|
Заботкина Ольга Леонидовна
ЗАБОТКИНА Ольга Леонидовна (18 января 1936, Ленинград — 21 декабря 2001, Москва). Заслуженная артиска РСФСР (1960).
Характерная танцовщица лирического плана.
Окончила балетное училище имени А. Вагановой в 1953 году (педагог H. A. Камкова, В. К. Иванова).
С этого года и по 1978 год была в труппе Ленинградского Театра имени Кирова (ныне - Мариинский театр). Была яркой характерной танцовщицей ленинградской сцены. В искусстве Заботкиной классическая строгость формы сочеталась в искусстве балерины с тонким чувством стиля национального танца.
Первая исполнительница партий: Цветная девушка ("Тропою грома", 1958, балетмейстер К. М. Сергеев), Придворная танцовщица ("Легенда о любви", 1961, балетмейстер Ю. Н. Григорович), Хозяйка фестиваля ("В порт вошла "Россия"", 1964, балетмейстер Р. В. Захаров).
Исполняла характерные танцы в оперных и балетных спектаклях: танцы - польские, мазурка ("Лебединое озеро", "Золушка", опера "Иван Сусанин" Глинки), краковяк ("Бахчисарайский фонтан"); цыганские ("Каменный цветок", "Дон Кихот"), испанские ("Лебединое озеро", "Лауренсия", "Раймонда"), русские ("Медный всадник", танец "Тройка" в "Хореографических миниатюрах"), восточные (оперы "Хованщина" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина), а также в балетах "Конёк-Горбунок", "Испанские миниатюры".
Другие партии: Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"), Айша ("Гаянэ"), Молодая цыганка ("Каменный цветок"), Клеопатра ("Египетские ночи"), Айша ("Гаянэ"), Гадитанская дева ("Спартак").
Снималась в кинофильмах-балетах "Спящая красавица" (1964), "Лебединое озеро" (1968); в художеств. фильмах: "Неоконченная повесть" (1955), "Два капитана" (1956), "Дон Сезар де Базан" (1957), "Дон Кихот" (1957).
Жена поэта-пародиста Александра Иванова (1936-1996). Когда Иванов стал телеведущим передачи "Вокруг смеха", Ольге Леонидовне Заботкиной пришлось оставить сцену, переехать в Москву и стать секретарём мужа. Она следила за его имиджем, советовала менять прически, выбирала костюмы, редактировала тексты... и не пропустила ни одной записи "Вокруг смеха". И на всех застольях, дружеских посиделках, днях рождения и прочих празднествах она присутствовала неизменно. Тому была горькая необходимость: Александр Иванов крепко пил...
"Оля была «серым кардиналом» в семье, — вспоминает коллега Иванова по сатирическому цеху Аркадий Арканов. — Она была умна, красива, сдержанна, строга. Словом, питерская балерина! К тому же Оля снималась в кино: ее и сейчас помнят по роли Кати Татариновой из фильма «Два капитана»... После свадьбы она оставила сцену и полностью взяла на себя организацию Сашиных дел. При этом всегда с гордостью подчеркивала: «Я — жена Александра Александровича Иванова». Понимала значимость его славы. А на бытовом уровне заправляла абсолютно всем: в частности, демонстративный аскетизм Саши в одежде и в поведении был продиктован, несомненно, ею. Оля пережила блокаду — этим сама объясняла свою принципиальную бережливость, а жестче сказать, скупость. Короче, Саша никогда не шиковал... Дорогие магазины обходил стороной. Концертные костюмы шил у портных Литфонда, строго в порядке очереди, зато с большими скидками. Если можно было ехать на метро за пять копеек, а не на такси за три рубля — ехал в метро...
Александр Александрович и Ольга Леонидовна построили добротную двухкомнатную кооперативную квартиру в престижном доме у метро «Аэропорт». В ней было все, что необходимо для жизни, но без шика.... Но, как бы то ни было, они очень любили друг друга. И своих домашних питомцев: бесконечных кошечек, собачек, птичек — отраду многих бездетных семейных пар".
Она пережила мужа на несколько лет. Последние несколько лет она очень болела, практически не выходила на улицу, никого не приглашала к себе. "Я не хочу, чтобы вы меня такой видели", - отвечала друзьям по телефону. Умерла она в Москве 21 декабря 2001 года. По воле покойной её прах доставлен в Санкт-Петербург из Москвы. Похоронена на Смоленском кладбище.
Многим зрителям она памятна и по своим работам в кино.
Ольга Амати
АМАТИ (Amati) Ольга (р. 19.1.1924, Милан), итальянская артистка.
В 1933-42 гг. училась в балетной школе при театре "Ла Скала" у Ч. Форнароли, Э. Балнс и др.
В 1942 г. дебютировала в этом театре в балете "Пиноккио" на музыку Раньи (балетмейстер В. Коломбо).
В 1945 г. в труппе Балет Миллоша, где выступала в постановках А. Миллоша - "Дама с камелиями" на музыку Верди, "Безделушки" и др.
В 1946-56 гг. прима-балерина "Ла Скала".
Лучшие партии - Сванильда, Жизель, Одетта, а также партии в балетах: Дж. Баланчина - "Балле эмпериаль" на музыку Чайковского; Л. Ф. Мясина - "Парижское веселье" на музыку Оффенбаха; Миллоша - "Творения Прометея" и др.
Амати - танцовщица романтического стиля, отличавшаяся исключительной лёгкостью.
С 60-х гг. педагог балетной школы при Римской опере.
Данилова Мария Ивановна
ДАНИЛОВА Мария Ивановна (наст. фам. Перфильева) [1793, Петербург - 8(20).1.1810, там же], артистка, известная в свое время танцовщица, прозванная "русской Тальони".
В 1801 г. 8-ми лет от роду поступила в Санкт-Петербургское театральное училище, где была лучшей ученицей Дидло. Публика принимала ее с восторгом. Несчастная привязанность к первому парижскому танцовщику Дюпору свела ее в 17 лет в могилу.
С 1801 училась в Петербургском театральном училище у Ш. Дидло (была его любимой ученицей) и Е. И. Колосовой.
Девочкой выступала в ответственных партиях в балетах, постановке Дидло, - «Аполлон и Дафна» (1802), «Зефир и Флора» (1804).
В 1808 исполнила партии Венеры («Любовь Венеры и Адониса, или Мщение Марса», дебют Даниловой) и Резины («Севильский цирюльник»), в 1809 - партии Эноны («Суд Париса») и Галатеи («Пигмалион») - все балеты, поставленные Л. Дюпором.
Часто танцевала в дивертисментах, в которых особенно славилась исполнением русских плясок.
Имела большой успех в роли Психеи («Амур и Психея», 1809, балетмейстер Дидло).
Обладая грацией, мимической выразительностью и редким сценическим обаянием, Данилова сразу завоевала признание. Она зачислена в императорскую труппу в конце 1809, после выпуска из училища.
Умерла в юном возрасте от туберкулёза.
Современники высоко ценили искусство Даниловой. Ей посвящали стихи К. Н. Батюшков, Н. М. Карамзин, Н. И. Гнедич, А. Е. Измайлов.
В январе 1809 года в петербургском Эрмитажном театре состоялась премьера «эротического» балета в пяти актах «Психея и Амур» на музыку К. Кавоса и с хореографией Ш. Дидло. «Все в восторге, – отмечал современник. – Выше этого никто и ничего еще не создавал». За два месяца этот спектакль прошел четырнадцать раз – по тем временам на редкость успешно. Постановка, если судить по сохранившимся зрительским отзывам, отличалась необыкновенной пышностью: балетмейстер широко использовал театральные машины, радуя собравшихся в зале красотой и эффектностью всевозможных сценических «чудес». Те же очевидцы подчеркивали и его изобретательность в постановке танцев солистов и кордебалета, в которых обращали на себя внимание такие новые позы, как «арабеск» и «аттитюд» «в античном духе».
Но подлинной жемчужиной этого балета стала юная Психея – любимая ученица Дидло Мария Данилова (настоящая фамилия Перфильева). Ее выдающийся талант раскрылся здесь с необычайной силой. Выступление очаровательной танцовщицы в этой роли воспели в своих стихах известные литераторы – Н. Карамзин, Н. Гнедич, А. Измайлов...
«Прекрасные, благородные черты лица, стройность стана, волны светло-русых волос, голубые глаза, нежные и вместе с тем пламенные, необыкновенная грациозность движений, маленькая ножка – делали ее красавицей в полном смысле, а воздушная легкость танцев олицетворяла в ней, как нельзя лучше, эфирную жрицу Терпсихоры, – восхищался биограф. – Данилова участвовала в спектаклях почти каждый день, и чудные поэтические создания Дидло представляли обширное поле, где необыкновенный талант ее мог развиваться в различных видах... Роль Психеи, казалось, была создана нарочно для нее, и она выполнила ее с тем совершенством, которое принадлежит только талантам гениальным».
Еще будучи ученицей Машенька получала ответственные партии в балетах мастера: «Аполлон и Дафна», «Зефир и Флора». Литератор Н. П. Мундт в «Биографии знаменитой русской артистки Даниловой», сочувственно отмеченной В. Г. Белинским, писал, что она умела передать «с поразительной истиною все страсти, все борения души, все порывы любви и отчаянья; особенно очаровательна была она в ролях нежных, где любовь могла выказываться во всех ее изменениях».
Мария Данилова была зачислена в труппу театра в конце 1809 года, успев стать любимицей публики, знавшей ее по ученическим выступлениям. А 20 января следующего года семнадцатилетняя танцовщица ушла из жизни...
Что послужило причиной столь ранней смерти? Одни говорили о несчастной любви: будто бедная девушка всерьез увлеклась знаменитым танцовщиком Дюпором, а он, пообещав любить ее вечно, обманул и бросил. Другие отвергали эту версию, утверждая, что Данилова, танцуя с Дюпором, была еще воспитанницей училища и находилась под строгим надзором. Мол, никаких глубоких чувств там и в помине быть не могло... Но кто знает?
Очевидно, охота к перемене мест заставила покинуть Париж Луи Антуана Дюпора, который был на двенадцать лет старше Машеньки Даниловой. Он пробыл в России с 1808 по 1811 год – время наибольшего расцвета его таланта, и в Петербурге встретился с Шарлем Дидло. Тот, сразу же оценив блестящее дарование гастролера, поручил ему виртуозные партии в своих балетах.
Свидетельства русских современников позволяют живо представить облик этого танцовщика.
«Все движения его были исполнены приятности и быстроты; не весьма большого роста, был он плотен и гибок, как резиновый шар; пол, на который падал он ногою, как будто отталкивал его вверх; бывало, из глубины сцены на ее край в три прыжка являлся он перед зрителями...»
Его танец (кстати, в довольно ироническом ключе) описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Документальную ценность представляют страницы о Дюпоре в мемуарах русского танцовщика и балетмейстера А. П. Глушковского: «Дюпор был похож на хорошо устроенную машину, которой действие определительно и всегда верно. Несмотря на то, что он выделывал труднейшие па, все танцы лежали на нем, потому что он был душою каждого из них. Несмотря на то, он как в начале, так и в конце балета был всегда одинаково свеж, в нем нельзя было заметить и тени усталости».
Столичная публика была ошеломлена Дюпором, который в три прыжка перелетал огромную сцену Большого Каменного театра. А виртуоз диктовал дирекции императорских театров фантастические условия: за каждое выступление он получал вначале 1200 рублей серебром, а затем его годовое вознаграждение достигло 60 тысяч рублей – в десять раз больше, чем у Дидло! Партнерш для себя блестящий француз избирал сам. Его взор безошибочно остановился на хрупкой, изящной Машеньке Даниловой. Современники считали ее красавицей: большие глаза, грациозная фигурка, маленькая ножка... В восторженных отзывах критиков она называлась Душенькой – по имени героини популярной поэмы И. Ф. Богдановича.
Вполне возможно, что и Маша не осталась равнодушной к искусству заезжего солиста. А уж внешнее обаяние Дюпора было известно... Думается, не случайно современники поговаривали о романе этой прекрасной танцевальной пары.
Впрочем, существует и другая версия ранней кончины Машеньки. На одной из репетиций «Амура и Психеи» повторяли полет 3-го акта, когда героиню свергают в ад. Танцовщицу подняли высоко к софитам, предварительно прикрепив к ее корсету крюк. Все это управлялось особой машиной полета. Данилова должна была спуститься сверху с большой быстротой, чтобы создалась иллюзия действительного падения. Но, как на грех, в машине что-то заклинило, произошел толчок, и Машеньку, висевшую в воздухе, сильно тряхнуло. Она пронзительно закричала, и почти бесчувственную танцовщицу спустили вниз. Потом она признавалась подругам: в роковую минуту у нее появилось чувство, будто что-то порвалось внутри.
В этот же день у Даниловой началось кровохарканье. Но, невзирая на болезнь, она танцевала Психею и продолжала заниматься любимым делом. Свыше шестидесяти главных партий довелось исполнить Машеньке за весьма короткое время, и нелегкий труд танцовщицы окончательно истощил ее неокрепший организм. Петербургские театралы с сожалением вздыхали: у Даниловой развилась чахотка! Сам государь Александр Павлович поручил ее попечениям своего доктора. Но помощь врача ей уже не понадобилась...
Всего на месяц с небольшим пережил Машеньку балет, в котором она столь блистательно выступала: во время пожара, случившегося в театре, сгорели дорогостоящие декорации и костюмы, и возрождение спектакля стало невозможным. Но современники надолго сохранили память об этом творении Дидло и его замечательной исполнительнице.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|