Жизнь принуждает нас ко многим добровольным действиям.
Ст. Ежи Лец
Плоскость, стадия, сила и успешность удара.
Плоскость удара — воображаемая плоскость, которую вычерчивает боевая часть оружия в результате нанесения одного чистого удара (без стадии замаха).
СХЕМА плоскость меч и топор.
Кроме того, в зависимости от положения оружия в этой плоскости (стадии удара), дифференцируется и сила воздействия этого оружия на «мишень». Зона О — начальная стадия удара с минимальной плавно увеличивающейся силой. Зона М — средняя стадия, в которой находится расчетная точка атаки, с максимальной поражающей силой оружия. Зона Н — последняя стадия, с плавно уменьшающейся силой воздействия.
В первой книге рассматривалась целесообразность движения навстречу атаке. Оно позволяет сломать атакующую схему (сценарий атаки) и выполнить защиту в начальной стадии нападения противника, когда она наиболее результативна.
Дополнительный плюс встречного движения обусловлен еще и закономерностью нанесения ударов. Противник бьет по цели находящейся в данное время, в данной точке и в данном положении. Максимальная поражающая мощность удара предстоит именно в предполагаемой точке соприкосновения его оружия с вашим телом. То есть в точке его прицела. Соответственно успешность этого действия напрямую зависит от точности местоположения цели. И успешность эта тем меньше, чем дальше от «точки прицела» уходит «мишень». Рассмотрим принципы ухода из расчетной точки на примере вертикального атакующего удара:
1. Смещение вбок.
Если «цель» значительно смещается вбок от задуманной противником точки (плоскости), то удар может пройти мимо. Правда, отклонив голову и торс, невозможно быстро убрать из плоскости удара тазовый пояс и ноги. В этом случае максимально разогнанное (в последней фазе движения) оружие поражает область подола от микиток до щиколоток.
СХЕМА
Чтобы избежать подобных «издержек» необходимо прикрывать уязвимые участки оружием или щитом.
2. Смещение назад.
Если «мишень» движется от атакующего, то остается вероятность попадания в плоскость удара в средней и последней его стадии (под самый кончик оружия). В этом случае максимально разогнанное оружие поражает все, что находится ниже мечевидного отростка грудины.
СХЕМА
При этом также необходимо прикрывать уязвимые участки оружием или щитом.
3. Если же «мишень» движется на атакующего, то сильный удар не состоится из-за действий элементарных законов физики. Во-первых оружие еще не успело разогнаться до нужной скорости. Во вторых контакт с зоной удержания оружия несет гораздо меньшую разрушительную силу, чем середина или конец оружия.
Проиллюстрирую мысль примером, знакомым любому, кому приходилось противостоять нападающему с палкой или ломом (черенка от лопаты, дубины, бейсбольной биты).
На схеме обозначены: А — зона максимальной силы удара, Б — зона минимальной силы, С — зона, поражающие свойства которой во многом зависят от центра тяжести оружия и стадии удара (положения оружия в плоскости удара).
СХЕМА
При соприкосновении с зоной А движущегося оружия, вы наверняка получаете максимальное «впечатление», ибо последний отрезок любого оружия всегда движется с максимальной скоростью.
И наоборот: зону В можно встречать или блокировать даже ладонью. Вряд ли это будет чревато более чем толчком небольшой силы. При этом инерция удара гасится весьма эффективно и оружие противника останавливается, не нанеся особого вреда. Именно эта зона оптимальна для защитных и блокирующих действий.
При блокировке этой зоны щитом (кромкой), атакующая рука испытывает максимальное жесткое воздействие, за счет инерции оружия. Кроме этого, возникающий «опрокидывающий момент» способен даже выбить оружие из руки.
При воздействии на зону В рукой («сбив» справа или слева), оружие легко сходит с намеченной траектории. При воздействии на эту зону снизу («подхват» изнутри вверх или снаружи вверх), атакующая рука теряет скорость и силу.
Можно задать закономерный вопрос: «А что если оба соперника равно умудрены подобными знаниями и навыками?» Ответ прост: «Вот тут-то и начинается истинное боевое искусство — прочувствовать манеру движения и мышления противника, переиграть его интуицией, наблюдательностью, «чуйкой».
Даже шустрые восточные мастера высокого класса не колбасятся, как заводные зайчики и не осыпают друг дружку ударами, как в дешевых гонконгских фильмах. Их бой сух, лаконичен и достаточно скуп на действия. По нескольким движениям (атакам) мастера безошибочно определяют, кто из них преупел.
Мне могут возразить: — а если один из них прикинется лохом, а сам вдруг возьмет да и...?
Да, отвечу я, именно это и будет продолжением их мастерства высочайшего класса и т.д. Правда, чем дальше, тем сложнее прикидываться лохом, ибо «рыбак рыбака...»
Лишь только мастера класса «уникум» могут прикидываться идеально но, встречаются такие доки исключительно в лихих повестях фантаста Головачева.
Мы же вернемся к нашим катанам... простите, баранам.
Два слова о стойке
Несмотряя на то, что уже известны доводы против классических стоек в боевом историческом фехтовании, еще раз затрону эту тему и приведу банальный и максимально простой довод против зацикливания на какой-то определенной позиции.
Рассмотрите внимательно схему и проанализируйте, в каких направлениях боец может работать активно. При условии, что законы естественной анатомии позволяют атаковать и защищаться в трех направлениях: вперед, вправо и влево. Основная ориентация действий диктуется положением ног. При классическом положении ног противник находится в среднем и левом секторе. Правый сектор находится сзади по оси атаки (где практически никого нет). Однако собственный задний сектор находится незащищенным в реальной близости от атаки противника.
Иная картина наблюдается в простой «подоплеке» с параллельным и свободным расположением ног. При этом, во-первых, все, находящееся по оси атаки находится в секторах ваших активных действий. Во-вторых, любое движение ноги легко переводит вас в позицию перекрытия задней зоны.
СХЕМА НОГ И ЗОН АКТИВНОСТИ
Защитные действия
Было бы примитивным считать полноценными боевыми навыками только знание и умение выполнять те или иные приемы. Грамотный боец должен четко знать специфику защитных и механику атакующих действий. Поэтому есть смысл коснуться некоторых моментов защиты с точки зрения ее дистанционных особенностей. Именно дистанция, как правило, диктует тот или иной образ защиты. Схематично можно обозначить три основных дистанции:
1. Дальняя дистанция — защита приходится на последнюю фазу удара противника. При этом атакующее оружие имеет большую скорость, а поражающей областью является последний отрезок оружия. Защита должна строится максимально близко к себе, по типу жесткой преграды поражающему элементу. Меч имеет максимальную пробивающую силу (топор максимальную тяжесть удара).
СХЕМА
2. Средняя дистанция — защита приходится на вторую половину удара. При этом удар уже сформировался, но не всегда набрал максимальную силу. Поражающей областью является средняя часть оружия, реже последняя треть. Защита может строиться на расстоянии от себя, встречным движением направленным на блокировку оружия или на сбивание его с траектории атаки.
Меч имеет максимальную тяжесть удара (топор менее опасен, если попал топорищем).
СХЕМА
3. Ближняя дистанция — защита приходится на первую фазу удара, который еще может частично изменить направление. Сила удара еще не велика, а поражающая область ограничивается серединой оружия, либо первой третью. Защита может строиться как под первую треть оружия, так и под боевую руку (кисть, локоть, плечо).
Меч имеет минимальную силу (топор способен слабо ударить на излете).
СХЕМА
Вполне понятно, что самая неудобная для ударов — именно ближняя дистанция. Оптимальна средняя и чуть хуже — дальняя.
Это базовые положения, предполагающие работу «с места», при минимальном перемещении. Мастер же обогащает бой действиями, меняющими дистанционные характеристики в процессе схватки. Иной раз, даже без акцентированных защитных действий, неожиданное сближение или разрыв дистанции сводит на нет подготовленные удары противника.
На дальней дистанции достаточно сместиться назад и вбок. На средней — переместиться в сторону или сократить дистанцию. На ближней — можно применить толчок корпусом (щитом).
Очевидно, что чем ближе к началу удара защитное действие, тем его эффективность выше. Оптимальный вариант ломки атаки именно в момент ее зарождения (в миг замысла), когда рука-оружие начинают движение.
Нельзя не обозначить еще один аспект защиты, касающийся особенностей конструкции руки. Нельзя не учитывать, что разные участки руки с оружием требуют разного направления приложения силы.
На схемах показаны векторы встречных ударов, для блокирования удара.
РИСУНОК
Существует вполне обоснованное мнение, что в бою (в драке) победил тот, кто начал первый. Стоит лишь уточнить понятия «первый» и «победил»:
«Первый» - тот, кто из правильно подготовленной позиции (подоплеки) полноценно провел четко скоординированную атаку.
Разумеется, само по себе (непродуманное) атакующее движение на соперника — еще не атака и тем более не залог успеха. Такое «начало» легко попадает на подготовленное контрдействие и обречено на провал.
«Выиграл» - получил определенное преимущество в виде сохранения способности активно двигаться (в отличии от противника).
Разумеется, номинальные попадания по противнику не есть преимущество, если противник не «впечатлился» этими попаданиями и не прекратил функционировать.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|