Сделай Сам Свою Работу на 5

Введение: собрать все воедино





Посвящается всем ученикам Дживамукти

- в прошлом, настоящем и будущем

Предисловие

Я пишу эти строки в полночь, где-то над Северной Атлантикой, на борту самолета DC-10 на высоте 10700 метров".

В самолете нет никого кроме нашей группы, технического персонала и меня. Сорок усталых парней отсыпаются после длинной серии ночных концертов. Каждый вечер в новом городе, иногда в другой стране или даже на другом континенте. Все эти месяцы никто из нас не спал в своей постели, и 9 часов полета на борту DC-10 - удобный случай ухватить немного сна.

Из всех пассажиров только я один не сплю. Пока персонал и товарищи по группе похрапывают и мечтают о доме" я стою на голове где-то между переборкой и пустой секцией эконом-класса.

Час назад, когда я начал заниматься йогой, стюардесса бросала на меня удивленные взгляды. Поймите правильно: я устал не меньше других. Но, увидев свободное место на полу, я сразу понял, что мне нужно. Мне захотелось позаниматься йогой.

Б небольшом окошке виднеется полная луна. Я воспринимаю вибрацию двигателей, которая передается через пол и ощущается с головы до ног, Она звучит как звук ОМ, усиленный мощью мотора в 6000 лошадей. И я вибрирую в нем вверх тормашками, с перевернутой улыбкой на лице. Воистину, это - полет.



Говорят, когда ученик готов, приходит учитель. Мой путь к йоге начался в 1990 г. Первый мой учитель, Дэнни, пришел ко мне в студию в Лондоне и спросил, не интересуюсь ли я йогой. Я не имел представления о йоге, но был достаточно заинтригован, чтобы попросить его что-нибудь показать.

Что он и сделал. Я был поражен его спокойной уверенностью, силой и гибкостью. Но еще больше я удивился, когда попробовал сам повторить некоторые из этих движений.

Я всегда думал, что нахожусь в довольно хорошей форме. Этого требует моя работа. Когда я был моложе, то занимался легкой атлетикой и каждый день бегал. Но вот смогу ли я с прямыми ногами наклониться вперед и положить ладони на пол? Не тут-то было. Не получилось и выполнить простой круг "приветствия солнца" - пришлось тяжело сопеть и пыхтеть, как паровоз. А мой учитель дышал ровно и без усилий. Поэтому я попросил его на следующий день зайти ко мне домой и поучить меня йоге.



Мой дом в Лондоне связан с именем выдающегося скрипача Иегуди Менухина. Я думаю, что это не случайно: ведь именно Менухин в 1950 году первым попросил Б.К.С. Айенгара провести в Лондоне курс йоги. (Тот сад, где они ежедневно занимались йогой, теперь выглядит как огромный парк с высокими старыми деревьями), И именно Менухин в 1966 г. написал предисловие к книге Айенгара "Прояснение йоги" (Light on yoga).

Я считаю большой удачей заниматься йогой в доме, где чувствуется энергия их сад-ханы, глубина их знаний и сила устремленности к йоге. Хотелось бы верить, что часть этой устремленности перешла и ко мне, поскольку вот уже 10 лет я занимаюсь йогой 6 дней в неделю. Я уверен, что именно йога наделила меня той энергией и концентрацией, которые я просто не мог бы обрести иначе.

Работа на эстраде связана с большими физическими нагрузками, а создание песен немыслимо без живого воображения. Но практика йоги расширила мои возможности. Благодаря йоге, которая теперь неразрывно связана с каждым аспектом моей жизни, я начал гораздо лучше справляться с обязанностями мужа и отца, и мне стало легче общаться с людьми,

Практика йоги научила меня познавать свое "Я", и мне удалось пережить ряд прозрений, Например, теперь я чувствую, что мое тело несет в себе голографически полную запись всего, что оно пережило за 50 лет. Страхи, предрассудки, сомнения - все это каким-то образом отразилось в структуре тела, сказалось на его мышцах. Если тело закрытое и жесткое, если оно сопротивляется переменам, то я замечаю, что крепко держусь за эмоциональные раны, пережитые в прошлом. Но когда я уверен в себе, бесстрашен и открыт, это тут же проявляется в легкости движений тела.



Практика йоги дала мне инструменты для обнаружения и проработки тех аспектов моего бессознательного, которые могли бы скрыто мешать мне всю оставшуюся жизнь. Одним из побудительных мотивов моего обращения к йоге было желание ощутить бесконечность "Я", а также узнать и испытать на себе различные проявления физического тела -и приятные, и болезненные.

Эти испытания происходят на эмоциональном, интеллектуальном, психологическом, физическом и духовном уровнях. Я чувствую, что между умом, телом и божественным Духом существует взаимопроникновение. То, о чем я думаю, влияет на тонкие тела и на физическое тело, и наоборот, состояние физического тела влияет на ум, эмоции, интеллект и на то, что я называю душой. И все это нераздельно. Вот что я узнал.

Мы вошли б новое тысячелетие, и я рад, что у меня есть возможность выразить свою веру в метод дживамукти-йоги. В свое время Б. К. С. Айенгар блестяще описал все тонкости возможных проявлений тела, ума и дыхания. Дэвид и Шэрон в своей книге воссоздают текучий танец жизни - во внешних и внутренних практиках йоги. Для меня и моей жены Труди они много лет были друзьями и учителями, Дэвид и Шэрон поддерживали нас и советовали видеть в йоге не только систему упражнений, но и путь в бесконечное. Книга, которую вы держите в руках, - результат опыта" знаний и работы многих поколений учителей. Это учебник того, как сделать жизнь глубокой и наполненной смыслом. И это отличный подарок миру.

Я чувствую, что характер вибрации самолета изменился. Мы начинаем снижаться, и на восточном горизонте появляется первый луч света. Под нами сияют огни Нового Орлеана, и я благодарю наступающий день. Я благодарю своих учителей и их предшественников. И я благодарен всем тем, кто будет читать эту книгу и продолжит свой путь к Самопознанию и Счастью.

Намастэ[1],

Стинг[2]

 

Введение: собрать все воедино

 

Забавная это вещь - делать невозможное.

- Уолт Дисней

Говорят, что два человека никогда не смогут напиться из одного и того же источника; для каждого из них вода будет иметь свой вкус Так и с йогой - она одна, хотя для нее и существует много разных названий.

Некоторые "направления" йоги основаны на раздельном изучении ряда методов, вырванных из целой системы. Отдельное обучение асанам (позам), пранаяме (контролю дыхания) и т, д. может помочь начинающему йогу заложить хорошую основу. Но если практика фрагментирована, то как человеку достичь истинной цели йоги -единения конечного" смертного, маленького "я" с вечным и бесконечным "Я"?

"Дживамукти-йога" -это наш "фирменный знак", но наш метод основан не на осколках йоги. Дживамукти-йога -наша попытка представить западным ученикам йогу как целостную систему, имеющую физические, психологические и духовные аспекты, Мы сгремимся учить йоге как духовной практике и напоминаем обучающимся, что они совершают трудное мистическое путешествие к просветлению. И мы создали метод йоги, который позволяет не сбиться с пути в этом путешествии.

В детстве вы, вероятно, разбирали часы, или радио, или какое-нибудь другое устройство. И, скорее всего, вам быстро становилось понятно- что разобрать легче, чем собрать снова! Но, не собрав это устройство" нельзя по-настоящему понять, как оно работает. В данной книге мы решили вновь собрать воедино те аспекты йоги, которые были разделены (а некоторые -даже отброшены) чудоковатыми американцами, встретившимися с йогой у себя на родине.

Запад познакомился с йогой в 1893 г. на Всемирном парламенте религий в Чикаго. Там Свами Вивекананда в своих выступлениях описал практики, разработанные много тысяч лет назад мудрецами, которых называли риши и которые стремились испытать блаженное состояние под названием "йога", что означает "союз с Богом". Открытые ими методы помогли им пережить состояние йоги, перейти от отождествления с телом и умом к божественному, космическому, вечному "Я", (Отождествление с телом и умом называется "эго" и представляет собой малое "я".)

Риши стремились к Самоосознанию[3], которое называют также познанием Бога, просветлением, самадхи или счастьем. Они хотели обрести целостность.

Хотя после Свами Виаекананды Соединенные Штаты посещали многие великие учителя Индии, им показалось трудным полностью передать физические, психологические и духовные аспекты йоги культуре, в которой даже существование Бога ставилось под сомнение. Однако некоторые из методов йоги людям удалось воспринять. Например, асаны были приняты в качестве полезной тренировочной программы, позволяющей увеличить гибкость и подвижность тела, восстановить здоровье и сбросить вес; медитация подавалась как техника борьбы со стрессами.

Но при этом оказалась забытой истинная цель йоги. Когда йоги приехали показать нам свои методы, мы по уровню духовного развития были еще детьми и, подобно детям, брали какие-то детали, чтобы лучше их изучить. При этом мы обнаружили полезные упражненияj способные улучшить нашу жизнь. Но обучение йоге в виде разнородных полезных упражнений подобно тому, как если бы человек, разобрав на части фотоаппарат, удивлялся, почему этими частями он не может сделать снимок.

Нам бы хотелось вдохновить вас пойти дальше "изучения различных форм и признаков" йоги и начать собирать все это вместе. В конце концов цель йоги не в том, чтобы обрести здоровое тело или более спокойный ум[4] (хотя методы йоги могут исправить недостатки тела и сделать ум спокойным). Цель - просветление, состояние, в котором все соединяется воедино.

Даже на самых первых своих занятиях мы пробовали давать живой вариант перевода индийской системы йоги, которую западные умы (такие же, как и у нас) вполне способны постичь. Именно такой перевод мы приводим в книге. Поэтому наряду с описанием асан и медитации вы найдете здесь главы, посвященные акимсе (отказу от насилия) и бхакти (преданности), которые не менее важны. Не волнуйтесь, если вы не знакомы с этими санскритскими терминами -к тому времени, когда вы закончите читать книгу, вы будете хорошо понимать эти и многие другие слова. (В книге есть подробный глоссарий. Слова, включенные в него, кроме имен собственных, при первом появлении в книге выделяются курсивом.) Вы также познакомитесь с большим арсеналом внутренних и внешних методов йоги, которые разработали риши, чтобы помочь нам достичь состояния йоги, союза с Божественным "Я".

В главах об асанах ударение делается не на описании отдельных упражнений -ведь существует множество книг, в которых они описаны. То, что преподаем мы, - это виньяса-крама., искусство построения последовательностей поз йоги. Начиная с шестой главы ("Прана: энергия жизни") последовательности асан иллюстрированы фотографиями и объединены в классы, так что вы сможете выполнять их самостоятельно. Эта книга также содержит инструкции по выполнению некоторых видов пранаямы (дыхательных упражнений), крийи (очищения) и медитации. Но мы все-же рекомендуем изучать эти техники под руководством квалифицированного учителя йоги.

Мы стали учить йоге потому" что нам захотелось рассказать о возможностях человека нечто необычное. Мы стараемся преподавать йогу как духовную дисциплину. Как люди искусства, мы полагаем, что обучение может стать вдохновенным творческим актом. Творчество отрывает людей от повседневности; сначала оно вдохновляло нас как музыкантов, а в дальнейшем стало основой метода дживамук-ти-йоги.

В 1989 г., когда наши первые неформальные группы перестали помещаться на квартире друга на авеню Би манхэт-тенского Ист-Виллиджа, мы решили открыть центр джива-мукти-йоги. Название "дживамукти-йога" мы выбрали для того, чтобы отразить истинную цель йоги - освобождение,

Джива означает "индивидуальная душа", а мукти - "освобождение". В выборе названия мы отталкивались от санскритского слова дживанмукти - "освобождение при жизни". Термин "дживамукти-йога" отражает тот факт, что вполне можно жить в мире достойной, насыщенной жизнью, развиваясь духовно, и еще при жизни достичь освобождения (самадхи).

Йога предлагает нам методы работы с телом и умом, способные привести индивидуальную душу к освобождению. Йога освобождает душу - чтобы та слилась с Богом и поняла, что неотделима от всего остального. Однако" как мы заметили во время наших многочисленных путешествий, сегодня даже в Индии к йоге редко обращаются ради освобождения. Большинство современных индийцев рассматривают ее просто как набор упражнений для развития гибкости и похудения. Вам не удастся, поехав в Индию, найти там (как надеялись некоторые ученики) "изначальный центр дживамукти-йоги".

Что касается нас, то мы с самого начала считали поиск освобождения единственным мотивом обращения к йоге! Чтение древних священных текстов, составляющих философскую основу йоги, медитация, размышления и поддержка великих учителей, с которыми мы имели счастье встре-титься, позволили нам создать метод йоги, сочетающий в себе изучение Логических текстов и медитацию, а также интенсивную практику хатха-йоги.

Еще мы с самого начала полагали, что в практике йоги, ведущей к просветлению, может играть огромную роль музыка (возможно, потому, что мы сами музыканты). Именно поэтому во время выполнения асан у нас звучит духовная музыка и мы учим своих последователей петь санскритские гимны.

Дживамукти-йога является также нашей попыткой найти форму социальной деятельности, связанной с нравственностью. Эта деятельность не направлена ни на свержение существующих правительств, ни даже на их критику, Дживамукти-йога представляет собой внутреннюю революцию и освобождение единственного заключенного, которого вы действительно можете освободить, - вашей души.

Философия йоги утверждает, что освобождение и счастье доступны каждому существу, независимо от его происхождения, национальности, пола или религии. Глубоко внутри все мы инстинктивно понимаем это, но такое понимание обычно затеняется нашими мыслями, которые имеют тенденцию возражать. Поэтому цель йоги заключается в том, чтобы изменить не мир, а свой ум. И это - более глубокий политический акт, чем свержение любого правительства.

Некоторые люди скажут, что они не хотят быть политиками. Хорошо, но вы не можете не быть политиками. Каждое действие, каждый выбор, который вы делаете, влияет на всех нас. Быть политиком -значит заботиться о мире, в котором мы живем. Забота о других гораздо быстрее приведет к освобождению, чем что-либо еще. И йога дает нам замечательный пример таких ответственных действий.

Будет ли когда-нибудь в Америке политическое движение истинных героев? Сможем ли мы здесь растить и поддерживать таких лидеров? Если так, то смогут пи они прийти к власти? Какой должна быть стратегия предвыборной кампании в соответствии с политикой просвет дения? Как нам развить в себе такой героизм? Как нам помочь политике просветления в ее повседневных делах?

-Профессор Роберт Турман. "Внутренняяреволюция"

В качестве инструментов освобождения йога использует тело и ум - потому что в них скрыты ключи ко всем тайнам Вселенной. Но почему мы должны хотеть изменить свое тело и ум? Каковы побудительные мотивы? В Бхагавад-гите (древнем йогическом тексте) Кришна говорит царевичу Арджуне, что нужно стремиться к совершенств)' в действиях и посвящать их плоды Богу. Это означает, что наши поступки не должны быть эгоистичными, направленными на себя, потому что большинствомировых проблем возникает из-за эгоизма.

Когда эгоизм перестает быть главным побудительным мотивом действия, перед нами открывается возможность истинного счастья. Сострадая чужой беде, вы поймете, что такое счастье. Благодаря служению всем существам вы испытаете счастье прекращения страдания.

Замените вопрос "Что даст мне йога?" другим - "Как могу я служить Тебе, Господи?", Позвольте любви стать вашим руководящим принципом. Когда вы будете любить то, что вы делаете, у вас раскроются и внутренние возможности.

Методы йоги нравственно совершенны. Они оздоравливают тело, утончают эмоции" тренируют интеллект, раскрывают душу. Но до тех пор, пока вас интересует в первую очередь возможность что-то получить от йоги, ваши страдания будут продолжаться, а занятия йогой - порабощать, а не освобождать.

Практика йоги помогает очистить ум. Грязь, от которой надо избавиться, - это анидья, неведение относительно своей истинной сущности, которая есть божественное "Я". Таким образом, йога помогает соединить индивидуальную душу с ее Божественным Источником, вернуться от своего теперешнего местопребывания к тому месту, откуда мы пришли.

Греческое слово апокалипсис означает "раскрытие, откровение". Результат практики йоги - просветление, которое есть событие апокалиптическое. Просветление - это раскрытие "я", в котором обнаруживается Атман, "Я есмь" - Бог внутри нас.

Дживамукти-йога - это не пассивная практика. Жизнь дживамукты[5] необычна. Обычно человек тратит время, стараясь избежать боли и стремясь подучить удовольствие. Но дживамукта переживает и боль, и удовольствие, сохраняя душевное равновесие и понимая, что все, что мы испытываем, - кармический результат наших прошлых действий, Дживамукта понимает, что, хотя прошлое нельзя изменить, можно создавать будущее теми поступками" которые совершаются здесь и сейчас И дживамукта никогда не забывает о радости.

Мы надеемся, что с помощью дживамукти-йоги вы приблизитесь к освобождению. Мы хотим поддержать независимых йогов, любознательных и устремленных: не ищите такого учителя" который сначала погладит по головке" а затем будет управлять вашей жизнью. Йога практична. Доказательство силы метода - его результаты. Вы можете проверить все непосредственно на себе. Рекомендуем вам также прочесть тексты, составляющие философскую основу йоги, - "Йога-сутры" Патанджали и "Хатхайога-прадипику". Если вы поразмышляете над прочитанным, у вас появятся свои собствен-ные прозрения. Они придут к вам в виде небольших волшебных вспышек, проясняющих то, что вы всегда знали, но не могли выразить.

Сознание можно рассматривать и как химический процесс. С точки зрения физиологии, все техники йоги создают основу для таких прозрений, ведь они влияют на эндокринные железы, изменяют химию мозга, помогая развить психокинетические способности, облегчающие созерцание, Но стремление к освобождению, которое вы в себе обнаружите, было у вас всегда.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.