Сделай Сам Свою Работу на 5

ДРАМАТУРГИЯ ШЕКСПИРА. ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ





Биография Уильяма Шекспира (1564 — 1616 гг.) во многом покрыта неразгаданной тайной. Известно только, что он родился в городе Стрэтфорде-на-Эйвоне, был сыном зажиточного перчаточника, который избирался и в члены городского совета, и был даже мэром города. Учился У. Шекспир в местной «грамматической» школе, где изучал латынь и греческий язык. Известно также, что он в ранней молодости женился, а где-то в 1587 г. в возрасте 23 лет переселился в Лондон. В 15 93 г. он стал работать в качестве актера и драматурга в лондонской труппе во главе с Джеймсом Бербеджем. В 15 9 9 г. эта труппа построила театр «Глобус», где регулярно ставились пьесы Шекспира. Около 1612 г. Шекспир вернулся в родной город Стрэтфорд и тихо, в кругу семьи закончил свой жизненный путь в день своего рождения 23 апреля 1616 г.

Эти скудные сведения о биографии Шекспира породили много гипотез в историографии не в пользу его авторства его же произведений. Одни считали, что автором шекспировских пьес был философ Фрэнсис Бэкон. Но исторические и географические ошибки в пьесах Шекспира Бэкон не допустил бы в силу своей высокой учености. Другие приписывали пьесы Шекспира то графу Дерби, то лорду Ретленду и т. д. Все эти гипотезы недоказуемы в силу отсутствия материалов и звучат неубедительно.



Правдоподобней и скорей всего следует считать, что истинной школой Шекспира могли быть не только книги, которые он в Лондоне много читал, но и сама жизнь в столице, познакомившая его с аристократами, любителями театра. В частности, известно, что Шекспир сблизился в Лондоне с группой молодых аристократов — театралов. Одному из них, графу Саутгемптону, он посвятил две поэмы («Венера и Адонис», «Обесчещенная Лукреция») и сборник сонетов, изданный в 1609 г. Острый ум Шекспира в соединении с богатейшей фантазией способен был не только воспринять культуру столицы, но и превзойти ее школьные премудрости в своей драматургии.

Творчество Шекспира условно делится на три периода по стилю и жанру пьес, по их тематике и характеру, которые изменялись в соответствии со временем их написания. К первому периоду относятся жизнерадостные и живописные комедии «Сон в летнюю ночь» (1595 г.), «Венецианский купец» (1596 г.), «Много шума из ничего» (1598 г.), «Как вам это понравится» (15 9 9 г.), «Двенадцатая ночь» (1600 г.) и др. Одновременно он создает ряд исторических хроник, то есть пьес на сюжеты английской истории: «Ричард III» (1592 г.) , «Ричард II» (1595 г.), «Генрих IV» (1597 г.) в двух частях, «Генрих V» (1599 г.) и др. Несмотря на изображение в них очень мрачных и жестоких картин, в этих пьесах преобладает вера в жизнь и доброе победное начало. В первый период своего творчества он писал также трагедии «Ромео и Джульетта» (1595 г.) , «Юлий Цезарь» (15 9 9 г.). Но и трагический сюжет написан в светлых жизнерадостных тонах. Трагедии содержат множество веселых сцен.



Несмотря на веселость и жизнерадостность произведений Шекспира этого периода, которые были свойственны Возрождению, он ставил в них большие проблемы и высказывал глубокие мысли.

В одной из самых ранних его комедий «Бесплодные усилия любви» он изобразил короля Наварры и его приближенных, которые решили отречься от любви и погрузиться в изучение философии. Но приехала французская принцесса с фрейлинами и нарушила их планы. Все они влюбились в молодых дам. В конце пьесы один из придворных, Бирон, отрекся от словесной мишуры и поклялся, что будет выражать свои чувства простым и правдивым языком. А в другом монологе тот же Бирон вскрывает всю нелепость аскетического отказа от любви ради философии, утверждая, что любовь является лучшим стимулом к развитию ума[27].

В «Сне в летнюю ночь» Шекспир утверждает права свободной, самоопределяющейся любви, которая побеждает «древнее право» родителей распоряжаться жизнью своих детей, в том числе и в период вступления в брак. В комедии «Двенадцатая ночь» простодушная и вполне реальная любовь умной и смелой Виолы к Орсино противопоставляется надуманной, слегка риторической страсти Орсино к Оливии [28].



Комедия «Венецианский купец» выходит за пределы любовной тематики. Здесь противостоят друг другу два мира. Один из них — это мир радости, красоты, дружбы и великодушия. Его создает Антонио с друзьями по имени Бассанио, Порция, Нерисса, Джессика. Антонио у Шекспира способен на безвозмездную помощь друзьям, то есть на ссуду денег без процентов. Ко второму миру принадлежит мрачный и скупой ростовщик Шейлок, буржуазные права которого на суде опрокидываются в этой пьесе высшим законом человечности. Но Шекспир не оставляет без своего сочувствия образ Шейлока. Он показывает его глубокую трагедию как продукта и жертвы окружающего общества. Шекспир пытается не только понять, но и оправдать Шейлока несовершенством мира, в котором он живет и который допускает оскорбительную несправедливость по отношению к буквально идеальным людям типа Антонио [29].

Весьма значительны у Шекспира и роли шутов, разделенных на два рода. К первому принадлежат профессиональные шуты, которые служат у знатных лиц для их забавы («Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь»). Ко второму роду относятся шутовские персонажи из числа крестьян и слуг, потешающих зрителей своими промахами или дурачествами. Они более всего показаны в «Виндзорских насмешниках», которые по времени относятся ко второму периоду творчества Шекспира[30].

Сюжеты шекспировских комедий всегда занимательны и живописны. Они полны приключений, случайностей, недоразумений и совпадений. В них господствует идея судьбы, которая понимается Шекспиром как «фортуна» или «удача». Эта идея ведет людей не к пассивности, а к действиям. Она побуждает в человеке желание испытать свое счастье. Если смелые попытки предпринимают одаренные и любящие жизнь люди, то им непременно в пьесах Шекспира улыбается удача.

Бодрым призывом к борьбе и верой в конечную победу пронизаны и хроники Шекспира. Главной темой в них стали феодальные смуты и династические распри, которые терзали Англию в XIV — XV вв., особенно война Алой и Белой розы во второй половине XV в. После этой войны к власти пришла династия Тюдоров, и в стране утвердился абсолютизм. Но высшее могущество и процветание Англии наступило во времена правления Елизаветы I, дочери Генриха VIII Тюдора и Анны Болейн. Важнейшим злом и опасностью для страны Шекспир считал крупных феодалов, которых он показал, например, в образах буйных баронов в «Генрихе IV», «Генрихе V». Их анархия противопоставлена идее государственности и центральной единой, твердой власти. Но Шекспир не идеализирует английских королей в основном из династии Ланкастеров. В частности, в «Ричарде II» и «Ричарде III» короли не отвечают шекспировскому идеалу короля справедливого, бескорыстного и заботящегося о своем народе. Этим требованиям автора отвечает лишь Генрих V. Поэтому Шекспир считает свержение Ричарда II справедливым и закономерным. А Ричарда III, хоть тот и обуздал феодалов и объединил страну, автор хроники наделил чертами совершеннейшего хищника — аморалиста. Это и стало причиной падения его власти, считал Шекспир. В противополоность этим королям король Генрих V, предпоследний из династии Ланкастеров, не только сломил сопротивление феодалов, но и правил, опираясь на широкие массы. По мнению Шекспира, он был редким исключением из правил. В основном королями Англии из этой династии были либо тираны, либо слабые правители, не способные дать стране мир и счастье, что и стало причиной их падения. На смену Ланкастерской династии пришла более успешная династия Тюдоров. Так примирились две политические позиции Шекспира.

Их суть заключалась в том, что он был сторонником абсолютизма, но на условиях правления страной идеальными государями. В качестве примера такого идеального короля он вывел образ Генриха V [31].

Второй период творчества Шекспира охватывает годы с 1601 по 1608. В это время он был занят решением великих трагических проблем жизни. Наряду с его верой в жизнь, в творчестве Шекспира появляется и струя пессимизма в трагедиях, которые он писал чуть ли не по одной в год, а то и по две в год: «Гамлет» (1601 г.), «Отелло» (1604 г.), «Король Лир» (1605 г.), «Макбет» (1605 г.), «Антоний и Клеопатра» (1606 г.), «Кориолан» (1607 г.) , «Тимон Афинский» (1608 г.) . Наряду с трагедиями он продолжал писать и комедии. Но «Виндзорские насмешницы» (1601 — 1602 гг.) стала единственной комедией этого времени, выдержанной в прежнем характере беспечного веселья. Отныне его комедии содержали и трагические элементы. Поэтому их удобнее назвать «драмами». Такой пьесой, например, стала «Мера за меру» (1604 г.) .

В комедии «Виндзорские насмешницы» Шекспир вывел комический характер Фальстафа. С одной стороны он показал его соблазнителем одной из полумещанок, щеголем, приспособленцем, деклассированным дворянином, мелким пиратским авантюристом, сосредоточившим в себе все худшие черты эпохи первоначального накопления капитала. А с другой стороны автор нашел в своем персонаже нечто положительное. Он заставил нас восхищаться его блестящим остроумием, способностью весело смеяться над собой и другими. Этот свободный и бескорыстный смех составил главную ценность Фальстафа, которая позволила принцу Генриху в его обществе развивать свой ум, приучив себя к свободе суждений.

Сущность трагизма у Шекспира всегда заключается в столкновении двух начал, а именно чистой благородной человечности и всех остальных пороков человеческой природы. Наиболее ярко Шекспир показывает такие пороки, как пошлость и подлость, основанные на корысти и эгоизме . Умные и одаренные люди у Шекспира гибнут под натиском темных сил, например, в «Гамлете» и «Короле Лире». Он показывает, с какой легкостью порой зло овладевает душой человека и приводит к ужасным последствиям в «Отелло» и «Макбете». Любопытно также то, что пессимизм, возникавший у гуманистов в результате крушения их идеалов под натиском реакционных сил, хоть и имеет место в трагедиях Шекспира, но не вызывает чувства безнадежности. Например, гибель Ромео и Джульетты одновременно является и триумфом, поскольку у гроба погибших происходит примирение враждующих семей, которые дают слово воздвигнуть памятник их любви. В «Гамлете» трагедия кончается гибелью Клавдия и разгромом порочного датского двора, что тоже является положительной развязкой трагических событий. С воцарением Фортинбраса возникает надежда на лучшую жизнь. В «Короле Лире» старый король умирает просветленным и проникшимся любовью к правде и людям. От трагедий Шекспира веет бодростью, мужественным призывом к борьбе. Хотя эта борьба и не всегда заканивается успехом[32].

Третий период творчества Шекспира (1608—1612 гг.) ознаменован появлением пьес трагикомического жанра, которому характерно остродраматическое содержание со счастливым концом. В них драматург проявляет мечтательность, лирическое отношение к жизни. Важнейшими из трагикомедий Шекспира являются «Цимбелин» (1609 г.), «Зимняя сказка» (1610 г.), «Буря» (1612 г.). Эта мечтательность Шекспира, уход в воображаемый мир и отказ от изображения типичных жизненных положний, а также его излюбленной борьбы страстей в конкретной обстановке, объясняется усталостью и разочарованием автора, связанными с переменой политической и морально-культурной ситуации, а также крушением гуманистических идеалов.

Шекспир переключился в мир сказок и увел зрителя в свой воображаемый мир, где столкновение чувств человека всегда заканчивается торжеством добрых свойств его души над злыми инстинктами.

Характерной в этом смысле стала его последняя сказка «Буря». В ней столкнулись дикий Калибан с благородным мудрецом Просперо. Но в отличие от сказок первого периода творчества Шекспира, здесь образы и духи обрисованы схематично, напоминая абстрактно-декоративные маски. Это качество «Бури» сделало ее родственной старинному моралите. Главной мыслью, пронизавшей всю пьесу, стало то, что на жизнь надо смотреть философски, с глубокой терпимостью, надо верить, что все должно закончиться хорошо. Вскоре после окончания этой пьесы Шекспир покинул театр и уехал в свой родной Стрэтфорд, чтобы в кругу семьи закончить свой жизненный путь.

Значение творчества Шекспира трудно переоценить . В период его творчества он имел среди своих современников много подражателей. Одним из таких выдающихся драматургов, близко знакомых Шекспиру был Бен Джонсон (1573—1637 гг.), написавший много пьес, в которых прослеживается та же насыщенность общественно-политическим содержанием и реализмом комедии нравов. К таким пьесам можно отнести комедии «У каждого свои причуды» (1598 г. ) , «Каждый вне своих причуд» (1599г.), «Стихоплет» (1601 г.), трагедии — «Падение Сеана»(1603 г.), «Заговор Кателины» (1611 г.)[33].

Шекспир оказал огромное влияние на европейскую драматургию и в пору буржуазного Просвещения. Это влияние возросло после французской революции 1789 г. Шекспир стал образцом и учителем многих талантливых людей первой половины XIX в . К таковым можно отнести писателей, создававших национальную драму, а именно, Лессинга, Гете, Шиллера, Гюго. Гейне написал книгу «Женщины и девушки Шекспира». Творчество Шекспира оказало влияние на Пушкина, например, в «Борисе Годунове». Пушкину принадлежит ряд замечательных высказываний о Шекспире, на которого он неоднократно ссылался в своих рассуждениях о драме. Впервые у нас раскрыл истинный смысл шекспировского творчества в целом ряде статей и заметок Белинский, заложивший в России основы для подлинно научного изучения наследия Шекспира.

Примечания

27 См. : Шекспир В. Комедии и драмы-сказки / Вступ. ст. В.П. Комаровой. СПб., 1996.

28 См. : Там же.; Шекспир В. Сон в летнюю ночь // Шекспир В. Поли. собр. соч. : В 8 т. М., 1957 — 1960.

29 См. : Шекспир В. Комедии и драмы-сказки. . .; Он же. Венецианский купец // Шекспир В. Поли. собр. соч. : В 8 т. М., 1957 — 1960.

30 См. : Шекспир В. Комедии и драмы-сказки…; Он же. Двенадцатая ночь // Шекспир В. Поли. собр. соч. : В 8 т. М., 1957 — 1960.

31 См. : Барг М.А. Шекспир и история. 2-е изд. М., 1979; Шекспир В. Исторические драмы / Вступ. ст. В.П. Комаровой. СПб., 1990.

32 См.: Шекспир В. Трагедии / Вступ. ст. В.П. Комаровой. СПб., 1993; Он же. Ромео и Джульетта. Отелло. Король Лир. Макбет. ..II Шекспир В. Поли. собр. соч. : В 8 т. М., 1957 — 1960.

33 Подробнее содержание пьес и о творчестве Бена Джонсона см. : Джонсон Б. Пьесы / Вступ. ст. А.А. Смирнова. М.; Л., 1960; Парфенов А.Т. Бен Джонсон и его комедия «Вольпоне». М., 1982; Ромм А.С. Бен Джонсон. 1573 — 1637. М.; Л., 1958.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Чем обусловлены проблемы историографии, связанные с биографией и творчеством У. Шекспира?

2. Какова периодизация творчества Шекспира?

3. В чем особенности тематики и характера комедий Шекспира в первый и второй периоды его творчества?

4. В чем заключается идея и суть трагедий первого и второго периодов творчества Шекспира?

5. В чем специфика трагикомического жанра третьего периода творчества Шекспира?

6. Каково значение творчества Шекспира для европейской и русской драматургии?

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

Источники

1. Джонсон Б. Пьесы / Вступ. ст. А. А. Смирнова. М.; Л., 1960.

2. Младшие современники Шекспира / Под ред. А.А. Аник- ста. М., 1986.

3. Современники Шекспира / Вступ. ст. А.А. Аникста. М., 1959. Т. 1-2.

4. Шекспир В. Комедии и драмы-сказки / Вступ. ст. В. П. Комаровой. СПб., 1996.

5. Шекспир В. Сон в летнюю ночь. // Шекспир В. Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1957 — 1960.

6. Шекспир В. Венецианский купец // Там же.

7. Шекспир В. Двенадцатая ночь // Там же.

8. Шекспир В. Исторические драмы / Вступ. ст. В.П. Комаровой. СПб., 1990.

9. Шекспир В. Трагедии / Вступ. ст. В.П. Комаровой. СПб., 1993; Он же. Ромео и Джульетта. Отелло. Король Лир. Макбет // Шекспир В. Полн. собр. соч…

Литература

1. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

2. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.

3. Варг М.А. Шекспир и история. 2-е изд. М., 1979.

4. Козинцев Г.М. Наш современник Вильям Шекспир. 2-е изд. М.; Л., 1966.

5. Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах Шекспира. Л., 1977.

6. Комарова В.П. Шекспир и Монтень. Л., 1983; Комарова В. П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. Л., 1989; Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах современников Шекспира. СПб., 1997.

7. Парфенов А.Т. Бен Джонсон и его комедия «Вольпоне». М., 1982.

8. Ромм А.С. Бен Джонсон. 1573 — 1637. М.; Л., 1958.

9. Самарин P.M. Реализм Шекспира. М., 19 64.

10. Смирнов А.А. Шекспир. М.; Л., 19 63. И.Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. М., 1968.

12. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Его герой и его время. М., 1964.

13. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М. , 1975.

14.Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография / Пер. с англ.; Вступ. ст. А.А. Аникста. М. , 1985.

15. Вильям Шекспир: К 400-летию со дня рождения. 1564 — 1964: Исследования и материалы. М. , 1964.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.