Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендации по развитию культуры общения младших школьников





Младших школьников нужно учить объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать совет, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.

В I классе общие разговоры детей являются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других, высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры — это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Такая беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы. Уже в I классе каждый ребенок должен узнавать о правилах гостевого метода. Главное — уважение: уважение чужих чувств, мыслей, опыта.

Во II классе основная задача педагога - создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предметный деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабаты­ваются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору.



В рамках делового разговора даются новые знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения и планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание. Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Часто в своей практике использу­ется приемы группового чтения, группового диктанта, которые развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам. Для развития умения действовать вместе, слаженно используются: инсценировки, шиф­ровки, сочинения по заданной рифме.

Со второй половины учебного года детям нужно учатся работать в тройках: двое выполняют задание, третий наблюдает за происходящим и комментирует. Таким образом, постепенно они выходят на индивидуальные разговоры.

Индивидуальные разговоры — это личная внутренняя подготовка ребенка к самостоятельной деятельности. Если ребенку необходимо, он может задать уточняющий вопрос, высказаться по поводу выполнения задания. Девиз гостевого метода во II классе: «Умеешь сам, научи другого». Дети уже могут определить знатока, который действительно может помочь по отдельным предметам.



Основное в работе с третьеклассниками — создавать и поддерживать проблемными вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут главное — уметь держать паузу.

С помощью делового общения дети могут организовать работу между классами, группа­ми дошкольников во время совместных пра­здников, соревнований, уроков, олимпиад; могут выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что свидетельствует о становлении учебной деятельности.

Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, со­здание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.

Важно научить детей распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, как бы читать людей, настраиваясь на коммуникативную волну.



Несколько советов для младших школьников:

¾ Излучайте положительные эмоции (веселый, бодрый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает).

¾ Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать искренней улыбкой.

¾ Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.

¾ Называйте его по имени, и так как он хочет сам.

¾ Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.

¾ Говорите комплименты.

¾ Поддерживаете темы разговора, которые предложил ваш собеседник.

Упражнение «Я и моя семья »

1. Вы проснулись утром и приветствуете своих маму, папу, бабушку, сестру (брата). Что они отвечают?

2. Вы уходите в школу, прощаетесь с родными.

3. Вы пришли из школы, встречаетесь с родными, приветствуете их.

4. Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?

Это упражнение помогает учащимся осознать простейшие нормы культурного общения в семье, воспитывает доброжелательное отношение к своим близким.

Упражнение «Буратино».

Учитель предлагает прочитать строчки из сказки А.Н. Толстого. (Текст может быть записан на доске.)

…Буратино подбежал к полной улыбающейся тёте и пропищал:

— Послушайте, дайте мне в первом ря­ду билет на единственное представление кукольного театра!

Затем учащиеся отвечают на вопросы:

— Куда собирался попасть Буратино?

— Правильно ли Буратино обращался к кассиру?

— Как нужно покупать билет в театр, в кино?

— Кто из вас был в театре, кинотеатре?

— Какие вы смотрели спектакли, фильмы?

— Какие театры есть в нашем городе?

— Как вы готовитесь к походу в театр? (Поход в театр — это праздник. Это встреча с любимыми артистами, с люби­мыми героями книг. В праздник мы надева­ем праздничную одежду, и для театра мы должны выбрать что-то красивое из свое­го гардероба.)

— Зачем покупают билет? Что на нем написано?

При проведении этого упражнения у учеников сформировываются знания не только о поведении в театре и кино, но и о самом театре. А также дети учились правильно отвечать на вопросы.

Основные задачи, стоящие перед учителем, преподающим культуру общения:

— сформировать коммуникативную гра­мотность учащихся, заключающуюся в зна­нии ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, по­нимании причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных ком­муникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуни­кативной деятельности;

— научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практи­ку, развивать у них внимание к собствен­ной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

— сформировать у учащихся навык от­ветственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в за­висимости от ситуации и участников акта общения;

— вооружить учащихся знанием приня­тых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

— обучить учащихся основным прави­лам и приемам эффективного коммуника­тивного поведения в различных ситуациях.

Рекомендации родителям

Заповеди для папы и мамы маленького школьника
Начинайте забывать, что Ваш ребенок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг его обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы можем даже доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль)»
Определите общие интересы. Это могут быть спортивные, познавательные или развивающие игры, совместные просмотры фильмов и их обсуждения, чтение книг, посещение выставок, музеев, театров.
Почаще говорите с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Слушайте внимательно его рассказы, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам это действительно интересно.
Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания.
  Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя реагируйте спокойно: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
  Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. В любом случае присоединяйтесь к чувствам и переживаниям ребенка, успокойте его, дайте почувствовать, что он не одинок. И только после этого обсудите наиболее подходящее поведение в подобных случаях.
Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Объясняйте причины, приводите доводы Ваших требований. если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.
Чаще хвалите ребенка, восхищайтесь им. На жалобы о том, что у него не получается что-то, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать и постараться». Сами верьте, что Ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской, нежностью. Это намного ценнее для ребенка, чем покупка новой игрушки или сладостей.

Задания для развития исследовательских

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.