Сделай Сам Свою Работу на 5

Имущество, составляющее неделимый фонд кооператива, не включается в паи членов кооператива. 10 глава





2. Нормальная финансовая устойчивость имеет место, если величина товарных запасов больше суммы собственного оборотного капитала в товарных запасах, но меньше общей суммы источников финансирования товарных запасов (ИФЗ): СОС < ТЗ < ИФЗ.

3. Неустойчивое финансовое состояние возникает при условии, когда сумма товарных запасов не покрывается общей величиной основных источников их формирования (ТЗ > ИФЗ). В этом случае требуется изыскать источники, ослабляющие финансовую напряженность (например, попросить у обслуживающего банка выдать краткосрочную ссуду на временные нужды, активизировать торговлю и тем самым снизить товарные запасы).

4. Кризисное финансовое состояние (торговая организация находится на грани банкротства) возникает при чрезмерной величине товарных запасов (ТЗ > ИФЗ), при отсутствии или незначительной величине (менее 10%) собственного оборотного капитала, и при этом у организации имеются просроченная кредиторская задолженность по товарным операциям и не погашенные в срок краткосрочные кредиты и займы под товарные запасы.

Рассмотрим теперь табл. 6.4, в которой представлены абсолютные показатели, характеризующие финансовую устойчивость анализируемой организации.



Таблица 6.4. Показатели финансовой устойчивости ЗАО «Универсальный магазин» на начало и конец отчетного года, тыс. руб.

Показатели Код строки формы № 1 На начало года На конец года
Собственные оборотные средства 490 + 590 – 190 14 280,0 22 141,3
Товарные запасы (ТЗ) 49 166,4 50 636,5
Общая сумма источников формирования ТЗ, в том числе   46 163,8 47 519,7
3.1. собственные оборотные средства в товарных запасах (490 + 590 – 190) – – (220 + 230 + 240 + 260) 2 296,5 2 896,3
3.2. краткосрочные кредиты и займы 3 511,6
3.3.кредиторская задолженность поставщикам товаров 43 867,3 41 111,8

На основании данных, приведенных в табл. 6.4, финансовое состояние ЗАО «Универсальный магазин» на конец анализируемого периода можно определить как неустойчивое, поскольку имеющиеся товарные запасы в сумме 50 636,5 тыс. руб. не обеспечены общей величиной источников их формирования (47 519,7 тыс. руб.), т.е. к концу года образовался недостаток источников формирования товарных запасов — 3 116,8 тыс. руб.



Если исходить из того, что ЗАО «Универсальный магазин» не имеет просроченных банковских кредитов и невозвращенной в срок кредиторской задолженности поставщикам, можно обоснованно рассчитывать на получение краткосрочной банковской ссуды на временные нужды или получение коммерческого кредита. Универсальный магазин может активизировать торговлю и уменьшить товарные запасы, распродав излишки (если они имеются). Тем самым можно восстановить нормальную финансовую устойчивость предприятия.

Обращает на себя внимание нерациональное использование собственных оборотных средств торгового дома. Из общей их суммы на конец года (22 141,3 тыс. руб.) подавляющая часть по существу отвлечена из оборота, находится в форме дебиторской задолженности (10 852,4 тыс. руб.), а также в форме денежных средств в кассе и на расчетном счете (7 093,5 тыс. руб.). В то же время в товарных запасах собственного капитала имелось только 2 893,3 тыс. руб., что составляет по отношению ко всем товарным запасам 5,7%. Иначе говоря, обеспеченность товарных запасов собственными оборотными средствами очень низкая (5,7%), что ниже даже минимально допустимой величины этого показателя (не менее 10%).

Итак, руководителям торгового дома, и в первую очередь финансовой службе, следует активизировать работу по взысканию дебиторской задолженности. Что касается денежных средств, то их не надо держать в такой большой сумме на расчетном счете в кассе, а лучше бы инвестировать в краткосрочные финансовые вложения (в надежные облигации или открыть депозитный счет в банке), что позволило бы получить дополнительный доход.



Наряду с абсолютными показателями финансовая устойчивость торговой организации характеризуется системой финансовых коэффициентов, которые рассчитываются в виде соотношений абсолютных показателей актива и пассива баланса. К ним относятся: коэффициент автономии (финансовой независимости), коэффициент внешнего финансирования, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

1. Коэффициент автономии (финансовой независимости) показывает, в какой степени используемые организацией активы сформированы за счет собственного капитала, и рассчитывается как отношение собственного капитала (стр. 490) к общей величине имущества организации (стр. 300). Рекомендуемое значение этого коэффициента составляет 0,5. Чем выше доля собственных средств в общем объеме используемых организацией финансовых ресурсов, тем выше ее финансовая независимость (автономия).

2. Коэффициент внешнего финансирования (коэффициент финансового рычага) показывает, сколько заемных средств приходится на 1 руб. собственных средств, и рассчитывается как отношение заемного капитала (стр. 590 + стр. 690) к собственному капиталу. Рекомендуемое значение этого коэффициента составляет 1.

3. Коэффициент финансовой устойчивости характеризует возможность покрытия собственным капиталом заемных средств; рассчитывается как отношение собственного капитала к заемному. Рекомендуемое значение этого коэффициента составляет 1.

4. Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какую долю занимает собственный капитал, инвестированный в оборотные активы, в общей сумме собственного капитала, и рассчитывается как отношение собственного оборотного капитала (стр. 490 + стр. 590 – стр. 190) к общей сумме собственного капитала организации. Рекомендуемое значение этого коэффициента составляет 0,2—0,5. Чем выше доля собственного капитала, инвестированного в оборотные активы, тем больше у организации возможности для маневрирования своими средствами.

5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости, и рассчитывается как отношение собственного оборотного капитала к общей сумме оборотных активов. Минимальное значение этого коэффициента равно 0,1. Это означает, что оборотные средства организации должны быть профинансированы за счет ее собственных средств не менее чем на 10 %. Безусловно, это мало, но в настоящее время многие коммерческие организации, особенно в сфере торговли, не имеют и этой минимальной доли собственных оборотных средств. Необходимо постепенно, но неуклонно наращивать собственный оборотный капитал. В организацию с высокой долей собственного оборотного капитала кредиторы вкладывают средства более охотно, поскольку она с большей вероятностью может погасить долги в установленные сроки.

В табл. 6.5 представлены коэффициенты финансовой устойчивости ЗАО «Универсальный магазин» на начало и конец года.

 

Таблица 6.5. Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость ЗАО «Универсальный магазин» на начало и конец отчетного года

Наименование показателя Способ расчета Значение показателя по данным баланса Рекомендуемое значение
на начало года на конец года
Коэффициент автономии СК/ВБ 0,29 0,38 0,5
Коэффициент внешнего финансирования (финансовой зависимости) ЗК/СК 2,41 1,63
Коэффициент финансовой устойчивости СК/ЗК 0,41 0,61
Коэффициент маневренности собственного капитала СОК/СК 0,74 0,76 0,2 – 0,5
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами СОК/ОА 0,23 0,32 ³0,1

 

Как отмечалось при анализе баланса ЗАО «Универсальный магазин», в отчетном году существенно улучшилась структура капитала (повысилась доля собственного капитала), что положительно отразилось на финансовой устойчивости предприятия.

Приведенные в табл. 6.5 данные свидетельствуют о том, что все коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость, улучшились.

Коэффициент автономии (финансовой независимости) повысился с 0,29 на начало года до 0,38 на конец года. Хотя рекомендуемое значение этого показателя (0,5) не достигнуто, но динамика его положительная. Зависимость ЗАО «Универсальный магазин» от внешних источников финансирования заметно уменьшилась, о чем свидетельствует снижение коэффициента внешнего финансирования с 2,41 до 1,63. На начало года у ЗАО «Универсальный магазин» на каждый рубль собственного капитала было привлечено 2 руб. 41 коп. заемного капитала, а на конец года — это соотношение уменьшилось до 1 руб. 63 коп.

Коэффициент финансовой устойчивости увеличился с 0,41 до 0,61, что свидетельствует о повышении финансовой устойчивости, хотя этот показатель пока ниже рекомендуемого значения.

Коэффициент маневренности собственного капитала повысился с 0,74 до 0,76. Это свидетельствует о том, что 76% собственного капитала универмага инвестировано в мобильные (оборотные) активы. Следовательно, предприятие обладает возможностями быстрого маневрирования собственным капиталом.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами увеличился с 0,23 до 0,32, что, безусловно, является положительным результатом. В тоже время, как уже отмечалось, чрезмерно много собственного оборотного капитала отвлечено в дебиторскую задолженность, а также находится в форме денежных средств.

В жестких условиях рыночной экономики торговые организации должны быть постоянно готовыми своевременно погашать свои внешние финансовые обязательства, то есть быть платежеспособными. На практике платежеспособность торговой организации выражается через ликвидность ее баланса.

В отечественных учебных и научных изданиях продублирована западноевропейская классификация активов по степени их ликвидности, согласно которой активы различаются по мере убывания ликвидности следующим образом:

А1 — абсолютно ликвидные активы — денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

А2 — быстро реализуемые активы — дебиторская задолженность;

А3 — медленно реализуемые активы — запасы всех видов, долгосрочные финансовые вложения;

А4 — труднореализуемые активы — внеоборотные активы (кроме долгосрочных финансовых вложений).

Такое распределение активов по степени ликвидности представляется неоправданным. Товарные запасы, которые в принципе должны как можно быстрее продаваться (в торговых организациях они действительно очень быстро превращаются в денежные средства), отнесены к группе А3 (медленно реализуемые активы), тогда как дебиторская задолженность, которую зачастую трудно взыскать, числится в быстро реализуемых активах. Представляется более правильным относить товарные запасы к группе А2. Что же касается дебиторской задолженности, то, по нашему мнению, к группе А2 следует относить только краткосрочную (со сроком погашения до трех месяцев) дебиторскую задолженность.

Обязательства в порядке возрастания сроков их погашения делятся так:

П1 — наиболее срочные обязательства — кредиторская задолженность;

П2 — краткосрочные обязательства — краткосрочные кредиты и займы;

П3 — долгосрочные обязательства — долгосрочные кредиты и займы;

П4 — постоянные пассивы — капитал и резервы (III раздел пассива баланса), задолженность участникам по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Из учебника в учебник повторяется утверждение, что баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются соотношения: A1 П1, A2 П2, A3 П3, А4 П4. В реальной действительности такого положения практически не бывает. Правильнее оценивать ликвидность торговой организации путем сравнения первой и второй групп активов с первыми двумя группами обязательств. Это сравнение характеризует текущую ликвидность, то есть платежеспособность или неплатежеспособность торговой организации в ближайшее время. Сравнение третьей группы активов с третьей группой обязательств характеризует перспективную ликвидность торговой организации.

Результаты группировки активов и пассивов ЗАО «Универсальный магазин» на начало и конец года представлены в табл. 6.6.

Ликвидность баланса ЗАО «Универсальный магазин» на конец года:

А1 = 7 093,5 тыс. руб (<) П1 = 44 210,1 тыс. руб

А2 = 58 076,8 тыс. руб (>) П2 = 3 511,6 тыс. руб

(А1 + А2) = 65 170,3 тыс. руб (>) (П1 + П2) = 47 721,1 тыс. руб.

А3 = 4 928,8 тыс. руб (>) П3 = 0

А4 = 6 942,8 тыс. руб (<) П4 = 29 320,2 тыс. руб

На основании данных табл. 6.6 можно сделать вывод о том, что баланс ЗАО «Универсальный магазин» на конец года является ликвидным. Это подтверждается тем, что сумма наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов [(А1 + А2) = 65 170,3 тыс. руб.] превышает сумму наиболее срочных и других краткосрочных обязательств [(П1 + П2) = 47 721,1 тыс. руб.]. В то же время имеющиеся наиболее ликвидные активы (А1 = 7 093,5 тыс. руб.) не позволяют погасить наиболее срочные (неотложные) обязательства, какими является кредиторская задолженность (П1 = 44 210,1 тыс. руб.). Но в целом ликвидность ЗАО «Универсальный магазин» можно считать удовлетворительной, так как для погашения всех краткосрочных обязательств не придется привлекать медленно и трудно реализуемые активы.

Наряду с абсолютными показателями оценки ликвидности торговой организации, используется система относительных показателей — коэффициентов.

1. Коэффициент абсолютной платежеспособности (ликвидности) показывает, какая часть всех краткосрочных обязательств может быть погашена абсолютно ликвидными активами. Рассчитывается как отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (стр. 260 + стр. 250) к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение этого коэффициента — не менее 0,2.

2. Коэффициент промежуточной платежеспособности (ликвидности) показывает, в какой степени все краткосрочные обязательства могут быть погашены за счет готовых средств платежа и быстро ликвидных активов. Рассчитывается как отношение суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, краткосрочной дебиторской задолженности и товарных запасов (стр. 260 + + стр. 250 + стр. 240 + 214) к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение этого коэффициента составляем не менее 1.

3. Коэффициент текущей платежеспособности (ликвидности) характеризует общую обеспеченность торговой организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения ее краткосрочных обязательств. Этот коэффициент используют в качестве одного из основных показателей ликвидности и платежеспособности организации, т.к. он показывает, в какой степени краткосрочные обязательства организации покрываются ее оборотными активами, способными, как предполагается, превратиться в денежную форму в сроки, совпадающие со сроком погашением обязательств. Рассчитывается как отношение общей величины оборотных активов (стр. 290) к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение этого коэффициента — от 1,5 до 2,0.

Постановлением правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1998 г. № 498 было установлено жесткое нормативное значение этого показателя — не менее 2. Указанное постановление с 2003 г. утратило силу. Однако до сих пор нет научно обоснованных рекомендаций, каким должен быть этот коэффициент. В зарубежных странах он дифференцирован по отраслям. Например, в США в оптовой торговле он должен быть не менее 1,25, а в розничной — 1,5. Нам представляется, что и в России этот коэффициент в оптовой и розничной торговле должен быть таким же. Это обусловлено тем, что требуется определенный резерв на то, что не все ликвидные оборотные активы могут быть быстро превращены в денежную форму, поэтому их должно быть всегда больше, чем краткосрочных обязательств. В то же время оборотных активов не должно быть слишком много, иначе это приведет к замедлению их оборачиваемости и снижению эффективности использования.

В табл. 6.7 представлены коэффициенты платежеспособности (ликвидности) ЗАО «Универсальный магазин».


Таблица 6.6. Группировка активов и пассивов ЗАО «Универсальный магазин»
на начало и конец отчетного года для оценки ликвидности баланса, тыс. руб.

Активы Код строки На начало года На конец года Изменение за год (+, ) Пассивы Код строки На начало года На конец года Изменение за год (+,-)
А1 250 + 260 6 663,6 7 093,5 +429,9 П1 46385,9 44210,1 -2175,8
А2 214 + 220 + 240 50 827,4 58076,8 +7249,4 П2 3511,6 +3511,6
А3 140 + 213 + 216 + 230 3876,5 4928,8 +1052,3 П3
А4 110 + 120 + 130 4 891,3 6942,8 +2015,5 П4 490 + 630 + + 640 + 650 + 660 19872,9 29320,2 +9447,3
Итого 66 258,8 77041,9 +10783,1 Итого 66 258,8 77041,9 10783,1

Таблица 6.7. Коэффициенты платежеспособности (ликвидности)
ЗАО «Универсальный магазин» на начало и конец отчетного года

Наименование показателя Способ расчета Значение показателя по данным баланса Рекомендуемое значение
На начало года На конец года
Коэффициент абсолютной платежеспособности (ликвидности) А1/(П1 + П2) 0,14 0,15 ³0,2
Коэффициент промежуточной платежеспособности (ликвидности) (230 + 240 + 250 + 260)/690 0,24 0, 36 ³1
Коэффициент текущей платежеспособности (ликвидности) 290/690 – 640 – 650 1,3 1,46 1,5 — 2,0

 


Рассчитанные на основе абсолютных показателей коэффициенты платежеспособности (ликвидности) подтверждают ранее сделанный вывод о том, что анализируемая организация является ликвидной.

Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) на конец года составил 1,46, за отчетный период он повысился на 0,16 пункта и приблизился к рекомендуемому значению (1,5).

Улучшились коэффициенты абсолютной и промежуточной платежеспособности (ликвидности). Коэффициент абсолютной платежеспособности на конец года составил 0,15, при этом он повысился по сравнению с началом года на 0,01 пункта. Коэффициент промежуточной платежеспособности (ликвидности) повысился за год на 0,14 пункта, и на конец года составил 1,36 (при рекомендуемом значении не менее 1).

Оценка кредитоспособности. Способность своевременно и полно рассчитываться по своим обязательствам с банком называется кредитоспособностью организации.

Определение банком кредитоспособности клиента представляет собой комплексную оценку его финансового состояния, позволяющую принять обоснованное решение о выдаче кредита или нецелесообразности кредитных отношений с заемщиком.

Анализ кредитоспособности предполагает изучение:

· «солидности» клиента, то есть своевременности расчетов по ранее полученным им кредитам;

· деловой активности организации-заемщика;

· финансовых результатов деятельности;

· цели запрашиваемого кредита;

· величины кредита с учетом ликвидности баланса клиента;

· возможности погашения кредита за счет залога, имущества, предоставления гарантий и поручительств.

Банки имеют свои методики определения кредитоспособности клиентов, которые составляют их коммерческую тайну.

Для определения кредитоспособности клиента разрабатывается критериальный уровень выбранных оценочных показателей и их классности (рейтинг). Исходя из класса кредитоспособности заемщика, определяются условия предоставления кредита (размер ссуды, срок кредита, форма обеспечения, процентная ставка).

Клиенты делятся банками в зависимости от степени кредитоспособности на три — пять классов (чаще на три, но чем крупнее банк, тем шире разделение).

Рейтинг показателя устанавливается специалистами банка для каждого заемщика, исходя из его кредитной истории и ликвидности баланса. Общая оценка кредитоспособности проводится в баллах. Они представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности.

В табл. 6.8 представлены условно-примерные критерии определения классности заемщиков. Первому классу заемщиков условно присваивается от 100 до 150 баллов, второму классу — от 151 до 250 баллов, третьему — свыше 251 балла.

Классы кредитоспособности заемщиков зависят от величины коэффициентов автономии (финансовой независимости), абсолютной ликвидности, промежуточной ликвидности, общей ликвидности (покрытия).

 

Таблица 6.8. Критерии определения классности заемщиков

Название показателя Классы заемщиков
I II III
Коэффициент финансовой независимости (автономии) более 0,5 0,2 — 0,5 менее 0,2
Коэффициент абсолютной ликвидности более 0,2 0,1 — 0,2 менее 0,1
Коэффициент текущей ликвидности 1,5 — 2 1— 1,5 менее 1
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,5 0,1 — 0,5 менее 0,1

 

С предприятиями каждого класса кредитоспособности банки строят свои кредитные отношения по-разному. Так, заемщикам I класса банки могут открыть кредитную линию, кредитовать по контокоррентному счету, выдавать в разовом порядке бланковые (доверительные кредиты без обеспечения) с взиманием пониженной процентной ставки на срок до 60 дней.

Кредитование заемщиков II класса осуществляется на обычных условиях, т.е. при наличии соответствующих форм обеспечения (залога имущества, поручительства, гарантии, страхования риска непогашения кредита). Процентные ставки зависят от вида обеспечения, спроса на кредиты на рынке ссудного капитала и других факторов.

Предоставление кредита заемщикам III класса связано для банка с большим риском неплатежа. Если банк решается на выдачу ссуды заемщику III класса, то ее размер не должен превышать величины уставного капитала последнего. Процентная ставка за кредит устанавливается на более высоком уровне, чем для заемщиков II класса.

Проведем теперь оценку кредитоспособности анализируемой организации, исходя из условно-примерных банковских критериев. Необходимые для этого данные представлены в табл. 6.9 и 6.10.

В приведенном примере анализируемую торговую организацию коммерческий банк может рассматривать, как заемщика второго класса. Следовательно, универмаг может рассчитывать на предоставление кредита, на обычных условиях при наличии соответствующих форм обеспечения.

Таблица 6.9. Коэффициенты и финансовой устойчивости и ликвидности
баланса ЗАО «Универсальный магазин» на конец отчетного года

Наименование коэффициента Значение Принадлежность к классу
Коэффициент автономии (финансовой независимости) 0,38 II
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,15 II
Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) 1,46 II
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,32 II

 

Таблица 6.10. Расчет рейтинга ЗАО «Универсальный магазин»
как заемщика на конец отчетного года

Наименование коэффициента Класс заемщика Рейтинг показателя (%) Сумма баллов
Коэффициент автономии (финансовой независимости) II
Коэффициент абсолютной ликвидности II
Коэффициент текущей ликвидности II
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами II
Итого  

 

Анализ деловой активности. Деловая активность торговой организации проявляется в скорости оборачиваемости ее оборотных средств, главным образом товарных запасов.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств уменьшает потребность в них: меньше требуется запасов, что ведет к снижению расходов на их хранение и в конечном счете способствует повышению рентабельности организации. Замедление оборачиваемости означает увеличение потребности в оборотных средствах, вызывает увеличение издержек обращения, ведет к ухудшению финансового состояния организации.

Показатели, характеризующие деловую активность анализируемой организации, представлены в табл. 6.11.

На основании данных табл. 6.11 можно сделать вывод о том, что деловая активность торгового дома в отчетном году по сравнению с предыдущим годом повысилась. Это подтверждается тем, что оборотные активы обернулись в среднем за отчетный год 2,85 раза против 2,38 раза за предыдущий год. Соответственно продолжительность одного оборота оборотных активов сократилась на 25 дней (со 151 дня до 126 дней).

Ускорение оборачиваемости оборотных активов достигнуто, главным образом, благодаря ускорению оборачиваемости основного их элемента — товарных запасов (в торговых организациях этот показатель называется товарооборачиваемостью). За отчетный год товарные запасы в торговом доме совершили 4,4 оборота против 3,5 оборотов за предыдущий год. Соответственно продолжительность одного оборота товарных запасов сократилась на 22 дня (со 104 дней до 82 дней).

Таблица 6.11. Показатели деловой активности
ЗАО «Универсальный магазин»

Наименование показателя Способ расчета Значение показателя Изменение за год (+,)
Предыдущий год Отчетный год
А Б 1 2 3
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (в разах)   Выручка (нетто) от реализации/ Средняя величина оборотных активов 2,38 2,85 +0,47
Продолжительность одного оборота оборотных активов (в днях)   Количество дней в периоде/ Коэффициент оборачиваемости оборотных активов –25
Коэффициент оборачиваемости товарных запасов (в разах)   Оборот по продаже товаров (розничный товарооборот / Средняя величина товарных запасов 3,5 4,4 +0,9  
Продолжительность одного оборота товарных запасов (в днях)   Количество дней в периоде/ Коэффициент оборачиваемости товарных запасов –22

 

Анализ финансовых результатов деятельности. Информационной базой для анализа финансовых результатов деятельности является отчет о прибылях и убытках (форма № 2), который представлен в Приложении 2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.