раздел II. Проявления личностных качеств в поведении ребенка
А. Направленность интересов:
1)на учебную деятельность;
2) на трудовую деятельность;
3)на художественно-эстетическую деятельность;
4) на достижения в спорте, туризме;
5) на отношения между людьми.
Б. Отношение к делу
1. Общественная активность
1) Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
2) Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего свободного времени.
3)Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
4) Редко принимает участие в общественных делах.
5) Отказывается участвовать в общественных делах.
2. Трудолюбие
1) Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
2) Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера
редки.
3) Редко охотно берется за работу.
4) Чаще всего старается уклониться от любой работы.
5) Всегда уклоняется от любого дела.
3. Ответственность
1) Всегда хорошо и вназначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу
3) Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
4) Очень редко выполняет порученное ему дело.
5) Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
4. Инициативность
1) Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никакого признания.
2) Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
3) Редко сам начинает новое дело.
4) Почти никогда сам не начинает новое дело.
5) Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
5. Организованность
1) Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.
2) В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
3) Умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый ее этап не надо отчитываться.
4) Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени.
5)Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
6. Любознательность
1) Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
2) В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.
3) Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
4) Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.
Равнодушен ко всякого рода новым знаниям
7. Аккуратность
1) Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - за партой, у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
2) Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т. п.) скорее по обязанности.
3) Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
4) Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество,
даже портит.
5) Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
В. Отношение к людям
8. Коллективизм
1) Всегда проявляет заботу по отношению к знакомыми незнакомым людям, старается любому оказать помощь и
поддержку.
2) Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если
это не мешает его личным планам и делам.
3) Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
4) Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
5) Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».
9. Честность, правдивость
1) Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно.
2) Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
3) Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
4) Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.
5) Склонен всегда говорить неправду. 10. Справедливость
1) Активно борется с тем, что считает несправедливым.
2) Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
3) Редко выступает против того, что считает несправедливым.
4) Не добивается справедливости.
5) Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
11. Бескорыстие
1) В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды.
2) Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.
3) Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не своей выгоды.
4) В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
5) В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
12. Общительность
1) Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать в коллективе.
2) Как правило, с удовольствием общается с людьми.
3) Стремится общаться с ограниченным кругом людей.
4) Предпочитает индивидуальные формы работы и отыха.
5) Замкнут, необщителен.
13. Чувство товарищества
1) Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
2) Как правило, помогает товарищам.
3) Помогает товарищам, когда его просят.
4) Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
5) Никогда не помогает товарищам в трудной работе и в трудные минуты жизни.
14. Отзывчивость
1) Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
2) Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными заботами.
3) Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.
4) Почти не умеет сочувствовать другим.
5) Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят одалживаться у него.
75. Вежливость, тактичность
1) Все его слова, поступки свидетельствуют об уважении к другим людям.
2) Почти всегда проявляет должное уважение к другим
людям.
3) Часто бывает невежлив, нетактичен.
4) Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
5) Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит
Г. Отношение к себе
16. Скромность
1) Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.
2) Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.
3)Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.
4) Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
5) Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
17. Уверенность в себе
1) Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы делать.
2) Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.
3) Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
4) Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
5) Постоянно, даже в простых делах нуждается в ободрении и помощи других.
18. Самокритичность
1) Всегда со вниманием выслушает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков
2) В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
3)Порой прислушивается к справедливым замечаниям,
старается их учитывать.
4) К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправлять недостатки.
5)Отвергает любую критику. Отказывается признать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
19. Умение рассчитывать свои силы
1) Всегда трезво оценивает свои силы, выбирая задачи и дела по плечу - не слишком легкие и не слишком трудные.
2) Как правило, верно соизмеряет свои силы итрудности задания.
3) Иногда бывают случаи, когда плохо соизмеряет свои
силы и трудности порученного дела.
4) В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.
5) Почти никогда не умеет соразмерить свои силы и трудность задания, дела.
20. Стремление к успеху, первенству
1) Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.
2) Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
3) Стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха.
4) Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности либо довольствуется положением середняка.
5) Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовольствие от самой деятельности.
Схема составления истории развития ребенка
1.Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).
2.Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, необходимо получить медицинское заключение, если есть такая возможность.)
3.Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.
4.Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные – логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.
5.Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть. Стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков обслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявление самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.
6.Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как научился, по чьей инициативе? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления к музыке, рисованию и т. д. Проявляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или другие нежелательные проявления?
7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшколы, интернат и т.д.). посещает ли группу продленного дня? Была смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т.д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т.д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.
8.Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?
[1] Подробнее см.: Психология воспитания: пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. / Под ред. В.А. Петровского. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1995. – С. 93-99.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|