Этапы выполнения длительной работы в технике масляной живописи (голова натурщика с плечевым поясом).
Основной задачей данной учебной работы является выявление формы
головы средствами масляной живописи, определение цветовых и тональных отношений в условиях данного освещения.
Для постановки подбирают пожилого или среднего возраста натурщика с четкой лепкой формы. Модель размещают при боковом дневном свете так, чтобы хорошо выявлялась форма головы.
Рекомендуется работу над этюдом головы условно расчленить на три этапа, которые связаны между собой.
1. Первый этап - подготовительный рисунок под живопись и первая ее прописка.
2. Второй – изучение деталей головы, с максимальной характеристикой их форм и цветовых особенностей.
3. Третий – обобщение и синтез изученного, приведение этюда к живописному единству.
Подготовительный рисунок под живопись может быть выполнен прямо на холсте или на бумаге с последующим переводом на холст.
Работая над композицией рисунка, следует учитывать, что голова изображается несколько меньше натуральной величины. Устанавливая пропорции, поворот и характер всей головы, необходимо сохранить общую большую форму. Рисунок под живопись должен быть основательно построен и проработан, но без излишней детализации. Готовый рисунок на холсте можно закрепить раствором лака с пиненом или сбрызнуть из пульверизатора водой, которая растворив часть клея в грунте, закрепит уголь. Если рисунок выполнялся предварительно на бумаге, его переводят припорохом на холст, а затем прорисовывают кистью.
Прежде чем начать писать, необходимо проанализировать натуру, определить основные тональные и цветовые отношения и приступить к легкой прописке цветом всего холста или подмалевку. Прописка делается жидкой краской как акварелью, иногда вводится небольшое количество белил. Вначале прописываются глубокие по тону темные места и тени.
Далее к темным тонам в отношениях подбирается цвет и тон окружения – полутона, свет, фон. Темное место будет служить камертоном. При первой прописке намечаются также отношения цветов по теплохолодности, т. е. определяется, насколько освещенные места холоднее или теплее теневых и фона.
После того как подмалевок просохнет, можно приступить ко второму этапу - от живописи глубоких темных мест перейти к лепке цветом более выпуклых, светлых мест натуры. Работа над этюдом должна вестись от общего к частному и от частного к общему. Моделируя форму цветом, нельзя забывать о различиях отношений по тону освещенной части, полутона, тени, рефлекса, падающей тени. Выдерживая как можно точнее тональные отношения, следует находить их контрасты и единство. Каждый мазок краски надо класть по форме, тем самым выявляя ее характер, объем, тонально–цветовые особенности. Неудачные мазки снимать мастихином.
Работая над передачей частей лица намечают детали головы - части лица. Нос, губы, уши, глаза, веки, брови имеют свою форму, объем, характер и цвет. Прежде чем писать глаза, надо наметить место, характер, тон, цвет глазных впадин, а затем лепить форму глаз. Глаза пишут одновременно оба все время сравнивая их построение. При этом надо следить, чтобы взгляд был направлен в одну сторону. Цвет глаз берется в отношении к цвету глазниц и лица в целом. Мазком лепится форма век, бровей. Губы следует строить как форму, имеющую объем, плоскости, грани. Тон и цвет носа, ушей по отношению к другим частям лица несколько темнее и насыщеннее, особенно у пожилых мужчин. Блики надо писать не просто белилами, а верно найденными по цвету и тону оттенками.
Идя от крупных форм и цветовых пятен к более мелким, нельзя упускать из виду и общую тональность, заботясь о цельности. Если цельность этюда оказалась нарушенной, надо разобраться, как восстановить ее. Можно широкой кистью переписать некоторые места этюда или, используя прием лессировки, нанести прозрачные тона краски; отказаться от некоторых подробностей, контрастных мазков, пятен. Итак, задачей третьего этапа является обобщение, иными словами, необходимо снова укрепить конструкцию головы, привести к синтезу тот анализ форм, который был проделан раньше.
Этапы выполнения длительной работы в технике масляной живописи (полуфигура с руками).
Как и при написании натюрморта, живопись головы тре-бует цельного восприятия цветовых и тональных отношений, передачи пространственного положения, влияния световой сре-ды на цветовую характеристику формы, что выражается в поня-тиях теплохолодности. Для решения задачи больших тональных и цветовых отношений можно акцентировать внимание на роли фона и его цветовой и тональной связи с натурой, в чем помогут этюды головы с прямым освещением и использованием фона в одной постановке светлее, а в другой - темнее головы. Это упражнение поможет избежать тональной путаницы.
Последовательность работы над портретом:
1этап. Можно начать с карандашной зарисовки. Далее нужно выбрать формат, который поможет лучше раскрыть образ натуры. А затем закрепить первое впечатления от натуры в этюде, передать общее цветовое состояние.
2 этап. Композиционный поиск наиболее выгодного размещения натуры на холсте с помощью абриса. Рисунок под живопись может быть светлым, но желательно с характеристикой основных тональных градаций формы головы.
3 этап. Подмалевок - беглая прописка всего холста, который дает возможность точнее взять цвет и тон. Начинать писать лучше с теневой части головы - теневая часть лица, волосы в тени, фон. Цветовые отношения лучше строить на контрастах, с использованием дополнительных оттенков.
4 этап. Детальная проработка натуры, но не оставляя без внимания целого, периодически возвращаясь к обшей форме.
5 этап. Обобщение и заострение самого характерного, что составляет индивидуальность модели, удаление ненужные детали. Этого можно добиться с помощью лессировок. На этой стадии необходимо внимательно относиться к силуэту фигуры, ее контурам и касаниям с фоном. Надо сохранить тональное разнообразие этих касаний: что-то растворить в фоне, что-то подчеркнуть.
Колорит в живописи Обусловленность цвета. Определение общего цветового тона.
Колорит в живописи — это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой, строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности».
Абсолютный колорит передает все модификации цвета и тона изображаемой натуры» преувеличенный колорит — преувеличенную насыщенность цветовых сочетаний натуры, тональный колорит передает не реальные цвета изображаемой натуры, а преднамеренно сгармонизованные и выраженные через общий цветовой тон.
Колорит живописного произведения часто характеризуют словами теплый, холодный, серебристый, золотистый, охристо-красный, имея в виду цветовую гамму.
На колорит живописного произведения значительно влияют характер и цвет источника освещения среды изображения. Как бы ни были разнообразны цвета изображаемых элементов, характер и цвет освещения объединяют их колористически. Например, при лунном освещении все цвета предметов приобретают серо-голубые и зеле-новато-синие оттенки, при закате солнца — охристо-красноватые или оранжево-пурпурные.
Колорит в живописи выполняет также композиционные задачи. Благодаря соответствующей ритмической организации цветовых пластических масс на плоскости изображения и достижению равновесия всей изобразительной структуры живописного произведения колорит концентрирует внимание зрителя на наиболее важных для понимания образного содержания местах, способствует организации пространства и определяет последовательность зрительного восприятия.
Локальный цвет (или собственный цвет предмета). Подразумевается основной, неизменный цвет предмета, достаточно условный без оттенков цвет, который в нашем сознании ассоциируется с определенным объектом.
Обусловленный цвет. Именно он учитывает влияние внешнего освещения и окружающих объектов, именно он отвечает за то, что мы видим одни и те же предметы такими разными в разное время суток, в разном окружении или на разном расстоянии.
Обусловленный цвет
Для света –это светотень, состоящая из следующих градаций или фаз: блика, света, полутени, тени, рефлекса, собственной тени предмета и падающей тени.
Блик – самое светлое место на предмете, расположено там, где свет источника отражается от поверхности изображаемого предмета (в этом месте на зеркальной или глянцевой поверхностях будет отражение самого источника света).
Свет - освещенная часть поверхности предмета, на которую свет попадает под углом 90 ° (нормально). Иногда этот свет называют корпусным или прямым. Полутень или полутона– место, где происходит переход между светом и тенью, или между рефлексом и тенью, соответственно это место темнее света или рефлекса, но светлее тени. В эти места свет попадает или под углом меньше 90 или проходит по касательной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|