|
Рекомендации по развитию культуры общения младших школьников
Младших школьников нужно учить объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать совет, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.
В I классе общие разговоры детей являются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других, высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры — это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Такая беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы. Уже в I классе каждый ребенок должен узнавать о правилах гостевого метода. Главное — уважение: уважение чужих чувств, мыслей, опыта.
Во II классе основная задача педагога - создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предметный деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору.
В рамках делового разговора даются новые знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения и планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание. Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Часто в своей практике используется приемы группового чтения, группового диктанта, которые развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам. Для развития умения действовать вместе, слаженно используются: инсценировки, шифровки, сочинения по заданной рифме.
Со второй половины учебного года детям нужно учатся работать в тройках: двое выполняют задание, третий наблюдает за происходящим и комментирует. Таким образом, постепенно они выходят на индивидуальные разговоры.
Индивидуальные разговоры — это личная внутренняя подготовка ребенка к самостоятельной деятельности. Если ребенку необходимо, он может задать уточняющий вопрос, высказаться по поводу выполнения задания. Девиз гостевого метода во II классе: «Умеешь сам, научи другого». Дети уже могут определить знатока, который действительно может помочь по отдельным предметам.
Основное в работе с третьеклассниками — создавать и поддерживать проблемными вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут главное — уметь держать паузу.
С помощью делового общения дети могут организовать работу между классами, группами дошкольников во время совместных праздников, соревнований, уроков, олимпиад; могут выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что свидетельствует о становлении учебной деятельности.
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.
Важно научить детей распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, как бы читать людей, настраиваясь на коммуникативную волну.
Несколько советов для младших школьников:
¾ Излучайте положительные эмоции (веселый, бодрый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает).
¾ Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать искренней улыбкой.
¾ Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.
¾ Называйте его по имени, и так как он хочет сам.
¾ Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.
¾ Говорите комплименты.
¾ Поддерживаете темы разговора, которые предложил ваш собеседник.
Упражнение «Я и моя семья »
1. Вы проснулись утром и приветствуете своих маму, папу, бабушку, сестру (брата). Что они отвечают?
2. Вы уходите в школу, прощаетесь с родными.
3. Вы пришли из школы, встречаетесь с родными, приветствуете их.
4. Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?
Это упражнение помогает учащимся осознать простейшие нормы культурного общения в семье, воспитывает доброжелательное отношение к своим близким.
Упражнение «Буратино».
Учитель предлагает прочитать строчки из сказки А.Н. Толстого. (Текст может быть записан на доске.)
…Буратино подбежал к полной улыбающейся тёте и пропищал:
— Послушайте, дайте мне в первом ряду билет на единственное представление кукольного театра!
Затем учащиеся отвечают на вопросы:
— Куда собирался попасть Буратино?
— Правильно ли Буратино обращался к кассиру?
— Как нужно покупать билет в театр, в кино?
— Кто из вас был в театре, кинотеатре?
— Какие вы смотрели спектакли, фильмы?
— Какие театры есть в нашем городе?
— Как вы готовитесь к походу в театр? (Поход в театр — это праздник. Это встреча с любимыми артистами, с любимыми героями книг. В праздник мы надеваем праздничную одежду, и для театра мы должны выбрать что-то красивое из своего гардероба.)
— Зачем покупают билет? Что на нем написано?
При проведении этого упражнения у учеников сформировываются знания не только о поведении в театре и кино, но и о самом театре. А также дети учились правильно отвечать на вопросы.
Основные задачи, стоящие перед учителем, преподающим культуру общения:
— сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
— научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
— сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
— вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
— обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Рекомендации родителям
Заповеди для папы и мамы маленького школьника
|
| Начинайте забывать, что Ваш ребенок маленький.
Давайте ему посильную работу в доме, определите круг его обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы можем даже доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль)»
|
| Определите общие интересы.
Это могут быть спортивные, познавательные или развивающие игры, совместные просмотры фильмов и их обсуждения, чтение книг, посещение выставок, музеев, театров.
|
| Почаще говорите с ребенком.
Развитие речи – залог хорошей учебы. Слушайте внимательно его рассказы, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам это действительно интересно.
|
| Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
|
| Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания.
|
| Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя реагируйте спокойно: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
|
| Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. В любом случае присоединяйтесь к чувствам и переживаниям ребенка, успокойте его, дайте почувствовать, что он не одинок. И только после этого обсудите наиболее подходящее поведение в подобных случаях.
|
| Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Объясняйте причины, приводите доводы Ваших требований. если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.
|
| Чаще хвалите ребенка, восхищайтесь им.
На жалобы о том, что у него не получается что-то, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать и постараться». Сами верьте, что Ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской, нежностью. Это намного ценнее для ребенка, чем покупка новой игрушки или сладостей.
|
Задания для развития исследовательских
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|