Лабораторная работа № 2 Представление информации в ЭВМ
Костанайский филиал
Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО
заседанием кафедры СГЕНД
Протокол № ____ от «____» ________ 2015 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по изучению дисциплины «Информатика»
Костанай 2015 г.
Методические указания для студентов составлены Карасевой Э.М., к.п.н., профессором кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин________________
Методические указания для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
Протокол № ___ от «____» _________ 2015 г.
Председатель метод. комиссии __________________ И.А. Волошина
Изучение дисциплины требует от студента знания основ компьютерной грамотности, а также логики аргументации и изложения личной позиции к данной проблеме, прилежания и профессионализма. Приступая к изучению дисциплины, продумайте последовательность выполнения заданий, как лабораторных работ, так и СРС.
Методические указания для лабораторных работ
Лабораторная работа № 1 ШИФРЫ И КРИПТОАНАЛИЗ
Время выполнения 2 часа
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:изучение подстановочного шифра и метода частотного криптоанализа.
Введение
Наиболее простой тип криптограмм – это так называемые подстановочные криптограммы. Составляя их, каждой букве алфавита сопоставляют определенный символ (чаще тоже букву) и при кодировании всякую букву текста заменяют на соответствующий ей символ.
Расшифровка (криптоанализ) подобных криптограмм не составляет большой проблемы. Все основывается на том, что различные буквы естественного языка – русского, английского или какого-либо другого встречаются в осмысленных текстах неодинаково часто. Следовательно, тоже самое верно и для сопоставляемых им знаков. В еще большей мере это относится к буквосочетаниям из двух или нескольких букв. Лишь некоторые из них часто употребляются, многие же вообще не употребляются.
Анализируя частоту появления тех или иных знаков и их сочетаний можно с большой уверенностью восстановить буквы зашифрованного текста. Этот метод называется частотным анализом. Он основывается на подсчете частоты появления зашифрованных знаков. В таблице 1 указаны относительные частоты букв русского языка. Буквы Е и Е , а также Ь и Ъ кодируются обычно одинаково, поэтому в таблице они не различаются. Как следует из таблицы наиболее часто встречающаяся буква русского алфавита – это О. Ее относительная частота, равная 0,090, означает, что на 1000 букв русского текста приходится в среднем 90 букв О. В таком же смысле понимаются относительные частоты и остальных букв. В таблицу 1 не включен символ пробел. Его относительная частота наибольшая и равна 0,175.
Таблица 1
Рассмотрим криптограмму :
Для расшифровки подсчитаем сколько раз в криптограмме встречается каждая
буква. Результаты подсчета приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наиболее часто встречающийся символ Н скорее всего означает букву О. Сделав такое предположение, рассмотрим следующий по частоте символ М. В криптограмме имеется двубуквенное сочетание МН. Так как Н – это О, то символ М соответствует согласной. Среди согласных в русском языке выделяются по частоте буквы Т и Н. Разберем случай, когда М означает Н.
Если М – это Н, то в сочетании МД, встречающемся в криптограмме , Д скорее всего означает гласную. Из наиболее вероятных для Д вариантов А, Е, И выбираем Е, потому что лишь в этом случае имеющееся в криптограмме слово РКНЕМДД допускает осмысленную расшифровку. Теперь обратимся к сочетанию ЯМЯКЗЖ.
В нем Я может означать лишь гласную А или И. Любые другие возможности заведомо не допускают разумного прочтения слова ЯМЯКЗЖ. Испытаем букву А. Подставляя вместо Я букву А, вместо М – Н, вместо других знаков точки, получим недописанное слово АНА… . В словаре имеется всего лишь несколько слов из 6 букв с таким началом: АНАЛИЗ, АНАЛОГ, АНАНАС, АНАТОМ. Из них годится лишь первое. Если вместо Я подставить букву И, то получится шестибуквенное сочетание с началом ИНИ, но в словаре нет ни одного такого слова.
Расшифрованы еще четыре буквы: Я, К, З, Ж. Они означают соответственно А, Л, И, З. В слове ОНКЖДМ известны все символы кроме первого. Заменяя их буквами, получаем: . ОЛЕЗЕН. Ясно, что неизвестная буква – это П. Значит О расшифровывается как П.
Рассмотрим сочетание РКНЕМДД, означающее .ЛО.НЕЕ. Имеется несколько вариантов его прочтения, один из них – СЛОЖНЕЕ. Следовательно, скорее всего Р – это С, Е - это Ж. Из нерасшифрованных знаков чаще всего встречается С. В соответствии с таблицей 1 среди оставшихся согласных наибольшую частоту имеет Т. Естественно предположить, что С означает Т. Попытаемся восстановить зашифрованный текст, подставляя вместо разгаданных знаков соответствующие им буквы:
.АСТОТН.. АНАЛИЗ ПОЛЕЗЕН НЕ ТОЛ..О .Л. ПО.СТАНО.О.Н.. ..ИПТО..А.. НО .
….И. СЛ..А.. ОН СЛОЖНЕЕ
Ясны по контексту, по крайней мере три слова: .АСТОТН.. означает ЧАСТОТНЫЙ, ТОЛ..О – ТОЛЬКО, .Л. – ДЛЯ. С учетом новой информации текст примет следующую форму:
ЧАСТОТНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛЕЗЕН НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ПОДСТАНО.ОЧНЫ.
К.ИПТО..А.. НО . Д…И. СЛ.ЧАЯ. ОН СЛОЖНЕЕ
Окончательная расшифровка не представляет труда. Текст таков:
ЧАСТОТНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛЕЗЕН НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ПОДСТАНОВОЧНЫХ КРИПТОГРАММ, НО В ДРУГИХ СЛУЧАЯХ ОН СЛОЖНЕЕ.
ЗАДАНИЯ
1. Зашифровать любой текст с помощью подстановочного шифра Цезаря (Он состоит в том, что весь алфавит циклически сдвигается на определенное число букв.) Предложить метод расшифровки более простой, чем частотный анализ.
2. Расшифровать заданный преподавателем текст зашифрованный шифром Цезаря.
3. Зашифровать любой текст с помощью подстановочного шифра. Расшифровать текст методом частотного анализа. Для сбора статистики использовать файл test.txt
4. Расшифровать заданный преподавателем шифртекст методом частотного анализа. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: Файлы с шифртекстом (шифр Цезаря и подстановочный шифр).
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА: Отчет по лабораторной работе должен содержать
1. Описание алгоритма шифрования
2. Описание алгоритма криптоанализа
3. Программы шифрования и дешифрования
4. Расшифрованные тексты
5. Выводы по работе
Лабораторная работа № 2 Представление информации в ЭВМ
Время выполнения 4 часа
Цель работы:научиться переводить числа в те системы счисления, которые использует ЭВМ, подсчитывать объем занимаемой данными информации и уметь переводить значения количества информации из одних единиц измерения в другие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|