Сделай Сам Свою Работу на 5

Имущество, составляющее неделимый фонд кооператива, не включается в паи членов кооператива. 6 глава





где ОЗп — объем закупки товаров торговой организацией с их поставкой в плановом периоде (в ценах закупки).

2. Метод прямого счета. Его могут использовать те торговые предприятия, у которых неширокий ассортимент реализуемых товаров и небольшое количество поставщиков, и при условии, что все контракты на закупку товаров на плановый период уже заключены. В этом случае плановая сумма доходов от торговой деятельности определяется путем прямого счета по формуле

Дт = Пр – Пз – Тнз,

где Пр — плановая сумма поступления товаров в розничных ценах; Пз — плановая сумма поставки товаров в плановом периоде в ценах их закупки; Тнз — сумма торговых надбавок на предусматриваемый объем прироста товарных запасов в плановом периоде.

 

Завершающая стадия планирования доходов торговой организации — разработка мероприятий, обеспечивающих выполнение плана доходов. При разработке этих мероприятий исходят из факторов, влияющих на размер доходов от торговой деятельности, основными из которых являются уровень цены закупки товаров, уровень цены реализации товаров и объем реализации товаров.

Основными направлениями увеличения доходов от торговой деятельности могут быть:



· увеличение объема закупок непосредственно у отечественных предприятий — производителей товаров и сокращение числа посредников при закупке товаров, не требующих подсортировки и длительного хранения;

· использование системы скидок по договоренности с поставщиками за счет закупки больших партий товаров, при сезонных и предпраздничных их распродажах по существенно сниженным ценам, в связи с установлением постоянных связей и в других случаях;

· повышение уровня торгового обслуживания с соответствующим повышением уровня цен на отдельные товары;

· использование благоприятной торговой конъюнктуры для увеличения объема реализации товаров;

· эффективное осуществление маркетинговой и ценовой политики;

· расширение и обновление ассортимента товаров, включение в ассортиментный перечень взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров;

· проведение эффективной рекламной и информационной деятельности торговой организации по итогам маркетинговых исследований.



3.3. Издержки обращения

Расходы на осуществление торговой деятельности, т.е. выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов, связанные с движением товаров от производства до потребителя, называются издержками обращения. Их можно рассматривать как себестоимость закупки, транспортировки, хранения и реализации товаров. Но особенностью издержек обращения является то, что в их состав не включается стоимость закупаемых товаров.

Основными показателями издержек обращения являются:

· абсолютная сумма издержек обращения, которая дает представление об объеме текущих затрат торговой организации, но не позволяет судить об эффективности этих затрат;

· уровень издержкоемкости торговой деятельности (уровень издержек обращения), определяемый как отношение суммы издержек обращения к сумме товарооборота, выраженное в процентах; это важнейший качественный показатель экономичности хозяйственной деятельности торговой организации, который отражает долю издержек обращения в цене реализуемых товаров.

Известны и другие аналитические показатели издержек обращения:

· уровень издержкоотдачи, который является обратным по отношению к уровню издержкоемкости и определяется как отношение объема товарооборота к сумме издержек обращения, т.е. характеризует результативность текущих затрат — объем товарооборота, приходящийся на единицу издержек обращения:

· уровень рентабельности издержек обращения, определяемый отношением суммы прибыли к сумме издержек обращения, выраженным в процентах, и характеризующий эффективность текущих затрат.



Критерием экономичности текущих затрат выступает минимизация уровня издержкоемкости торговой деятельности. Низкий уровень издержек обращения позволяет торговой организации получить определенные конкурентные преимущества, свободнее осуществлять ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких размеров прибыли.

Однако снижение уровня издержек обращения, будучи важной управленческой задачей, не должно быть самоцелью, так как оно может привести к снижению уровня торгового обслуживания покупателей, отказу от продажи пользующихся спросом издержкоемких товаров, к смене приоритетов стратегического развития на кратковременные экономические выгоды в текущем периоде. Поэтому основной целью управления издержками обращения является оптимизация их суммы и уровня, обеспечивающая достижение предусмотренных объемов товарооборота и прибыли.

Для эффективного управления издержками обращения (учета, анализа, планирования, контроля) используется следующая их классификация.

1. По степени эластичности к объему товарооборота издержки обращения делятся на переменные и постоянные.

Переменные издержки зависят от изменения объема товарооборота торговой организации. При этом степень такой зависимости различна. Она может быть пропорциональной (сумма переменных затрат отдельных видов растет или сокращается пропорционально росту или снижению объема товарооборота, например транспортные расходы, потери товаров от естественной убыли), дигрессивной (сумма переменных затрат отдельных видов растет меньшими темпами, чем растет товарооборот, например расходы на рекламу, представительские расходы), прогрессивной (сумма переменных затрат отдельных видов растет более высокими темпами, чем увеличивается объем товарооборота, например расходы на оплату труда продавцов при сдельно-премиальной системе оплаты труда).

Постоянные издержки не зависят от изменения объема товарооборота, т.е. они возникают даже в том случае, когда торговая организация временно прекратила свою деятельность. При этом в их составе выделяют абсолютно постоянные (например, амортизационные отчисления, расходы на аренду торговых помещений) и условно постоянные (например, расходы на содержание основных фондов). Постоянные издержки обращения являются таковыми только в коротком периоде деятельности торговой организации. В длительном периоде все виды издержек обращения подвержены изменению (в основном росту).

2. По возможности отнесения на конкретные результаты торговой деятельности (реализацию конкретных групп товаров, деятельность конкретных структурных подразделений торговой организации) выделяют прямые и непрямые издержки обращения.

Прямые издержки обращения в полном объеме могут быть отнесены к тому или иному конкретному виду торговой деятельности (например, расходы на оплату труда продавцов конкретных групп товаров, расходы на доставку конкретных групп товаров, потери конкретных товаров от естественной убыли).

Непрямые издержки обращения не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату торговой деятельности и требуют предварительного распределения (например, расходы на доставку партии товаров разных товарных групп, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования, управленческие расходы).

3. По экономическому содержанию издержки обращения делятся следующим обрахом:

· материальные расходы;

· расходы на оплату труда;

· суммы начисленной амортизации;

· прочие расходы

4. По конкретным видам расходов выделяют отдельные статьи издержек обращения, совокупность которых составляет их номенклатуру.

В Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов, утвержденных в 1995 г. Комитетом РФ по торговле по согласованию с Министерством финансов РФ, на предприятиях торговли и общественного питания рекомендовано применять следующую номенклатуру статей издержек обращения и производства (на предприятиях торговли — издержек обращения, на предприятиях общественного питания — издержек обращения и производства):

1) транспортные расходы;

2) расходы по оплате труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

5) амортизация основных средств;

6) расходы на ремонт основных средств;

7) износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и других малоценных и быстро из нашиваемых предметов;

8) расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

9) расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

10) расходы на рекламу;

11) расходы по оплате процентов за пользование займом;

12) потери товаров и технологические отходы;

13) расходы на тару;

14) прочие расходы.

Торговые организации могут сокращать и расширять номенклатуру статей издержек обращения. В Методических рекомендациях определен состав каждой из 14 статей издержек обращения (издержек обращения и производства).

В связи с вступлением в силу главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ указанные Методические рекомендации во многом устарели, поэтому требуется их обновление, приведение в соответствие с действующим законодательством. В частности, в ст. 320 НК РФ, которая называется «Порядок определения расходов по торговым операциям», изложены особенности формирования налогоплательщиками, осуществляющими оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, расходов на реализацию (издержек обращения).

Издержки обращения формируются под влиянием разнообразных факторов. Их принято разделять на две основные группы: зависящие от деятельности торговой организации (внутренние факторы) и не зависящие от деятельности торговой организации (внешние факторы).

1. Факторы, зависящие от деятельности торговой организации. К ним относятся:

· объем товарооборота, который оказывает наибольшее влияние на издержки обращения торговой организации, так как переменные их виды прямо связаны с увеличением или снижением объема товарооборота, т.е. его рост приводит к увеличению абсолютной суммы издержек обращения, однако уровень издержкоемкости при этом снижается, поскольку сумма постоянных расходов остается неизменной, при этом и переменные расходы растут обычно меньшими темпами; но рост объема товарооборота может вызывать снижение уровня издержек обращения лишь до определенного предела, после чего происходит еще больший рост суммы издержек, а следовательно, и уровня издержек обращения, поэтому необходимо вовлечение дополнительного объема ресурсов всех видов для обеспечения прироста реализации товаров;

· состав товарооборота, поскольку наименьший уровень издержек обращения приходится на торгово-посреднический оборот, больший — на оптовый товарооборот, еще больший — на мелкооптовый и наибольший — на розничный товарооборот; различным группам товаров присущ различный уровень издержкоемкости, поэтому общий уровень издержек обращения торговой организации зависит от групповой структуры товарооборота: чем больше доля издержкоемких товаров, тем выше уровень издержек обращения (издержкоемкость продажи продовольственных товаров более чем в 2 раза выше непродовольственных; высока издержкоемкость продажи плодоовощной продукции, галантерейных товаров, низкая — алкогольных напитков, ювелирных изделий);

· скорость обращения товаров, которая влияет на уровень расходов по хранению, их потерь от естественной убыли;

· уровень производительности труда, который предопределяет уровень расходов на оплату труда;

· состояние используемых основных фондов, степень их износа, от которых зависят расходы на ремонт, а также размер потерь товаров в процессе их хранения;

· обеспеченность собственными оборотными средствами, от которых зависит сумма и уровень расходов по оплате процентов за кредит.

2. Факторы не зависящие от деятельности торговой организации. К ним относятся:

· местоположение торговой организации (уровень издержек обращения значительно выше в торговых организациях, расположенных в сельской местности, в отдаленных населенных пунктах, в районах Крайнего Севера);

· темпы инфляции в стране (с ростом инфляции возрастают все виды расходов);

· изменение уровня государственных арендных ставок, а также видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек обращения.

Учет всех факторов, влияющих на формирование издержек обращения, позволяет более эффективно управлять текущими затратами торговой организации.

Эффективность управления издержками обращения возрастает при ведении в торговой организации управленческого учета, позволяющего расширить необходимую информацию, используемую в процессе анализа, планирования и контроля издержек обращения. Управленческий учет издержек обращения может быть организован в разрезе: отдельных элементов затрат каждой статьи издержек обращения; отдельных групп (подгрупп) товаров; центров затрат (тех структурных подразделений, которые несут ответственность за расходование средств, входящих в состав издержек обращения); центров ответственности (структурных подразделений торговой организации, руководители которых несут ответственность за основные показатели хозяйственной деятельности — объем товарооборота, сумму и уровень доходов, издержек обращения и прибыли).

Цель анализа издержек обращения состоит в оценке их с позиции рациональности и выявлении возможностей экономии в текущем и предстоящем периодах. Рациональными являются затраты, способствующие улучшению конечных результатов торговой деятельности — росту объема товарооборота и увеличению прибыли.

Анализ издержек обращения осуществляется в следующей последовательности:

1) анализ общей суммы и уровня издержек обращения (отчетные данные за анализируемый период сравниваются с плановыми показателями и с данными за аналогичный предшествующий период);

2) анализ издержек обращения по статьям расходов (отчетные данные, характеризующие уровень и структуру издержек обращения, сравниваются с плановыми показателями и данными за аналогичный предшествующий период);

3) анализ издержкоемокости по отдельным группам (подгруппам) товаров на основе данных управленческого учета (если такой учет ведется);

4) анализ выполнения плановых смет расходов в разрезе структурных подразделений торговой организации (центров затрат и центров ответственности).

В процессе анализа рассчитываются показатели абсолютной и относительной экономии издержек обращения или их перерасхода по отношению к плановой смете и к аналогичному предшествующему периоду.

Абсолютное отклонение издержек обращения определяется как разница между фактической их суммой в отчетном периоде и плановой суммой (или фактической суммой в аналогичном предшествующем периоде). Характеризуя динамику абсолютной суммы издержек обращения, этот показатель не дает ответа на основной вопрос анализа — насколько экономными или расточительными были расходы. Для ответа на этот вопрос определяют относительное отклонение (экономия или перерасход) издержек обращения. Сумма экономии или перерасхода определяется умножением размера изменения уровня издержек обращения (в процентах к товарообороту) на величину товарооборота отчетного периода. Знаком «–» обозначается экономия, знаком «+» — перерасход издержек обращения.

Анализ издержек обращения не должен ограничиваться констатацией отклонений фактических показателей от плановых показателей за анализируемый период и показателей за соответствующий предшествующий период. Требуется исследовать влияние основных факторов на изменение уровня и суммы издержек обращения в отчетном периоде, выявить резервы экономии по отдельным статьям расходов и определить меры по их использованию в предстоящих периодах.

Как показывает практика экономического анализа, даже у хорошо работающих торговых организаций (у плохо работающих тем более) всегда имеются неиспользованные резервы экономии расходов по многим статьям и снижения общего уровня издержек обращения. Наибольшего эффекта можно достичь в результате осуществления следующих мероприятий:

· совершенствование управления торговой организацией (упорядочение организационной структуры, сокращение звенности управления, выделение в составе структурных подразделений центров затрат и центров ответственности, введение управленческого учета);

· совершенствование торгово-технологических процессов (сокращение дальности перевозок товаров, рационализация потоков товародвижения, внедрение прогрессивных методов продажи товаров и т.п.);

· осуществление эффективной ассортиментной и ценовой политики, рекламной деятельности, своевременное проведение сезонных распродаж товаров;

· улучшение использования материально-технической базы;

· совершенствование управления персоналом торговой организации (обоснованное нормирование численности работников, применение эффективной системы материального стимулирования и системы депремирования работников).

Существуют также другие резервы и пути снижения издержек обращения, которые могут быть выявлены при углубленном анализе каждой статьи расходов по данным управленческого учета.

Основу управления издержками обращения торговой организации составляет их планирование. Плановые показатели издержек обращения (уровень и сумма) должны представлять собой величину рациональных расходов, т.е. оптимальную величину. Уменьшение издержек обращения (не в ущерб качеству торгового обслуживания населения) является одним из условий снижения розничных цен и укрепления позиций на рынке в условиях конкуренции. Завышенные плановые уровень и сумма издержек обращения при сопоставлении с ними фактических показателей не позволяют правильно оценить расходование средств.

Особенностью планирования издержек обращения является то, что вначале определяется плановая их сумма по каждой статье затрат и лишь затем — общая их сумма.

Для планирования издержек по отдельным статьям используются: опытно-статистический метод; метод технико-экономических расчетов, основанный на использовании норм, нормативов и лимитов; метод прямых расчетов издержек обращения по статьям исходя из базисной величины с учетом особенностей формирования и тенденций изменений отдельных элементов затрат в планируемом периоде.

На практике отдельные статьи затрат обосновывают опытно-статистическим методом (на основе данных за предыдущие три — пять лет). Однако многие статьи расходов планируются на основе конкретных технико-экономических расчетов. Для этого используются научно-разработанные методики таких расчетов.

При планировании издержек обращения учитывают:

· результаты анализа отдельных статей издержек обращения и выявленные резервы их экономии;

· плановые показатели торговой деятельности на предстоящий период (объем и структура товарооборота, товарные запасы, доходы, прибыль и др.);

· нормативы расходования средств, материалов, действующие тарифы на грузовые перевозки, коммунальные услуги и др.;

· факторы, которые будут влиять на изменение издержек обращения по отдельным статьям в планируемом периоде;

· показатели издержек обращения по другим торговым организациям;

· прогнозные расчеты издержек обращения в планируемом периоде.

Плановые суммы издержек обращения центры затрат или центры ответственности торговой организации получают в виде нормативов расходования средств или плановых смет (бюджетов).


Глава 4

Прибыль торговой организации

4.1. Общая характеристика
прибыли организации

В условиях рыночной экономики получение прибыли является основным мотивом предпринимательской деятельности, движущей силой развития и финансовой гарантией обновления коммерческой организации.

Каждая организация всегда ставит цель — получить прибыль, но не всегда ее получает. Прибыль организации — это превышение ее доходов над расходами. Обратное положение (превышение расходов над доходом) называется убытком.

Прибыль представляет собой сложную экономическую категорию, поэтому существуют различные ее определения, понятия, концепции.

Методология исчисления прибыли за отчетный период носит весьма условный характер. Это обусловлено противоположностью интересов предпринимателей, налоговых органов и других сторон, заинтересованных в деятельности организации. Преследуя свои интересы, каждая из сторон настаивает на своих методологических подходах к исчислению прибыли. Но экономическая сущность прибыли от этого не меняется. Прибыль как макроэкономическая категория — это часть денежных накоплений общества, а прибыль организации — это превышение ее доходов над расходами.

Прибыль как важнейшая рыночная категория выполняет ряд функций:

· является критерием и показателем эффективности деятельности организации, ведь сам факт прибыльности свидетельствует об эффективной предпринимательской деятельности;

· обладает стимулирующей функцией, поскольку является основным фактором экономического и социального развитияорганизации, основным источником прироста собственного капитала, источником доходов собственников организации и социальных благ для членов ее трудового коллектива;

· считается одним из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней.

Определенную роль играют и возможные убытки организации. Они высвечивают ошибки и просчеты в организации производства и реализации продукции, в направлениях использования финансовых ресурсов.

Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности хозяйственной деятельности выступает рентабельность. Толкование этого термина не вызывает особых разногласий, поскольку под ним понимается отношение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль, а в знаменателе могут быть капитал, себестоимость, выручка от реализации продукции (в зависимости от того, какой показатель исчисляется: рентабельность капитала, издержек или продаж). Другими словами, рентабельность — это уровень прибыльности организации.

Для характеристики финансового состояния организации используют следующие основные показатели рентабельности:

· коэффициент рентабельности всех используемых активов (или коэффициент экономической рентабельности). Определяется как отношение балансовой прибыли к средней стоимости используемых активов в рассматриваемом периоде;

· коэффициент рентабельности собственного капитала (или коэффициент финансовой рентабельности). Определяется как отношение чистой прибыли к средней стоимости собственного капитала в рассматриваемом периоде;

· коэффициент рентабельности продаж. Определяется как отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции в рассматриваемом периоде;

· коэффициент рентабельности издержек. Определяется как отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости реализованной продукции.

Рентабельность является одним из ключевых индикаторов конкурентоспособности организации. Но поскольку показателей рентабельности много, то, характеризуя деятельность организации, ее экономическую эффективность, надо всегда уточнять, о какой прибыли и каком показателе рентабельности идет речь.

В хозяйственной практике различают прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль; налогооблагаемую прибыль; чистую прибыль. Эти определения прибыли нормативно не закреплены и употребляются в самых разных контекстах. Официально определен только объект налогообложения по налогу на прибыль организации.

Согласно главе 25 НК РФ (ст. 247) прибылью в целях налогообложения организации признается «полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определенных в соответствии с настоящей главой».

Такое определение ни теоретически, ни практически никого, кроме фискальных органов, не устраивает. Но это законодательное определение используется в налогообложении, и оно распространяется на все организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Наиболее полные сведения о прибыли и ее компонентах содержатся в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2). В «Бухгалтерском балансе» (форма № 1) отражается только нераспределенная прибыль (прошлых лет и отчетного года).

На практике прибыль, которая является финансовым результатом по всем видам деятельности организации и содержится в отчете о прибылях и убытках, принято называть балансовой прибылью.

Прибыль, полученная организацией, распределяется между государством, собственниками организации и самой организацией. Пропорции этого распределения как позитивно, так и негативно действуют на эффективность деятельности организации.

Взаимоотношения организаций и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. При этом налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности, а налогооблагаемая прибыль, исчисляемая налогоплательщиками по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Коммерческие организации осуществляют расходы, исходя из принципа экономической целесообразности тех или иных затрат. Однако в целях противодействия фактам необоснованного занижения налогооблагаемой прибыли (путем завышения себестоимости продукции) некоторые виды расходов регулирует государство путем установления лимитов, норм и нормативов.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли) регламентируется внутренними документами (уставом и учетной политикой организации). В соответствии с уставом или решением распорядительного органа могут создаваться специальные фонды: фонд накопления, фонд потребления, резервные фонды. Если фонды не создаются, то для обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды, материальное стимулирование работников, благотворительные цели.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, делится на капитализируемую и потребляемую.

Капитализируемая прибыль направляется на инвестирование производственного процесса, формирование резервного и других страховых фондов. Могут быть и другие формы капитализации прибыли — взносы в уставные капиталы других организаций, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения и т.п.

Потребляемая прибыль используется на выплату доходов владельцам имущества (дивидендов акционерам и учредителям), на материальное стимулирование персонала, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, содержание действующих и строительство новых социально-бытовых объектов и т.п.

Если прибыль не расходуется на инвестиции и потребление, то она числится в балансе организации как нераспределенная прибыль, являясь частью собственного капитала.

Для оценки эффективности распределения прибыли используется коэффициент капитализации, который рассчитывается как отношение суммы капитализируемой прибыли к общей сумме чистой прибыли.

Чем выше этот показатель, тем больше у организации возможностей осуществлять стратегическое развитие, тем выше темпы роста ее рыночной стоимости.

4.2. Взаимосвязь издержек обращения,
объема товарооборота
и прибыли торговой организации

Многие предприниматели полагают, что максимизация суммы прибыли (получение максимальной прибыли, остающейся в их распоряжении) является приоритетной задачей и главной целью торгового менеджмента. Такое мнение представляется весьма спорным. Максимизация прибыли не обеспечивает автоматически возрастания рыночной стоимости торговой организации. Если полученную большую сумму прибыли собственники расходуют полностью на цели личного потребления, то торговая организация лишается основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для развития, а неразвивающаяся организация теряет в перспективе конкурентные позиции, что приводит к снижению ее рыночной стоимости. Кроме того, максимальная сумма прибыли торговой организации может достигаться при высоком уровне хозяйственных рисков и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение ее рыночной стоимости и конкурентной позиции на потребительском рынке.

Поэтому в рыночных условиях максимизация суммы прибыли должна быть, безусловно, важной, но не приоритетной задачей управления торговой организацией. В процессе торгового менеджмента все основные задачи (обеспечение высокого уровня обслуживания покупателей, экономичности торгового процесса, максимизации суммы прибыли и эффективного ее использования, минимизации уровня хозяйственных рисков, постоянного возрастания рыночной стоимости торговой организации) должны быть оптимизированы между собой.

Балансовая прибыль торговой организации включает:

· прибыль от реализации товаров (прибыли от торговой деятельности);

· прибыль от внереализационных операций (сальдо прочих доходов и расходов).

В балансовой прибыли торговой организации основным элементом ее формирования является прибыль, полученная от торговой деятельности. Она представляет собой превышение суммы реализованных торговых надбавок над суммой издержек обращения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.