Сделай Сам Свою Работу на 5

Как помогать ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность





  1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
  2. Формируйте веру в успех
  3. Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах
  4. Делайте процесс обучения ощутимым
  5. Отмечайте достижения

Рекомендации учителям начальных классов по развитию у детей способности внимательно слушать, понимать и выполнять задания взрослого  

Развитие этой способности на достаточном уровне обеспечивает учащимся успешное выполнение учебных заданий репродуктивного типа (действия по образцу, действия под диктовку, самостоятельное выполнение простых инструкций). Такие задания встречаются постоянно в процессе овладения письмом, счетом, чтением. Затем появляется необходимость более высокого уровня развития этой способности: умения вслушиваться в условие задачи, понимать его и удерживать в уме на протяжении всего времени выполнения задания.

Способность внимательно слушать, понимать и выполнять инструкции взрослого можно формировать на уровне умения с помощью специально организованных, выведенных за рамки учебного процесса занятий. Но наиболее эффективным является выработка этого качества на уровне навыка и привычки путем кратковременных, включенных в содержание урока упражнений и тренировочных заданий.



Упражнения можно проводить на разных этапах урока фронтально.

Русский язык

1. Написание бессмысленных сочетаний букв под диктовку или списывание с доски. Например: бтелсь, ученгф, и т.п. Возможно постепенное увеличение количества букв от 3-х до 10-ти.

2. То же, но короткие предложения. Например: Иту тикул базеб.

3. Написание любой строчной буквы в чередовании со строчными буквами из алфавита. Например: буква б чередуется с буквами от в до ж - бвбгбдбебёбж

4. Написание строчной буквы в чередовании с другой строчной буквой, каждый раз увеличивая число ее повторений от 1 до5. Например: смсммсмммсммммсммммм

Математика

Задания могут быть такими же, как и на уроках русского языка, но с чередованием цифр, геометрических фигурок, обведенных различными цветами клеточек.

Или, например, такое:

«Нарисуйте 1 квадратик, 1 треугольник, 1 кружок. После каждого кружка пишите числа от 1 до 10. Продолжайте так, пока я не скажу: «Хватит!». А теперь сложите все числа, которые выстроились в узор. Напишите полученное число в конце. У кого получилось самое большое?»



Чтение

Нахождение ошибок в небольших по объему текстах при кратковременном восприятии. Ошибки не должны быть орфографическими и грамматическими. Это должны быть смысловые и графические неточности.

Например:

1. Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.

2. Зимой в саду расцвели яблони.

3. Внизу над ним расстилалась пустыня.

4. Настоле лежала карта нашего города.

5. Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Время предъявления зависит от возраста учащихся (1-3 классы), и величины предлагаемого текста. Причем, постепенно время может сокращаться от 30 сек. до 5 сек.


Упражнения на развитие мышления младших школьников

Упражнение №1. Словесные лабиринты.

Сначала ученика учат читать слова написанные вертикально.

при при

р ро

ода да

Затем буквы заданного слова маскируют лишними, не несущими никакой информации буквами. Нужно прочитать заданное слово.

Например,

Б А К
Ц Н В
Г К А

Движение из верхнего левого угла вправо или вниз к правому нижнему углу. В более сложных вариантах – любые движения по вертикали и горизонтали, произвольность местоположения первой и последней буквы.

Ж Д О
Л И В
З У А
М И Н

 

Т Е А С М
Р Л Е В Ю
К Ф З И Б
Н Р О У Ц

А затем предлагается самостоятельно придумать слово.

 

Упражнение №2. Догадайся сам.

Ребенку дается инструкция: «Перед собой ты уведишь ряд чисел, который составлен по определенному правилу. Догадайся в чем правило, и допиши следующее число. На выполнение этого задания дается 3 минуты.»



1. 2 5 8 11 …..

2. 3 4 6 7 9 ……

3. 3 1 6 4 9 ……

4. 12 13 11 14 10 …..

5. 3 5 8 12 17 …..

(ответ: 14;10;7;15;23)

Упражнение №3. «Четвертый лишний» (выделение существенных признаков и обобщение)

Приготовить 10 листов с наклеенными на них картинками отдельных предметов. Ученика просят рассмотреть группы картинок и определить, какая «лишняя», т.е. не подходит к остальным. Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом.

Набор картинок:

Мак, ромашка, роза, (лук)

Чашка, блюдце, (суп), тарелка

Яблоко, персик, (огурец), груша

Помидор, баклажан, перец, (слива)

Чашка, (кастрюля), тарелка, стакан

Молоко, сметана, (каша), сыр

Коза, (курица), корова, овца

(чайник), стул, стол, шкаф

Машина, (самолет), автобус, троллейбус

Карандаш, портфель, тетрадь, (шляпа)

Упражнение №4. «Классификация» (умение выделять общий признак для группы объектов)

Результаты выполнения задания оцениваются по показателям правильности распределения объектов на группы и количеству выделенных групп. Чем больше количество выделенных групп, тем выше способность к анализу воспринимаемых объектов.

На математическом материале.

а) разбить примеры на группы так, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:

3+1 4-1 5+1 6-1 7+1 8-1

б) решить примеры и разбить их на группы, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:

3+2 4+5 4+1 10-1 6+4

6-3 9-2 7-2 6+1 3+4

в) разбить числа в каждом ряду на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

33 84 75 22 13 11 44 53

91 84 51 61 82 71 87

37 61 57 34 81 64 27

62 84 30 61 35 89 32 68

г) определить основания для классификации

13-4 6-1 7+2

16-9 3+2 6+3

А теперь сами составьте примеры так, чтобы их можно было бы классифицировать.

На наглядном материале.

Ученику предлагаются 25-30 картинок, на каждой из которых одно изображение (например, домашние животные, домашние птицы, дикие животные, дикие птицы, рыбы). Учитель просит разделить их так, чтобы в каждой группе было картинке, имеющие между собой что-то сходное, общее, одинаковое. Ученик должен ответить, почему эти картинки он объединил в одну группу. Отмечается количество выделенных групп.

На словесном материале.

Ученику нужно раздели на две группы 12-14 слов всеми возможными способами.

Предлагаются названия животных: лось, ястреб, белка, лисица, бык, лошадь, ворона, волк, кот, гусь, курица, собака.

Варианты деления: наземные животные и рыбы; домашние и дикие животные; хищные и нехищные; существительные мужского и женского рода; по количеству слогов; слова, оканчивающиеся и не оканчивающиеся на мягкий знак, и т.д. Отмечается, сколько видов деления осуществил ученик.

линейка, атлас, ручка, фломастер, ластик, пенал, дневник, тетрадь, учебник, циркуль, транспортир, точилка, портфель, скрепки

Варианты: предметы из бумаги и нет, пишущие и не пишущие, для старших и для младших школьников, предметы женского и мужского рода, и т.д.

куртка, юбка, штаны, бриджи, сарафан, блузка, свитер, жилет, шорты, бельё, фартук, пижама, косынка, шуба.

Варианты: летняя и зимняя одежда, верхняя и нижняя, одежда и головные уборы, женская и мужская, вязанное и сшитое, короткое и длинное, домашнее и повседневное, и т.д.

А теперь самостоятельно составьте ряд слов из 12-14 слов, которые можно разделить на группы по всевозможным признакам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.