили вперед, и
и
подхватывали движение толчка ногами в то время, когда оно еще не закончилось. Техника эта требовала очень большой силы рук и выносливости для сохранения темпа. Поэтому, хотя воспитаннику С. Кобелева В. Минашкину в 1953 г. удалось превысить мировое достижение, по-настоящему этот вариант техники был освоен только спустя много лет, когда пловцы стали применять специальную силовую гимнастику и значительно больше тренироваться. Как вы видите/ значение гребка руками в технике брасса непрерывно', возрастало, ^однако использованию силы рук препятствовало то обстоятельство, что сильное начало гребка руками в обычной координации брасса того времени совпадали с началом вдоха. Это было невыгодно по двум причинам, С одной стороны, приподнимание головы вверх над поверхностью воды создавало неблагоприятные гидродинамические условия, с другой — сам акт вдоха рефлекторно\затормаживал напряжение мышц рук и плечевого пояса. \
Решение этого вопроса было найдено в применении техники так называемого\«поздиего вдоха». При этом варианте вдох выполняется е приподниманием головы в самом конце гребка руками. \Хорошее использование такой новой техники продемонстрировали на Олимпийских играх 1960 г. американский брассист В.Мулликен и японский пловец И. Осака. В дальнейшем оказалось, что вариант «позднего вдоха» можно сочетать с небольшим перекатом от плавного подъема вверх до мягкого соскальзывания вниз. Эта техника, разработанная серебряным призером Олимпийских игр 1964 г\ Г. Прокопенко (СССР), получила название «планирующей брасс».
В Советском Союзе над совершенствованием новой техники брасса успешно работали рекордсмены мира В. Косинский (тренер Г. В. Яроцкий) и Н. Панкин (тренер О. В. Харламова).
Следующим этапом в развитии брасса стало качественно новое использование гребка руками. Применение специальных силовых упражнений на суше и использование для этого дополнительных видов плавания, особенно кроля и баттерфляя, способствовали значительному увеличению силы гребка в брассе. В свою очередь,|этО позволило на более высоком уровне использовать безнаплыв-ный вариант техники брасса. В развитие техники такого брасса большой вклад внесли также победители Олимпийских игр 1972 г. японец Н. Тагути, американец Д. Хен-
кен и чемпион Олимпийских игр 1976 г. англичанин Д. Уилки.
Своеобразно шло развитие женского брасса. Долгое время уровень тренированности и технической подготовленности женщин сильно отставал от уровня развития этих качеств у мужчин. Постепенно разница эта сглаживалась. На Олимпийских играх 1964 г. в Токио юная советская брассистка Г. Прозуменщикова выиграла дистанцию 200 м. Техника, которую она применяла, осталась лучшим образцом классического варианта брасса.
На Олимпиаде 1976 г. уровень тренированности и технической подготовленности брассисток приблизился к уровню мужчин. Соревнования по плаванию закончились там триумфом советских спортсменок — из шести возможных медалей пять выиграли наши девушки. М. Кошевая стала олимпийской чемпионкой в плавании на дистанции 200 м. На олимпийских играх 1980 г. в Москве советские спортсмены брассисты подтвердили свой высокий класс: с высокими спортивными результатами завоевали золотые медали и звание чемпионов на дистанции 200 м у мужчин Р. Жулпа, у женщин — Л. Качюшите.
Успешные выступления наших пловцов в брассе в последние годы — результат вдумчивой работы группы молодых тренеров и главного наставника советских брассистов В. Д. Зенова, смело и интересно экспериментирующего в технике брасса, умело сочетающего большие нагрузки в воде с интенсивной специальной физической подготовкой на суше.
УЧИМСЯ ПЛАВАТЬ БРАССОМ
Знакомясь с историей развития брасса, вы, конечно, обратили внимание на то, что в прошлом брасс был тем способом, с которого начиналось обучение плаванию. С того времени в методике обучения плаванию многое изменилось. Развилась и усовершенствовалась техника других видов плавания. Оказалось, что способы с попеременными движениями — кроль и кроль на спине — не только обладают преимуществом в отношении скорости, но и являются более простыми и удобными в обучении. В результате накопления опыта и исследований специалистов и ученых выявлено, что начальное обучение плаванию проходит быстрее, а навыки плавания спортивными спо-
собами осваиваются прочнее, если обучающийся предварительно освоится с водой — средой, в общем-то непривычной для человека. Поэтому теперь обучение не умеющих плавать начинается с освоения «плавательной азбуки»— ряда упражнений на суше и в воде, направленных на овладение новыми умениями и навыками. Преодоление боязни воды и нерешительности — первые «буквы» этой азбуки. Нужно также научиться дышать в воде, преодолевая ее давление на грудную клетку, делать выдох, погружаясь под воду, задерживать дыхание. Очень важно почувствовать и использовать плавучесть своего тела, а научившись всплывать после погружения, — лежать, скользить, переходя в горизонтальное положение. Первые движения в воде позволяют освоить особенность водной среды при возникновении сопротивления. Постепенно достигается умение чувствовать опору ладонями рук, голенями и стопами ног. Кроме того, обучающиеся учатся выполнять в воде различные гребковые движения, являющиеся отдельными элементами спортивной техники всех способов плавания. Этим как бы закладывается основа для последующего освоения этих видов. Поэтому с некоторыми движениями брасса, например широким,гребком руками, гребком руками до бедер, занимающиеся встретятся в самом начале обучения. Имейте в виду, что время, потраченное на такую предварительную работу, с лихвой окупится потом, ускорив освоение плавательной техники. Итак, изучению техники плавания должны предшествовать упражнения, направленные на освоение с водой.
При организованном, групповом проведении занятий по обучению плаванию у нас в стране установилась определенная последовательность в изучении способов плавания. Первыми способами, с которыми знакомятся и которые изучают обучающиеся, являются кроль на груди и кроль на спине. Как правило, эти способы плавания изучают не в самой совершенной их форме, т. е. изучают не сложную спортивную технику мастеров, а значительно более простую, которая, сохраняя только основную схему движений, не перегружена трудными элементами. Только после этого переходят к изучению брасса и далее дельфина.
В детских спортивных школах, в группах начального обучения при плавательных бассейнах и в других подобных условиях такое построение обучения рассчитано на
освоение всех четырех спортивных способов плавания (в том числе и брасса).
Выполнение начальных спортивных разрядов Единой всесоюзной спортивной классификации для юношей также требует обязательного владения всеми способами плавания. Сделано это с установкой на то, что юные пловцы сначала проходят всестороннюю плавательную подготовку, а затем на ее основе специализируются в одном каком-либо способе.
В пионерских и оздоровительных лагерях организация начального обучения плаванию с применением освоения упрощенных способов кроль на груди и кроль на спине позволяет в наиболее короткий срок (а это часто является решающим фактором) научить детей, не умеющих плавать, держаться на воде. Однако в тех случаях, когда надежность и прочность приобретаемого навыка в плавании важнее быстроты обучения, когда спортивная направленность не планируется на много лет вперед, а носит ограниченный характер, целесообразно начинать обучение с брасса. Оно доступно при индивидуальном обучении и дает хорошие результаты при обучении детей своими родителями.
Лучшей предпосылкой для успешного освоения техники плавания брассом во всех случаях служит хотя бы небольшое умение держаться на воде, даже при полном отсутствии навыков владения какой-либо техникой.
В тех случаях, когда обучающиеся впервые соприкасаются с плаванием и водная среда является для них новой и необычной, перед изучением движений брассом нужно несколько первых занятий отвести на освоение с водой. В дальнейшем каждое занятие в воде следует начинать с повторения таких подготовительных упражнений. Подробное описание подготовительных упражнений, направленных на освоение с водой, и указание по их применению вы найдете в специальной литературе по начальному обучению плаванию.
Сколько занятий нужно провести для того, чтобы научиться плавать брассом? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Имеют значение возраст и физическая подготовленность занимающихся, их моторная одаренность, условия обучения. Но главные факторы, определяющие время обучения, это активность, с которой проводятся занятия, и наличие опыта общения с водой у обучающегося. Опытный преподаватель, умеющий эмо-
И
ционально, интенсивно и целенаправленно построить занятия с занимающимися, которые до этого много купались, свободно держатся на воде, может научить их проплывать 30—50 м за 6—8 занятий. Обучение страдающих водобоязнью, не имевших возможности купаться в открытом водоеме, может растянуться на 20—30 занятий. Наконец, может встретиться и такой редкий случай, когда небольшая часть обучающихся в силу особенностей своего физического развития (например, недостаточной подвижности ног в коленных суставах) научится держаться на воде, передвигаться своим, ни на что не похожим способом, но ... не плыть брассом. Это не должно затрагивать педагогического самолюбия. Не каждый способен легко овладеть брассом и затем свободно плавать этим способом. В этом случае нужно продолжить обучение не в брассе, а в кроле на груди или на спине. Кстати говоря, известно немало случаев, когда даже выдающиеся пловцы, чемпионы олимпийских игр техникой брасса не владели.
Вам, наверное, интересно будет узнать, что в настоящее время ведутся работы по созданию специальных приборов, помогающих на суше и в воде правильно выполнять движения. Такой прибор сигнализирует об ошибках в выполнении отдельных элементов техники брасса, благодаря чему каждый обучающийся может контролировать свои движения. Оборудование бассейнов такими приборами позволит ускорить начальное обучение.
НАЧИНАЕМ ЗАНИМАТЬСЯ
Прежде чем приступить к занятиям по начальному обучению плаванию брассом, нужно тщательно подготовить место его проведения, принять меры по обеспечению полной безопасности для обучаемого, особенно в условиях открытого водоема.
Если позволяют условия *, занятия лучше проводить ежедневно. Продолжительность каждого занятия на суше — от 15 до 30 мин., в воде — от 30 до 45 мин. (для малышей — 20—25 мин.).
Перед началом занятий обязательно пройдите меди-
* Для занятий в открытых водоемах необходимо, чтобы температура воды была не ниже +18СС (для детей до 9 лет +2ГС) и температура воздуха — соответственно +2ГС и +24°С.
цинский осмотр. Если врач в связи с состоянием вашего здоровья даст указание об ограничении количества занятий и длительности пребывания в воде, обязательно выполняйте их.
Перед началом занятия по изучению брасса необходимо выполнить небольшую (в течение нескольких минут) разминку. В нее можно включить ходьбу и легкий бег, маховые движения руками, приседания, упражнения на растягивание, особенно на развитие подвижности в коленных и голеностопных суставах, и другие простейшие гимнастические упражнения, близкие к движениям брасса. Не делайте разминку излишне утомительной. Не решайте во время нее никаких дополнительных задач. Целью проведения разминки должны быть только настройка на занятие и хорошее разогревание организма.
Затем переходите к упражнениям на суше, имитирующим подготовительные и рабочие движения техники брасса. Имитационные упражнения играют большую роль в быстром овладении и правильном выполнении плавательных движений брассом. И все-таки они имеют лишь вспомогательное значение. Поэтому не заучивайте их до автоматизма. Помните, что никакие упражнения на суше не могут заменить плавательных движений в воде. В связи с этим еще одно уточнение: в воде мы все движение (гребок руками, от талкивание ногами) выполняем целиком, не разделяя его на части. Упражнения на суше часто становятся более доходчивыми, если их делить на отдельные элементы. Например, при изучении на суше движений ног можно после подтягивания остановиться, проверить положение голеней, разворот стоп, ширину разведения ног.
Сначала рекомендуем изучать учебный вариант техники брасса (рис. 4). В отдельных деталях такая техника отличается от спортивного варианта, применяемого мас-
П
терами. Но все, чему мы будем учиться, позволяет постепенно, по мере совершенствования движений и повышения тренированности организма, овладевать техникой спортивного мастерства.
ИЗУЧАЕМ ДВИЖЕНИЯ НОГАМИ
Основу учебного варианта брасса составляют движения ногами. В других способах плавания, например в кроле, можно не только научиться хорошо плавать, но и стать мастером, устанавливать рекорды, плавая главным образом с помощью движений одних рук. Брассистом же, не владея гребком ногами, не удавалось стать никому.
Рассмотрим подробно, как выполняются движения ногами при плавании способом брасс. После скольжения ноги находятся в исходном положении. Они вытянуты у поверхности воды и не напряжены. Важно, чтобы таз не был опущен, а спина не была прогнута и расслаблена. Ноги мягко и свободно, без напряжения, сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, колени разводятся в стороны. Стопы скользят пятками у поверхности воды. Сначала они почти касаются друг друга или расположены также параллельно, но на небольшом расстоянии одна от другой, а к концу подтягивания ног расходятся примерно на ширину таза. Нужно стараться, подтягивая голени и стопы, все время держать их как бы скрытыми за бедрами. Это очень важно, так как позволяет избежать излишнего сопротивления набегающего потока воды. Заканчивается подтягивание постановкой голени и развертыванием стопы в такое положение, которое позволит самым эффективным способом использовать силу отталкивания ногами от слоя воды. Обратите внимание, что для этого голени должны быть поставлены почти вертикально. Замечено, что чем выше мастерство брассиста, тем ближе к вертикальному положению его бедра перед отталкиванием. Теперь о движении стоп. Поворотом голени они должны сразу же без малейшего промедления после подтягивания развернуться пальцами в стороны, внутренними сторонами в направлении начинающегося отталкивания. И эта деталь отличает мастера от новичка. Если разворот стоп задержится, начало гребка будет «смазано», его сила уменьшится.
Далее следует отталкивание, самая важная, самая существенная часть движения ногами. С нарастающим ус-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|