Сделай Сам Свою Работу на 5

Лебедева Прасковья Прохоровна





ЛЕБЕДЕВА Прасковья Прохоровна (1839 — 20.I.1917) — выдающаяся русская балерина.

В 1846—1857 училась в Московской балетной школе (педагоги Ф. Н. Манохин (1822—1902) и Ф. Монтассю), была ученицей Гл. Ворониной. Во время своего пребывания в школе она не только регулярно исполняла главные партии в одиннадцати сложнейших балетах, но и с успехом гастролировала в Петербурге. Кроме того, Лебедева выступала в драме, в пьесе «Энгувильский немой». После выпуска, в 1858 году, дирекция отправила ее (вместе с Муравьевой) на казенный счет за границу для поправления здоровья. Возвратясь обратно, Лебедева до конца своей артистической деятельности была вынуждена постоянно выступать как в Москве, так и в Петербурге. Исполнительскую деятельность она совмещала с планомерными занятиями у Блазиса, Сен-Леона, Гюге и С. Соколова, упорно стремясь совершенствовать свое искусство.

В 1865 году Лебедева поехала в Париж, где имела принципиальную договоренность о выступлении в Большой опере. После закрытого просмотра и подтверждения своего согласия на заключение с нею контракта, Лебедева, первая из русских танцовщиц, предъявила руководству Большой оперы определенные материальные требования - выступавшие до нее русские артистки обычно соглашались на любые предложения. Условия Лебедевой были приняты, но гастроли все же не состоялись, так как дирекция театра по каким-то причинам все время оттягивала их начало. По возвращении в Россию Лебедева вынуждена была согласиться на перевод в петербургскую балетную труппу, но при этом оговорила себе право одновременно регулярно выступать в Москве. В 1866 году танцовщица во время спектакля получила тяжелый ожог глаз неудачно включенным дуговым фонарем. Временная слепота сменилась значительной потерей зрения, заставившей ее навсегда покинуть сцену на девятом году службы.



Лебедева сочетала совершенную по тому времени технику танца с выдающимся актерским дарованием и исключительной выразительностью. Некоторые критики часто упрекали ее в чрезмерном усложнении танца, называя ее новые технические движения «фокусами» и выражая мысль, что подобные танцы являются «не пластическим и не эстетическим искусством, а угождением безвкусью необразованной толпы». Впрочем, одновременно указывалось на «легкость и свободу», с которой танцовщица преодолевает все эти технические трудности. Незаурядные актерские данные артистки заставляли некоторых современников считать, что «рамка балета слишком тесна для таланта г-жи Лебедевой... ее настоящее место в драме». Часто, танцуя в балете, где не было большой драматической роли, она, по словам очевидцев, умела создать «роль и, так сказать, выдвинуть ее из-за исполняемых ею танцев». Говоря о ведении роли Лебедевой, критик писал: «Она ни на минуту не изменяет высоте, на которой она держится во все продолжение своей роли, и потому публика ни на минуту не отрывает внимания от ее игры и танцев». О выразительности танцовщицы твердили все современники, постоянно подчеркивая, что она в каждый танец вносила «много смысла и много выражения», что «в пустую форму ей всегда удается вложить содержание, бездушное одухотворяется ее прикосновением» и что, «танцуя иногда довольно деланный танец, она не переставала жить на сцене и выражением лица порою как будто влагала в танец мысль, которой сам по себе не заключал он». Характеризуя Лебедеву как танцовщицу-актрису, Блазис писал: «Жестами. и игрою физиономии она выражает все так, как бы это было выражено словами. Даже в игре ее физиономии есть много чего-то такого, ...чего не выразишь словами... то же самое можно сказать и об ее танцах, живописных, блестящих, страстных и упоительных, когда этого требует роль». Искусство Лебедевой, преисполненное жизнерадостности, бодрости и человечности, дополнялось исключительным обаянием и редкой миловидностью танцовщицы.





"Богатыми имениями славились наши края. И почитай, в каждом театр домашний. Одним таким поместьем владел господин Шиловский. Сам мужчина видный, обходительный, больших музыкальных способностей. С Чайковским дружбу водил. Женат он был на балерине Прасковье Лебедевой. Женщина красоты необыкновенной и танцевала как богиня. Вот как-то персидский шах приехал в Россию представляться двору царскому. При свите и подарках богатейших. Как у нас оказался, неведомо, а что от красоты и танца хозяйки чуть умом не сдвинулся – точно. Много богатства предлагал и к ногам шаль изумительной работы и ценности великой бросил. Только зря все дары пропали. Любила артистка своего мужа очень и не позарилась на роскошь замор- скую. А при дворе, прослышав про этакое Шахское безрассудство, долго дулись на балерину. Ей в Питере заглавных ролей не давали, она и ушла из трупы. Это все зависть женская. Она что при царском, что при крестьянском дворе – все едино. Каждой хочется самой красивой быть."

Геннадий СМИРНОВ, "БЫЛИ И НЕБЫЛИ", Историко-краеведческие миниатюры.

 

Рут Сен-Дени

Рут Сен-Дени (St. Denis, Ruth), (ок. 1880–1968), американская танцовщица и хореограф, основоположница танца модерн.

Родилась в Нью-Арке (шт. Нью-Йорк) 20 января 1880 г.

В 1894 г. она начала профессиональную карьеру, выступая в составе эстрадного танцевального ансамбля. Позже играла в спектаклях разъезжающих по стране трупп и исполняла мелкие роли в пьесах Дэвида Беласко Заза и мадам дю Барри.

Присоединив к своей фамилии прозвище, которое ей дал Беласко, – «Saint» и, отбросив одну из букв в своей фамилии, она стала Рут Сен-Дени.

Как хореограф впервые выступила в 1904 г. Ее танцы были свободными,лирическими, одухотворенными и отражали ее интерес к культурам Африки, Ближнего Востока и Восточной Азии.

Среди первых ее постановок – балет "Радха" на музыку Л.Делиба (1906), где использованы мотивы индийского храмового танца. Радха - имя возлюбленной индийского божества Кришны.

В 1914 г. она вышла замуж за своего партнера по гастролям Теда Шоуна, и и 1915 г. они основали труппу «Денишоун» и школу танца в Лос-Анджелесе.

Школа просуществовала до развода Рут и Теда в 1931 г. и повлияла на развитие танца модерн, который стал весьма популярен в США.

Из школы «Денишоун» вышли многие ведущие представители фигуры танца модерн, в том числе Марта Грэхем, Дорис Хемфри и Чарльз Вейдман.

Расцветший в двадцатом веке, главным образом в Штатах и Германии, танец модерн своей экспериментальностью походит на современное искусство

и музыку. Он появился в конце девятнадцатого века; его пионеры в Штатах – Айседора Дункан (Isadora Duncan), Рут Сен-Дени (Ruth St. Denis), и Тед Шон (Ted Shawn), в Германии – Рудольф фон Лабан (Rudolph Von Laban) и Мари Вигман (Mary Wigman). Каждый из этих людей бунтовал против и консервативной классики, и против мелочности зрелищных танцев.

Общим для всех танцовщиков модерна было стремление посредством тела вдохновить зрителя и внушить ему новое понимание танца.

Модерн фокусирует внимание на балансировке и использовании тела для создания формы в пространстве, классический балет сосредоточен на линиях.

Модерн стремится к использованию ломаных движений и ассиметричных фигур. В основе этого - атлетизм, а не плавные, легкие черты, присущие балету. Рут Сен-Дени была первой американской танцовщицей, которая из традиций и приемов варьете создала серьезный концертный танец.

Женщина исключительной красоты, Рут Сен-Дени любила выступать в экзотических и иногда полупрозрачных костюмах, с роскошными декорациями и световыми эффектами.

До 1955 г. она регулярно выступала на Фестивале танца Джекобс Пиллоу, основанном Т.Шоуном в Ли (шт. Массачусетс), и до конца дней пропагандировала танец модерн.

Сен-Дени умерла в Лос-Анджелесе 21 июля 1968 г. Среди самых известных ее постановок – Фимиам (Incense, музыка Харви Уэрдингтона-Лумиса), Кобры (The Cobras, на музыку Л.Делиба из оперы "Лакме"), Йоги (Yogi, музыка Уолтера Мейеровица), Науч (Nautch, музыка его же), Иджипта (Egypta, музыка его же), О'Мика (O'Mika), Сад Камы (The Garden of Kama).

 

Шлямова Римма Михайловна

ШЛЯМОВА Римма Михайловна (р. 20.1.1935, Горький), артистка, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1963).

По окончании Пермского хореографического училища (педагог С. М. Тулубьева) с 1954 г. в Пермском театре.

Стояла у истоков формирования пермской исполнительской школы.

Актриса высокого трагического дара, была первой исполнительницей партии Жизели на пермской сцене после выступлений Г. С. Улановой в годы войны.

Другие партии: Аврора, Одетта - Одиллия; Маша ("Щелкунчик"), Раймонда, Джульетта, Мария; Катерина ("Каменный цветок" А. Г. Фридлендера), Потерявшая любимого ("Берег надежды"), Констанция Бонасье ("Три мушкетёра").

С 1959 г. преподаёт в Пермском хореографическом училище.

С 1986 г. ведущий педагог-репетитор Пермского театра.

2-я премия Международного конкурса артистов балета в Варне (1965).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.