Упражнение № 5. Ответь на вопрос.
· • Через 5 лет Пете будет столько же лет, сколько Диме сейчас. Кто из мальчиков старше?
· • Через 6 лет Свете будет столько же лет, сколько Вале сейчас. Кто из девочек моложе?
· • Через 4 года Любе будет на 2 года больше, чем Кате сейчас. Кто из девочек старше?
· • Через 5 лет Сереже будет на 8 лет больше, чем Мише сейчас. Кто из мальчиков старше?
· • Через 9 лет Нине будет на 13 лет больше, чем Наташе сейчас. Кто из девочек моложе?
· • Через 6 лет Вите будет на 6 лет больше, чем Коле сейчас. Кто из мальчиков моложе?
· • Через 10 лет Галс будет на 10 лет больше, чем Свете сейчас. Кто из девочек старше?
· • Через 5 лет Ване будет на 5 лет больше, чем Мише будет через 5 лет. Кто из мальчиков старше?
· • Через 7 лет Клаве будет на 7 лет больше, чем Марине будет через 7 лет. Кто из девочек моложе?
· • Через 6 лет Толе будет на 6 лет больше, чем Васе через 8 лет. Кто из мальчиков моложе?
· • Через 6 лет Косте будет на 10 лет больше, чем Виталию будет через 10 лет. Кто из мальчиков старше?
· • Через 7 лет Вере будет на 14 лет больше, чем Наде будет через 14 лет. Кто из девочек моложе?
· • Через 9 лет Паше будет на 11 лет больше, чем Вите будет через 15 лет. Кто из мальчиков старше?
· • Через 8 лет Наташе будет на 14 лет больше, чем Надежде будет через 17 лет. Кто из девочек моложе?
· • Через 12 лет Николаю будет на 15 лет больше, чем Надежде будет через 2 года. Кто из ребят старше?
А теперь самостоятельно составьте 5 подобных предложений.
Рекомендации по развитию памяти младших школьников
Для развития памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения.
1. Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просите назвать слова, которые он запомнил.
Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если вы обнаружили, что ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, можно ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он сам убедиться, что так запоминать легче.
Аналогичный способ запоминания предлагают детям при запоминании различных предметов, цветов, последовательности событий.
Усложняя задание, можно заменить отдельные предметы для запоминания каким-либо рассказом с четко выделенными смысловыми блоками. Если ребенок не уловил последовательности событий и связь между ними, ему нужно помочь, показав на примере, как можно запоминать сюжет с опорой на смысловые компоненты. Для облегчения запоминания смысловых блоков можно использовать простые, схематические рисунки-памяти.
2. «Калейдоскоп».
Все игроки выстраиваются в полукруге перед экраном. Водящий выходит к экрану, лицом к участникам. Игроки называют водящему по очереди цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравиться. Учитель: «Кажется все очень просто? Ну, давайте попробуем. Итак, встали лицом к экрану. Водящий, запомните цвета и отвернитесь, а затем, вернувшись в исходное положение, угадайте эти цвета. Следующим водящим будет тот, чей цвет не угадали, а затем – все остальные. Итак, начали! Спасибо, игра закончена».
3. «Разведчик».
Выбирают одного из участников – «разведчика». Ведущий произносит: «Замерли!» - и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза. В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза. Его задача обнаружить все переменяя.
4. «Бег ассоциаций».
Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую рука. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово – уже четвертое в этой цепочке - предает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.
5. «Домино».
Для проведения. Этой игры понадобится набор открыток или картинки от детского лото (или разрезанной азбуки). Участники садятся вокруг стола. Каждому раздают по несколько карт, но так, чтобы изображенное на них было скрыто от того, кому они принадлежат. Первый участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествование. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, нелепое сновидение – все, что угодно, но обязательно включающее в свой сюжет изображенную на картинки вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру прикосновением передает слово соседу. Тот кладет изображением вверх свою карту и продолжает оборванный сюжет так, чтобы он обязательно захватывал и его изображение. Игра движется по кругу. Каждый вплетает в общее повествование свою картинку. И ряд выложенных в кругу изображений становится все длиннее до тех пор, пока не выйдут все карты. По окончании игры ведущий может перевернуть выложенные карты рубашкой вверх и предложить группе по памяти восстановить последовательность их расположения.
Примерная программа занятий по развитию эмоциональной сферы младших школьников
Занятие № 1.
Тема: «Мой портрет».
Цели:
- оценить психоэмоциональное состояние;
- прояснить самооценку ребёнка;
- формировать позитивное отношение к себе.
Содержание:
1) Игра «Угадай, кто это».
Взрослый предлагает детям догадаться, о ком он будет говорить. Затем, давая описания внешности каждого ребёнка, подчеркивает их позитивные черты. Например: У этой девочки светлые волосы, аккуратная причёска, милая улыбка и т.д.
Примечание: если в группе доброжелательная атмосфера, можно предложить детям представить друг друга в парах.
2) Методика «Автопортрет».
1-ый вариант: Возьми любые карандаши и нарисуй себя. Расскажи о рисунке.
2-ой вариант: нарисуй солнце. В центре солнечного круга напиши своё имя (нарисуй автопортрет). Затем вдоль лучей напиши всё хорошее, что знаешь о себе.
Примечание: можно предложить детям на выбор две формы. При затруднениях определения качеств, психолог помогает ребёнку и формулирует качества.
3) Этюд «Это я! Это моё!»
Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук; ничего то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает «Где Витя?» (называет имя играющего), «чьи это книги?», «чьи игрушки?» и т.д. Дети отвечают жестом.
Примечание: Выражая жесты, рука должна быть, согнута в локте, указательный палец направлен в грудь «Я!», сильно прижаты к груди ладони – «Моё!».
Завершение.
Ритуал прощание: «До свидания!» (называются имена всех участников).
Занятие №2.
Тема: «Моё имя».
Цели:
- помочь детям в невербальной и вербальной форме, выразить свои чувства, связанные с именем;
- выявить самоотношение (предпочтение детей к своему имени);
- формировать позитивное отношение детей к своему имени;
- развитие раскованности и самоконтроля.
Разминка:
Упражнение №1. «Поссорились два петушка».
Звучит музыка. Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка пытаются толкнуть друг друга плечом.
Примечание: Не разрешается чтобы удары были слишком сильными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры «понарошку».
Упражнение №2.
Взрослый предлагает вспомнить сказку «Имя». Обсуждение сказки.
Упражнение №3. Беседа о букве «я».
В процессе беседы с детьми обсуждаются, их любимые:
- кушанья, игрушка, книжка, дело (занятие), телепередача.
Даётся понятие «Уникальная личность», рассматриваются разные способы называть человека его именем, выясняют, какой вариант имени нравится ребёнку.
В итоге предлагается следующее занятие:
Вставить в текст стихотворения, собственное имя. Громко и выразительно прочитать стихотворение.
Как меня зовут, я знаю.
Имя ------- называю
При знакомстве и в игре,
На прогулке во дворе.
Имя -------- позывной,
И оно всегда со мной.
Своим именем горжусь!
От него не откажусь!
Упражнение № 4.
Творческое задание: «Что могло бы произойти, если бы всех людей стали звать одинаково?» Проводится в форме мозгового штурма.
Завершение занятия:
Психолог вывешивает на доску правила общения и оставляет до следующего занятия, с предложением ознакомиться.
Ритуал прощания: Каждый называет своё уменьшительно – ласкательное имя, которое ему нравится.
Занятие № 3.
Тема: Чувство «Робость».
Цели:
- расширить круг понимаемых эмоций;
- развивать способность определять эмоции по графическим изображениям;
- знакомство с чувством «робость»;
- повышение уверенности;
- сплочение группы.
1) Игра «Клубочек». (Цель - сплочение коллектива, актуализация знаний об имени).
У меня в руках клубочек, сейчас будем передавать его по кругу, тот, у кого он окажется, называет своё имя и говорит, что он больше всего любит.
Примечание: вспоминаем правила общения.
2) Беседа о чувствах по плану:
- Человек испытывает различные чувства, чувства каждого уникальны. Каждый имеет право чувствовать по-своему.
- Назовите неприятные чувства.
- Назовите приятные чувства.
3) Игра «Интервью».
Детям предлагается представить себя известным человеком, у которого берут интервью. Взрослый подходит с микрофоном к ребёнку и предлагает ответить на вопросы:
- Когда люди смеются?
- Что вы чувствуете, когда другие смеются? Почему?
- Люди сердятся, когда…
- Люди обижаются, когда… и т.д.
4)
Такие упрощенные рисунки называются схематическими:
J K L
_______ _______ ________
Внимательно рассмотри эти рисунки. Определи и напиши, какие чувства испытывают человечки, изображённые на них.
5) Мальчик Костя первый раз пришёл в школу. Он вошел в раздевалку, переоделся, познакомился с учителем и подошёл к двери в класс. Он чуть приоткрыл дверь и заглянул внутрь. На его лице было вот такое чувство (покажите пиктограмму «робость»). Оно называется робость. Давайте попробуем, изобразите его. Глаза чуть-чуть опущены, голова слегка наклонена в бок. Кто хочет изобразить Костю? Что могут сделать дети, чтобы помочь мальчику?
Пиктограмма «робость»
А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». (Цель – повышение у детей уверенность в себе.) Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
Откройте глаз и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Гоша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой… Отлично!
6) Ритуал прощание: Упражнение – «Я очень хороший».
Занятие № 4.
Тема: Чувство « Радость».
Цель:
- учить осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции других людей;
- первичное знакомство с чувством радости;
- развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние;
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
1) Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа…(Цель упражнения – создание положительного эмоционального фона.)
А теперь посмотрите на лицо этого человека (пиктограмма «радость»). Как вы думаете, этот человек грустный? А может, он сердитый? Или весёлый, радостный?.. Да этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своём лице. Что для этого нужно сделать?..
пиктограмма «радость»
J
2) Игра «Солнечный зайчик».
Цель: Снятие напряжения мышц лица.
Детям предлагается представить, что солнечный зайчик заглянул в глаза, побежал по лицу (погладили зайчика), опустился на живот.
3) Упражнения «Незаконченные предложения».
Закончи предложения:
- Когда ребёнок плачет, мама чувствует….
- Когда дети играют, они чувствуют….
- Когда человек говорит неправду, он чувствует…
- Когда ребёнок болеет, мама чувствует… и т.д.
4) Этюд «Встреча с другом».
Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу.
Выражение движения: плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость). Попробуем разыграть эту сценку.
5)Упражнение «Художник».
Цель: Рефлексия чувств.
Детям предлагается нарисовать «радость».
6)Ритуал прощание: «Доброе животное».
Занятие № 5.
Тема: «Чувство».
Цель: закрепление и обобщение знаний о чувстве радости.
Упражнение №1.
«Игра с платком» (Цель - снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.)
Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актёры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того чтобы узнать, кто из вас будет актёром, а кто зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.
У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
- бабочку,
- принцессу,
- волшебника,
- бабушку,
- фокусника,
- человека, у которого болит зуб,
- морскую волну,
- лису.
После показа каждого нового персонажа задавайте детям следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу,…) иначе? Кто ещё хочет попробовать?»
Упражнение №2.
Игра «награждение».
Взрослый награждает детей медалями, на которых написано: «Знатоку человеческих чувств». Участники обсуждают, что чувствует человек, которому вручили медаль (награду), а затем поочерёдно изображают (мимикой, осанкой, одобряющим взглядом, походкой) чувство гордости и радости.
Упражнение № 3.
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Изобрази…».
(Цель – закрепить у детей полученные знания о чувстве радости.) Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему клубочек и, например, попрошу: «Саша, изобрази медвежонка». Саша должен будет поймать клубочек и сказать: «Я – медвежонок. Я радуюсь когда…» Саша расскажет, когда медвежонок радуется, изобразив нам его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав по имени, в свою очередь скажет: «Изобрази…» и назовёт любое животное, или человека, или растение, или птицу, или предмет. Понятно? Замечательно!
Занятие № 6 – 7.
Тема: «Страх».
Цель:
- Знакомство с чувством страха.
- Изучение выражения эмоционального состояния в мимике.
- Поиск путей преодоления страха.
- Развитие эмпатии (умение сопереживать другим).
1) Разминка «Свечка».
2) Беседа о чувстве страха, показ пиктограммы.
3) Изображение собственных страхов.
4) Предложить детям варианты избавления от страхов:
- уничтожить свой страх, чтобы он понравился и стал добрым.
- подружиться с ним, нарисовать себя рядом.
5) Чтение сказки «Про мышонка».
6) Разыгрывание с помощью драмы историй про Таню и Васю.
7) Цель занятия – развитие эмпатии, способности к сопереживанию, выработка умения узнавать эмоции по их проявлениям.
Девочка Маша стояла у раскрытого окна и смотрела, что происходит на улице. На столе рядом с окном стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, и ваза упала. Девочка очень испугалась. И тут в комнату вошла мама.
Что она сделала и что сказала своей дочке? (Как правило, дети говорят, что мама накажет ребёнка, поставит в угол.) Что бы она могла сделать ещё?.. (Если дети сами не могут найти другого варианта развития событий, вы можете предложить им собственный вариант.) Мама сначала могла успокоить дочку. Сказать, что ничего страшного не произошло, а потом уже дать ей возможность объяснить, что случилось на самом деле.
Сейчас кто-нибудь из вас изобразит ребёнка, который сильно испугался, и мы все вместе пожалеем, утешим его. Только делать это надо без слов, с помощью прикосновений.
Кто хочет, чтобы его пожалели? А кто хочет пожалеть, поддержать, кого-то сам? (Игра проводится до тех пор, пока в ней не примут участие все желающие.)
А теперь в благодарность или просто потому, что этого хочется, можно попросить кого-то себя обнять, или предложить кому-то свои объятья. Кто хочет это сделать.
8) работа над сказкой «Одюдюка».
Жил-был сказочный лес. В жаркую погоду укрывал всех своих жителей от палящих лучей солнца. В дождь давал странникам пристанище и защиту. Лес был заботливым и внимательным, и его жители платили ему тем же. Каждое утро щенок Пиф подметал лесные дорожки, убирал поломанные ветки и следил за чистотой пруда. У него был друг – медвежонок Тимка, который осматривал все деревья в лесу и отмечал, какое из них выросло, какое зацвело, а какое нуждается в медицинской помощи. А ещё в лесу жил дядюшка медведь – Михайло Иванович, и был он самым мудрым, добрым и внимательным зверем в лесу. Если случалась беда, он всегда приходил на помощь.
И вот однажды идет щенок Пиф по тропинке и слышит: «У-гу-гу». Попятился он, да вдруг прямо перед ним с рёвом пролетело «Оно» и стало Пифа пугать. От страха шерсть на щенке встала дыбом. Он залаял, но страшилка не пропала, а продолжала летать вокруг и толкаться. Пиф побежал искать своего друга медвежонка Тима. А Тим в это время осматривал ёлочки, которые растил для предстоящего Нового года. И вдруг сзади на него кто-то налетел и толкнул изо всех сил. Медвежонок упал и увидел что-то мохнатое. Это что-то летало вокруг и завывало страшным голосом. Медвежонок испугался и побежал на поиски друга. Встретились они у дома дядюшки медведя и стали думать, что же им дальше делать. Тут выходит из дома Михайло Иванович и спрашивает: « Что с вами произошло?» Стали друзья наперебой рассказывать. А напоследок решили:
- Поймаем того, кто нас пугал, накажем и выгоним из леса.
Так и сделали. Поймали и хотели было взгреть хорошенько, но дядя Миша предложил не наказывать страшилку, а подружится с ней, - может быть, что-то и получится. Окружили её звери и сорвали покрывало, под которым «Оно» пряталось. А предстала перед ними страшилка Одюдюка во всей своей красе и давай ругаться:
- Что вам от меня надо? Видно, мало я вас пугала!
- Да погоди ты, не ругайся, лучше расскажи, зачем в наш лес пришла.
Видит Одюдюка, деваться ей некуда, пришлось рассказывать о себе. История получилась очень печальная.
- Мама и папа у меня потомственные Одюдюки. Мы всегда всех пугаем. Мама – папу и меня, папа – маму и меня. Мне за всю мою жизнь никто доброго слова не сказал. Вот и решила я навредить всем в этом добром лесу. Не хочу, чтобы все дружно жили, чистоту и порядок везде наводили.… А сейчас делайте со мной, что хотите. Хотите – напугайте, хотите – поколотите, а хотите – придумайте что-то страшное, чтобы у меня кровь в жилах застыла.
Стали звери совет держать. Думали-думали, как её лучше наказать, а потом вдруг кто-то предложил её пожалеть. Ведь никто и никогда не говори ей добрые слова. (Как вы думаете, какие слова говорили звери Одюдюке?) А потом звери научили Одюдюку улыбаться, и перестала она быть злой и страшной.
Вы можете научить Одюдюку улыбаться?
Давайте теперь возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Занятие №8.
Тема: Удивление.
Цели:
- знакомство с чувством удивления;
- закрепление мимических навыков.
Материалы:
- пиктограммы с изображением чувств радости, страха, удивления;
- шляпа с привязанной к ней длинной ниткой;
- игрушечный котёнок, которого можно спрятать под шляпу.
Давайте все вместе возьмёмся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро!» ( Цель – создания чувства группового единства.)
Мы знаем такие чувства как, радость и страх. Сегодня мы познакомимся с удивлением. Что помогало нам, глядя на человека, сказать, радуется он или боится?.. Мы смотрели на выражение его лица и старались определить, что происходит с человеком в данный момент.
Изобразим чувство радости. Что происходит в это время с нашими лицами?.. Какие у нас глаза в этот момент?.. Что происходит с нашими губами?..
Теперь изобразим чувство страха. Мы можем помогать себе жестами. Какие у нас будут движения?.. Может быть, отталкивающие, или наоборот, зовущие? Что в это время происходит с нашими лицами? С глазами? Ртом?..
Отлично! Попробуйте изобразить на своём лице чувство удивления. Как вы думаете, оно будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает?.. Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает. (Покажите детям пиктограмму «удивление».) Давайте рассмотрим пиктограмму… Что же происходит с нашими лицами? С бровями? Правильно, они подняты вверх. С глазами? Они широко открыты. С губами? Они растянуты и похожи на букву «о».
Пиктограмма «удивление»
Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу.
У вас замечательно получилось!
Теперь слушайте историю «Живая шляпа».
Цель – закрепление мимических навыков.
Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовёт его, стоя у открытого окна:
- Дима, пора домой, обед уже на столе.
Дима попрощался с приятелями и пошёл к дому. На дороге он увидел шляпу и решил её поднять, но шляпа, как будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.
Попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Мамой? Шляпой?.. Как вы думаете, кто мог находится под шляпой?.. (Предложите детям разыграть эту сценку с предметами: шляпой, котёнком.)
Вспомните, что происходит с вашим лицом, когда вы удивляетесь? (Положите перед собой лист бумаги и начните рисовать всё то, о чём говорят дети.) Рот широко открывается и вытягивается. Глаза широко открыты. Брови ползут вверх. Теперь осталось нарисовать нашему человечку волосы, нос, уши и румянец. Замечательно! Смотрите, какой удивлённый человек у нас получился. Как вы думаете, чему он удивляется?.. а что может удивить вас?.. (Дети отвечают по кругу.)
Садитесь за столы. Перед вами лежат листы, на которых нарисованы кружочки. Вам надо оживить эти кружочки – нарисовать глаза, брови, нос, губы, но так, чтобы каждый человек удивлялся. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечки, и чему они удивляются.
Когда работа закончена, дети садятся в круг и рассказывают о своих человечишках.
Занятие № 9.
Тема: Самодовольство.
Цели: знакомство с чувством самодовольства.
Материалы: пиктограммы с изображением чувств радости, страха, удивления, самодовольства.
Предъявите детям пиктограммы : «радость», «страх», «удивление». При этом задайте детям следующие вопросы: «Какое чувство здесь изображено? Как вы его узнали? Что вам помогло различить чувства?» Перечисляются характерные мимические признаки.
А вот ещё одно лицо. Этот человек хочет с нами общаться или нет? Почему вы так решили? Как вы думаете, он хочет поиграть с кем то в свою любимую игрушку или всем покажет и никому не даст? Да, этот человек, скорее всего, никому не даст свою игрушку. Чувство на его лице называется самодовольство. Да-да, когда вы хвастаетесь, на вашем лице появляется такое же или очень похожее выражение.
Теперь по кругу мы будем хвастаться, кто, чем захочет. Можно хвастаться тем, что у вас есть, а можно что - то придумать. Я начну…
Пиктограмма «самодовольство»
Я расскажу вам сказку «Мышка – хвастунья», а вы её внимательно слушайте. Потом мы будем разыгрывать её по ролям. (Цель – закрепление полученных знаний.)
Мышка гуляла по лесу и встретила там оленёнка с золотыми рожками.
- Подари мне свои золотые рожки, - попросила у оленёнка мышка.
- Зачем тебе мои золотые рожки? Они будут тебе мешать, - ответил оленёнок.
- Ты жадина! – стала дразнить оленёнка мышка.
- Я не жадный, - ответил оленёнок и надел на голову мышке свои золотые рожки.
Мышка обрадовалась и побежала всем показывать украшения. Она так торопилась, что забыла даже сказать оленёнку слова благодарности. Когда мышка увидела своих подружек, то стала хвастать перед ними:
- Я лучше всех, я богаче всех, я не буду с вами, с серыми, дружить!
Вдруг из-за кустов выскочил кот. Все серые мышки быстро попрятались в свои норки, а мышка с золотыми рожками застряла. Кот набросился на неё и съел. И остались на траве только золотые рожки. Идёт оленёнок по лесу и видит: лежат его золотые рога. Остановился он, нагнулся и надел их снова себе на голову.
- Как плохо быть хвастливым, - вздохнул оленёнок и покачал золотыми рожками.
Вот такая сказка. Сейчас мы попробуем её разыграть. Кто хочет быть мышкой? Оленёнком? Кошкой? Хорошо! А все остальные будут просто мышками.
Сказка разыгрывается несколько раз.
Занятие №10 - 11.
Тема: «Что с тобой?»
Упражнение № 1. «Робот»
1) С целью повышения эмоциональности, детям предлагается научить робота выражению эмоций.
2) С целью уменьшения эмоциональной окраски поведения и снижения воздействия отрицательных эмоций, просят детей изобразить эмоции в замедленном или «механическом» виде.
Упражнение №2. Игра «Угадай эмоцию».
Ведущий показывает мимикой, какую – нибудь эмоцию. Участники игры должны угадать и постараться объяснить, чем вызвано данное состояние.
Упражнение №3. Задание «Угадай, кто, что чувствует?»
Детям предлагается определить чувства героев, указанных на картинке: ( мальчик, тюльпан, лебедь, клоун, девочка, собака, волк).дети работают самостоятельно, затем предлагаются различные пиктограммы, на которых схематично изображены чувства (робость, радость, огорчение, спокойствие, злость, удивление, гордость, обида). Дети соединяют рисунок с подходящим схематичным объектом.
Мальчик – обида;
Лебедь – гордость;
Волк – злость;
Девочка- удивление и т.д.
Далее ребёнку предлагается представить, что каждое чувство имеет свой цвет и раскрашиваем фон пиктограммы.
Упражнение № 4.
«Художник». Предлагается пиктограммы чувств, и просят детей представить себя художником, дорисовать шаблоны так, чтобы они стали похожи на знакомых людей.
Материал 7
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|