Игра «Палочка-выручалочка»
Коррекционно-развивающие упражнения для младших школьников.
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение (и.п) - сидя на стуле, 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
- 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 - и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма.
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И.п. - сидя, руки подняты верх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Примерный объем двигательной активности учащихся
Классы
| Ежедневный объем времени (ч.)
|
| Культурно-оздоровительные мероприятия
| Уроки физкультуры в неделю
| Внеклассные формы занятий в неделю, спортсекции, кружки физкультуры, группы ОФП (ч.)
| Участие в соревнованиях в учебном году (раз)
| Дни здоровья и спорта
| Самостоятельные занятия физкультурой не менее (мин.)
| I
|
| 5-6
|
| 15-20
|
|
| 1,10
| 6-8
| ежемесячно
| 10-15
| II
|
| 5-6
|
| 15-20
|
|
| 1,30
| 6-8
| ежемесячно
| 15-20
| III
|
| 5-6
|
| 15-20
|
|
| 1,30
| 6-8
| ежемесячно
| 15-20
| IV
|
| 5-6
|
| 15-20
|
|
| 1,30
| 6-8
| ежемесячно
| 15-20
| V
|
| 5-7
|
| 35-45
|
|
| 1,30
| 8-9
| ежемесячно
| 20-25
| VI
|
| 5-7
|
| 35-45
|
|
| 1,30
| 8-9
| ежемесячно
| 20-25
| VII
|
| 6-8
|
| 35-45
|
|
|
| 8-9
| ежемесячно
| 20-25
| VIII
|
| 6-8
|
| 35-45
|
|
|
| 8-9
| ежемесячно
| 20-25
| IX
|
| 6-8
| -
| 35-45
|
|
|
| 8-9
| ежемесячно
| 25-30
| X
|
| 6-8
| -
| 15-20
| -
|
|
|
| ежемесячно
| 25-30
| XI
|
| 6-8
| -
| 15-20
| -
|
|
|
| ежемесячно
| 30-35
|
Упражнения на развитие нравственного сознания младших школьников
(подробнее см. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М., 2004.)
Урок 1. БЛАГОДАРНОСТЬ
Игра «Птица Благодарности»
Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родите лей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.
Беседа
Вопросы и задания для беседы
Как вы думаете, для чего человек должен говорить «спасибо»?
Попросите детей перечислить всех, кому они мог ли бы сказать спасибо за новый дом, интересную книгу, игрушку, вкусный торт, увлекательное путешествие и т.д., и объяснить почему.
Прочитайте детям сказку
КТО ВЫРАСТИЛ ЯБЛОЧКО
Е. Фролова
Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке.
Обрадовалась девочка и говорит:
— Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мамочка.
Не меня благодари, Настенька, — ответила мама, — а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.
Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:
— Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без за боты садовника я ни когда не вырастила бы такие вкусные яблоки.
Садовник как раз работал неподалеку.
— Дедушка, — сказала Настенька, - спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.
- Не меня благодари, девочка, а солнышко, улыбнулся садовник, без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.
«Так вот, кого нужно благодарить», - обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:
- Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!
Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:
— И мама, и яблоня, и садовник, — все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.
Вопросы и задания к сказке
1 Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят?
2 Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?
3 Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните почему.
Творческое задание «Спасибо природе»
Во время прогулки по лесу попросите детей сказать спасибо дереву (солнцу, небу, траве и т.д.), а за тем объяснить, за что они ему благодарны.
После этого поделите детей на группы. Некоторые группы описывают чувства ручейка (дерева, леса, земли), который поблагодарили. другие — описывают чувства ручейка, который никто и никогда не благодарил.
Попросите детей сравнить свои описания.
Рисунок «Благодарное сердце»
Прочитайте детям пословицу: «Благодарностью сердце украшается». Поделите детей на группы и по просите их нарисовать контуры сердца, а внутри это го сердца нарисовать все, о чем их сердца вспоминают с благодарностью.
Нарисуйте яблоневый сад, который все вместе вы растили мама, яблоня, садовник, солнышко и Настенька.
Задание на дом
Попросите детей посчитать, сколько раз за день они говорят кому-либо спасибо, и сколько раз за день говорят спасибо им. Затем предложите детям в течение нескольких дней как можно чаще говорить людям спасибо.
Обсудите с детьми, что изменилось в их жизни, когда они выполняли это домашнее задание.
Урок 2. ВЗАИМОПОМОЩЬ
Игра «Палочка-выручалочка»
Поделите детей на группы. Один человек ведущий (это может быть воспитатель). Ему дается красивая палочка-выручалочка. дети одной группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна помощь.
Например: плохое настроение, болит зуб, кто-то оби дел, не купили новую игрушку и т.д.
После этого дети говорят ведущему: «Палочка-выручалочка, выручи нас». Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме. Затем ведущий обходит другие группы, дотрагивается до них палочкой и просит каждую группу по очереди помочь своим друзьям в беде.
Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не помогут решить ту или иную проблему.
Беседа
Вопросы и задания для беседы
Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на помощь, что вы ответили бы?
Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим? Расскажите разные случаи из своей жизни, когда кто-либо помог вам или вашей семье в беде. Расскажите о каком-либо своем добром поступке, который помог вашему другу
Прочитайте детям сказку
Медведь
Латышская сказка
Лесной Мишка всю зиму спал в своей снежной берлоге и сосал лапу.
А снилось ему лето и соты, полные меда. Тут же рядом в норке жила Мышка Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу.
— Мое ухо — нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду малину!
— Не дави меня, Мишка, стала жалобно просить Проказница, — лучше отпусти, я тебе пригожусь!
Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но все же отпустил.
Прошло немного времени. Медведь темной ночью вылез из берлоги; побрел по лесу да и угодил в ловушку. Рвался он из петли что было силы, но вырваться не мог. Конец пришел Лесному Мишке! Медвежий рев раз будил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки посмотреть: почему Медведь так ревет? Смотрит, а ее силач-сосед в ловушке. Мышка подбежала, перегрызла петлю и освободила Медведя. С тех пор Лесной Мишка всегда зовет Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе.
Вопросы и задания к сказке
• Представьте, что мышка из сказки залезла к вам в ухо. Что вы сказали бы ей и как бы поступи ли?
• Расскажите, как взаимовыручка поможет найти выход из следующих трудных ситуаций:
У медведицы потерялся медвежонок;
Волчица пропала, и волчата остались одни;
У белки украли все запасы на зиму;
дятел сломал свой клюв;
Грибник наступил на муравейник.
Например: Если волчицу поймали охотники, все звери могут приносить ее волчатам еду, пока они не вырастут. Если у белки украли запасы на зиму, звери должны поделиться с ней своими запасами.
Рисунок «Слабые и сильные»
Придумайте и нарисуйте, как сильные лесные обитатели помогают слабым, а слабые — сильным. На пример, дятел помогает деревьям, которые намного сильнее и больше его; деревья помогают насекомым, укрывая их на зиму в своей коре и т.д.
Творческое задание «Мышка и медведь»
Поделите детей на пары. Один ребенок в паре мышка, другой медведь, дети должны рассказать, как посту пят мышка и медведь в следующих ситуациях:
• Медведь заболел и не смог выходить из берлоги;
• детки мышки потерялись в лесу;
• Медведь нашел в лесу земляничную поляну;
• Еж уколол мышку своими иголками;
• Медведя искусали пчелы и т.д.
Например: если медведя искусали пчелы, мышка может попросить у лесника мазь от укусов.
Прочитайте детям сказку
КТО СШИЛ ВИДЕКУ РУБАШКУ
Ф.Левствик
Жила когда-то вдова. Было у нее семеро детей. С утра до поздней ночи работала она, но все равно оставалась такой бедной, что даже не могла купить своим детям новые рубашки. Младшим приходилось донашивать рубашки старших братьев. И самому младшему Видеку всегда доставалась совсем старая рубашка. Видек был добрый мальчик. Шел он однажды по дороге и встретил голодного Ягненка. Пожалел его Видек и отвел на луг, где росла самая вкусная трава.
- Спасибо, Видек, сказал Ягненок. Я вижу, рубашка твоя совсем старая ветер ее насквозь продувает. Возьми моей шерсти на теплую рубашку.
Взял Видек шерсть и понес ее домой. Проходил он мимо засыхающего Тернового куста. Зачерпнул Видек воды из ручья и полил куст.
- Спасибо, Видек, - зашелестел Терновый куст. - Скажи мне, что ты несешь?
— Ягненок дал мне шерсть на новую рубашку, — ответил Видек.
- Давай я тебе ее спряду, - сказал Терновый куст.
Зацепил Терновый куст шерсть своими колючками и стал ее теребить, растягивать, свивать в тугую нить.
— Вот тебе моток шерсти, — сказал Терновый куст. — Ее как раз хватит на новую рубашку.
Взял Видек моток шерсти и понес домой. Видит, плетется через дорогу Лесной паук. Весь в пыли, устал. Видек перенес Лесного паука через дорогу и посадил на травинку.
- Спасибо, Видек, — сказал Лесной паук. - Скажи мне, что ты несешь?
- Ягненок мне дал шерсти на новую рубашку, а Терновый куст спрял из нее нитки.
- Я могу соткать тебе из этих ниток полотно, - сказал Лесной паук.
Принялся наук плести из ниток полотно. Быстро перебирал он своими тонкими лапками и носился туда сюда, туда-сюда, переплетая нитки. А когда соткал кусок полотна, сказал:
— Вот тебе полотно. Его как раз хватит на рубашку. Взял Видек полотно и понес его домой. Видит, при давило большим камнем клешню речному Раку. Приподнял Видек камень и освободил Рака.
— Спасибо, Видек, сказал Рак. — Скажи мне, что ты несешь?
— Ягненок дал мне шерсти на новую рубашку. Терновый куст напрял из нее ниток. А Лесной паук соткал полотно, - ответил Видек.
— Ты встретил как раз того, кто тебе нужен, - сказал Рак. - Дай мне твое полотно, и я выкрою тебе из него прекрасную рубашку.
Острыми клешнями Рак ловко раскроил кусок полотна. Его хватило на спинку и на перед, на рукава, правый и левый, и на воротник.
- Бери, сказал Рак, — теперь остались пустяки: сшить новую рубашку.
Пошел Видек дальше. И вдруг увидел в траве выпавшего из гнезда птенца Птицы-ткачика. Поднял Видек птенца и посадил на ветку.
— Спасибо, Видек, сказала Птица-ткачик. — Скажи мне, что ты несешь?
- Ягненок дал мне шерсти на новую рубашку. Терновый куст напрял из нее ниток. Лесной паук соткал полотно, а Рак раскроил его. Теперь осталось сшить рубашку.
— Лучшего портного, чем я, не найти, сказала Птица-ткачик.
Принялась Птица-ткачик сшивать острым, как игла, клювом спинку и перед, рукава, правый и левый, и воротник. Получилась красивая теплая рубашка. Надел ее Видек и пошел домой. Увидели его братья и закричали:
- Посмотрите, у Видека новая рубашка! Откуда она у тебя?
Мне ее подарили Ягненок, Терновый куст, Лесной паук, Рак и Птица-ткачик, — ответил Видек.
С тех пор Видек ходил в новой рубашке, лучше которой никто, нигде, никогда не видывал.
Вопросы и задания к сказке
• Как вы думаете, почему рубашка Видека была лучше всех других?
• Представьте, что герои сказки сшили вам какую- либо одежду. Расскажите о том, какая это одеж да, и как она шилась.
Рисунок «Рубашка помощи»
Представьте, что добрая волшебница превратила рубашку Видека в волшебную рубашку помощи. Представьте, что Видек подарил вам свою рубашку. Нарисуйте ее и расскажите, кому и как вы поможете, когда на вас будет эта рубашка.
Творческое задание «Поможем другу»
Прочитайте детям пословицу: «Добра желаешь, добро и делай»
Попросите мальчиков подумать и рассказать обо всем добром, что они могут сделать для девочек, а девочек — обо всем добром, что они могут сделать для мальчиков. Затем поделите детей на пары из мальчиков и девочек и попросите каждую пару в течение дня помогать друг другу. Предложите детям приготовить для тех, кто оказался с ними в паре, какие-либо подарки (рисунок, добрые слова, песенку и т.д.) В конце дня дети встают в круг доброты и дарят друг другу подарки.
Задание на дом
Нарисуйте на доске ромашку, а в ее серединке напишите слово «дети». Попросите детей перечислить, чем и как они могут помочь своим родным. Каждый перечисленный детьми поступок помощи дарит ромашке новый лепесток. Постепенно на доске рождается цветок помощи семье.
Попросите детей дома нарисовать цветок помощи маме. У цветка должно быть столько лепестков, сколь ко раз дети помогли маме в этот день.
Урок 3. ДОБРОТА
Игра «Добрый дождик»
Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга стоит мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.
Например: я увидела цветочек, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т.д.
После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что рассказали ей дождинки.
Беседа
Вопросы и задания для беседы
• Покажите детям семечко какого-либо фруктового дерева и попросите их нарисовать, как будет выглядеть это дерево через десять лет. После этого дети должны перечислить всех, чья доброта по могла этому дереву вырасти. (доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, садовника)
• Затем попросите детей перечислить всех, чья доброта помогает расти им. (доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.)
Прочитайте детям сказку
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|