Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней
Данные упражнения являются основным учебным материалом. Изучение техники спортивного способа плавания проводится в строгой методической последовательности.
Техника изучается раздельно в следующем порядке: 1) положение тела, 2) дыхание, 3) движения ногами, 4) движения руками, 5) общее согласование движений. При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
1) ознакомление с движением на суше — проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения од ного и того же движения на суше и в воде различны;
2) изучение движений в воде с неподвижной опорой. При изу чении движений ногами в качестве опоры используют бортик бас сейна, дно или берег водоема; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
3) изучение движений в воде с подвижной опорой. При изуче нии движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
4) изучение движений в воде без опоры. Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
1) движения ногами с дыханием; ■ •, .
2) движения руками с дыханием; . .
3) движения ногами и руками с дыханием;
4) плавание в полной координации. - . Несмотря на изучение техники плавания по частям, на этом
этапе обучения необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом — насколько позволяет уровень подготовленности занимающихся.
На этапе закрепления и совершенствования техники плавания ведущее значение приобретает метод целостного выполнения техни-
ки. Поэтому на каждом занятии соотношение плавания в полной координации и плавания по элементам с помощью движений руками и ногами должно быть 1:1. Совершенствование техники плавания проводится с обязательным изменением условий выполнения движений. С этой целью применяются следующие варианты плавания:
1) поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (на пример, плавание вдоль и поперек бассейна);
2) проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
3) чередование плавания в облегченных и в усложненных усло виях в заданном темпе (например, плавание по элементам и в пол ной координации; плавание по элементам с поддержкой и без под держки; плавание с задержкой дыхания и в полной координации).
Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:
1) разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;
2) умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;
3) формирование индивидуальной техники плавания в соответ ствии с особенностями телосложения и уровнем физической под готовленности.
Ошибки в технике плавания; их предупреждение и исправление.При начальном обучении неизбежно выполнение движений с некоторыми недочетами. Раздельный метод изучения техники плавания помогает избежать многих ошибок.
Ошибки, возникающие при обучении технике плавания, делят на:
1) типичные - наиболее распространенные при начальном обу чении;
2) грубые — искажающие основную структуру движений;
3) незначительные — уменьшающие эффективность движений, но не отражающиеся на остальных элементах техники;
4) взаимосвязанные — вытекающие одна из другой. Ошибки следует исправлять быстро и тщательно, не допуская
доведения их до автоматизма.
Для предупреждения возможных ошибок необходимо знать причины их возникновения. Основными причинами являются:
1) несоответствие учебного задания уровню подготовленности занимающихся (нарушение педагогических принципов доступно сти и последовательности);
2) неправильное понимание занимающимися формы и харак тера выполняемых движений;
3) неправильные исходные положения при выполнении упражнений.
К основным методам исправления ошибок относятся:
1) систематическое повторение учебного материала;
2) применение на занятиях подводящих и подготовительных упражнений;
3) изменение исходных положений и условий для выполнения упражнений;
4) понимание занимающимися причин своих ошибок;
5) последовательное исправление допущенных ошибок (снача ла грубых, затем незначительных).
Методы обучения и тренировки
Методы обучения — это способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи — освоение навыка плавания. При обучении плаванию используются три основные группы методов: словесные, наглядные и практические.
Словесные методы
К ним относятся: описание, объяснение, рассказ, беседа, методические указания, разбор и анализ действий, команды и распоряжения, подсчет. Используя эти методы, педагог помогает занимающимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму и характер, направленность воздействия, осмыслить и устранить допущенные ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь педагога способствует повышению эффективности занятий.
Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогая решению учебных и воспитательных задач, отражает отношение педагога к своему делу и к обучаемым, стимулирует активность занимающихся, уверенность в себе, интерес к занятиям.
В связи со специфическими особенностями плавания все необходимые объяснения, разбор и оценка действий проводятся в подготовительной и заключительной частях урока на суше. В воде применяются только лаконичные команды, распоряжения и подсчет, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слышимости, а также возрастает опасность переохлаждения.
Описание.Используется для создания предварительного представления об изучаемом движении. Описываются наиболее харак-
терные его элементы без объяснения, почему надо делать именно так.
При обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста созданию представления о характере движения способствует проговаривание вслух направления движения и его конечного результата. Например: «Гребем назад — идем вперед; гребем вправо — идем влево; гребем вниз — идем вверх» и т.д.
Объяснение.Отвечает на основной вопрос, почему надо делать именно так, и является методом развития логического, сознательного отношения к учебному материалу.
Пониманию сущности движения способствует подсказка педагогом тех ощущений, которые должны возникать у занимающихся при правильном выполнении упражнения (например, опираться ладонью или стопой о воду, как о плотный предмет).
Рассказ.Применяется преимущественно во время игр. Если игра проводится с детьми младшего школьного возраста, речь педагога должна быть образной, а задания — предметными.
Беседа. Проводится в форме вопросов и ответов. Повышает самостоятельность и активность занимающихся, помогает педагогу лучше узнать их.
Разбор и анализ действий.Проводится после выполнения какого-либо задания или при подведении итогов урока. Анализ и обсуждение ошибок, допущенных при выполнении.упражнений, а также нарушений правил во время игры нацеливают занимающихся на корректировку своих действий.
Методические указания.Акцентируют внимание занимающихся на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых даст возможность правильно выполнить упражнение в целом. Методические указания на уроках плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после его выполнения. При этом уточняются не только отдельные элементы упражнения, но и ощущения, которые должны возникать при этом. Так, при выполнении скольжения на спине даются такие указания: «живот выше»; «на воде нужно лежать, а не сидеть».
При работе с детьми младшего возраста указания даются в форме образных выражений и сравнений, что облегчает понимание сущности выполняемого движения. Например, при обучении выдоху в воду — «дуй на воду, как на горячий чай», «задуй горящую свечу»; при обучении движениям руками и ногами — «делай движения руками, как мельница», «носки ног должны быть оттянуты, как у балерины», «делай движения ногами, как лягушка».
Команды и распоряжения.Применяются для управления группой и процессом обучения на уроке плавания (как на суше, так и в воде).
Команды педагога определяют: начало и окончание движения; место для принятия исходных положений при выполнении заданий; направление, темп и продолжительность выполнения движений. Команды делятся на предварительные и исполнительные.
На уроках плавания вместо предварительных команд даются распоряжения. Например: «опустить лицо в воду»; «наклониться вперед, плечи и подбородок в воду»; «сделать глубокий вдох», «положить руки на доску».
Команды и распоряжения подаются громко, четко, в повелительном тоне. На занятиях с дошкольниками команды не применяются; с детьми младшего школьного возраста — используются с большими ограничениями.
Подсчет.Применяется для создания необходимого ритма выполнения движений, а также для мобилизации внимания занимающихся на отдельных ключевых моментах техники выполняемых упражнений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями. Например, при изучении движений ногами — «раз-два-три, раз-два-три» и т.д.; при освоении выдоха в воду -короткое «вдох» и длинное «вы-ы-дох».
При необходимости акцентировать внимание на какой-то определяющей детали упражнения подсчет ведется с определенной интонацией. Например, при изучении движений ногами брассом применяется счет «раз-два и три-четыре»: «раз-два» произносится спокойно, так как соответствует медленному подтягиванию ног; «и» означает момент разведения носков в стороны (важнейший элемент движения в брассе) и подчеркивается интонацией; «три-четыре» произносится энергично, так как соответствует рабочему толчку ногами.
Подсчет применяется только на начальных этапах обучения плаванию.
Наглядные методы
Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при изучении спортивной техники. Просмотр движения с одновременным воспроизведением темпа его выполнения создают представление о его форме и характере. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает занимаю-
щимся понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей, поскольку у них сильно выраженная склонность к подражанию (особенно у младших школьников), что делает наглядность наиболее эффективной формой обучения.
К наглядным методам относятся показ изучаемого движения (или техники плавания); использование учебных наглядных пособий; применение жестикуляции.
Показ изучаемого движения(или техники способа плавания в целом) применяется на протяжении всего курса обучения. Показ техники плавания должен проводиться только квалифицированным пловцом перед занятием в воде, когда группа находится на суше. Таким образом занимающимся предоставляется возможность видеть движения пловца в разных ракурсах (сбоку, спереди и сзади), а также отчетливо слышать сопутствующие объяснения педагога. По его заданию демонстратор акцентирует внимание на наиболее существенных элементах техники, показывая их в медленном темпе, с остановкой, с максимальным расслаблением или, наоборот, с максимальным приложением усилий.
Наряду с целостным показом техники плавания применяется показ учебных вариантов с разделением движения на части. При раздельном показе выделяются главные фазы движения (например, гребка), выполняются упражнения с фиксацией амплитуды движения (например, с остановками руки в основных фазах гребка) и т.д.
Показ учебных вариантов техники на суше проводится педагогом, а показ в воде - занимающимся, у которого лучше других получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятий, когда группа находится на суше, но и во время основной части урока.
Эффективность показа во многом определяется положением педагога по отношению к группе: 1) педагог должен видеть каждого занимающегося, что обеспечивает контроль и управление процессом обучения; 2) ученики должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей основную специфику движения — его форму, характер и амплитуду.
Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих физических упражнений.
Негативный показ преподавателя — «как не надо делать» — допустим только при условии, если занимающиеся могут анализировать свои ошибки и способны относиться к ним критически, т.е. у них не должно создаваться впечатление, будто их передразнивают.
Учебные наглядные пособия. Кним относятся рисунки, плакаты, кинограммы. Применяются при необходимости сконцентрировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений. Наглядные пособия отображают такие детали техники или конкретного упражнения, которые трудно показать и объяснить (например, направление действия силы тяжести и выталкивающей силы; оптимальные углы сгибания рук и ног в суставах при выполнении гребковых движений; основные положения при выполнении ключевых упражнений техники плавания).
Видеоматериалы позволяют многократно показывать как отдельные элементы учебных вариантов техники, так и технику спортсменов высокой квалификации. Возможность показа техники в разных плоскостях, крупным планом, в замедленном темпе и с остановками на отдельных деталях движения имеет огромное дидактическое воздействие. При обучении плаванию, где техника движений разучивается по частям, применение видеоматериалов особенно эффективно. С помощью экранного изображения занимающиеся получают цельное представление о способе плавания, овладение которым является конечной целью обучения.
Жестикуляция.Условия работы в бассейне (повышенный шум, возникающий при выполнении упражнений и плавании в резуль тате плеска воды, брызг и др.) затрудняют восприятие занимаю щимися команд и указаний педагога. Поэтому преподаватели, тренеры по плаванию применяют большой арсенал условных сиг налов и жестов, позволяющих им установить более тесный кон такт с группой. Условные сигналы и жесты не только могут заме нить команды преподавателя (о чем необходимо предварительно договориться с обучаемыми), но и помогают уточнить технику выполнения движений, предупредить или исправить возникаю щие ошибки. . . .
5.2.3. Практические методы . <
Эту группу составляют методы практических упражнений, соревновательный и игровой методы.
Методы практических упражнений условно разделяют на две подгруппы:
1) преимущественно направленные на освоение техники плава ния;
2) преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.
Обе эти подгруппы тесно взаимосвязаны, так как обеспечивают координацию между двигательными и функциональными системами организма спортсмена.
Практические методы первой подгруппы широко используются при обучении, когда основной задачей является освоение и совершенствование техники спортивных способов плавания. Наряду с освоением техники, достигается совершенствование двигательных качеств, повышается уровень развития силы, выносливости, гибкости, координации и др. На этапах начальной тренировки ведущее положение занимают методы второй подгруппы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|