Сделай Сам Свою Работу на 5

Медитация: сидеть на троне духа





Наша главная обязанность -выйти за пределы мыслей.

- Свами Нирмалананда. "Безмолвный мудрец говорит"

Медитация -это наблюдение за тем, как ваш ум думает. Зачем нам наблюдать, как думает ум? Ну, если вы можете что-либо наблюдать, тогда вы знаете, что вы этим не являетесь. Вы не можете одновременно наблюдать и быть тем, что вы наблюдаете.

Йог стремится уйти от отождествления с телом и умом, чтобы достичь единства с божественным "Я". Если йог (или йогиня) научился наблюдать ум, он начинает понимать, что не может быть умом. И это -хорошее начало.

Такая перемена в самоидентификации является первым шагом к Богу. Чтобы познать Бога, вы должны стать Богом. Вы должны уйти от отождествления с телом, умом и мыслями, порожденными умом.

Медитация - это не то же самое, что молитва или размышление. Молитва часто означает, что вы у кого-то (не у себя) что-то просите. Размышление подразумевает перебор мыслей и концепций. Медитация же -это обратить слух внутрь себя. Чтобы слушать, вы должны прекратить говорить. Полагая, что все является именно таким, каким и должно быть, медитирующий просто пребывает в бесконечном.



Медитация не является привилегией индуизма или буддизма. Она старше любых доктрин, проповедуемых какими-либо официальными религиями. Те, кто хочет обойти мысль и интеллект и получить неописуемый опыт восприятия бытия, занимались ею в течение многих столетий; они просто, как говорят квакеры, "слушали тихий голос внутри себя".

Чтобы понять, что происходит во время медитации, мы должны сначала получить представление о сознании, которое есть принцип знания. Существо может иметь высокий или низкий уровень сознания в зависимости от степени авидьи (ложного знания, неведения). Авидья закрывает сознание как облако. Это похоже на попытку разглядеть себя в грязном зеркале, когда мы принимаем грязь за свое лицо.

Йога предоставляет нам психотерапевтические методы очищения зеркала сознания. Они необходимы для освобождения нас от отчаяния, депрессии и зависимости от внешних факторов и внешних условий -для счастья.

Откажитесь, прекратите, отпустите, избавьтесь, выбросьте это. Продвижение по Пути -дело святое, но увы, некоторые задерживаются на нем, чтобы рассмотреть цветы и вдохнуть их аромат, или подержать в руках вечность, или пережить экстаз и счастье, или распространить свет, или достичь "ни восприятия, ни невосприятия", и останавливаются где только можно. Идите вперед! Вперед! Вперед!



- Бхагаван Дас

Все методы йоги, включая медитацию, предназначены для того, чтобы проявить счастье, присутствующее в каждой клетке, в каждом органе тела и в каждой волне мысли. С помощью этих техник йог стремится очистить от всех мыслей ум, скрывающий ту истину, что душа ("Я") вечно пребывает в счастье. Чтобы быть действительно счастливыми, мы должны привести ум в состояние ясного восприятия. С ясным восприятием ум отражает "Я" подобно чистому зеркалу.

В первой главе "Йога-сутр" Патанджали отвечает на вопрос "Что такое йога?".

Ногаш читта-вритти-ниродхах (ЙС, 1.2) Йога - это прекращение колебаний (вихрей) ума.

Когда вы перестаете отождествлять себя с мыслями, колебаниями ума, тогда возникает йога, которая есть состояние единства с "Я" - самадхи, счастье, блаженство и экстаз! Почти вся первая глава "Йога-сутр" посвящена описанию самадхи (сверхсознания) и состояния свободы от колебаний ума. Во второй главе Патанджали описывает метод достижения этого состояния: медитацию (дхьяну), одну из восьми ступеней аштанга-йоги.

Последние четыре ступени аш-танга-йоги Патанджали 5. Пратьяхара - отвлечение органов чувств от внешних объектов. Первым шагом на пути к внутренним техникам есть отказ от вовлеченности в мир чувств. 6. Дхарана - сосредоточение. Медитирующий может периодически терять сосредоточение и отвлекаться, но каждый раз, когда внимание отвлекается, он способен вернуть его к объекту сосредоточения. 7. Дхьяна - медитация. Когда сосредоточение на выбранном объекте становится однонаправленным, устойчивым и непрерывным в течение некоторого времени, возникает медитация, 8. Самадхи - сверхсознание. Это и есть йога. Медитирующий с помощью глубокого сосредоточения (дхарана) позволяет возникнуть состоянию медитации (дхьяна) и ум возвращается к своему Источнику, который един для всего мироздания. Таким образом, это переживание есть достижение Единства бытия, что является синонимом экстаза и безграничной радости.

Чтобы приступить к медитации, сначала нужно овладеть пратьяхарой, научиться направлять пять органов чувств внутрь. Если мы способны сесть и, не отвлекаясь, оторвать органы чувств от наружных объектов и направить их вовнутрь, значит, мы готовы к медитации. Когда выработается способность сосредоточивать внимание на одном объекте и удерживать его там некоторое время, медитация может произойти спонтанно и естественно. Мы не можем заставить себя медитировать, но можем заставить себя сосредоточиться.



Чтобы развить способность сосредоточения, мы должны научиться не позволять своему вниманию отвлекаться на всякие мысли, проходящие через ум. Природа ума в том, чтобы думать. Мышление является одной из разновидностей разговора. Обычно ум все время болтает, и мы вовлечены в постоянный диалог с этой болтовней. Чтобы прервать его, Патанджали рекомендует нам сосредоточиться на чем-либо другом - например, на потоке дыхания. Пусть ум продолжает говорить сам по себе, но вы в этом не участвуйте. Такое сосредоточение называется дхарана.

Различные школы медитации отличаются друг от друга прежде всего объектом сосредоточения. Этим объектом может быть простая или сложная визуализация, мантра, пламя свечи, мандала или движение дыхания. Опыт медитации может прийти только в результате длительного сосредоточения. Вы не можете заставить себя медитировать, так же как не можете заставить себя уснуть. Если вы хотите уснуть, нужно создать ситуацию, которая вызывает переход в другое состояние сознания. Вы чистите зубы, умываетесь, надеваете пижаму, ложитесь в удобную кровать, выключаете свет, закрываете глаза и (возможно) через несколько минут засыпаете...

То же происходит и с медитацией. Это состояние не требует усилий, но оно придет только после того, как вы научитесь сидеть неподвижно и концентрироваться на одном объекте" не отвлекаясь. Впрочем, даже с такой подготовкой вы можете не попасть в это медитативное состояние, свободное от мыслей. Но в процессе занятий вы подходите к нему все ближе и ближе. Вы же не отказываетесь от сна, если вам выдалась бессонная ночь? На следующую ночь вы попробуете еще раз. То же самое и с медитацией. Не оставляйте стараний - попробуйте еще раз.

В течение одного занятия ваше сосредоточение может прерываться много раз. Ничего страшного. Необходимо постоянство и усердие. Как только вы осознали, что отвлеклись, вновь вернитесь к объекту. Постепенно ваша сосредоточенность станет настолько сильной, что ее нелегко будет увести от объекта. Тогда переходите к следующей стадии - непрерывному сосредоточению (дхьяне).

В древних текстах эти две стадии практики образно описываются так:

Дхарана (сосредоточение, которое прерывается) подобна воде, льющейся в сосуд. Вода не льется сплошным потоком - она распадается на отдельные капли.

Дхъяна (медитация, непрерывная погруженность) подобна маслу, льющемуся в сосуд. Оно льется непрерывным потоком к своей цели - сосуду.

Если вы отстранились от мыслей, через некоторое время они начинают затихать. Становятся заметными промежутки между мыслями. Тишина, из которой возникают мысли, становится непрерывной. Это следующий уровень виньясы. Ваше сознание переходит от фрагментированности к состоянию сосредоточенности. Такое изменение сознания сопровождается чувством покоя, который воздействует на тело и

Инструкции по ежедневной медитации 1. Выберите место для медитации. Удобно сядьте, чтобы позвоночник располагался перпендикулярно Земле. Если вы сидите на полу, подложите под себя подушку или свернутое одеяло, чтобы сидеть повыше - так будет легче полностью распрямить позвоночник. Вы должны научиться сохранять эту позу на протяжении всей медитации. Выберите положение рук, которое удобно сохранять: например, положите руки на колени. 2. Сидите неподвижно. Не двигайтесь, и тогда вы сможете ощутить покой. Ваше тело будет оставаться неподвижным, если вы не дадите ему повода для движений. 3. Сосредоточьтесь на дыхании. Не перемещайте внимание вслед за движением воздуха по дыхательным путям, а почувствуйте дыхание на кончике носа или наблюдайте за подъемом и опусканием живота. Не управляйте дыханием, просто наблюдайте, как воздух входит и выходит. Удерживайте внимание на дыхании. Позвольте выдоху сменять вдох. Дыхание подобно жизни, оно приходит и уходит. Позвольте мыслям двигаться вместе с движением дыхания. Не задерживайте дыхание, не отвлекайтесь на мысли, не начинайте их "думать". Просто позвольте происходить вдоху, позвольте приходить мыслям. Позвольте произойти выдоху, и так же позвольте уйти мыслям. Не управляйте дыханием - пусть оно происходит само по себе, вы его просто наблюдаете. Не думайте ни о чем, пусть поток мыслей просто проходит через ум, а вы его лишь наблюдаете. Вы - сакшин (беспристрастный свидетель). Пусть все идет своим чередом.

ум. Этот покой - результат единения с бесконечным (в отличие от конечного, которое мы ощущаем как мысли).

Есть три обычных состояния сознания. Точнее говоря, обычное сознание проявляется в трех состояниях. На санскрите они называются так:

джаграт - бодрствование; свапна - сон со сновидениями; сушупти - глубокий сон без сновидений.

Обычно все живые существа в течение суток находятся в этих трех состояниях.

В состоянии бодрствования сознание управляется мыслями, которые состоят из воспоминаний о прошлом и планов на будущее. Бодрствующий ум очень редко пребывает в осознавании настоящего момента. В состоянии бодрствования мы воспринимаем реальность на уровне сознания, которое подчиняется физическим законам, управляющим объективной Вселенной, состоящей из времени и пространства.

Сновидения есть следствие бодрствующего состояния, из которого заимствуются образы. Вы не можете видеть сон о том, чего вы никогда не видели или не пережили каким-то образом в бодрствующем состоянии (в этой жизни или в предыдущих). Но во сне действие физических законов, управляющих Вселенной, может быть приостановлено. Во сне мы способны летать, проходить сквозь стены и общаться с людьми, которые умерли.

Во сне глубоко скрытые образы нашего подсознания могут выйти на поверхность. Большинство символов, появляющихся в наших снах, в действительности являются частью нас самих. Эти подсознательные личности могут появляться в скрытом виде и противостоять нашему "нормальному" бодрствующему сознанию. Сон может помочь нам разобраться с оставшимися от прошлого проблемами. Объединяя подсознание с сознанием, он способен освободить нашу жизнь от значительной доли замешательства.

В состоянии бодрствования и в сновидениях мы отождествляемся с эго, а не с божественным "Я" (кроме, возможно, редких, мгновенных вспышек истинного счастья). Во сне все кажется реальным. Нереальность сна становится очевидной только после пробуждения. Состояние бодрствования отнюдь не вещественнее состояния сна, но из-за его "объективности" мы считаем его реальным. После пробуждения своей истинной природы мы будем воспринимать даже состояние бодрствования как сон -непрочный и недолговечный.

Во время глубокого сна эго отдыхает, сливаясь со своим Источником, божественным "Я". Это не есть состояние познания Бога, поскольку эго совершенно лишено сознания. После пробуждения оно не будет помнить о слиянии с Богом и вернется к ошибке авидьи -отождествлению с телом и умом.

Душа же продолжает наблюдать за нами даже тогда, когда мы находимся в состоянии глубокого сна. И если кто-то позовет нас, мы проснемся, даже если крепко спали, - сознающая часть сознания слушает.

Цель медитации состоит в том, чтобы во время бодрствования испытать нечто подобное слиянию с Источником, которое происходит в глубоком сне. Такое состояние называется турия ("четвертое состояние"), или самадхи. Оно известно только просветленным существам, сознание которых полиостью проявилось благодаря прилагавшимся в течение многих жизней усилиям и праведности. Просветленные достигли такого уровня управления умом, что способны направить его внутрь, к своему божественному Источнику. Возможно, вы испытывали такое состояние в виде краткой вспышки счастья -в тот момент, когда ваш думающий ум ослабил контроль над вниманием.

Чтобы описать процесс медитации, мы обычно используем образ колеса. У большинства из нас внимание как правило кружится, привязанное к мыслям (ободу колеса).

Колесо катится, и мы следуем за ним -мысль за мыслью, весь день в непрерывном потоке мыслей. В конце дня мы так устаем, что засыпаем. Но и во время сна мы продолжаем катиться имеете с мыслями, которые принимают вид сновидений. Состояние сна со сновидениями продолжается до тех пор, пока мы не входим в глубокий сон. В глубоком сне нет никаких сновидений, мыслей и образов. Ум вновь возвращается к своему Источнику, недосягаемому для мыслей. Мы в спокойном, неподвижном центре колеса - но мы не знаем, что находимся там.

Если ось движется плавно, то центр колеса на санскрите можно назвать словом сук-ха. Сукха также означает "счастье". Счастливая ось - такая, которая плавно вращается точно в центре колеса. Находиться в сукхе означает пребывать в вечном счастье души.

Практикуя сосредоточение, мы стараемся сознательно уйти от точки на ободе колеса" вращающейся с каждой мыслью, и стремимся сосредоточиться на одном объекте. И если сосредоточение непрерывно, тут же по одной из спиц внимание перемещается к центру. Хотя колесо продолжает вращаться, мы, находясь в центре, уже не следуем за всеми движениями и каждой мыслью.

Внутренняя сущность "Я" -это блаженство, экстаз и безграничное счастье. Вы -пт же обретете счастье, если перестанете отождествлять себя с бесконечно вращающимся колесом и переместитесь в сукху - надежный центр, где ничего не меняется и все реально. Ибо неподвижное является источником всего, что движется.

Время останавливается, и проявляется истина. 11стина - это Единое, 11с-тина неизменна и вечна; это безграничная любовь, источник всего бытия.

Самым лучшим для вас будет тот способ медитации, который у вас срабатывает. Учителя обучаюттехникам медитации, которые оказались полезными для них. Нет правильных или неправильных техник. Правильная техника - та, которая действенна. Выберите один метод и приступите к занятиям. Чтобы получить результаты, будьте терпеливы и занимайтесь регулярно и долго.

Хотя поднаторевшие в медитации могут заниматься ею в метро или ожидая самолет в аэропорту, большинству из нас лучше выделить себе место для

медитации дома. Выберите тихое место - лучше комнату с дверью, которая закрывается. Хорошо иметь алтарь, на который вы можете поставить свечу, изображение святого или божества, а может быть, просто цветы. Возможно, ваш алтарь будет вначале очень простым и станет увеличиваться в процессе развития духовной практики. Или он может оказаться вначале очень сложным, но станет упрощаться по мере вашего очищения. Алтарь действует как зеркало. Он - выражение беспорядка или ясности ума. Он может помочь вам увидеть свою душу.

Место медитации - это ваш лом, в который вы можете возвращаться каждый день. Но если постоянное место выделить невозможно, вы не должны прекращать медитировать. Местом медитации может стать даже ваша кровать. Иногда это единственное имеющееся спокойное место - особенно если вы путешествуете или в доме живет много людей.

По возможности, во время медитации пользуйтесь будильником, чтобы вы могли сохранять сосредоточенность, не думая о времени и не глядя на часы. Если вы только начинаете заниматься медитацией, не старайтесь медитировать слишком долго. Гораздо важнее делать это каждый день. Если вы очень честолюбивы и пытаетесь заставить себя сидеть по часу в день, вы, вероятно, через день-два бросите это занятие. Начните с разумного времени медитации, чтобы вы могли заниматься регулярно.

Медитации способствует: 1 . Одно и то же место. Место для медитации должно быть постоянным, чтобы вы могли медитировать там каждый день. 2. Одно и то же время. Постарайтесь установить для ежедневных занятий медитацией определенное время. 3. Используйте будильник, чтобы в процессе медитации вам не надо было следить за временем, Ведите журнал медитации 1. Заведите небольшую записную книжку и ежедневно записывайте в ней, когда и сколько вы занимались медитацией. 2. Отмечайте все свои трудности и открытия. Это может помочь вам отследить свои привычки, шаблоны поведения и духовное продвижение.

Новичкам мы всегда советуем начинать с 5 минут - ежедневно, в одно и то же время. Если вы сумеете придерживаться такого графика в течение двух месяцев, не прерываясь ни на день, можно постепенно добавить еще 5 минут. Занимайтесь по 10 минут каждый день в течение двух месяцев, а затем можете увеличить время до 20 минут. После того как вы сможете ежедневно в течение двух месяцев уделять медитации 20 минут, увеличьте это время на столько, на сколько позволяет ваш распорядок дня. Медитацией можно заниматься отдельно или совмещать ее с другими видами ежедневных занятий йогой.

Медитация должна стать чем-то таким, что вам нравится, но пусть это произойдет естественным путем. С другой стороны, вы не сможете прогрессировать, если неспособны твердо придерживаться определенной дисциплины.

Если у вас есть место для медитации, подготовьте подстилку или подушку для сидения. Медитацию нужно выполнять с прямым позвоночником, перпендикулярным Земле. Искривленная поза делает ум вялым и бессознательным.

Перпендикулярный позвоночник действует подобно антенне. Шри Брахмананда Сарасвати часто сравнивал тело-ум с теле- или радиоприемником, способным принимать сигнал космической станции, ведущей передачу из божественного Источника. А нервная система и наше внимание нужны для настройки на Божественное.

Стхира-сукхам асанам (ЙС, 2.46) Связь с землей должна быть устойчивой и приятной.

Эта сутра, смысл которой часто относят только к асанам, применима и к медитации. Стхира означает "устойчивый". Для того чтобы сохранялась физическая устойчивость, ощущение осознанности и внимательности должно присутствовать во всем теле. Вот что обычно происходит, если медитирующий осознанно принимает выбранную позу: он передает телу намерение ума. Если это намерение достаточно сильное, тело способно его воспринять.

Сукха означает "удобный" (другое значение - "радость, счастье"). Итак, чтобы приступить к медитации, примите такую позу, в которой вы можете сохранять неусыпную бдительность и при этом чувствовать себя комфортно. Не пытайтесь заставить себя принять позу, к которой ваше тело еще не готово. Если вам пока трудно скрещивать ноги, например в падмасане ("позе лотоса"), не используйте ее для медитации. Выполняйте падмасану в другое время. Выберите такое положение сидя, которое будет для вас удобным. Через несколько минут ощущение комфорта может исчезнуть, но по крайней мере у вас есть хорошая возможность начать занятие в самой удобной позе.

Искренность и смирение - первое необходимое условие духовного пути. Мы должны узнать то, чего незнаем. Мы должны узнать, что нет ничего, что нужнознать, - есть только бытие. Наилучшее умонастроение - быть признательным, благодарным и постоянно щедрым.

- Бхагаван Дас. "Это - здесь и сейчас (а вы?)"

Поза сидя на стуле Вирасана с опорой Полулотос Падмасана

Позы для медитации

Следующие позы могут способствовать медитации. Они приводятся в порядке возрас тания трудности, начиная с самых легких.

 

Поза сидя на стуле

Выберите стул - не слишком мягкий, с прямой спинкой и, по возможности, без подлокотников. Сев, поставьте обе ноги на пол. Если ноги не касаются

Поза со скрещенными ногами Ваджрасана Сиддхасана  

пола, подложите под них

коробку, деревянную подставку или телефонную книгу. Подошвы ног должны чувствовать твердую опору. Надо, чтобы ноги были параллельны друг другу. Попробуйте наклониться немного вперед, а затем откинуться назад. Наконец сядьте прямо, чтобы позвоночник вытянулся вверх и не опирался на спинку стула.

Руки могут свободно лежать на бедрах, ладони обращены вниз или вверх. Локти слегка согнуты, плечи расслаблены.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.