Сделай Сам Свою Работу на 5

Имущество, составляющее неделимый фонд кооператива, не включается в паи членов кооператива. 7 глава





Прибыль от торговой деятельности взаимосвязана с показателями объема товарооборота, доходов и издержек обращения. Система этой взаимосвязи, получившая название «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров. С помощью этой системы можно определить:

· объем реализации товаров, обеспечивающий безубыточную торговую деятельность, т.е. «точку безубыточности» («порог рентабельности») торговой организации;

· плановую сумму прибыли от реализации товаров при заданных плановых значениях объема товарооборота, доходов и издержек обращения;

· необходимый объем товарооборота при заданной целевой сумме балансовой прибыли от реализации товаров;

· «предел безопасности» («запас финансовой прочности») торговой организации, т.е. размер возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, который позволяет торговой организации осуществлять прибыльную деятельность.

Точка безубыточности — это такой объем реализации товаров, при котором торговая организация не получает ни прибыли, ни убытка.



Для достижения точки безубыточности торговая организация должна обеспечить объем реализации товаров, при котором сумма доходов от реализации товаров (реализованных торговых надбавок) сравняется с суммой издержек обращения как постоянных, так и переменных. Точку безубыточности можно определить по формуле:

где — объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности; — сумма постоянных издержек обращения; У — уровень доходов от реализации товаров к товарообороту, %; — уровень переменных издержек обращения к товарообороту, %.

Одним из важных показателей является маржинальная прибыль (МП), которая представляет собой разность суммы доходов от реализации товаров и суммы переменных издержек обращения. Она служит мерой оценки способности торговой организации покрывать постоянные издержки обращения (Ипост) и формировать необходимую балансовую прибыль (ПБ).

Балансовая прибыль формируется при превышении маржинальной прибыли над постоянными издержками обращения (МП > Ипост); точка безубыточности достигается при их равенстве (МП = Ипост); деятельность будет убыточной, если маржинальная прибыль меньше постоянных издержек обращения (МП< Ипост).



Достижение точки безубыточности и формирование балансовой прибыли зависит от соотношения постоянных и переменных издержек обращения. Это соотношение называется операционным рычагом. Чем выше доля постоянных издержек обращения в общей их сумме, тем позже достигается точка безубыточности, т.е. торговой организации необходимо для достижения этой точки реализовать гораздо больший объем товаров, чем при сравнительно меньшей доле постоянных издержек обращения. Вместе с тем при дальнейшем наращивании объема реализации товаров (после преодоления точки безубыточности) темп прироста прибыли от реализации товаров будет превышать темп прироста товарооборота. Это связано с тем, что за счет постоянных издержек обращения общий их уровень в процентах к товарообороту будет снижаться, увеличивая тем самым при прочих равных условиях сумму прибыли.

Эффект операционного рычага (Эо.р) рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к балансовой прибыли.

 

Пример.Товарооборот торговой организации составил 200 млн руб., доходы от реализации товаров — 40 млн руб. (20% к товарообороту); постоянные издержки обращения — 12 млн (6% к товарообороту); переменные издержки обращения — 18 млн руб. (9% к товарообороту).

Рассчитаем точку безубыточности и эффект операционного рычага:

МП = 40 млн руб. – 18 млн руб. = 22 млн руб.

БП = 22 млн руб. – 12 млн руб. = 10 млн руб.



Эор = 22 млн руб. : 10 млн руб. = 2,2.

 

В нашем примере эффект операционного рычага 2,2 означает, что любое изменение чистого дохода от реализации товаров влечет за собой изменение балансовой прибыли в пропорции 1 : 2,2. Допустим, у торговой организации появилась возможность увеличить товарооборот и при прочих равных условиях доход от реализации товаров на 10%, в этом случае балансовая прибыль возрастет на 22%. При уменьшении товарооборота и дохода от реализации товаров сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли. В нашем примере уменьшение товарооборота и соответственно дохода на 5% повлечет снижение прибыли на 11%.

Для определения необходимого объема товарооборота при заданной целевой сумме прибыли от реализации товаров используется следующая формула:

,

где Ртцп — объем реализации товаров, обеспечивающий получение плановой (целевой) суммы прибыли от торговой деятельности; Пц — сумма плановой (целевой) прибыли; Уд — уровень доходов от реализации товаров к товарообороту, %; Уи.пер — уровень переменных издержек обращения к товарообороту, %.

 

Пример. Торговая организация поставила цель получить за год 50 млн руб. прибыли от реализации товаров. Постоянные издержки обращения составят 60 млн руб., уровень доходов от реализации товаров — 21% к товарообороту, уровень переменных издержек обращения — 10% к товарообороту.

Рассчитаем необходимый объем реализации товаров, обеспечивающий получение целевой суммы прибыли:

Размер возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, позволяющий осуществлять прибыльную деятельность (предел безопасности — ПБ), определяется по формуле:

ПБ = Ртцп – Ртб,

где ПБ — объем товарооборота торговой организации, обеспечивающий предел ее безопасности (запас финансовой прочности); Ртцп — объем товарооборота, обеспечивающий получение целевой суммы прибыли от торговой деятельности; Ртб — объем товарооборота, обеспечивающий достижение точки безубыточности торговой организации.

Возвращаясь к нашему примеру, определим вначале точку безубыточности и затем предел безопасности торговой организации:

ПБ = 1 млрд руб. – 545 млн руб. = 455 млн руб.

Это означает, что торговая организация при неблагоприятной конъюнктуре рынка может снизить ранее запланированный объем товарооборота (1 млрд руб.) на 455 млн руб., при этом деятельность ее будет прибыльной, но дальнейшее снижение товарооборота (ниже точки безубыточности) повлечет за собой убытки.

Таким образом, система «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» позволяет выявить зависимость прибыли от следующих основных показателей:

1) объема реализации товаров;

2) суммы и уровня доходов от реализации товаров;

3) суммы и уровня переменных издержек обращения;

4) суммы постоянных издержек обращения;

5) соотношения постоянных и переменных издержек обращения.

4.3. Система показателей рентабельности торговли

Абсолютная сумма прибыли является, безусловно, важным показателем, отражающим положительный финансовый результат, но она не может дать полной характеристики экономической эффективности торговой деятельности. Для этого используется система относительных показателей уровня прибыльности, т.е. рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность использования ресурсов и затрат торговой организации, измеряют ее прибыльность с различных позиций в соответствии с интересами аналитиков (как самой организации, так и ее инвесторов, кредиторов).

Для оценки эффективности торговой деятельности используют систему показателей рентабельности, каждый из которых несет вполне определенную смысловую нагрузку:

1) рентабельность продаж (рентабельность товарооборота) — отношение прибыли от торговой деятельности к объему товарооборота; характеризует уровень прибыльности основного вида хозяйственной деятельности;

2) рентабельность издержек обращения — отношение прибыли от торговой деятельности к сумме издержек обращения; характеризует уровень отдачи (окупаемости) текущих затрат торговой организации;

3) рентабельность активов — отношение балансовой прибыли торговой организации к средней величине стоимости используемых активов в рассматриваемом периоде; характеризует уровень балансовой прибыли, генерируемой всеми активами, используемыми торговой организацией;

4) рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли торговой организации к средней сумме собственного капитала в рассматриваемом периоде; характеризует уровень чистой прибыли, генерируемой собственным капиталом торговой организации.

Для оценки экономической эффективности деятельности торговой организации рекомендуется проводить динамический и сравнительный анализ показателей рентабельности по секторам основной деятельности (оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание), по организациям-аналогам и организациям-конкурентам.

4.4. Распределение и использование прибыли
торговой организации.

Прибыль, получаемая торговой организацией в результате хозяйственно-финансовой деятельности, распределяется между государством и самой организацией как хозяйствующим субъектом. Объектом распределения является балансовая прибыль. Государство в законодательном порядке определяет ту ее часть, которая подлежит внесению в соответствующие бюджеты в виде налогов и других обязательных платежей. Принципиально важно, чтобы при этом соблюдались интересы как государства, так и коммерческих организаций. Размер изъятия прибыли в бюджет не должен снижать заинтересованность хозяйствующих субъектов в расширении объемов и улучшении финансовых результатов предпринимательской деятельности.

Разница между балансовой прибылью и суммой налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли, представляет собой чистую прибыль торговой организации (прибыль, остающуюся в ее распоряжении).

Чем больше прибыли, полученной торговой организацией, остается в ее распоряжении, тем меньше потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уровень ее самофинансирования и финансовой устойчивости.

Определение порядка распределения и конкретных направлений использования чистой прибыли находится в компетенции коммерческой организации.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, распределяется на две части:

· капитализируемую (увеличивает собственный капитал организации);

· потребляемую (используется на потребление).

Оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями прибыли представляет собой одну из самых важных и сложных задач управления торговой организацией. Приходится учитывать две противоположные мотивации — трудового коллектива организации и владельцев, т.е. получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективе. Необходимо учитывать также другие факторы, основными из которых являются:

· стадия жизненного цикла торговой организации (на ранней стадии требуется больше средств инвестировать в производственное развитие);

· конъюнктура потребительского рынка (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли возрастает);

· необходимость осуществления своих инвестиционных программ (расширение и обновление состава основных фондов, переход на новые торговые технологии, строительство жилья и других объектов социальной сферы — все это требует увеличения капитализации прибыли);

· возможности (доступность и стоимость) формирования финансовых ресурсов за счет привлечения заемных средств;

· система материального стимулирования персонала торговой организации за счет прибыли (по коллективному договору и индивидуальным трудовым контрактам);

· необходимость увеличения расходов на содержание объектов социальной сферы.

Капитализируемая часть прибыли направляется на формирование резервного и других страховых фондов, финансирование производственного развития (строительство новых, расширение и реконструкцию действующих производственных объектов, приобретение и модернизацию оборудования, совершенствование торгово-технологических процессов, прирост собственных оборотных средств), а также на погашение долгосрочных кредитов и займов. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение. Наличие в пассиве баланса нераспределенной прибыли свидетельствует о финансовой устойчивости торговой организации, наличии надежного собственного источника для последующего развития.

Потребляемая часть прибыли направляется на выплату доходов владельцам имущества (дивидендов по акциям, процентов по вкладам), на материальное стимулирование персонала (премии наемным работникам по результатам работы организации, поощрения за выполнение разовых особо важных заданий), на социальные нужды (расходы по эксплуатации находящихся на балансе социально-бытовых объектов, финансирование строительства жилья и других объектов непроизводственного назначения, расходы на проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, оказание материальной помощи работникам, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям и т.п.), а также на благотворительные цели.

Для оценки эффективности распределения прибыли используется коэффициент капитализации, который рассчитывается как отношение суммы капитализируемой прибыли к общей сумме чистой прибыли. Чем выше этот показатель, тем надежнее перспектива торговой организации, так как наращивание собственного капитала повышает ее рыночную стоимость, способствует достижению целей стратегического развития.

4.5. Анализ и планирование прибыли
торговой организации

Анализ прибыли проводится в целом по торговой организации, а также по ее подразделениям и видам деятельности (оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание).

В процессе анализа прибыли последовательно рассматриваются:

· динамика общей суммы балансовой прибыли в анализируемом периоде по сравнению с предшествующими периодами;

· источники формирования балансовой прибыли; динамика суммы, уровня и удельного веса прибыли от реализации товаров;

· показатели формирования прибыли в разрезе структурных подразделений (центров ответственности) торговой организации, их динамика, отклонения фактических показателей от плановых;

· основные факторы, обусловившие изменение суммы прибыли от реализации товаров в анализируемом периоде;

· показатели чистой прибыли, их динамика, направления использования чистой прибыли.

Анализируя прибыль, очень важно определить и количественно оценить влияние на нее отдельных факторов.

Сумма прибыли от реализации товаров зависит от объема товарооборота, уровня доходов и уровня издержек обращения.

Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли рассчитывается путем умножения суммы увеличения или уменьшения фактического объема товарооборота в анализируемом периоде (Т1) по сравнению с планом или с товарооборотом в предшествующем периоде (Т0) на уровень рентабельности в процентах к товарообороту по плану или в предшествующем периоде (УР0):

Влияние объема товарооборота =

Влияние изменения среднего уровня доходов от реализации товаров на сумму прибыли рассчитывается путем умножением фактического объема товарооборота в анализируемом периоде (Т1) на разницу (плюс или минус) между фактическим уровнем доходов от реализации товаров в анализируемом периоде (УД1) и плановым уровнем или фактическим уровнем в предшествующем периоде (УД0):

Влияние уровня доходов =

Влияние изменения уровня издержек обращения на сумму прибыли рассчитывается путем умножения фактического объема товарооборота в анализируемом периоде (Т1) на разницу (плюс или минус) между фактическим уровнем издержек обращения в анализируемом периоде (УИО1) и плановым их уровнем или фактическим уровнем в предшествующем периоде (УИО0):

Влияние уровня издержек обращения =

Полученный результат надо поменять на противоположный знак (плюс на минус или минус на плюс), так как снижение уровня издержек обращения ведет к увеличению суммы прибыли, и наоборот, при повышении уровня издержек обращения сумма прибыли уменьшается.

Планирование прибыли является составной частью финансового планирования.

Основное внимание в процессе планирования уделяется определению суммы прибыли от реализации товаров. Для этого могут быть использованы следующие методы.

1. Метод прямого счета. Он является наиболее трудоемким и в то же время самым надежным методом планирования прибыли. Разработке плана прибыли предшествуют расчеты плановых сумм доходов от реализации товаров и издержек обращения. Плановая сумма прибыли от реализации товаров определяется как разница между плановыми суммами доходов от реализации товаров и издержек обращения.

Недостатком метода является то, что он позволяет осуществлять только одновариантный расчет плановых показателей и не ориентирован на достижение целевых (нормативных) показателей прибыли.

2. Нормативный метод. Он более прост, так как предполагает использование всего двух показателей планового объема реализации товаров и нормативного (планируемого) уровня рентабельности товарооборота. В качестве последнего может быть использован фактически сложившийся уровень рентабельности товарооборота в предплановом периоде, скорректированный с учетом предстоящих изменений уровней доходности и издержкоемкости товарооборота. Плановая сумма прибыли от реализации товаров определяется умножением планового объема реализации товаров на плановый уровень рентабельности товарооборота.

Недостаток нормативного метода заключается в том, что он практически не увязан с другими показателями деятельности торговой организации.

3. Метод, основанный на системе «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли». При использовании этого метода формула расчета плана прибыли имеет следующий вид:

где Пп — плановая сумма прибыли от реализации товаров; Рп — плановый объем реализации товаров; Рт6 — объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности (формула расчета этого показателя рассмотрена ранее); Уд — уровень доходов от реализации товаров к товарообороту, %; Упер — уровень переменных издержек обращения к товарообороту, %;

4. Метод целевого планирования прибыли. Он позволяет обеспечить увязку размеров прибыли со стратегическими целями развития торговой организации. Основой метода является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли). Расчет ведется по каждому элементу потребности (отчисления в резервный фонд, капитальные вложения, пополнение собственных оборотных средств, выплата дохода владельцам имущества, погашение долгосрочных кредитов, материальное стимулирование персонала и т.п.).

Суммарная потребность в средствах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, представляет собой целевой размер чистой прибыли организации в плановом периоде. Целевая сумма балансовой прибыли в этом случае рассчитывается по формуле

где БПц — целевая сумма балансовой прибыли в плановом периоде; ЧПц — целевая сумма чистой прибыли в плановом периоде; Снп — ставка налога на прибыль (и других налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли), %.

Особая роль метода целевого планирования прибыли заключается в том, что рассчитанная на его основе целевая сумма балансовой прибыли рассматривается как один из важнейших целевых ориентиров развития торговой организации и служит базовым элементом планирования других важнейших экономических показателей — объема реализации товаров, суммы доходов от реализации товаров и др.

Независимо от выбранного метода процесс планирования балансовой прибыли должен завершаться комплексной увязкой плановой суммы прибыли с системой формирующих ее показателей: объемом товарооборота, доходами от реализации товаров и издержками обращения.

При планировании распределения чистой прибыли основной целью является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями.

Формирование плановых заданий по прибыли в разрезе отдельных структурных подразделений (так называемых центров ответственности) торговой организации осуществляется в соответствии с видами и объемами их деятельности, ожидаемыми доходами и установленными им плановыми суммами расходования средств по отдельным статьям издержек обращения.


Глава 5

Кредитование торговых организаций

5.1. Товарный (коммерческий) кредит

При создании торговой организации и в процесс е ее хозяйственной деятельности перед управленческим персоналом встают и требуют ответа два ключевых вопроса: какими должны быть величина и оптимальный состав активов; и за счет каких источников они должны быть сформированы?

Отправную точку любого бизнеса составляет собственный капитал. Но эффективная предпринимательская деятельность невозможна без привлечения заемных средств. В торговом бизнесе объем заемных средств по объективным причинам (большие объемы товарооборота, преобладание оборотных активов, низкая обеспеченность их собственными средствами) во много раз превосходит объем собственного капитала.

Заемные средства привлекаются в форме товарного (коммерческого) кредита и в форме финансового кредита (главным образом, банковского).

Коммерческий (товарный) кредит — это кредит, предоставляемый друг другу функционирующими хозяйствующими субъектами. Необходимость его обусловлена тем, что у предприятий-поставщиков товары могут быть произведены и готовы к реализации, тогда как торговые организации, заинтересованные в этих товарах, не располагают деньгами для их закупки. Коммерческий кредит способствует обеспечению непрерывности процесса производства и реализации товаров, ускорению оборота капитала, увеличению товарооборота и прибыли.

Порядок предоставления коммерческого кредита регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 822 «Товарный кредит» и ст. 823 «Коммерческий кредит»).

Товарный (коммерческий) кредит означает, что организация-заемщик получает в кредит материальные ценности в натуральном виде, а не деньги. Кредитором может выступать любое юридическое или физическое лицо.

Преимущества товарного кредита в сравнении с другими источниками формирования заемного капитала заключаются в том, что он, во-первых, является наиболее маневренной формой финансирования предпринимательской деятельности, во-вторых, отличается более простым порядком оформления по сравнению с другими видами кредита.

В получении товарного (коммерческого) кредита заинтересованы не только торговые предприятия-заемщики, но и их поставщики, потому что он позволяет им увеличивать объем предпринимательской деятельности и получать дополнительную прибыль. В современной хозяйственной практике товарный кредит предоставляется не только первоклассным заемщикам, но и предприятиям, испытывающим временные финансовые трудности. Стоимость его, как правило, значительно ниже стоимости банковского кредита и финансовых заимствований у других хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем товарный (коммерческий) кредит имеет и определенные недостатки. Целевое использование этого вида кредита ограничено. Он позволяет удовлетворять потребность предприятия в заемном капитале только для финансирования запасов в составе оборотных активов. Срок, на который предоставляется товарный кредит (не считая вынужденной его пролонгации), ограничивается, как правило, тремя месяцами. В сравнении с другими кредитными инструментами он несет в себе повышенный риск для кредитора, так как по своей сути является необеспеченным, а для заемщика при ухудшении торговой конъюнктуры несет в себе потенциальную угрозу банкротства.

Различают следующие виды коммерческого кредита:

· аванс (частичная оплата);

· предварительная оплата;

· отсрочка платежа;

· рассрочка платежа.

Поставщики товаров (работ, услуг) предоставляют коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки платежа, а покупатели — в виде предоплаты и аванса. Любой договор купли-продажи, аренды, перевозки или оказания услуг может включать подобные условия оплаты.

Например, в договоре купли-продажи оговаривается условие об отсрочке оплаты поставляемого покупателю товара. Это означает, что покупателю предоставляется кредит, сумма которого равна стоимости отгруженного товара. Кредит предоставляется на срок от даты отгрузки товара до момента его оплаты.

Договором купли-продажи может быть предусмотрена предоплата товара в размере 100% его стоимости. В этом случае продавцу предоставляется кредит в размере перечисленной предоплаты (аванса). Срок, на который предоставляется кредит, исчисляется от даты перечисления суммы предоплаты (аванса) до даты получения покупателем товара от продавца.

Коммерческое кредитование, предусмотренное по договору купли-продажи, регламентируется ст. 488 ГК РФ «Оплата товара, проданного в кредит» и ст. 489 ГК РФ «Оплата товара в рассрочку».

Существует четыре вида предоставления коммерческого кредита.

1. Вексельный способ. При его использовании задолженность за поставленные товары (работы, услуги) оформляется и подтверждается векселем, выданным покупателем продавцу в соответствии с условиями договора. В этом случае в предмете договора должна быть прямо предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар (работы, услуги) путем передачи своего векселя. Если покупатель должен передать свой вексель, у продавца с момента передачи векселя возникает право требовать от покупателя определенную денежную сумму за переданный покупателю товар (работы, услуги).

Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство векселедателя оплатить при наступлении срока обозначенную в векселе денежную сумму векселедержателю.

Как долговое обязательство, вексель обладает четырьмя особенностями:

1) абстрактность — возникнув как результат определенной сделки, вексель от ее обособляется и существует как самостоятельный документ, имеющий свободное хождение (т.е. переходит от одного лица к другому неограниченное количество раз);

2) бесспорность — вексель дает бесспорное право векселедержателю требовать с должника уплаты суммы обязательства;

3) право протеста — оно позволяет векселедержателю в случае, если должник не оплачивает вексель, совершить протест, т.е. на следующий день после истечения даты платежа официально удостоверить факт отказа от оплаты в нотариальной конторе или в суде по месту нахождения плательщика;

4) солидарная ответственность — при своевременном совершении протеста векселедержатель имеет право предъявить иск ко всем лицам, связанным с обращением этого векселя, и к каждому из них в отдельности, не будучи принужденным при этом соблюдать последовательность, в которой они обязались.

Различают два вида векселей:

· простой (соло) — это по существу долговая расписка одного лица(векселедателя) о том, что он обязан уплатить другому лицу (векселедержателю), т.е. в операциях с простым векселем участвуют два лица в отличие от переводного векселя, в операции с которым может быть задействовано много лиц;

· переводный (тратта) — он выписывается и подписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ должнику (трассату) об уплате в указанный срок обозначенной в векселе суммы третьему лицу — первому держателю векселя (ремитенту); чтобы приказ трассанта имел силу, трассат должен подтвердить свое согласие произвести платеж в указанный в векселе срок, называемый акцептом, который оформляется надписью на лицевой стороне векселя («акцептован», «обязуюсь оплатить» и т.п.) и подписью должника.

Переводный вексель может быть передан одним держателем другому посредством передаточной надписи — индоссамента. Индоссация (оформление передаточной надписи) проводится на оборотной стороне векселя, а при нехватке места — на дополнительном листе (аллонже), который является неотъемлемой частью векселя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.