Сделай Сам Свою Работу на 5

Синтетическая теория эволюции





СИНТЕЗ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ, ПСИХОЛОГИИ И НЕЙРОБИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ: ДВА ПРИМЕРА ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ

ЧАСТЬ I. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Н.В. Аниськович

Конец XX и начало XXI вв. можно обозначить как время, когда прозошел своеобразный взрыв в развитии интердисциплинарных научных направлений, которые представляют собой приложения ряда естественно-научных теорий к объяснению и моделированию работы мозга, психики и поведения. Одним из таких направлений, получивших признание и очень интенсивное развитие, является когнитивное моделирование, в котором синтезируются психологические теории когнитивных процессов, теории нейросетей и теория динамических процессов. Сюда же относится применение эволюционной теории в когнитивной психологии и нейронауке, результатом которого стали, по крайней мере, два направления, которые мы рассмотрим в данной статье: эволюционная психология и эволюционная психология развития. Нашей задачей будет анализ иерархии теоретических и экспериментальных оснований этих направлений как примеров интердисциплинарных исследований, опирающихся на достаточно широкий пласт знаний, полученных в естественных и социальных науках. Указанные направления представляют собой довольно успешные попытки синтеза теории и экспериментальных данных, когда данные, полученные в нейробиологии, с успехом применяются для объяснения процессов социального познания и социальных отношений.



На фоне все нарастающего прогресса в области биотехнологий и искусственного интеллекта интердисциплинарные исследования могут помочь определить место человека как среди генетически видоизмененных организмов, так и среди интеллектуальных машин, соперничающих с человеком в интеллекте. Эволюционная психология

© Аниськович Н.В., 2006

и эволюционная психология развития, несмотря на существенную разницу в своих теоретических положениях, вместе позволяют оценить потенциал человеческого мозга и человеческой психики, а также его состояние в будущем.

В данном исследовании мы будем использовать иерархическую конструкцию метатеоретических оснований, специальных метатеоре-тических оснований и оснований среднего уровня, которая позволит наиболее точно определить положение той или иной теоретической предпосылки в общем теоретическом каркасе двух интердисциплинарных направлений. Несмотря на схожесть названий, эволюционная психология и эволюционная психология развития опираются на достаточно различные теоретические предпосылки, начиная с самой теории эволюции. Разные метатеоретические основания обусловливают и разное понимание функционирования нашей психики, мозга и протекания социальных процессов.



Истоки и теоретический каркас эволюционной психологии

Эволюционная психология, как ясно уже из самого ее названия, имеет своим истоком теорию эволюции. Еще старый дарвинизм, направленный прежде всего на объяснение происхождения и динамики всего многообразия растительного и животного миров, с момента своего создания был тесно связан с человеческим поведением и закономерностями существования человеческого общества. Но наиболее масштабно эволюционный подход стал применяться, когда была разработана синтетическая теория эволюции. Во второй половине XX в. возникли сразу два первичных интердисциплинарных направления, в основе которых лежала теория эволюции: этология и социобиология. Ряд негативных понятий, используемых социобиологами и их представления об управляемости людей, об их предрасположенности к геноциду повлекли за собой новое название исследований эволюции человеческого поведения. Такие исследования стали проводиться в рамках эволюционной психологии.

Эволюционная психология — это направление, в котором принципы и знания эволюционной биологии применяются в психологической теории и прикладном психологическом исследовании. Центральным положением эволюционной психологии является представление



о мозге, состоящем из большого числа специализированных механизмов, сложившихся в ходе естественного отбора для решения проблем, стоявших перед нашими предками. Такими проблемами могут быть добывание пищи, выбор брачных партнеров и воспитание детей. Задачей эволюционной психологии является определение ряда проблем, с которыми могли сталкиваться наши предки, выявление психологических и мозговых механизмов, направленных на их решение, и проверка действия этих механизмов в современных условиях.

В последние годы число исследований, проводимых в области эволюционной психологии, стремительно растет. Такие исследования затрагивают психологические механизмы и явления, традиционно изучаемые как в когнитивной психологии, так и в экономической психологии, медицинской психологии, а также психологии развития. Наиболее известными эволюционными психологами являются Д. Басе, Л. Косми-дес и Дж. Туби.

Для анализа методологии и теоретических оснований эволюционной психологии мы воспользуемся следующей иерархией теоретических оснований:

метатеоретические основания

• синтетическая теория эволюции (СТЭ):

эволюционное изменение через изменение частот генов; естественный отбор;

• адаптивность психологических механизмов;

специальные метатеоретические основания

• специализированность, или модульность, психологических и мозговых механизмов и эволюция мозга;

• среда эволюционной адаптивности;

теоретические основания среднего уровня

• теория несоответствия.

Синтетическая теория эволюции

Синтетическая теория эволюции (СТЭ), или проект, называемый эволюционным синтезом, возникла как результат научной интеграции генетики, популяционной биологии и дарвиновской теории эволюции.

Эта интергация продолжалась довольно длительный промежуток времени —начиная с 20-х годов XX в. до 50-х годов, но модернизация СТЭ происходит до сих пор. Синтетическую теорию можно охарактеризовать как популяционно-генетический подход к микроэволюции и его распространение на другие эволюционные уровни и другие области биологии. Основными понятиями, используемыми в рамках такого подхода, являются понятия эволюционного изменения, адаптации, факторов эволюции и естественного отбора как самого важного из этих факторов.

Эволюционное изменение — это явление, относящееся к популяциям и системам популяций. Кратко популяцию можно определить как изолированную совокупность особей данного вида, характеризующихся общностью происхождения, местообитания и образующих целостную генетическую систему [1]. В своей простейшей форме эволюция осуществляется в пределах локальных воспроизводящихся популяций. Это — микроэволюция. Она представляет собой систематическое изменение частот гомологичных аллелей гена или сцепленных групп генов в локальной популяции. Это может быть увеличение или, наоборот, уменьшение частоты в генофонде какой-либо вариантной формы гена, которая продолжает встречаться в популяции из поколения в поколение.

К главным факторам, вызывающим изменения частот аллелей, относятся мутационный процесс, поток генов, дрейф генов и естественный отбор. Первые два фактора- мутационный процесс и поток генов - создают изменчивость. Два других фактора — естественный отбор и дрейф генов — эту изменчивость сортируют. Факторы, создающие изменчивость, начинают процесс микроэволюции, а факторы, сортирующие изменчивость, продолжают процесс, что приводит к установлению новых частот вариантов. Эволюционное изменение в пределах популяции можно рассматривать как результат действия противоположных сил, создающих и сортирующих генетическую изменчивость.

Популяционно-генетическая концепция отбора, принятая в СТЭ, отличается от дарвиновской теории естественного отбора. В первоначальной дарвиновской концепции подчеркивалось важнейшее значение некоторых изменчивых видовых признаков, от которых зависит успех индивидов в «борьбе за существование». Отдельные особи, конкурирующие за жизненные ресурсы, будут иметь различия по некоторым наследуемым признакам. Некоторые из этих особей, в свою очередь, будут обладать селективным преимуществом перед

другими, т.е. будут лучше приспособлены к критическим условиям среды. В основном они и будут размножаться и передавать свои благоприятные признаки последующим поколениям. Естественный отбор в дарвиновском смысле представляет собой механизм совершенствования адаптированности популяции. Репродуктивный успех может проистекать из каких-то изначально имевшихся адаптации, которые неожиданно оказываются полезными для данной популяции, однако он также может быть связан с признаками, которые, подобно социальному паразитизму, дают преимущество обладающим ими особям, но гибельны для популяции.

Иную позицию занимают популяционная генетика и современная эволюционная теория, которые приравнивают естественный отбор к дифференциальному размножению альтернативных форм генов, генотипов или других воспроизводимых единиц. Концепция приспособленности, или селективной ценности (адаптивной ценности), сводится к представлению о приспособленности генотипа — среднем числе потомков, оставленных этим генотипом, по сравнению со средним числом потомков у других, конкурирующих с ним генотипов. Приспособленность, таким образом, становится количественной мерой успеха размножения.

«Высокая приспособленность» в том смысле, в каком этот термин используется в популяционной генетике, не обязательно подразумевает «выживание наиболее приспособленных», а синонимичный ему термин «адаптивная ценность» не обязательно означает, что генотип, обладающий высокой адаптивной ценностью, особенно хорошо приспособлен к своей среде. Популяционно-генетическая теория отбора утверждает, что типом, обладающим более высокой приспособленностью, или селективной ценностью, следует считать тот, который оставляет больше потомков, чем его конкуренты, независимо от того, лучше ли он приспособлен к своей среде или нет. Иначе говоря, некоторая совокупность фено-типических признаков будет адаптивной, если она способствует максимальной передаче генов. Такой подход получил название «inclusive fitness theory», и именно такая трактовка естественного отбора используется в эволюционной психологии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.