Сделай Сам Свою Работу на 5

Специализированность или модульность психологических механизмов





Одним из центральных положений эволюционной психологии является утверждение о существовании множества ментальных модулей, или специализированных психологических механизмов. Оно появилось в когнитивной науке еще в начале 80-х годов и было разработано Дж. Федором в «Модульности разума» [7]. Главными характеристиками ментальных модулей считаются специфичность объектной области и наличие специфичных для такой объектной области алгоритмов обработки информации.

Специфичность объектной области означает, что модуль обрабатывает информацию только от определенных стимулов и для такой обработки используются алгоритмы, отличные от алгоритмов других когнитивных систем. Доказательство существования ментальных модулей проводится в рамках экспериментальной парадигмы когнитивной

психологии. Так, выполнение теста Вейсона зависит от того, как описаны условия задачи. Определенные способы описания условия приводят в действие различные модули, отвечающие за различные аспекты социального познания и социальных отношений [8]. Специфичность ментальных модулей в эволюционной психологии часто обозначается как «функциональная специализация».



Причиной существования ментальных модулей является то, что каждый из них отвечает за отдельные появившиеся в ходе эволюции адаптации. Проблемы адаптивного поведения, такие как выбор пищи, выбор брачного партнера, социальная коммуникация, требуют различных способов решения. Психологические механизмы, отвечающие за отвращение к тем или иным видам пищи, будут полезными при решении проблемы выбора пищи, но совершенно бесполезными при решении проблемы выбора брачного партнера. Учитывая достаточно большой набор проблем, с которыми сталкивались наши предки в среде своего обитания, можно, в принципе, предполагать существование соразмерного числа специфичных психологических механизмов, решающих эти проблемы.

Дж. Фодор считал, что ментальные модули локализованы в мозге и являются врожденными, а значит, и генетически детерминированными. Наиболее показательными примерами ментальных модулей могут быть язык, распознавание лиц и т.п., причем доказательствами их локализованности в мозге являются нейропсихологические данные. Так, когнитивные механизмы, отвечающие за функционирование языка, имеют специализированные стуктуры (зоны Брока и Вернике) для обработки именно лингвистической информации в ее различных сенсорных модальностях, и они локализованы в мозге функционально автономно от других когнитивных систем. Повреждение данных районов мозга в зрелом возрасте приводит к различным видам афазий, т.е. к утрате способности разговаривать или понимать речь. Так, люди, у которых повреждена зона Брока, страдают так называемой афазией Брока. Если повреждения зоны Брока достаточно серьезны, больной может остаться немым. При менее серьезных повреждениях возможны трудности при выборе слов, — такое явление называется «аномия» (неспособность правильно подобрать наименование предмета). Результатом незначительных повреждений зоны Брока оказывается аграмматизм, проявляющийся главным образом при использовании синтаксиса. При повреждении зоны Вернике возникает афазия, кото-



рую называют «сенсорная афазия», «рецептивная афазия» или «афазия Вернике». Люди, страдающие афазией Вернике, говорят бегло и грамматически правильно, но речь их совершенно лишена смысла. Создается впечатление, что они не понимают, что говорят сами, а также не понимают речь других людей.

Однако локализованность и функциональная автономность в мозге не всегда столь явные. Определенные психологические механизмы, направленные на решение очевидных проблем адаптации, такие как ревность или мышление, не имеют четкого мозгового коррелята. Еще большей проблемой является использование каждым специфичным психологическим механизмом своих специфичных алгоритмов обработки информации. Но функциональная специфичность ряда психологических механизмов сомнения не вызывает, они, по всей вероятности, имеют и достаточно четко локализованный мозговой коррелят, что, впрочем, выходит за рамки исследований самой эволюционной психологии. В последнее время ведутся очень интенсивные исследования в нейробиологии и нейрофизиологии с применением различных техник визуализации активности мозга (PET и fMRI). Они позволяют установить соответствие между когнитивной функцией и активностью мозга, т.е., по сути, определить локализацию мозговых систем, отвечающих за эти функции.



Если ментальные модули являются функционально специализированными и анатомически локализованными, то они также должны иметь диссоциированное развитие в ходе онтогенеза В отношении функционального развития мозга этому утверждению соответствует концепция созревания. Согласно последней, анатомическое созревание отдельных регионов мозга ведет к началу функционирования различных когнитивных систем, им соответствующих. Так, например, созревание лобной коры и ее недоразвитость у младенцев объясняют трудности, возникающие у них с задачами на постоянство объектов (например, трудности с нахождением спрятанных объектов).

Но вообще говоря, эволюционная психология занимается скорее влиянием на онтогенез тех врожденных адаптивных психологических механизмов, которые обеспечивают в конечном итоге функционирование социальных отношений, языка и других аспектов человеческого поведения. К таким психологическим механизмам могут относиться механизмы распознавания лиц и ранней имитации. Всего через несколько минут после рождения дети демонстрируют значимое пред-

почтение картинкам с лицами, а не картинкам с пустыми овалами или лицами с размытыми чертами [9]. Более того, младенцы трех-четырех месяцев от роду предпочитают более привлекательные (по мнению взрослых) лица менее привлекательным. Эта ранняя способность к восприятию тонких деталей головы и лица (особенно внутренних черт лица и внешнего контура головы) позволяет детям уже в три месяца качественно различать внешне похожих животных, таких как кошки и собаки. Подтверждением гипотезы о наличии врожденной способности к сложному взаимодействию с матерью является имитирующее поведение младенца. Новорожденные, появившись на свет всего несколько минут назад, высовывают язык и широко открывают рот, подражая матери. Имитируется и сложная мимика — выражение радости, грусти, страха и удивления. В течение нескольких недель в репертуар имитаций младенца добавляются интонации голоса и попытки жестикуляции пальцами.

Проблема развития является одной из самых слабых сторон эволюционной психологии, ибо созреванием только модульных психологических механизмов не объяснить все многообразие человеческого поведения, а тем более культурного поведения, которое в большей степени идет вразрез, нежели согласуется с различными врожденными психологическими и физиологическими адаптациями. Но в эволюционной психологии ставится неоднозначная проблема о соответствии наших врожденных поведенческих предрасположенностей и современной культурной и экологической среды, в которой мы вынуждены жить. Как утверждает У. Аллман, «в наших современных черепах содержится разум человека каменного века» [10]. В теории несоответствия и рассматривается данная проблема.

Теория несоответствия

Если следовать логике среды эволюционной адаптивности, то адаптации современного человека, как физиологические, так и психологические, формировались по отношению к существовавшим в условиях плейстоцена экологическим и социальным условиям. На протяжении всей своей истории, которая по сути является социокультурной эволюцией человека, биологически и психологически человек оставался практически тем же самым, каким был на протяжении всех двух миллионов лет существования своего биологического вида. Проб-

лема, которая ставится в теории несоответствия, — это разная временная размерность биологической эволюции человека и культурной эволюции, а также соотношение биологических и психологических эво-люционно приобретенных адаптации человека и культурных адаптации, носящих кумулятивный характер и в определенной степени представляющих собой новую среду, к которой человек опять-таки вынужден приспосабливаться.

Л. Космидес и Дж. Туби пишут: «Наш вид существовал в качестве охотников и собирателей в тысячу раз дольше, чем в любом другом состоянии. Мир, который кажется нам таким привычным, мир с дорогами, школами, бакалеями, заводами, фермами и национальными государствами, существует буквально мгновение по сравнению со всей историей эволюции. Компьютерная эра лишь чуть старше среднестатистического студента колледжа, а промышленной революции исполнилось всего двести лет. Сельское хозяйство впервые появилось на Земле десять тысяч лет назад, и только пять тысяч лет назад половина человечества предпочла сельское хозяйство охоте и собирательству. Естественный отбор — это медленный процесс, и еще сменилось недостаточное число поколений, чтобы он выработал схемы, хорошо приспособленные для нашей постиндустриальной жизни. Другими словами, в наших современных черепных коробках находится психика каменного века... Говоря так, мы не подразумеваем, что наша психика примитивна. Как раз наоборот: это весьма сложно устроенный компьютер, чьи схемы изящно разработаны для решения ряда проблем, с которыми повседневно сталкивались наши предки» [11].

Примером несоответствия эволюционировавших психологических механизмов современным социальным условиям являются феномен одиночества и, как его следствие, депрессии, столь характерные для сегодняшнего дня. Ведь очень многие эволюционные паттерны социального поведения формировались в сообществах, состоявших всего из нескольких десятков индивидов, между которыми устанавливались тесные социальные отношения. Эволюция социальных отношений была во многом направлена на создание таких психологических и когнитивных механизмов, которые позволяли отличать своих от чужих. Каждый индивид в сообществах го-минид и групп охотников-собирателей знал всех членов своей группы, и это позволяло ему выстраивать тактику социального поведения и коммуникации. Наши далекие предки знали всех индивидов

в своем сообществе, и социальные отношения строились в кругу «знакомых» сородичей или некоторого внутригруппового альянса, на поддержку которого индивид мог рассчитывать. Увеличение размеров сообществ до тысяч, сотен тысяч и миллионов членов привело к тому, что люди постепенно стали жить в «мире, населенном незнакомцами». Сфера наших социальных контактов в различных социальных иерархиях заметно расширилась и вышла за пределы только родственной группы, в то время как вероятность поддержки заметно снизилась. Потому мы и сталкиваемся с, казалось бы, странным феноменом одиночества и изоляции в современном мире, насчитывающем уже несколько миллиардов человек.

Мы рассмотрели основные теоретические положения одного из направлений интердисциплинарных исследований, опирающихся на теорию эволюции, — эволюционной психологии. Эволюционные психологи делают главный упор на выделение психологических механизмов, которые сложились в ходе эволюции, и их функционирование в современных условиях. Теория несоответствия как раз и подчеркивает достаточно большой разрыв между тем, что мы имеем и к чему генетически предрасположены, и тем, в каких условиях нам приходится реализовы-вать наш адаптивный потенциал. В этом эволюционная психология консервативна, в ее теоретическом каркасе трудно отыскать ответ на вопрос, как же все-таки оказалась возможной сама социокультурная эволюция человека, результатом которой и стали современные условия его существования. Ответ на этот вопрос может дать эволюционная психология развития.

Примечания

1. См.: Кайданов Л.З. Генетика популяций. - СПб., 1994.

2. См.: Cosmides L., Tooby J. Evolutionary psychology: A primer / http:// www.psych.ucsb.edu/research/cep/primer.htm (1997).

3. См.: BowlbyJ. Attachment and loss: V. 1. Attachment. -N.Y.: Basic Books, 1967.

4. Ibid.

5. См.: Cosmides L., ToobyJ. Evolutionary psychology: A primer.

6. См.: Buss D.M. Evolutionary psychology: A new paradigm for psychological science // Psychological Inquiry. - 1995. - V. 6. - P. 1-30.

7. См.: FodorJ. The modularity of mind: An essay on faculty psychology. - Cambridge: MIT Press, 1983.

8. См.: CosmidesL., ToobyJ. Evolutionary psychology: A primer.

9. См.: Slater A., Johnson S. Visual sensory and perceptual abilities of the newborn: Beyond the blooming, buzzing confusion // The Development of Sensory, Motor and Cognitive Capacities in Early Infancy: From Perception to Cognition / Ed. by R. Simion, G. Butterworth et al. - Hove, England: Psychology Press; Eribaum, 1998.

10. Пит. по: CosmidesL., ToobyJ. Evolutionary psychology: A primer.

11. Ibid.-P. 11.

Институт философии НАНБ, г. Минск, Республика Беларусь

Anis'kovich, N.V. The synthesis of the evolution theory, psychology, and development neurobiology: two instances of interdisciplinary research projects. Part 1: Evolution psychology

The paper discusses evolution psychology as an instance of interdisciplinary research based on the evolution theory. An attempt is taken to analyze theoretical theses of this course of research, its problems and methods. The way is shown in which a synthesis of the evolution theory and psychology is possible, recent achievements in these fields being taken into account.

№ 2 (29)___________ФИЛОСОФИЯ НАУКИ______________2006

СИНТЕЗ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ, ПСИХОЛОГИИ И НЕЙРОБИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ: ДВА ПРИМЕРА ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.