Филиппова Наталья Викторовна
ФИЛИППОВА Наталья Викторовна (р. 11.1.1935, Москва), советская артистка. Заслуженная артистка РСФСР (1967).
По окончании Московского хореографического училища, (педагог М. А. Кожухова) в 1953-77 в Большом театре.
Партии: Лиза; Маша («Щелкунчик»), Сванильда; Лиззи («Тропою грома»), Нунэ («Гаянэ»), Катерина; Муза ("Паганини" на муз. Рахманинова), Балерина ("Петрушка"), Перо («Подпоручик Киже»), Паскуале («Лауренсия»), Катерина ("Каменный цветок"), Мария, Китри, Асель. Лучшие партии: Золушка; Белая кошечка и фея Бриллиантов («Спящая красавица»).
Выступала на концертной эстраде. Участвовала в гастролях за Рубежом.
Танец Филипповой был живым, лёгким, среди актёрских красок преобладали лукавство, игривость.
Поль Тальони
ТАЛЬОНИ (Taglioni) Поль (Паоло) (12.1.1808, Вена, - 6.1.1884, Берлин), итальянский артист и балетмейстер.
Сын Филиппо Тальони.
Учился у Ж. Ф. Кулона и своего отца.
Дебютировал в 1825 г. в Штутгарте (исполнил па-де-де совместно с МариейТальони).
В 1826-29 гг. гастролировал в Вене, Мюнхене, Берлине; выступал во Франции, Германии с сестрой - Марией Тальони, нередко разделяя её триумфы.
В 1847-51 и 1856-57 гг. солист лондонского театра "Хэр маджестис", где поставил балеты: "Коралия, или Непостоянный рыцарь" (1847), "Tea, или Фея цветов" (1847), "Прима-балерина, или Ловушка", "Зимние развлечения, или Конькобежцы" (оба - 1849), "Метаморфозы" (1850), все - композитора Пуньи.
В балетах, поставленных им в Лондоне, участвовали выдающиеся романтические танцовщицы: К. Гризи, А. Боскетти, К. Розати, А. Феррарис.
Работал в Берлине, в "Ла Скала".
В 1856-83 гг. Тальони - балетмейстер берлинской Придворной оперы, где поставил один из самых известных своих балетов "Приключения Флика и Флока" Гертеля (1858), затем "Корсар", "Тщетная предосторожность" (1864), "Коппелия" (1882) и др.
Одновременно ставил спектакли в Милане, Москве, Петербурге, Вене и др.
Вначале постановки Поля Тальони были отмечены влиянием отца, затем балетмейстер начал обретать свой стиль, вводя постановочные и технические новшества (эффекты электрического освещения и др.).
Постановки Тальони, созданные в эпоху повсеместно начавшегося упадка балетного искусства, в известной мере противостояли этой тенденции и помогли немецкому балетному театру сохранить высокий художественный и исполнительский уровень.
Курт Йосс
ЙОСС (Jooss) Курт (р. 12.1.1901, Вассеральфинген - 29.5.1979, Хейльбронн), немецкий артист, балетмейстер и педагог (ФРГ).
В 1919-21 гг. учился в Высшей музыкальной школе в Штутгарте, затем работал с балетм. Р. Лабаном в театрах Мангейма и Гамбурга.
В 1924- 25 гг. балетмейстер государственного театра в Мюнстере. Здесь совместно с балериной А. Симола, композитором Ф. Коэном, артистом и балетмейстер З. Ледером и художником X. Хекрогом организовал труппу "Нойе танцбюне", ставил балетные номера в экспрессионистской манере: "Персидская сказка" Веллеса (1924), "Демон" Хиндемита (1925) и др.
Изучал классический танец в Вене и Париже.
В 1927 г. руководил отделением танца "Фолькванг-шуле" в Эссене, преобразованной в 1928 г. в "Фолькванг танцтеатер".
В 1930-33 г. работал как балетмейстер в Эссенском муниципальном театре.
Постановки: "Демон" Хиндемита, "Король Дроздобород" на музыку Моцарта (1929), "Комната No 13" Коэна, "Павана" на музыку Равеля (оба - 1929), "Петрушка"; "Бал" Риети, "Половецкие пляски" (все - 1930), "Коппелия", "Блудный сын" (оба - 1931), "Пульчинелла". (1932).
Творчество Йосса было направлено на создание танциональной драмы нового типа. Одним из первых он осознал необходимость синтеза танца модерн с техникой классического танца и небалетной пантомимы. Его теоретические воззрения получили детальную разработку в системе "эукинетика".
Новаторство Йосса проявилось и в обращении к совершенно новым для балетного театра темам. Его "Зелёный стол" на музыку Ф. Коэна - первый балет с ярко выраженной политической и антимилитаристской направленностью получил 1-ю премию на Международном конкурсе хореографов в Париже (1932) и до сих пор сохраняется в репертуаре немецких и другох театров.
В 1933 г. Йосса эмигрировал вместе со своей труппой, получившей название "Балле Йосс", в Англию и обосновался в Дарлингтоне, где открыл собственную школу.
С труппой гастролировал в Америке и Западной Европе.
Успехом пользовались балеты: "Семь героев" на музыку Перселла - Коэна, "Блудный сын" Коэна (оба - 1933), "Сегодня вечером Иоганн Штраус" (1935); "Компания на постоялом дворе" на музыку Бетховена - Кука (1943), "Пандора" Герхарда (1974) и др.
В 1947 г. труппа Йосса распалась, он работал в Чили, в 1949-68 гг. вновь руководил отделением танца в школе "Фолькванг-шуле" и труппой "Фолькванг-балет".
Ставил балеты в Дюссельдорфе, Стокгольме, для фестивалей в Шветцингене и Зальцбурге.
Творчество Йосса, крупнейшего представителя экспрессионизма в танце, оказало большое влияние на развитие хореографического искусства многих стран.
Виктор Гзовский
ГЗОВСКИЙ (Gsovsky) Виктор (12.1.1902, Петербург, - 14.3.1974, Гамбург), артист, педагог, балетмейстер.
Учился в студии у Е. П. Соколовой.
В 1925-28 гг. балетмейстер Берлинской оперы, руководил (совместно с Т. Гзовской) собственной балетной школы.
В 1937 г. эмигрировал из фашистской Германии, в 1938 г. открыл в Париже школу.
Среди его воспитанников: И. Скорик, В. Верди, К. Маршан, С. Перро.
В 1945 г. работал балетмейстером в парижской Опере, в 1946-48 гг. - в труппе Балет Елисейских полей, в 1964-67 гг. - в Дюссельдорфе, в 1967-73 гг. - в Гамбурге.
Среди постановок: 2-й акт "Лебединого озера" (1945); "Маскарад" на музыку Бизе - Вейнгартнера, "Сильфида" (оба - 1946), "Гамлет" Блахера (1950), "Путь к свету" Орика (1952), "Большое классическое па" на музыку Обера (1949) и др.
Ставил балеты в других труппах, фильмы-балеты.
Деятельность Гзовского способствовала распространению русской балетной школы во многих странах.
Хосе Лимон
ЛИМОН (Limon) Хосе [настоящее имя - Аркадио (Arcadio)] (12.1.1908, Кульякан, шт. Синалоа, Мексика, - 2.12.1972, Флемингтон, шт. Нью-Джерси), американский танцовщик и хореограф.
По национальности мексиканец.
С 1915 г. жил в США.
С 1928 г. учился танцу модерн у Д. Хамфри и Ч. Вейдмана, в 1945 г. - классическому танцу у А. Тюдора и Н. Чарисс.
В 1930-40 гг. работал в труппе Хамфри и Вейдмана.
Первые значительные постановки: "Танец смерти" на музыку Кларка (1937), "Мексиканские танцы" на музыку Новака (1939), "Чаконна в ре-минор" на музыку Баха (1940).
В 1945 г. организовал труппу (Труппа Х. Лимона; до 1958 г. руководил ею совместно с Хамфри).
В 1964 г. возглавлял также труппу Американского театрального танца.
Лимон много работал в Мексике. Выступал в ведущих партиях в спектаклях своей труппы, исполнительскую деятельность прекратил в 1969 г.
Последние постановки в 1972 г. - "Карлота" (без музыкального сопровождения) и "Орфей" на музыку Бетховена.
В 1973 г. труппа Лимона гастролировала в СССР.
Его балеты входят в репертуар ряда зарубежных трупп.
Лимон - один из крупнейших представителей американского танца модерн; как и большинство артистов этого направления, работавших в 30-50-х гг., он считал танец средством активного воздействия на зрителей, неизменно обращался к социальным и этически-философским темам.
Танец модерн в его постановках часто приобретал национальную окраску, обусловленную влиянием мексиканского и индейского искусства.
Особое внимание он уделял мужскому танцу, вырабатывая энергичный, атлетич. стиль. Одна из его лучших работ - "Павана мавра" (1949). Постановки: "Ла Малинче" Ллойда (1947), "Изгнанники" на музыку Шёнберга (1949), "Император Джонс" Вила Лобоса (1956), "Короткая месса военных времён" на музыку Кодая (1958), "Крылатые" Джонсона (1966), "Не воспетые" без музыкального сопровождения (1970), "Танцы для Айседоры" на музыку Шопена (1971) и др.
Почётный доктор университета Уэсли (1960, Мидлтаун, Коннектикут, США).
Соч.: An American accent, в кн.: The modern dance. Seven statements of belief, Middletown (Conn.), 1966, p. 17-27.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|