Сделай Сам Свою Работу на 5

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ 20 глава





выступление представителя управления (отдела) экспертиз, решение которого оспаривается;

выступление обладателя оспариваемых патента, свидетельства или регистрации и (или) его представителя;

ответы сторон на вопросы членов коллегии.

9. При рассмотрении жалоб по заявкам на изобретения и полезные модели Апелляционный совет ограничивается материалами информационного поиска, проведенного патентным органом, и дополнительный поиск не проводит.

В случае отмены Апелляционным советом решения об отказе в выдаче патента на изобретение, принятого по результатам патентной экспертизы, экспертным подразделением патентного органа проводится экспертиза на соответствие заявленного изобретения тем условиям патентоспособности, которые не проверялись при проведении патентной экспертизы, после чего Апелляционный совет выносит окончательное решение по заявке.

При рассмотрении жалоб на решение об отказе в выдаче патента на изобретение, принятое по результатам предварительной экспертизы, на решение об отказе в выдаче патента на изобретение, принятое по результатам патентной экспертизы, коллегия вправе предложить заявителю внести изменения в формулу изобретения в случае, если эти изменения устраняют причины, послужившие единственным основанием для принятия решения об отказе в выдаче патента на изобретение, и их внесение дает основание для выдачи указанного патента. Такими изменениями могут являться:



исключение из формулы изобретения, в которой охарактеризована группа изобретений, независимого пункта, в котором охарактеризовано изобретение, признанное не соответствующим условиям патентоспособности изобретения;

исключение зависимого пункта формулы изобретения, с учетом которого заявленное изобретение признано не соответствующим условию патентоспособности изобретения "промышленная применимость" или противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали;

внесение других изменений в формулу изобретения, если они не изменяют сущность изобретения, предлагались заявителю в процессе проведения патентной экспертизы заявки и устраняют причины, послужившие основанием для вывода о несоответствии заявленного изобретения условиям патентоспособности.



10. Согласно п. 43 Положения о порядке подачи жалоб по результатам рассмотрения жалоб Апелляционным советом принимается одно из следующих решений:

1) об оставлении жалобы без рассмотрения;

2) об удовлетворении жалобы;

3) о частичном удовлетворении жалобы;

4) об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Статистика, публикуемая на сайте патентного органа, а также статистика о деятельности судебной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь свидетельствует о том, что споры между заявителем и патентным органом носят единичный характер <289>.

--------------------------------

<289> Информация о деятельности Апелляционного совета представлена на интернет-сайте НЦИС по адресу: http://www.belgospatent.org.by/index.php?option=com_content&view=article&id=66&Itemid=77.

 

12. Обращение в Апелляционный совет предполагает уплату пошлины. Размеры пошлин определены в приложении 23 к НК.


 

Юридически значимые действия, за совершение которых взимается патентная пошлина Ставки пошлин (дол. США)
За подачу жалобы на решения, принятые по результатам предварительной или патентной экспертизы заявки на изобретение, на решение по результатам экспертизы заявки на полезную модель или промышленный образец, а также на решение об отказе в регистрации товарного знака, принятое по результатам повторной экспертизы

 

Статья 26. Преобразование заявок на изобретение, полезную модель

 

Комментарий к статье 26

 

1. Комментируемая статья определяет механизм возможного преобразования заявок на изобретения и полезные модели. Подробно о преобразовании заявок см. п. 7 комментария к ст. 3 Закона.



2. При преобразовании заявок сохраняется приоритет первоначально поданной заявки. О понятии приоритета см. комментарий к ст. 16 Закона.

 

Статья 27. Восстановление пропущенных сроков

 

Комментарий к статье 27

 

1. Пункт 1 комментируемой статьи предоставляет заявителю возможность восстановить следующие пропущенные им сроки:

1) двухмесячный срок, отведенный заявителю в рамках проведения предварительной экспертизы заявки на изобретение, на представление запрошенных патентным органом надлежащим образом оформленных документов, а также дополнительный срок (не более трех месяцев), предоставляемый по ходатайству заявителя для выполнения указанного требования (п. 5 ст. 19 Закона);

2) двухмесячный срок, отведенный заявителю в рамках проведения патентной экспертизы заявки на изобретение на представление запрошенных патентным органом надлежащим образом оформленных документов, а также дополнительный срок (не более двенадцати месяцев), предоставляемый по ходатайству заявителя для выполнения указанного требования (п. 3 ст. 21 Закона);

3) трехмесячный срок на подачу ходатайства о проведении повторной патентной экспертизы (п. 10 ст. 21 Закона);

4) годичный срок на подачу жалобы в Апелляционный совет при несогласии с решением патентного органа по результатам предварительной или патентной экспертизы, а также с решением по результатам экспертизы заявки на полезную модель или промышленный образец (п. 2 ст. 25 Закона).

Восстановление пропущенных сроков осуществляется при соблюдении двух условий: во-первых, представление доказательств уважительности причины, по которой не был соблюден срок; во-вторых, уплата патентной пошлины.

Размер пошлины определен п. 74 приложения 23 к НК и составляет в эквиваленте 50 долларов США.

Ходатайство о восстановлении срока подается одновременно с документами, подтверждающими уважительность пропуска установленного Законом срока, и документом, подтверждающим уплату пошлины.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает срок, в течение которого может быть подано ходатайство о восстановлении любого из названных выше процессуальных сроков. Определенный законодателем двенадцатимесячный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.

3. Норма п. 3 комментируемой статьи уточняет, что восстановление по ходатайству заявителя сроков, отведенных Законом на представление заявителем запрошенных патентным органом в рамках предварительной или патентной экспертизы заявки на изобретение надлежащим образом оформленных документов, автоматически отменяет решение патентного органа об отказе в выдаче патента.

 

Статья 28. Регистрация изобретения, полезной модели, промышленного образца

 

Комментарий к статье 28

 

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает основания для государственной регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца. Таким основанием является решение о выдаче патента соответственно на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Юридическое значение регистрации состоит в том, что с момента ее осуществления техническое или дизайнерское решение становится охраняемым объектом интеллектуальной собственности. Данный вывод основывается на норме ст. 981 ГК, согласно которой правовая охрана объектов интеллектуальной собственности возникает вследствие предоставления правовой охраны уполномоченным государственным органом.

2. Государственная регистрация осуществляется путем внесения записей в государственные реестры (Государственный реестр изобретений Республики Беларусь, Государственный реестр полезных моделей Республики Беларусь, Государственный реестр промышленных образцов Республики Беларусь).

Государственная регистрация сопровождается выдачей патента. Патент выдается один независимо от количества патентообладателей.

3. Условием выдачи патента является уплата патентной пошлины. Размеры патентных пошлин определены в приложении 23 к НК.


 

Перечень юридически значимых действий, за совершение которых взимается патентная пошлина Ставки пошлин (дол. США)
Регистрация изобретения в Государственном реестре изобретений Республики Беларусь и выдача патента на изобретение
Регистрация полезной модели в Государственном реестре полезных моделей Республики Беларусь и выдача патента на полезную модель
Регистрация промышленного образца в Государственном реестре промышленных образцов Республики Беларусь и выдача патента на промышленный образец

 

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи при непредставлении документа, подтверждающего уплату патентной пошлины в установленном размере, регистрация в государственных реестрах и выдача патента не производятся, а по соответствующей заявке принимается решение об отказе в выдаче патента.

 

Статья 29. Публикация сведений о патенте

 

Комментарий к статье 29

 

1. Сведения о выдаваемом патенте на изобретение, полезную модель, промышленный образец публикуются патентным органом в официальном бюллетене патентного органа в течение шести месяцев после регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца в соответствующем государственном реестре.

2. Юридическое значение публикации состоит в том, что согласно норме п. 3 ст. 8 Закона дата публикации в официальном бюллетене патентного органа является датой, с которой начинает действовать исключительное право патентообладателя. Начиная с этой даты патентообладатель может запрещать всем третьим лицам использование защищенного патентом изобретения, полезной модели, промышленного образца, применять в отношении всех третьих лиц предусмотренные законодательством меры защиты, а также требовать привлечения лица, осуществляющего несанкционированное использование защищенного патентом объекта, к предусмотренной законодательством ответственности; в отношении лиц, использовавших изобретение до даты публикации сведений о патенте, патентообладатель на основании нормы ст. 22 Закона может предъявлять требование о выплате компенсации.

Дата публикации обозначается в соответствующем номере официального бюллетеня патентного органа и является единой для всех патентов, сведения о которых размещены в данном номере.

3. Перечень публикуемых сведений определен в Положении об официальных изданиях НЦИС <290>.

--------------------------------

<290> НРПА Республики Беларусь. - 2005. - N 175. - 8/13325.

 

Публикация осуществляется соответственно в разделах I "Изобретения", II "Полезные модели" и III "Промышленные образцы". Согласно Положению об официальных изданиях НЦИС в состав публикуемых сведений о патентах на изобретения входят: библиографические данные; основной чертеж (если имеется). В состав публикуемых сведений о патенте на полезную модель входят: библиографические данные; основной чертеж (если имеется); систематический и нумерационный указатели патентов на полезные модели. В состав публикуемых сведений о промышленных образцах входят: библиографические данные; изображение промышленного образца; систематический и нумерационный указатели патентов на промышленные образцы.

Помимо библиографических данных и чертежей в отношении изобретений и полезных моделей публикуются их формулы.

О публикации сведений в официальном бюллетене патентного органа см. комментарий к ст. 40-1 Закона.

4. Изменения, вносимые в государственные реестры изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, также подлежат обязательному опубликованию. Публикация осуществляется в разделе IV "Извещения" официального бюллетеня "Изобретения. Полезные модели. Промышленные образцы".

 

Статья 30. Выдача патента

 

Комментарий к статье 30

 

1. Выдача патента патентообладателю производится патентным органом в течение пяти дней со дня публикации сведений о патенте на изобретение, полезную модель, промышленный образец.

2. Согласно норме п. 2 комментируемой статьи при наличии нескольких лиц, имеющих право на получение патента, им выдается один патент с указанием всех патентообладателей. В данном случае речь идет не о ситуации столкновения идентичных заявок с одной и той же датой приоритета (п. 8 ст. 16 Закона), а о ситуации изначально предполагаемого совместного обладания патентом.

3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит норму, согласно которой в случае, если выявлены идентичные изобретение и полезная модель по заявкам одного и того же заявителя с одним и тем же приоритетом, становится возможной выдача патента по одной из заявок (с учетом явочного характера процедуры выдачи патента таковой будет полезная модель) до завершения рассмотрения другой заявки (заявки на изобретение). В этом случае выдача патента по второй заявке возможна только при условии прекращения действия уже выданного патента по заявлению его обладателя. Это создает возможности для быстрого приобретения правовой охраны в отношении технического решения (сначала в форме патента на полезную модель) и обеспечения непрерывности этой охраны в форме перехода к охране в качестве изобретения с одновременным прекращением действия патента на полезную модель.

 

Статья 32. Патентование в зарубежных странах

 

Комментарий к статье 32

 

1. Установленный п. 1 комментируемой статьи порядок патентования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов в зарубежных странах исходит из свободы создателя результата интеллектуальной деятельности самостоятельно принимать решение о получении правовой охраны в других государствах. Ограничение такой свободы в виде содержащегося в комментируемой статье требования подачи первой заявки в Республике Беларусь обусловлено только соображениями защиты государственных секретов, которые могут содержаться в патентуемых решениях.

Формами получения патентной охраны за рубежом могут быть:

1) подача заявки на получение патента непосредственно в патентное ведомство иностранного государства;

2) подача международной заявки на получение патента на изобретение в соответствии с Договором о патентной кооперации;

3) подача заявки в региональную патентную организацию и получение наднационального патента (европейский патент, евразийский патент).

2. Согласно норме п. 2 комментируемой статьи до подачи заявки в зарубежных странах заявитель обязан подать такую заявку в Республике Беларусь и сообщить в патентный орган о намерениях запатентовать изобретение, полезную модель, промышленный образец в зарубежных странах. Если в течение трех месяцев с даты подачи заявки отсутствует запрет патентного органа, заявка может быть подана в зарубежных странах.

С учетом того что целью комментируемой нормы является обеспечение неразглашения сведений, составляющих государственные секреты, ограничения в отношении патентования промышленных образцов представляются необоснованными в связи с тем, что последние представляют собой не технические, а дизайнерские решения.

3. Административное и уголовное законодательство Республики Беларусь не содержит специальных норм, устанавливающих ответственность за несоблюдение установленного порядка патентования в зарубежных странах. Заявитель, нарушающий требуемый комментируемой статьей порядок, может быть привлечен к ответственности только в связи с тем, что подачей такой заявки он допустил разглашение сведений, составляющих государственные секреты.

4. Согласно норме п. 4 комментируемой статьи заявки в соответствии с международными договорами, действующими для Республики Беларусь, подаются непосредственно в патентный орган, если иное не установлено в соответствии с нормами этих международных договоров.

Парижская конвенция не содержит норм, ограничивающих заявителя в возможности подачи заявки в стране Парижского союза требованием соблюдать установленный национальным законодательством порядок подачи заявки первоначально в своей стране.

Договор о патентной кооперации допускает возможность подачи международной заявки как через национальное патентное ведомство заявителя (в соответствии с принятой в нем терминологией - получающее ведомство), так и непосредственно в Международное бюро ВОИС. При этом подача заявки напрямую в Международное бюро ВОИС не ограничивает заявителя в правах.

Евразийская Патентная Конвенция в ст. 15(1)(ii) предусматривает, что для заявителей государства-участника евразийская заявка подается через национальное патентное ведомство государства-участника, если это предусмотрено законодательством данного государства.

 

ГЛАВА 5

ПРИЗНАНИЕ ПАТЕНТА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ

ДЕЙСТВИЯ ПАТЕНТА, ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПАТЕНТА

 

Статья 33. Признание патента недействительным

 

Комментарий к статье 33

 

1. Комментируемый Закон называет два варианта прекращения действия патента: признание патента недействительным (ст. 33 Закона) и досрочное прекращение действия патента (ст. 34 Закона).

Комментируемая статья определяет основания и правовые последствия признания патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец недействительным.

2. Законодатель говорит о возможности признания патента недействительным как полностью, так и частично. Что означает частичное прекращение действия патента, в ст. 33 Закона не поясняется.

В литературе под признанием патента частично недействительным понимается принятие решения, при котором сохраняется объект правовой охраны, но изменяется объем правовой охраны, автор или патентообладатель.

3. Первым из названных оснований для признания патента недействительным полностью или частично является несоответствие охраняемых изобретения, полезной модели, промышленного образца условиям патентоспособности, установленным Законом.

Условия патентоспособности изобретения установлены в п. 1 ст. 2 Закона, полезной модели - в п. 1 ст. 3 Закона, промышленного образца - в п. 1 ст. 4 Закона. Основанием для признания патента недействительным может быть несоответствие охраняемого объекта любому из названных Законом условий патентоспособности.

4. В качестве основания для признания патента недействительным законодатель называет наличие в формуле изобретения, полезной модели признаков, отсутствовавших в первоначальном описании (формуле). Такой патент приводит к неправомерному расширению правовой охраны по сравнению с первоначальными притязаниями, в связи с чем может ущемлять законные интересы третьих лиц. Можно предположить, что в данном случае речь должна идти о признании выданного патента недействительным частично с сохранением правовой охраны в объеме изначально заявленной формулы.

5. Основанием для признания патента недействительным является неправомерное указание в патенте автора (соавторов) или патентообладателя (патентообладателей). Понятие "неправомерное" означает, что такое указание осуществлено с нарушением прав заинтересованных лиц.

Неправомерное указание автора означает, что в патенте в качестве такового указано лицо, не являющееся истинным создателем изобретения, полезной модели, промышленного образца.

Неправомерное указание в патенте патентообладателя означает, что патент выдан лицу, не имевшему правового основания для его получения. Наиболее распространенным примером такого неправомерного указания патентообладателя является получение патента на служебное изобретение, полезную модель, промышленный образец автором или с согласия автора третьим лицом в нарушение обязанности уведомить нанимателя о создании такого служебного объекта, что лишает нанимателя возможности получения патента на свое имя.

В данной ситуации речь должна идти о признании патента недействительным частично, при этом понятие "частично" должно относиться к определению автора или патентообладателя: по иску заинтересованного лица суд принимает решение об изменении имени автора либо об изменении патентообладателя. Такой подход позволяет сохранить правовую охрану объекта права промышленной собственности с первоначальным приоритетом. С формальной стороны признание патента недействительным частично должно оформляться выдачей нового патента.

6. Право требовать признания патента недействительным признается за любым юридическим или физическим лицом.

7. В зависимости от основания различается порядок признания патента недействительным. Если требование о признании патента недействительным заявляется в связи с непатентоспособностью запатентованного решения, а также в связи с изменением формулы изобретения или полезной модели, обязательным является досудебный порядок рассмотрения спора Апелляционным советом. О компетенции Апелляционного совета см. комментарий к ст. 25 Закона.

Формой обращения в Апелляционный совет является подача возражения.

Порядок рассмотрения возражений Апелляционным советом регулируется Положением о порядке подачи жалоб <291>.

--------------------------------

<291> НРПА Республики Беларусь. - 2010. - N 1. - 5/30959.

 

Срок для рассмотрения возражения Апелляционным советом составляет шесть месяцев. Решение, принятое Апелляционным советом, может быть обжаловано в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.

8. Спор о признании выданного патента недействительным в связи с неправомерным указанием автора или патентообладателя может рассматриваться только в судебном порядке. Рассмотрение спора осуществляется судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь в порядке искового производства.

9. Норма п. 5 комментируемой статьи определяет правовые последствия принятия решения о признании патента недействительным. Решение имеет ретроспективное действие (с даты подачи заявки), что порождает ряд вопросов, на которые комментируемый Закон не дает ответов. К числу таких вопросов в первую очередь относится вопрос о правовом режиме имущества бывшего патентообладателя, созданного на основании доходов, полученных от использования патента, признанного недействительным. Теоретически в данной ситуации могут применяться правила главы 59 "Обязательства вследствие неосновательного обогащения" ГК, и таким неосновательным обогащением должна признаваться добавленная стоимость произведенной и реализованной бывшим патентообладателем продукции, приходящейся на патент как нематериальный актив.

Исключения составляет юридическая судьба доходов, полученных бывшим патентообладателем на основании заключенных лицензионных договоров (см. п. 10 комментария к ст. 33 Закона).

10. Норма п. 6 комментируемой статьи определяет юридическую судьбу лицензионных договоров, заключенных на основе патента, признанного недействительным. Такие договоры прекращают свое действие с даты вынесения решения о недействительности такого патента. Такое решение законодателя означает, что в случае признания патента недействительным лицензиат не вправе требовать возврата исполненного по договору в части выплаченных им лицензионных платежей, а для лицензиара полученное до момента прекращения действия договора, несмотря на признание патента недействительным, не становится неосновательным обогащением (ст. 971 ГК).

Законодатель не уточняет, применяется ли данное последствие в случае признания патента недействительным частично. С точки зрения лингвистического толкования использование родового понятия "недействительность патента" распространяется как на случаи признания недействительным полностью, так и на случаи признания патента недействительным частично.

 

Статья 34. Досрочное прекращение действия патента

 

Комментарий к статье 34

 

1. Комментируемая статья определяет основания досрочного прекращения действия патента.

2. Прекращение патента на основании заявления патентообладателя, поданного в патентный орган, является отказом от права, влекущим в соответствии с законом прекращение этого права. Последствием является безвозвратное прекращение правовой охраны изобретения, полезной модели, промышленного образца, означающее прекращение исключительного права и переход соответствующего технического или дизайнерского решения в общественное достояние. Право авторства в силу нормы п. 2 ст. 7 Закона продолжает охраняться.

3. Законодатель не определяет дату досрочного прекращения действия патента по заявлению патентообладателя. Можно сделать предположительное заключение о том, что такой датой будет дата публикации сведений о досрочном прекращении действия патента в официальном бюллетене патентного органа "Изобретения. Полезные модели. Промышленные образцы".

4. Условием действия патента на изобретение является уплата ежегодной пошлины за поддержание патента в силе. Размеры пошлин определены в приложении 23 к НК.

Ниже приведены ставки пошлин в отношении изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

1. Изобретения.

 

Поддержание в силе патента на изобретение по годам: Ставка патентной пошлины (дол. США)
первый -
второй -
третий
четвертый
пятый
шестой
седьмой
восьмой
девятый
десятый
одиннадцатый
двенадцатый
тринадцатый
четырнадцатый
пятнадцатый
шестнадцатый
семнадцатый
восемнадцатый
девятнадцатый
двадцатый
двадцать первый
двадцать второй
двадцать третий
двадцать четвертый
двадцать пятый

 

2. Полезные модели.

 

Поддержание в силе патента на полезную модель по годам: Ставка патентной пошлины (дол. США)
первый
второй
третий
четвертый
пятый
шестой
седьмой
восьмой

 

3. Промышленные образцы.

 

Поддержание в силе патента на промышленный образец по годам: Ставка патентной пошлины (дол. США)
первый
второй
третий
четвертый
пятый
шестой
седьмой
восьмой
девятый
десятый
одиннадцатый
двенадцатый
тринадцатый
четырнадцатый
пятнадцатый

 

5. Неуплата патентной пошлины в установленный срок является основанием для автоматического прекращения действия патента.

Сроки уплаты патентных пошлин определены в ст. 264 НК. Патентная пошлина за первый год действия патента уплачивается одновременно с пошлиной за регистрацию и выдачу патента. Патентная пошлина за каждый последующий год действия патента может быть уплачена в течение текущего оплаченного года действия этого патента. Патентная пошлина за любой год действия патента также может быть уплачена в течение шести месяцев со дня наступления очередного неоплаченного года действия патента, однако в этом случае ставка патентной пошлины увеличивается на 50%.

Шестимесячный льготный срок, отведенный для уплаты пошлины за поддержание патента в силе, является минимально гарантированным в соответствии со ст. 5-bis Парижской конвенции, предусматривающей, что "...для уплаты пошлин, предусмотренных для сохранения прав промышленной собственности, предоставляется льготный срок, составляющий не менее шести месяцев, при условии уплаты дополнительной пошлины, если такая пошлина устанавливается национальным законодательством".

Таким образом, нарушением срока уплаты патентной пошлины за поддержание патента в силе будет отсутствие оплаченного действия патента по состоянию на 1 июля текущего года. Эта же дата будет являться датой, с которой прекращается действие патента.

6. Сведения о досрочном прекращении действия патентов публикуются в разделе IV "Извещения" официального бюллетеня патентного органа "Изобретения. Полезные модели. Промышленные образцы".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.