Сделай Сам Свою Работу на 5

Физическая подготовленность пловцов





Физическая подготовка представляет собой процесс, направ­ленный на развитие основных физических качеств — выносливо­сти, силы, гибкости и скоростных способностей.


7.3.1. Выносливость

Выносливостью называется способность длительно выполнять определенную физическую работу без снижения ее эффективно­сти (скорости, темпа, шага) или ухудшения техники. Понятие «вы­носливость» неразрывно связано с утомлением, которое весьма специфично и находится в тесной зависимости от вида деятельно­сти.

Высокий уровень выносливости спортсмена в одном виде фи­зических упражнений может сочетаться с относительно слабой способностью противостоять утомлению в другом виде. Специ­фичность выносливости проявляется по отношению не только к виду спортивной деятельности (бег, плавание), но и к длине дис­танции.

В спортивном плавании видов специальной выносливости прак­тически столько же, сколько и соревновательных дистанций. Сле­дует отметить, что стайерская выносливость менее специфична, чем спринтерская; этот вид выносливости называют общей. В свя­зи с введением в программу соревнований по плаванию на откры­той воде дистанций 5 и 25 км выделяется выносливость на сверх­длинные дистанции.



Уровень развития выносливости зависит от энергетического, морфологического и психологического факторов. Энергетический фактор обусловлен особенностями энергообеспечения работоспо­собности пловца на дистанциях различной длины. Морфологиче­ский фактор определяется строением мышц, жизненной емкостью легких, объемом сердца, капилляризацией мышечных волокон. Психологический фактор связан с устойчивостью к неблагоприят­ным внешним воздействиям, мобилизацией, умением преодоле­вать неприятные ощущения.

Методы оценки выносливости.При оценке выносливости важно на количественном уровне определить как энергетический потен­циал, так и степень его реализации в плавании. Полную картину биоэнергетических возможностей пловца получить довольно за­труднительно, поэтому чаще всего для оценки выносливости ис­пользуются показатели работоспособности.

Степень реализации потенциальных возможностей пловца оп­ределяется с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям выносливости относятся результаты на дистанциях различной длины и в специальных тестах. В таблице 3 представлены типичные примеры упражнений для оценки вынос­ливости на различных дистанциях.




Упражнения для оценки выносливости пловцов, специализирующихся на различных дистанциях


Таблица 3


 

Дистанция, м Тесты
4x10-15м; 2x25 м
4-6x25; 2-3x50 м; 50 м + 25 м + 25 м; 75 м
8-12x25 м; 4-6x50 м; 100 м + 50 м + 50 м
8-12x25 м; 6-10x100 м; 200 м + 100 м + 50 м + 50 м
800 и 1500 20-30x50 м; 10-16x100 м; 5-10x200 м;
  1000 м + 300 м + 200 м

Упражнения, представленные в таблице 3, выполняются в пол­ную силу с небольшими интервалами отдыха - от 5 до 20 с, в зави­симости от длины проплываемых отрезков и квалификации плов­цов. Скорость плавания в тестах обычно довольно тесно взаимо­связана с результатами на соревнованиях, однако на это соотно­шение влияет довольно большое количество факторов (мотивация в момент проведения теста, психологические качества спортсме­на, дистанционная специализация и др.).

Приближенно результат на соревнованиях может быть спрог­нозирован по скорости плавания в тестах:

tl00= 2 X t4x50 — A tl, (1)

t200 = 4 X t4x50 + At2, (2)

t400 = 4 X tlOxlOO + A h, (3)

где two, t2oo, t-wo — расчетные результаты на соревновательных ди­станциях 100, 200 и 400 м; t4X5o — среднее время проплывания 4 от­резков по 50 м с интервалами отдыха 10 с, tioxioo — среднее время проплывания 10 отрезков по 100 м с интервалами отдыха 15 с; A ti, At2 и A t.i — поправочные коэффициенты, которые устанавливают­ся отдельно для каждого спортсмена. Скорость плавания на дис­танции 100 м больше, чем в тесте 4x50 м, поэтому из удвоенного среднего времени проплывания теста нужно вычесть 1—2 с. Дис­танцию 200 м пловцы преодолевают медленнее, чем в тесте 4x50 м, поэтому к сумме времени проплывания теста нужно прибавить 5—8 с. А Ь варьирует обычно от 0 до 4 с.



Для получения относительных показателей выносливости сопо­ставляются спортивные результаты на дистанциях различной дли­ны. В плавании применяются коэффициенты Kt . Чтобы их полу­чить, результаты пловца на различных дистанциях переводятся в


секунды. Kt1= t100/t50; Kt2 = t200/t100; Kt3 := t400/t200; Kt4 = t1500/t4oo (для мужчин) и Кt4 = t800/t400 (для женщин).

Коэффициенты Kt1 и Kt2: характеризуют спринтерскую вынос­ливость; Kt3 - выносливость на средних дистанциях; Kt4 - стай­ерскую выносливость. Чем меньше величина Kt, тем выше отно­сительная выносливость пловца при работе данного характера. Значения коэффициентов для пловцов различного пола, квалифи­кации и специализации представлены в таблице 4.

Таблица 4

Коэффициенты Kt для пловцов-кролистов с различной спортивной квалификацией, специализирующихся на дистанциях от 50 до 400 м

 

Квалифи- Kt1 Kt2 Kt3, Kt4 Kt1 Kt2 Kt3, Kt4  
кация                
    Женщины     Мужчины  
        Диcтанция 50 м      
II разряд 2,2162 2,2052 2,1196 2,1036 2,2324 2,2289 2,1510 4,0318
I разряд 2,2190 2,2076 2,1234 2,1072 2,2311 2,2400 2,1516 4,0839
кмс 2,2214 2,2123 2,1362 2,1148 2,2408 2,2369 2,1784 4,0996
        Дистанция 100 м      
II разряд 2,1802 2,1722 2,1024 2,0783 2,1888 2,2127 2,1365 4,0241
1 разряд 2,1753 2,1818 2,1052 2,0855 2,1802 2,2139 2,1488 4,0391
кмс 2,1771 2,1736 2,1093 2,0762 2,1748 2,2239 2,1612 4,0512
        Дистанция 200 м      
II разряд 2,1840 2,1483 2,0965 2,0726 2,1760 2,1581 2,1326 4,0044
I разряд 2,1736 2,1282 2,1113 2,0688 2,1714 2,1608 2,1383 4,0151
кмс 2,1681 2,1355 2,0958 2,0668 2,1684 2,1549 2,1425 4,0399
        Дистанция 400 м      
II разряд 2,1588 2,1420 2,0849 2,0640 2,1679 2,1571 2,0899 3,9711
I разряд 2,1506 2,1415 2,0781 2,0610 2,1665 2,1571 2,0836 4,0046
кмс 2,1481 2,1300 2,0734 2,0596 2,1663 2,1522 2,0841 4,0078

С помощью значений коэффициентов Kt из таблицы 4 рассчи­тываются должные результаты на дополнительных дистанциях. В таблице 5 представлен пример расчета для спринтера, специализи­рующегося на дистанции 50 м и имеющего результат 31,0 с.


Если пловец показывает результаты, близкие к расчетным, то его выносливость в соответствующих зонах дистанций находится на достаточном уровне. Существенное отставание от должных ре­зультатов свидетельствует о необходимости внесения корректив в направленность тренировочного процесса. Значительное превы­шение расчетных результатов, как правило, связано с недостаточ­ной специализированной подготовкой к основной дистанции и может впоследствии послужить сигналом к возможному измене­нию дистанционной специализации.

Таблица 5 Расчет должных результатов на дополнительных дистанциях у пловца,

специализирующегося на дистанции 50 м ...

 

Дистанция, Формула Вычисления Результат, с Результат,
м       мин,с
_ __ 31,0 31,0
t100 = t50 x Kt1 31x2,2324 69,2 1:09,2
t200 = tloo x Kt2 69,2 x 2,2289 154,2 2:34,2
t4oo = t200 x Kt3 154,2 x 2,151 331., 8 5:31,8
t1500 =t400 x Kt4 331,8x4,0318 1337,7 22:17,7

Развитие работоспособности в зоне стайерских дистанций.Эффек­тивное повышение работоспособности в зоне стайерских дистан­ций возможно при частоте пульса во время плавания 130—150 уд/мин для начинающих пловцов (145-175 уд/мин для спортсменов выше I разряда). Тренировку с частотой пульса 120-130 уд/мин (135-145 уд/мин для пловцов выше 1 разряда) обычно называют «зоной поддержания» уровня работоспособности в зоне стайер­ских дистанций. Тренировка с частотой пульса 120 уд/мин и менее (135 уд/мин и менее для пловцов выше I разряда) не приводит к увеличению работоспособности.

У спринтеров работа, направленная на повышение работоспо­собности в зоне стайерских дистанций, должна выполняться лишь в объеме, достаточном для создания «базы», которая необходима для эффективного выполнения специфической работы и ускоре­ния восстановительных процессов. Слишком большие объемы ра­боты в зоне стайерских дистанций могут негативно влиять на раз­витие скоростно-силовых качеств.


Для повышения работоспособности в зоне стайерских дистан­ций используют, как правило, интервальный и дистанционный ме­тоды. Интервальный метод направлен главным образом на повы­шение функциональных возможностей сердца (систолический и минутный объемы крови). Дистанционный метод способствует в большей степени капилляризации мышц, совершенствованию транспорта и утилизации кислорода непосредственно в работаю­щих мышцах. Дистанционный метод развивает также способность к длительному сохранению функциональных возможностей на ма­ксимально доступном уровне и экономному режиму работы. Он приводит к более устойчивому повышению работоспособности в зоне стайерских дистанций, чем интервальный, и является базой для применения других методов тренировки.

Интервальный и переменный методы совершенствуют способ­ность к максимально быстрому развертыванию деятельности сис­тем кровообращения и дыхания, укорачивая тем самым период врабатывания. При использовании дистанционного переменного метода чередуются отрезки с частотой сердечных сокращений 170—180 уд/мин и 135—145 уд/мин. «Быстрый» отрезок стимулирует ак­тивность энергетических процессов, обеспечивающих работоспособ­ность в зоне стайерских дистанций, во время медленного плавания.

Развитие работоспособности в зоне спринтерских дистанций.Для развития работоспособности на дистанциях 25—50 м необходимо, чтобы, несмотря на кратковременность выполнения упражнений, интервалы отдыха были достаточными для восстановления. В дан­ном случае одним из основных может быть серийный метод: 2-3 серии по 3—4 повторения в каждой; длина отрезков — 25 м; интер­валы отдыха между отрезками — 1,5—2 мин; интервалы отдыха ме­жду сериями — 3—4 мин. Между отрезками отдых может быть пас­сивным, между сериями лучше выполнять медленное плавание дополнительным способом. С точки зрения спортивной педагоги­ки, эти упражнения направлены на развитие скоростных качеств.

Развитию работоспособности в зоне спринтерских дистанций 100—200 м способствуют в наибольшей степени интервальные уп­ражнения с длиной отрезков 50 м и с постоянными (5—20 с) либо сокращающимися (от 40 до 10 с) интервалами отдыха. Количество отрезков в одном упражнении составляет 4—6. Квалифицирован­ные пловцы могут проплыть и большее число отрезков (свыше 10), но тогда направленность упражнения смещается в зону дистанций 200—400 м. Применение серийного метода с достаточными для восстановления интервалами отдыха между сериями позволяет увеличить общее количество отрезков до 20 и даже до 30. Высоко-


квалифицированные пловцы могут выполнять такие упражнения при длине отрезков 100 м.

Пшоксическая тренировка.Для возникновения изменений в ор­ганизме спортсмена, характерных для работы в зоне спринтерских дистанций, тренировочные упражнения можно выполнять в усло­виях недостатка кислорода. Это достигается уменьшением коли­чества вдохов по сравнению с обычным ритмом дыхания и про-плыванием отрезков дистанции на задержке дыхания.

Тренировка в условиях гипоксии совершенствует работоспособ­ность пловца в зоне как стайерских, так и спринтерских дистанций.

При плавании с околопредельной скоростью уменьшение часто­ты дыхания ведет к заметному росту частоты сердечных сокращений. Особенно это становится заметным при выполнении одного вдоха на 3 цикла движений. Так, в упражнении 10x50 м рекомендуется де­лать один вдох на 3—4 цикла, в серии 4x500 м — на 2—3 цикла. В ги-поксическом режиме желательно выполнять упражнения при помо­щи движений руками; плавание с предельной скоростью включает­ся в занятия лишь в небольшом объеме. В целом гипоксическая тре­нировка может занимать до 1/3 общего времени занятия в воде.

Силовые способности

Известно, что скорость плавания прежде всего зависит от мощ­ности гребка. Основу же мощности составляет сила. На соревно­ваниях довольно часто можно наблюдать, как, начав дистанцию с хорошей техникой, пловец постепенно укорачивает гребок или снижает темп, в результате чего снижается скорость. Если утомле­ние групп мышц сочетается с относительно быстрым восстановле­нием по частоте пульса (хорошей функциональной подготовлен­ностью), то причина этого заключается в недостаточной локаль­ной силовой выносливости.

Важнейшие физические качества пловца — скорость и вынос­ливость — тесно связаны с развитием силы. Обычно выделяют пять групп показателей силовой подготовленности пловцов:

• максимальная сила при имитации гребковых движений;

• скоростно-силовая выносливость;

• силовая выносливость;

• взрывная сила;

• сила тяги в воде.

Максимальная сила.При имитации гребковых движений на су­ше максимальная сила (МС) измеряется в положении лежа на спе­циальной скамье с углом наклона 10—15°. Пловец в течение 3—5 с

\97


обеими руками давит на лопаточки, прикрепленные шнуром к ди­намометру. Необходимо следить за высоким положением локтя (предплечье находится под углом 90° к осевой линии тела). Руки находятся под плечевыми суставами и согнуты в локтях под ущом 100—110°, что соответствует середине гребка в плавании дельфи­ном.

Необходимо иметь в виду, что максимальная сила пловца опре­деляется в статическом режиме. Наибольшие значения рассматри­ваемого показателя (по опубликованным данным) составили 72 кг у мужчин и 55 кг у женщин.

Величина максимальной силы зависит от веса, квалификации и пола пловца, в меньшей степени — от дистанционной специализа­ции или способа плавания. Для сравнения пловцов разного веса используют показатель относительной силы (ОС):

ОС = МС/В, . (4)

где МС — максимальная сила при имитации гребкового движе­ния обеими руками на суше, кг; В — вес тела, кг.

Следует иметь в виду, что показатели максимальной силы у дельфинистов и брассистов в среднем на 5-8% выше, чем у кроли­стов-стайеров и спинистов и на 2—4% выше, чем у кролистов-спринтеров. Пловцы, использующие варианты техники плавания с высоким темпом и укороченным гребком, превосходят по пока­зателям МС и ОС пловцов с длинным гребком.

Скоростно-силовая и силовая выносливость.Определяется с по­мощью тренажера Хюттеля-Мертенса (рис. 48). Обычно использу­ются тесты с длительностью нагрузки 30 с (отягощение тренажера — 75-80% от МС) и 2—3 мин (отягощение тренажера - 55-60% от МС). Упражнение выполняется на специальной скамье с углом на­клона 10—15°. Необходимо контролировать правильность сгибания в суставах в течение всего движения. Подсчитывается количество полных движений и рассчитываются два индекса — скоростно-си-ловой выносливости (ИССВ) и силовой выносливости (ИСВ):

ИССВ = Нзос х КДэос, (5)

ИСВ = НзмхКДзм, (6)

где Нзос, Нзм — нагрузка на тренажере, кг; КДзос, КДзм — количе­ство движений руками, выполненных в тестах длительностью 30 с и 3 мин соответственно.

На величину индексов влияют факторы, упомянутые выше; кроме того, большое значение имеет предварительная тренировка на тренажере данного типа.

Различия величин индексов в различных способах плавания не наблюдаются, но спринтеры имеют преимущество перед стайера-


Рис. 48. Тренажер Хюттеля-Мертенса для измерения и развития специальной силовой подготовленности пловцов:

1 - упругий элемент, определяющий нагрузку (пружина или резина);

2 — гидравлический амортизатор, смягчающий обратное движение;

3 — лопаточки; 4 — специальная скамья с наклоном 10°

ми по ИССВна 5—10%, причем эта разница увеличивается с повы­шением квалификации. У стайеров обычно выше ИСВ— на 2—6%.

Взрывная сила.Измеряется приближенно по высоте выпрыги­вания с места или по результату прыжка в длину с места. Более точные данные дает методика измерения высоты выпрыгивания с вытягиванием шнура (по Абалакову), но можно воспользоваться и упрощенной методикой Каунсилмена. Хорошие спринтеры вы­прыгивают вверх на 60—73 см, стайеры — на 35—45 см.

Сила тяги в воде.Измеряется с помощью резинового шнура дли­ной 5—7 м (для сглаживания колебаний силы тяги). Усилие спорт­смена передается через шнур динамометру, закрепленному на стен­ке бассейна. Скорость движения вначале небольшая — пловец по­немногу растягивает шнур и увеличивает темп, а затем выполняет фебковые движения в максимальном темпе в течение 5—8 с. Пока­зания снимаются с динамометра тогда, когда тяга испытуемого уравновешивается растяжением резины и он плывет на месте.

Измерения проводятся при плавании в полной координации (Fik), при помощи движений ногами (FH) или руками (FP). Наи­большие значения рассматриваемого показателя в полной коорди­нации составляют: 45 кг — у кролистов-спринтеров, 34 кг — у спи-нистов, 38 кг - у дельфинистов и 47 кг — у брассистов.

Для измерения силы тяги используются различные типы шну­ров и разные методики регистрации показаний. Использование


малорастяжимого шнура приводит к появлению динамического удара: динамометр «складывает» силу тяги и силу инерции, а пос­ле резкой остановки пловец иногда чувствует себя некомфортно и заметно ухудшает технику. Полученные значения силы тяги в воде сопоставляют с максимальной произвольной силой при имитации гребковых движений, рассчитывая коэффициент использования силовых возможностей (КИСВ). Кроме того, полезно сравнить силу тяги при плавании в полной координации с суммой силы тя­ги при плавании с помощью движений руками и ногами.

КИСВ = Fпк/MC x 100%, (7)

KK=Fпк/(FH+FP), (8)

где КИСВ — коэффициент использования силовых возможно­стей, %; Fпк - сила тяги при плавании в полной координации, кг; МС — максимальная сила на суше, кг; КК — коэффициент коор­динации; Fh — сила тяги при плавании с помощью движений но­гами, кг; FP — сила тяги при плавании с помощью движений рука­ми, кг.

КИСВ соотносит силу тяги на суше и в воде; его используют для оценки реализации силового потенциала в плавании. Коэффици­ент имеет тенденцию к увеличению с повышением квалификации пловца и составляет 50—60% у перворазрядников и 60—70% у мсмк.

КК отражает способность использовать тяговые усилия ног и рук (Fh + FP) при плавании в полной координации (Fпк). КК всегда меньше единицы: для пловцов I разряда и кмс он обычно варьиру­ет от 0,7 до 0,85; у высококвалифицированных спортсменов соста­вляет 0,8-0,9.

КК и КИСВ довольно изменчивы в ходе тренировочного про­цесса — они могут ухудшаться при применении больших объемов силовой тренировки, когда сила тяги на суше начинает увеличи­ваться, а тяга в воде не изменяется или даже немного снижается. При правильном построении силовой подготовки в воде в сорев­новательном периоде наблюдается обратная картина: увеличение КИСВ — за счет прироста силы тяги при нулевой скорости и более оптимальное использование тяговых усилий рук и ног при плава­нии в полной координации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.