V. ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И ТЕАТР
Родиной всего европейского Возрождения была Италия . В ней раньше других стран произошел расцвет городов и городской культуры, а именно с XIII в. Отправной точкой для осуществления драматургической реформы в Италии явилось увлечение гуманистов XV в. античным театром и привившееся в ученых кругах исполнение на латинском языке пьес Плавта, Теренция и Сенеки. Пионером гуманистического театра стал римский профессор Помпонио Лето (1427 — 1497 гг.) . Он был большим поклонником античности и сделал первую попытку постановки античных трагедий и комедий. Его ученики продолжили дело профессора. Их спектакли шли с огромным успехом и привлекли к себе внимание духовных и светских князей Рима, Феррари, Мантуи и Урбино. Князья-меценаты организовывали гуманистические спектакли при своих дворах, побуждали исполнителей переходить с латинского на итальянский язык и тем самым дали толчок возникновению ренессансной трагедии и комедии.
Значительный вклад в европейскую драматургию сделала Италия XVI в. Эта страна не породила драматургов выше великих драматических поэтов Англии и Испании XVI — XVII вв., но она раньше всех других стран создала новый тип драматургии, принципиально противоположный религиозно-дидактической драме классического средневековья.
Первым трагическим поэтом Италии был Триссино, автор трагедии «Софонисбы» (1515 г.), построенной по сюжету «Римской истории от основания города» римского историка Тита Ливия (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.). Но сюжет этой истории Триссино обработал согласно правилам «Поэтики» древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384 — 322 гг. до н. э.). В трагедии отсутствуют живые характеры и подлинный драматизм. Но это не помешало ей иметь большой успех у гуманистов Италии и вызвать множество подражаний. Преемники Триссино (Ручеллаи, Мартелли, Аламанни и др.) по его примеру обратились к материалам древнегреческой культуры, внесли в трагедию античную мифологическую тематику и обработали ряд сюжетов, заимствованных у Софокла и Еврипида. «Новый этап в развитии трагедии начинает Джиральди Чинтио. В «Орбекке» (1541 г.) он утверждает новеллистическую тематику, трактуемую в тонах кровавой мелодрамы по примеру римского драматурга Сенеки. Такое понимание трагедии увеличило ее занимательность, но все же трагедия не привилась на итальянской сцене XVI в. Она всегда оставалась жанром более книжным, чем сценическим» в силу своей искусственности и подражательности античным образцам, а также отсутствия в ней идейного содержания [18].
Тем не менее, итальянская трагедия сыграла свою роль в разработке драматургической техники новоевропейской драмы. Именно в Италии XVI в. был создан жанр классической трагедии, получивший в дальнейшем развитие во Франции XVII в. В частности, в трактатах Триссино, Веттори и Кастельветро была разработана теория «трех единств» на основе изучения античных поэтик Аристотеля и Горация. Она стала присуща этому жанру.
Более успешно, чем трагедия, развивалась ренессансная комедия. В качестве образцов для нее были произведения Плавта и Теренция. Создателем итальянской комедии является Лудовико Ариосто (1474 — 1533 гг.). Первыми его комедиями стали «Комедия о сундуке» (15 0 8 г.), «Подмененные» (1509 г.). В 1516 г. он создал героическую рыцарскую поэму «Неистовый Роланд», которая была проникнута тонкой иронией и пронизана гуманистическими идеями эпохи Возрождения. В третьей комедии «Чернокнижник» (1520 г.) Ариосто, развивая сатирико-бытовые элементы, высмеивает широко распространенную в его время веру в магию и астрологию. Герой комедии шарлатан Физико умело обделывает всякие темные делишки, используя доверчивость сограждан. Четвертая комедия «Сводня» (152 9 г.) дает смелое изображение распущенности современных автору нравов. Последнюю комедию «Студенты» Ариосто не успел завершить. Но и в незавершенном варианте она живо изображает нравы феррарского студенчества. Ариосто впервые в своих комедиях показывает образы и положения, взятые из итальянской новеллы.
Эта новеллистическая струя развивалась также в комедиях современников Ариосто, а именно в комедиях: Бибьены «Каландро» (1513 г.); политика, мыслителя, писателя Никколо Макиавелли (1469 — 1527 гг.) «Мандрагора» и др.; писателя политических памфлетов и сатирических комедий Пьетро Аретино (1492 — 1556 гг.) «Придворная жизнь» (1534 г.), «Лицемер» (1542 г.) и пр. Под пером этих комедиографов итальянская комедия постепенно отдаляется от античной традиции. Например, Пьетро Аретино в своих пяти комедиях создал целую галерею образов авантюристов, аферистов и куртизанок, стремясь к живому воспроизведению современного ему итальянского быта. Скажем, в «Придворной жизни» автор дал яркую картину распущенности нравов папского двора.
Попытки создания комедии нравов осуществил также поэт, правитель и меценат Флоренции Великолепный Лоренцо Медичи (1449 — 1492 гг.) . В его комедии «Аридозио» выведен очень колоритный образ скупого человека по отношению к своим детям, страдавшим от его скаредности.
С середины XVI в. комедия застыла в штампах. Драматургия в целом также переживала кризис. Последними мастерами итальянской драмы в эту эпоху были Торквато Тассо (1544 — 1595гг.) и Джованни—Батиста Гварини (1538 — 1612 гг.). Тассо ярко проявил себя не только теоретиком литературы и искусства, но написал пасторальную драму «Аминта» (1573 г.) [19]. Драма была написана для постановки при дворе феррарского герцога Альфонсо II, у которого Тассо служил с 1571 г. в качестве придворного поэта.
Сюжет драмы несложный и показывает историю любви «благородного» пастуха Аминты к благородной и неприступной нимфе Сильвии, подруге его детства. Сильвия согласилась выйти замуж за пастуха только после того, как узнала, что он хотел покончить с собой из-за ложных слухов о ее гибели.
Драма Тассо провозглашала могущество любви, способной преодолеть любые преграды. В пьесе достаточно много реминисценций из античной поэзии. Но между ними рассеяны намеки на жизнь и нравы феррарского дворца. Классическая простота, прозрачная ясность слова и непревзойденная гармония стиха сделали «Аминту» произведением ренессансного стиля. Но с другой стороны, ее глубокая меланхолия, отсутствие бурной динамики страстей, присущей драме Возрождения, делают драму Тассо противостоящей культуре Ренессанса.
Следующий шаг к разложению ренессансной драмы проявился в творчестве Гварини. В отличие от Тассо, Гварини в своей пасторали «Верный пастух» (1585 г.) вышел окончательно за пределы ренессансного стиля.
Сюжет его пасторали, в отличие от сюжета драмы Тассо, основан на запутанной интриге трех переплетенных сюжетных линий, которые построены на отношениях трех пар влюбленных. Кроме того, Гварини в «Верном пастухе» сумел совместить приемы трагедии и комедии. Элемент трагедийный выражен в движущем мотиве пасторали — веления судьбы. А комедийные моменты в ней отражены в недоразумениях и путаницах, которыми насыщена драма.
Трагикомедия Гварини написана высоким поэтическим слогом, в отличие от простого слога «Аминты», отличается расточительной образностью, обилием внешних эффектов. Все это уже черты новой европейской драмы.
Исторически упадок ренессансной комедии и драмы в целом отразил кризис гуманизма в период феодальной реакции в Италии. В сущности, эпоха Возрождения в Италии закончилась к началу 4 0-х гг. XVII в. Кризис и завершение этой эпохи отражены, в том числе, и в итальянской драме.
Ей на смену в новых исторических условиях расцветает новый жанр народной импровизированной комедии масок, получивший впоследствии название «комедии дель арте». Комедия дель арте впитала в себя традиции устной комедии, ее тематику и образы, но растворила их в неиссякаемой народной живости театрального действия и сатирической направленности ее основных типов — масок. Каждая маска представляла собой сатирически обобщенный характер. Например, в маске Панталоне высмеивалось патриархальное венецианское купечество, в маске Доктора давалась карикатура на ученого педанта — юриста из Болоньи, в маске Капитана воплощалась ненависть итальянцев к военным авантюристам испанского происхождения. Наиболее популярными масками были комические слуги — Дзанни (народная форма имени Джованни — Иван). Существовало две таких маски. Первая показывала хитрого, проворного и ловкого слугу, вторая — деревенского, неотесанного, неловкого и вечно голодного оборванца.
Маски Дзанни так полюбились народу, что появилось множество их разновидностей под различными именами (Бригелла, Скапино, Пульчинелла, Арлекин, Миццетин, Педролино и др.) . Некоторые из них получили мировую известность, особенно Арлекин. К Дзанни также примыкала служанка (серветта) под именем Коломбина, Смеральдина или Франческина — веселая, разбитная крестьянская девушка, партнерша и возлюбленная ловкого Дзанни.
Сюжет подобных комедий строился на любовной интриге слуг и служанок, которые разными хитростями пытались соединиться вопреки желанию стариков — отцов . Персонажи комедий дель арте изъяснялись изысканными, цветистыми книжными речами и сентиментальными тирадами.
Игра актеров сочетала в себе использование масок, актерскую импровизацию и буффонады, а также народную диалектную речь, что свидетельствовало о ее глубоких народных фольклорных корнях, уходящих в народный комический театр средних веков. В игре присутствовали элементы задорного, искрометного фарса, динамика и шутовство комических масок, а также плебейская непочтительность к высшим классам.
Комедия дель арте была единственным проявлением народного творчества во время самой глухой реакции, самого беспросветного мрака, окутавшего Италию на рубеже XVI — XVII вв. Она проводила идею национального единства Италии в период крайней раздробленности страны, потому что широко использовала элементы театральной культуры, диалекты различных городов и областей Италии (Венеции, Болоньи, Неаполя, Ломбардии и пр.), тем самым объединяя их. Эта комедия стала общеитальянской, одинаково любимой народом всех частей Италии.
Глубокий упадок подобного жанра комедии пришелся на конец XVII — начало XVIII вв. как результат феодальной реакции, ослабивший, в конце концов, сатирический элемент в комедии дель арте. Тем не менее, она оказала огромное влияние на драматургию и театр основных европейских стран, где гастролировали труппы итальянских комедий масок (Испания, Англия, Франция, Германия). Выдающиеся драматурги Европы, скажем, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, мнго восприняли из замечательного наследия итальянского жанра народной импровизированной комедии масок дель арте.
Примечания
18 Кризис гуманизма в литературе XVI в. // Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А. А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / Отв. ред. И.П. Володина. М., 1999. С. 219.
19 Подробнее о жизнедеятельности и особенностях творчества Торквато Тассо см. : Кризис гуманизма в литературе XVI в. // Там же. С. 223—227 .
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. В чем особенности гуманистического театра Италии XVв.?
2. Какова судьба итальянских трагедий в XVI в.?
3. Расскажите о творчестве первого комедиографа XVI в. Лудовико Ариосто.
4. Охарактеризуйте особенности комедий современников Ариосто до середины XVI в.
5. Каковы отличительные черты последних мастеров итальянской драмы Торквато Тассо и Джованни — Батиста Гварини?
6. В чем заключается специфика комедий дель арте и их значение для итальянского народа и театрального искусства других стран Европы?
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
Источники
1.Ариосто Л. Неистовый Роланд. Т. 1—2. М. , 19 93.
2. Зарубежная литература: эпоха Возрождения: Хрестоматия. 2-е изд. / Сост. Б.И. Пуришев. М., 1976.
3. Комедии итальянского Возрождения / Вступ. ст. Г. Бояджиева. М., 19 65.
4. Макиавелли Н. Мандрагора // Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 т. М. , 1953. Т. 1.
Литература
1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С. С, Смирнов А.А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. 5-е изд. М., 1999. 2
. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988.
3. Античное наследие в культуре Возрождения: Сб. статей. М. , 1984.
4. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия. Испания. Англия. Л., 1973.
5. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 г. М. ; Л., 1941.
6. История западноевропейского театра: В 8 т. М., 1956 — 1987.
7. История зарубежного театра: В 3 ч. М. , 1971 — 1977.
8. История зарубежного театра: В 4 ч. М. , 1981 — 1987.
9. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1962.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|