АНГЛИЙСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДО ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА
В эпоху Возрождения в Англии достигла особого расцвета драматическая литература. Ренессансный театр развивался в этой стране несколько иначе, чем в других странах Европы. Его эволюция из театра средневекового носила постепенный и органический характер . Испытав воздействие античной и гуманистической драматургии Европы, английская драма сохранила в основном свой народный характер, вырастая из драматических жанров средневековья — моралите и интерлюдий. В Англии расцвет гуманизма совпал с Реформацией, поэтому театр развивался в его традиционной средневековой форме. Под влиянием континентальной Европы в Англии рано создались гуманистические «школьные» и «придворные» театры, но они имели узкое назначение и не оказали решающего влияния на развитие новой драматургии. С другой стороны, здесь были сильны национальные театральные традиции, которые оказали серьезное воздействие на классицистические тенденции гуманистического театра. Этот своеобразный синтез противоположных драматургических течений составляет важную особенность английского ренессансного театра и обеспечивает ему выдающееся место в мировой драматургии.
Синтезный вариант английского театра, который не уничтожал форму театра средневековых городов, а давал ей дальнейшее развитие, объясняется национальным подъемом в Англии второй половины XVI в., который основан на относительном равновесии сил дворянства и буржуазии. Это обеспечило существование национального театра в той синтетической форме, которую не знала, за исключением Испании, ни одна страна Европы в эпоху Возрождения. Несмотря на запрещение парламентским указом 1543 г. представлений мистерий (в Англии их называли «мираклями» или «пэджентами»), они, получив развитую форму еще в XIV —XV вв., устраивались до 90-х гг. XVI в.
Особой популярностью пользовались в Англии моралите и интерлюдии. Этими формами религиозного театра пользовались гуманисты — поборники протестантизма. Одним из таких поборников моралите был Джон Бейль (1495 — 1563 гг., с 1552 г. — епископ) . Он писал пьесы на библейские сюжеты и моралите теологического содержания. Наиболее интересной пьесой, дошедшей до нас, является «Иоанн, король Англии» (ок. 1548 г.). Она стала прототипом, распространенных впоследствии исторических «хроник». В этой пьесе Бейль идеализирует образ короля Иоанна Безземельного (1199 —1216 гг.) как борца против папства. В истории же Иоанн Безземельный капитулировал перед папой Иннокентием III. Это вызвало восстание духовенства, рыцарства и свободного крестьянства в Англии против короля. Ему была предъявлена «Великая хартия вольностей», и он подписал ее в 1215 г.
Вопреки исторической правде Бейль изображает английского короля мучеником, жертвой папства и католической церкви. Наряду с фигурой короля в пьесе показаны аллегорические фигуры Мятеж, Дворянство, Клир и пр., которые умоляют короля защитить их от католического духовенства. Одновременно с этим Мятеж, например, заключает союз с Лицемерием, Властью и Узурпацией, что свидетельствует о двойной игре этой фигуры. Дальше по сюжету все эти олицетворения превращаются в исторические личности: Мятеж — в Стефана Лангтона, папского кандидата на пост епископа Кентерберииского; Власть — в папского легата кардинала Пандольфа, сломившего упорство короля; Узурпация — в само папство и т. д.
Такое смешение в одной пьесе аллегорических и конкретных исторических фигур стало типичным для английского моралите. Следы его долго удерживались в английской драме. Говорящие имена этой пьесы, обобщенные образы моралите пользовались популярностью в течение всего XVI в.
Другим видом театральных представлений в Англии были интерлюдии — пьесы комического содержания с несколькими действующими лицами. Грань между моралите и интерлюдиями часто стиралась. Впоследствии интерлюдиями стали называть в Англии небольшие комические пьески очень близкие по типу французским фарсам. Комические пьески стали основанием развития бытовой комедии. В этом жанре работал английский драматург Джон Хейвуд (1495—1565 гг.), который учился в Оксфорде и являлся протеже Томаса Мора при королевском дворе Генриха VIII, где служил придворным музыкантом и поэтом. К наиболее знаменитым его интерлюдиям относятся: «Веселая сцена между продавцом индульгенций, монахом, священником и его соседом Праттом» (ок. 152 0 г.) и «Четыре П» (15 69 г.).
В первой из них изображено столкновение между нищенствующим монахом, читавшим проповедь в церкви, и его оппонентом продавцом индульгенций, который старался перекричать монаха. В конце концов между ними началась потасовка. Священники церкви с помощью Пратта разняли дерущихся и изгнали обоих из церкви.
Вторая полная юмора пьеса названа так по первым буквам слов, называющих род занятий четырех действующих лиц на английском языке (паломник, продавец индульгенций, аптекарь, разносчик). Первые трое устроили соревнование на самую невероятную ложь. Разносчик выступал судьей. Победил паломник, потому что утверждал, что не видел ни одной сварливой и взбалмошной женщины.
С развитием гуманизма усиливается влияние образцов античной драмы, особенно в студенческих спектаклях на латинском языке в английских университетах. Эти спектакли устраивались в Кембриджском университете с 1482 г., в Оксфордском — с I486 г. В первой половине XVI в. в «школьной драме» стал использоваться народный язык вместо латинского. Образцами для школьных пьес стали комедии Плавта и Теренция. Например, интерлюдия «Терсит» (1537 г.) носит подражательный характер «Хвастливому воину» Плавта. Пьеса «Джек обманщик» (нач. 40-х гг.) обязана сюжету плавтовского «Амфитриона».
Несколько раз переводилась и переделывалась также комедия Плавта «Менехма», которая впоследствии легла в основу шекспировской «Комедии ошибок». На такой же античной основе директор известной Итонской школы близ Оксфорда Николас Юделл создал первую «правильную» английскую комедию в пяти актах «Ральф Ройстер Дойстер» (40-е гг.).
Суть ее в том, что хвастливый и глупый воин Ральф домогается руки богатой вдовушки Констанции, которая помолвлена с купцом Гудлаком, находившимся в отъезде. Слуга Ральфа Метью Мерригрик ради забавы убедил Ральфа вопреки истине, что Констанция без ума от него. Вдохновленный этим известием Ральф попытался насильно вломиться в дом Констанции. А вдова в свою очередь вооружила всю свою прислугу метлами, ложками, ведрами и заставила Ральфа ретироваться. После возвращения Гудлака был назначен день свадьбы его с Констанцией. Из великодушия молодых пригласили на торжество и Ральфа, который понял это приглашение как признание его храбрости и появился на празднике.
Главное достоинство пьесы заключается в том, что ее комизм основан не на искусственной внешней мотивировке действия, а на особенностях характера героя. В целом комедия представляет собой довольно удачный опыт применения античной комедийной техники к английскому бытовому материалу.
В 60-х гг. XVI в. в Англии появляется много комедий различных типов: одни из них подражали античным комедиям, другие — итальянским. Например, комедия Гасконя «Подмененные» является переделкой «Подменных» Ариосто. Иногда сюжеты пьес берутся из испанской литературы. Так, «Селестина» была переделана в веселую английскую комедию «Калисто и Мелибея».
С начала 60-х гг. XVI в. в Англии возникает ренессансная трагедия. Образцом для нее послужили главным образом трагедии Сенеки («Троянки», «Тиэст», Неистовый Геракл» и др.), переводы которых в большом количестве появились в Англии между 1560 и 1581 гг.
Первой английской трагедией, которая впитала в себя элементы трагедий Сенеки в сочетании с народной средневековой драмой, считают пьесу «Горбодук, или Феррекс и Поррекс» Томаса Нортона (три первых акта) и Томаса Секвила (два последних акта) (1561 г.) . Пьеса направлена против феодальных распрей средневековья .
В ней показан сюжет из легендарной истории Британии, рассказанной в средневековой английской хронике Гальфрида Монмутского. Король Британии Горбодук при жизни разделил свое царство между своими сыновьями Феррексом и Поррексом. Начались распри между сыновьями. Младший Поррекс убил старшего брата. Их мать любила больше старшего и убила младшего сына. Это вызвало восстание в стране, во время которого Горбодук и его жена были убиты. Среди лордов, которые остались правителями Англии, начались раздоры из-за престола.
Пьеса эта интересна тем, что в ней впервые в английской драме использован белый стих, который стал преобладающим в английской драматургии.
Наиболее активно развивались сценические условия и техническая организация театральных зрелищ в Лондоне. Еще со времен Генриха VIII (1491 — 1547 гг., король с 150 9 г.) существовал придворный театр для избранных и уличные театральные представления для городского населения столицы, которые разыгрывались странствующими актерами — профессионалами, приезжавшими в Лондон. С 7 0-х гг. появились предприниматели, строившие стационарные публичные театры. Так, в 157 6 г. театральный предприниматель Джеймс Бербедж построил в заречной части Лондона первый публичный «Театр». В этом же году в центральной части столицы появился первый частный театр «Блекфраиерскии». Вслед за этими театрами возникали и сменяли друг друга многочисленные театры «Куртина», «Роза», «Лебедь», Глобус» и др. Театр стал любимым развлечением горожан и играл все большую общественно-политическую роль.
Форма театров чаще всего была овальной, но могла иметь и форму многогранника. Основная масса зрителей размещалась на просторном дворе, окруженном стенами. Вдоль стен располагалось несколько ярусов галерей, где зрители сидели. В публичных театрах отсутствовала крыша над партером, где зрители смотрели спектакль стоя. Два нижних яруса галерей делились на ложи. Это были самые дорогие места, предназначенные для привилегированных зрителей. В театре существовало несколько сценических площадок для игры актеров. Основная из них представляла собой помост, вдававшийся в партер. Вторая площадка находилась на задней части главной площадки, прикрытой навесом с раздвижной занавеской. Третья площадка для игры актеров была в виде балкона над задней сценой. Действие шло последовательно на каждой из площадок, что и определило особую структуру драматических произведений того времени. Спектакли имели бедную декорацию, отличались примитивной условностью постановки, но при этом использовались некоторые технические приспособления и звукоподражания (гром, лай собаки, пение петуха и пр.). Главным в спектакле был текст и экспрессивная игра актеров. Настроение создавала сопровождавшая спектакль мзыка. Лондонская публика была очень театральной, с легко возбудимым воображением, живо и эмоционально реагировала на представления.
Популярность театра у зрителей во многом объясняется разнообразием и пестротой его репертуара. В начале 80-х гг. со своими комедиями для придворного театра выступил Джон Лили («Женщина на луне», «Сафо и Фаон», «Эндимион» и др.) . Томас Кид (1558 — 1594 гг.) считается основателем патетической, близкой к мелодраме, трагедии («Испанская трагедия», написанная ок. 1584 г.) . Этот жанр получил наименование «кровавой» трагедии ввиду обилия в ней убийств и злодеяний всякого рода.
Одним из наиболее талантливых предшественников Шекспира был сын бедного башмачника из Кентербери Кристофер Марло (1564—1593 гг.) . Он смог поступить в Кембриджский университет, стать магистром, но потом увлекся театром, приехал в Лондон ок. 1587 г., стал вращаться в кружках писательской богемы и целиком отдался творчеству. Он прожил всего 2 9 лет и был убит в одной из таверн близ Лондона из-за своего вольнодумства и якобы атеистических взглядов. По Лондону ходили слухи, что его убийство организовала тайная лондонская полиция с целью устранения опасного человека. Но пуритане с радостью встретили смерть Марло и считали, что это был «Перст Божий».
Тем не менее, за свою короткую жизнь Марло как драматург сумел создать такие шедевры, которые оказали большое влияние на творчество Шекспира и других драматургов того времени. Марло создал героическую трагедию сильной личности, дерзновенные мысли и волевые устремления которой являлись центром драматического действия. Одной из таких трагедий была его первая пьеса «Тамерлан Великий» (ок. 1587 г.).
В ней он показал мощный титанический образ знаменитого среднеазиатского завоевателя XIV в. с момента, когда Тамерлан был простым пастухом, до события, когда он умирал повелителем всего восточного мира.
Образ в пьесе значительно отличался от исторической личности Тамерлана. Марло не ставил перед собой задачу показать именно историческую личность . В образе Тамерлана Марло дал апологию дерзаний, силы волевых устремлений, безграничных возможностей человека, всем обязанного самому себе. Иначе говоря, Марло в этой пьесе создал образ героя эпохи Возрождения, которому ничто человеческое не чуждо, а судьба его зависит от него самого, для которого сила разума и знание неотделимы друг от друга.
Марло также был первым писателем, обработавшим в драматической форме легенду о Фаусте, изложенную незадолго до того в немецкой народной книге. Его пьеса «Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста» (ок. 1588—1589 гг.) изменила философский и нравственный смысл предания, хотя в сюжетном отношении очень близка была к народной книге.
Фауст у Марло — такая же титаническая натура, как и Тамерлан. Он продает душу дьяволу за знание, земное счастье и власть. Мефистофель обещает сделать его «владыкой мира». Но Фауст заключает с дьяволом договор не только из-за эгоистических личных побуждений. Он намерен воспользоваться властью, чтобы основать ряд университетов, увеличить военную мощь своего отечества, завоевать такие страны, как Италия, Африка, Испания и т. д. Не менее своеобразна у Марло трактовка и образа Мефистофеля. Он не просто черт средневековых легенд с комическими чертами, а дух, «изнемогающий от страдания», носящий ад в своем сердце. Но одновременно Мефистофель у Марло показан мятежником против божественных сил. Он явился к Фаусту не столько вследствие магических сил, сколько как к родственной душе (Фауст, как и сатана, хулил Бога и ненавидел Христа). Этот образ предвосхитил образы сатаны у Мильтона и Байрона.
Сверхчеловеческими чертами наделен и Варрава в пьесе Марло «Мальтийский еврей» (после 1589 г.). Но здесь Варрава изображен мстительным злодеем, стяжателем и хищником. Все его человеческие свойства носят отрицательный характер. Он мечтает о несметных богатствах, для этой цели совершает преступления, мстит за презрение и проливает кровь своих жертв. Действие происходит на острове Мальта. Рыцари — хозяева острова захватили имущество Варравы, чтобы заплатить контрибуцию туркам. Варрава в ответ разжигает страсть двух рыцарей, увлеченных его дочерью, и те на поединке убивают друг друга. Дочь свою, которая полюбила одного из рыцарей, и монахинь монастыря, куда она сбежала от своего жестокого отца, он тоже не пожалел и отравил. В прологе к этой пьесе появляется Макиавелли, в уста которого Марло вложил свои нестандартные взгляды на религию. Например, Макиавелли говорит, что религия служит орудием для достижения политических целей, что единственным грехом является невежество. В самой пьесе также звучит его мнение о том, что корыстолюбие, алчность, эгоизм и другие пороки мира интернациональны и не зависят от религиозных убеждений и национальных черт.
Марло принадлежит также историческая хроника «Эдуард II» (1592 —1593 гг.), которая по технике и зрелости мастерства приближается к историческим хроникам Шекспира. В этой пьесе уже нет титанических характеров, сверхчеловеческих страстей, но есть обобщенные образы честолюбцев, властителей и сильных волевых натур, которые способны быть слабыми людьми и решать проблемы власти и этики поведения житейскими способами [25].
Другим крупным драматургом Англии, который также подготовил творчество Шекспира, был Роберт Грин (1553—1592 гг .) , оставивший нам много драматических произведений. Наиболее популярными являются пьесы: «История монаха Бэкона и монаха Бонгея» (1589 г.), «Джордж Грин, векфильдский полевой сторож» (1592 г.). Первая из них изображает английского ученого XIII в. Роджера Бэкона, борца против схоластики и основоположника теории эмпирического познания. Но во времена Грина этот ученый был забыт. Поэтому драматург писал его образ по народной легенде, в которой Бэкон превратился в простого колдуна. Этот образ не имеет ничего общего с мятежным образом Фауста у Марло.
Сюжет о Бэконе был обработан Грином почти в комедийном стиле, не лишенном лирических тонов. Во второй пьесе Грин выводит на сцену крестьян, ремесленников, выражает к ним сочувствие и даже обрисовывает в них героические черты. Пьеса «Джордж Грин, векфильдский полевой сторож» возникла на основе народных баллад о Робине Гуде [26]. Итак, в XVI в. английская драматургия достигла своего полного развития. Разнообразие жанров, высокое мастерство техники, богатая идейная содержательность английской драмы предвосхитили появление самого выдающегося из всех драматургов английского Возрождения — Шекспира.
Примечания
25 Подробнее содержание и сюжеты пьес см. : Марло К. Тамерлан Великий. Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста. Мальтийский еврей. Эдуард II // Марло К. Соч. / Вступ. ст. А. Парфенова. М., 1961.
26 Содержание и сюжеты пьес Роберта Грина см.: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / Отв. ред. И.П. Володина. М., 1999. С. 380.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Каковы предпосылки развития английского театрального искусства в XVI в.?
2. Охарактеризуйте развитие религиозного театра в Англии и творчество Джона Бейля.
3. Каковы особенности интерлюдий Джона Хейвуда?
4. Какие Вы знаете «Школьные драмы» английских драматургов?
5. Охарактеризуйте типы английских комедий и ренессансной трагедии в Англии.
6. Какова специфика развития сценических условий и техническая организация театральных зрелищ в ЛондонеXVI в.?
7. Расскажите о творчестве создателя героической трагедии Кристофера Марло?
8. Расскажите о творчестве крупного драматурга Англии Роберта Грина?
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
Источники
1. Марло К. Тамерлан Великий. Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста.Мальтийский еврей. Эдуард II // Марло К. Соч. / Вступ. ст. А. Парфенова. М., 1961.
2. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 т. М. , 1953.
Литература
1. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия. Испания. Англия. Л., 1973.
2. Иллюстрированная история мирового театра / Под ред. Д.Р. Брауна. М., 1999.
3. История западноевропейского театра: В 8 т. М., 1956 — 1987.
4. История зарубежного театра: В 3 ч. М. , 1971 — 1977.
5. История зарубежного театра: В 4 ч. М. , 1981 — 1987.
6. Парфенов А.Т. Кристофер Марло (1564 — 1593). М. , 1964.
7. Развитие английской драмы до Шекспира // Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / Отв. ред. И.П. Володина. М., 1999. С. 369 — 380.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|