Сделай Сам Свою Работу на 5

Глиэр Рейнгольд Морицевич





Биографии деятелей балета.

Бекефи Альфред Фёдорович

БЕКЕФИ Альфред Фёдорович [29.12(11.1).1843 - 8.8.1925], артист. Много работал в России: артист балета московского Большого (1876—1883) и петербургского Мариинского (1883—1905) театров.

По происхождению венгр. Родился в Венгрии в семье балетмейстера Фридриха Бекефи. Настоящее имя при рождении Аладар, русифицированно назывался: Аладар Фридрихович.

С детства занимался танцами. С раннего возраста принимал участие в гастролях по городам Европы.

В 1865 году впервые приехал гастролировать в Россию, где его выступления в частных театрах продолжились до окончания сезона в 1866 году.

Приехав в Москву в 1876 году, он выступал на сцене московского Большого театра до 1883 года, став танцовщиком балетной труппы императорского театра. Получилось так, что в этот период он стал участником двух премьер «Лебединого озера».

Как известно, самая первая постановка этого всемирно известного балета П. Чайковского, прошедшая 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в хореографии Юлиуса Резингера, была признана неудачей, хотя критикой и были положительно отмечены некоторые исполнители. В этой постановке Бекефи исполнял венгерский танец. В 1882 году балетмейстер Йозеф Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль. В постановке 1882 года Альфред Бекефи выступил в партии Зигфрида.



Лишь впоследствии балетмейстеры Л. Иванов и М. Петипа, полностью переработав хореографию, создали балет-шедевр «Лебединое озеро».

В 1883 году Бекефи был переведён в Петербургскую императорскую труппу, где танцевал до января 1906 года.

Ведущий характерный танцовщик и мастер пантомимы. Блестящий исполнитель испанских, цыганских танцев. Не имел равных в венгерских танцах в балетах: "Коппелия", "Маркитантка", "Лебединое озеро" (1877, 1895), "Привал кавалерии" (1896).

Другие танцы: сальтарелло ("Катарина, дочь разбойника"), уральский ("Конёк-Горбунок"), игра в серсо ("Волшебные пилюли", 1886), танец трубадуров ("Приказ короля", 1886), матлот (собственная постановка в балете "Грациелла", балетмейстер А. Сен-Леон), лезгинка и тарантелла (в операх "Руслан и Людмила" и "Немая из Портичи").



Достижением Бекефи стала роль Квазимодо в "Эсмеральде" (балетмейстер М. И. Петипа, 1886).

Партии: в постановке И. Хансена - принц Кадур ("Дева ада", 1879), Зигфрид (1880), Али-Бакум ("Арифа", 1881); Петипаиндус Наль ("Талисман", 1889), Тамарат ("Зорайя"), Сеид-паша ("Корсар"); Л. И. Иванова - Иося ("Очарованный лес", 1887), Андерс ("Гарлемский тюльпан", 1887) и др.

Его партнёршами были М. М. Петипа, В. Цукки, О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесинская.

Гастролировал в Париже, Монте-Карло, Милане, Риме, Мадриде, Вене.

Награждён золотыми медалями (1901, 1904) за долголетнюю и усердную службу.

Прощальный бенефис Бекефи состоялся в январе 1906 г.

 

Глиэр Рейнгольд Морицевич

ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич [30.12.1874 (11.1.1875), Киев, - 23.6.1956, Москва], советский композитор, дирижёр, педагог.

Народный артист СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941).

В 1900 окончил Московскую консерваторию (по композиции у М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906-08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии.

Автор опер, симфонических и инструментальных произведений, Глиэр большое внимание уделял театральной и, особенно, балетной музыке.

Значительной вехой в истории отечественного балета стал "Красный мак" (1927, Большой театр, балетмейстер Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров; 1949, там же, балетмейстер Л. М. Лавровский; 1949, Театр им. Кирова, балетмейстер Р. В. Захаров) - первый советский репертуарный балет на современную революционную тему, заложивший основу развития советского реалистического балетного искусства. В музыке балета использованы ранние соч. Глиера, а также русский и китайский песенно-танцевальный фольклор; ярко обрисованы народные сцены. При всей новизне идейно-образных задач музыкальная драматургия произведения близка к традициям балета дивертисментного типа.



Значительно бульшая музыкально-драматургическая стройность, преемственная связь с традициями русского симфонического балета (Чайковский, Глазунов) свойственны балету "Медный всадник" (по поэме Пушкина, 1949, Театр им. Кирова, балетмейстер Захаров; Государственная премия СССР, 1950). Цельность формы, развёрнутая система лейтмотивов, углублённые музыкальной характеристики главных героев сочетаются здесь с разнообразием картин природы и бытовых сцен (в музыке которых творчески претворены интонации и ритмы народного и придворного танца, городского романса начала 19 в., музыки "петровской эпохи").

Глиеру принадлежат также балеты: "Хризис" (1912, Интернациональный театр, Москва, балетмейстер Н. Милль), "Клеопатра" ("Египетские ночи", по Пушкину, 1926, Музыкальная студия МХАТа, Москва), "Комедианты" ("Дочь народа" по пьесе "Фуэнте Овехуна" Лопе де Вега, 1931, Большой театр, балетмейстер А. И. Чекрыгин; 2-я редакция "Дочь Кастилии", 1955, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетмейстер А. В. Чичинадзе), "Тарас Бульба" (по Гоголю, соч. 1951-52).

Глиер осуществил также новую редакцию балета "Эсмеральда" Пуньи (совместно с С. Н. Василенко, 1950, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетмейстер В. П. Бурмейстер). Государственная премия СССР (1946, 1948). На музыку Глиера поставлен балет "Pas rompu" (на музыку концерта для голоса с оркестром, "Гран балле канадьен", балетмейстер Ф. Но).

Глиер преподавал в Музыкальном училище им. Гнесиных, в Киевской и Московской консерваториях (с 1913 проф.). Среди его учеников - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Б. Н. Лятошинский, Л. К. Книппер.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.