Сделай Сам Свою Работу на 5

Вирсаладзе Симон Багратович

Вирсаладзе, Симон Багратович (31.12.1908 (13.1.1909), Тифлис — 7.2.1989, Тбилиси) — театральный художник.

Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943), народный художник РСФСР (1957), народный художник Грузинской ССР (1958). Народный художник СССР (1976). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1958). Действительный член АХ СССР (1975). Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951) и Государственной премии СССР (1977).

Образование получил в Тбилисской академии художеств у И. Шарлеманя, во Вхутеине у И. М. Рабиновича и Н. А. Шифрина, в Ленинградской академии художеств у М. П. Бобышова.

Работу в театре начал в 1927 в Тбилилисском рабочем театре затем в Тбилисском театре оперы и балета, где с 1932 по 1936 он был главным художником.

С 1937 года он работает в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова (в 1940-41 и с 1945-главный художник).

Вирсаладзе оформлял также спектакли в театре им. Руставели в Тбилиси и др.

В Большом театре Вирсаладзе активно сотрудничал с Ю. Н. Григоровичем, оформив все его балеты.

В живописных, богатых и разнообразных по колориту, тонкой цветовой гамме декорациях Вирсаладзе героическая монументальность, романтическая приподнятость и праздничность сочетаются с простотой и лаконичностью, тонким чувством стиля. В своих декорациях он достигает высокой эмоциональной выразительности, мастерски использует цвет и свет.

Автор костюмов для ряда программ Ансамбля народного танца Грузии.

 

Ролан Пёти

Ролан Пёти, иногда Ролан Пти (фр. Roland Petit, 13 января 1924, Виллемомбль, Сена — Сен-Дени) — французский танцовщик и хореограф.

Супруг Зизи Жанмэр.

Ролан Пети родился 13 января 1924 г. в Париже, в семье владельца небольшого бистро. Когда ему было двенадцать лет, его мать, итальянка Роз Репетто, разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его младшего брата Клода воспитывал отец, Эдмон Пети. В дальнейшем Эдмон Пети неоднократно субсидировал театральные постановки сына.

Ролан Пети с детства проявлял интерес к искусству, увлекался декламацией, рисованием, кино. Его отец, по совету одного из посетителей бистро, отдал Ролана в балетную школу Парижской Оперы, когда тому было девять лет. В училище Пети учился у известного педагога Гюстава Рико (Gustave Ricaux), его одноклассниками были известные в последствии Жан Бабиле (Jean Babilee) и Роже Фенонжуа (Roger Fenonjois). Пети также посещал частные уроки русских педагогов Любови Егоровой, Ольги Преображенской, мадам Рузанн.



С 1940 года Ролан выступал в кордебалете Парижской оперы.

В 1943 Серж Лифарь поручил ему сольную партию в своем балете «Любовь-волшебница» на музыку Мануэля де Фальи.

В 1945 году возглавил балетную труппу парижского Театра Сары Бернар, поставил балет «Комедианты» на музыку Анри Соге. В том же году создал собственную труппу «Балет Елисейских полей» (просуществовала до 1947), 1946 показал балет Юноша и смерть по сценарию Жана Кокто на музыку И.-С. Баха, вошедший — как и более поздний балет Волк — в классику мирового балетного искусства.

В 1948 году создал новую труппу «Балет Парижа», в неё, среди других, входила Марго Фонтейн. В 1954 году женился на балетной звезде Зизи Жанмэр.

В 1972 году стал основателем Марсельского балета, которым руководил много лет.

Создавал постановки для крупнейших звёзд мирового балета (Плисецкая, Нуреев, Барышников и др.). Работал в кино, сотрудничал с Ивом Сен-Лораном, Кристианом Диором, Сержем Генсбуром, Пикассо, Максом Эрнстом, Жаном Карзу, Жаном Тэнгли, Ники де Сен-Фалль и др. Ставил спектакли на лучших сценах мира (на его счёту более 50 постановок). Либретто для Пети писали Сименон, Жак Превер, Жан Ануй, музыку - Анри Дютийё.

Офицер Национального ордена за заслуги в области литературы и искусства (1965), кавалер Ордена Почётного легиона. (1974), лауреат главной Национальной премии Франции в области литературы и искусства (1975), лауреат Государственной премии Российской Федерации за постановку балета Пиковая дама в Большом театре (2001) и других наград.

Какую роль в вашей карьере сыграла Россия?

- С русскими я работаю всю жизнь. Я учился у знаменитого педагога - мадам Руссанны, которая меня очень любила и, если можно так выразиться, была членом моей семьи. Потом я занимался у Бориса Князева. В мой балет на Елисейских полях я приглашал танцовщицу Нину Вырубову, моими партнерами были прославленный либреттист Борис Кохно, который состоял у Дягилева секретарем, и критик и продюсер Ирина Лидова. Я создавал балеты для Плисецкой, Нуриева и многих других.

(Знаменитый французский хореограф рассказал журналу "ЕВРОПА" о своей деятельности в России)

 

 

Джеральд Арпино

Джеральд Арпино (Gerald Arpino) 14 января 1923 – 29 октября 2008) - американский артист балета, балетмейстер, педагог. Он был художественным руководителем и соучредителем Джоффри Баллета (The Joffrey Ballet).

Родился в Статен-Айленде, Нью-Йорк. Брал уроки у Мари Энн Уэллс, где познакомился с Робертом Джоффри. Изучал современный танец с Май О'Доннер, в театре которого он танцевал в 1950-х г.г.

В 1956 Арпино вместе с Робертом Джоффри был соучредителем Роберт Джоффри Баллет (Robert Joffrey Ballet ). Он был также соруководителем американского Балетного Центра, школы Роберт Джоффри Баллет, а также штатным балетмейстером театра, а в 1965 г., стал соруководителем Джоффри Баллета.

После смерти Роберта Джоффри в 1988 г., Арпино стал Художественным руководителем Джоффри Баллета и в 1995 переместил компанию в Чикаго.

В июле 2007 его называли "Заслуженным Художественным руководителем", поскольку начался поиск преемника.

Арпино страдал от рака простаты в течение семи месяцев, и, в конечном счете, умер 29 октября 2008.

Джеральд Арпино специально к юбилею Максимовой в Большом театре поставил композицию «Ангельский круг» на музыку Г. Малера.

"Хореограф не может заставить публику любить балет, ему нужно исходить из своего вдохновения. Он должен верить в балет, позволить ему стоять на собственных ногах или пасть от собственной слабости. Если публика принимает балет, значит, на этот раз хореографу повезло!"

Джеральд Арпино

МОЛЬЕР Жан Батист

МОЛЬЕР (Moliere) [наст. имя и фам. - Жан Батист Поклен (Poquelin)] (15.1.1622, Париж, - 17.2.1673, там же), французский драматург, актёр и театральный деятель.

Создатель (совм. с Ж. Б. Люлли) жанра комедии-балета, сыгравшего значит. роль в становлении хореографии как самостоятельного вида искусства.

Мольер считал музыку, пение и танец важными элементами спектакля, а не только украшениями к нему. Под его влиянием танцевальные и вокальные эпизоды стали более органично увязываться с драматическим действием ("Принцесса Элиды", "Мелисерта").

Для развития действенного сюжетного балета особенно значимы комедии-балеты с остросатирическим сюжетом ("Докучные", "Брак поневоле", "Любовь-целительница"). В них танец служил раскрытию характеров, а иногда был и стержнем развивающегося действия (напр., танец рабов в "Сицилийце").

Под влиянием Мольера балет драматизировался, становились необходимыми элементы пантомимы; сатирическая направленность произведений требовала расширения хореографических рамок характерного танца, влекла за собой убыстрение темпов медленных танцев, появление в спектаклях модных в то время мелодий.

Музыка к большинству комедий Мольера написана Люлли (музыка к "Браку поневоле" принадлежит М. Шарпантье). Постановщиком танцев в них был балетмейстер П. Бошан. Сам Мольер участвовал в этих постановках в качестве характерного танцовщика (исполнял буффонный танец с клистиром в "Г-не де Пурсоньяке", комический менуэт в "Мещанине во дворянстве", Полишинеля в балетной интермедии к "Мнимому больному").

Комедии-балеты Мольера: "Докучные" (1661, в поместье супер-интенданта Фуке), "Брак поневоле" (1664, Париж, Лувр), "Принцесса Элиды" (1664, Версаль), "Любовь-целительница" (1665, Версаль), "Мелисерта" (героическая комедия-пастораль, 1666, Сен-Жермен-ан-Ле), "Комическая пастораль" (1666), "Сицилиец, или Любовь-живописец" (1667), "Жорж Данден" (в редакции комедии-балета, 1668, Версаль; 1669, праздник в Шамборе), "Блистательные любовники" (1670, Сен-Жермен-ан-Ле), "Мещанин во дворянстве" (1670, Шамбор), "Психея" (трагедия-балет, созданный в соавторстве с драматургами П. Корнелем и Ф. Кино, 1671, Тюильри), "Графиня д'Эскарбаньяс" (1671).

Поставленные первоначально по случаю королевских празднеств, эти комедии впоследствии были возобновлены Мольером на сцене его театра в Пале-Руаяль (Париж). Здесь же был поставлен "Мнимый больной" (1673).

 

Коралли Жан

КОРАЛЛИ (Coralli) [настоящая фамилия - Перачини (Peracini)] Жан (15.1.1779, Париж, - 1.5.1854, там же), французский артист и балетмейстер.

Учился в школе при парижской Опере. В 1802 дебютировал в этом театре в балете "Тайны Исиды" Лахнита.

Свой первый балет "Пауль и Розетта, или Виноградари" (1806) поставил в Венской придворной опере.

Работал в театре "Ла Скала" как танцовщик (1809-12, 1814-15 и 1820) и как балетмейстер ("Прославление Гименея", 1815; "Страсть к танцам" и "Брак Зефира и Флоры", оба - 1816; "Статуя Венеры", "Белиза", оба - 1825), а также в театрах Лисабона и Марселя. В 1825-31 был балетмейстером парижского театра "Порт-Сен-Мартен" (постановки: "Лизбель, или Новая Клодина", 1825; "Гулливер", 1826; "Гусары и барышни", 1828; "Леокадия, или Пять лет спустя", 1828).

С 1831 балетмейстер парижской Оперы, где осуществил постановки балетов, пользовавшихся большим успехом у современников: "Буря, или Остров духов" Шнейцхоффера (1834), "Хромой бес" Жида (1836), "Кошка, превращенная в женщину" де Монфора (1837), "Тарантул" (1839) и "Озай, или Островитянин" (1847) Жида; "Пери" Бургмюллера (1843), "Эвхариса" Дельдевеза (1844).

Поставил (совм. с Ж. Перро) балет "Жизель" (1841). Хореографии этого балета присущи полное взаимопроникновение музыки и танца, образность и экспрессия пластического языка, раскрывающие повествовательно-изобразительные возможности пантомимы. Драматургия "Жизели" построена на противопоставлении массовых сцен 1-го действия и фантастических сцен вилис во 2-м, на контрастах бытового и возвышенно-поэтического, которые подчёркивают трагедию обманутой любви.

В этом балете Коралли проявил себя одним из крупнейших мастеров романтического направления в европейской хореографии.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.