Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар 11. Эмоции и чувства.





1.Эмоции в структуре личности. Функции и сущность эмоций.

2.Характеристика эмоциональных состояний.

3.Характеристика высших чувств.

 

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: “ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Дайте психологическое обоснование правомерности этого высказывания.

2. Что такое эмоция, чем она отличается от чувства?

3. В чем заключаются отличия эмоций человека от эмоций животных?

4. Как можно объяснить тот факт, что одна и та же информация может вызвать сильную эмоцию или оставить человека равнодушным?

5. Почему представители азиатских культур оценивают европейцев и американцев как более эмоциональных людей, чем они сами?

6. С какими из приведенных тезисов можно (нельзя) согласиться и почему? Какие тезисы нуждаются в уточнении?
- Под воздействием эмоций нарастает продуктивность деятельности.
- Под воздействием эмоций усиливается тенденция к фантазированию.
- Эмоции снижают внимание к деятельности.
- Обилие эмоций разрушает мыслительную деятельность.



7. Попробуйте объяснить и проиллюстрировать примерами следующие выражения: “паралич чувств”, “растрепанные чувства”, “терять голову”.

8. Опишите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека. Приведите примеры.
- Радость, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, наслаждение, удивление, интерес?

9. Что значит “управлять своими эмоциями”? Как определить грань между разумным сдерживанием себя и подавлением своей непосредственности?

10. Какие объективные и субъективные факторы могут влиять на настроение?

11. Каковы главные признаки аффекта?

12. Как развивается реакция стресса?

13. Какая стратегия преодоления стресса, по вашему мнению, является оптимальной?

 

Задание 1:

Составьте описательный портрет индивида, характеризующий его как «эмоционального» и «неэмоционального».



 

Задание 2:

Подготовьте сообщения по темам:

- Эмоции в жизни человека.

- Изучение эмоций в различных психологических теориях.

- Развитие эмоциональной сферы личности.

 

Задание 3:

Составьте описания различных видов эмоций по 3 составляющим – собственные переживания, внешние проявления и физиологическая реакция.

 

Задание 4:

Подготовьте фотографии, картинки, изображения людей, испытывающих различные эмоции. Они понадобятся для узнавания эмоциональных переживаний и составления описаний эмоционального состояния личности.

Задание 5:

Подготовьте сообщения о психологических особенностях поведения человека в стрессовой ситуации.

 

Задание 6:

Проведите наблюдение за эмоциональными реакциями субъекта, воспользовавшись протоколом в Таблице.

 

Таблица.Протокол стандартизированного систематического наблюдения за эмоциональными и иными реакциями субъекта.

Дата и время Высказывание (направленность вербальной активности; локализация, конкретизация речевой деятельности) Действие (движение, акт поведения, поступок) Экспрессивная (невербальная, двигательная) реакция (пантомимика) Вид, тип, форма (характеристика) проявляемой эмоции Выражение чувственногоотношения (к явлению, процессу, объекту, другому субъекту)
           

 

Задание 7:

Проведите творческое исследование и напишите эссе, анализирующее вашу ведущую эмоцию и ведущий механизм психологической защиты.

 

Литература

Основная:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.



2. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980, Психология эмоций. – СПб, 1999.

3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.

5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.

6. Психология эмоций: Тексты. / Под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. – М., 1984.

7. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. – М., 1996.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989, СПб: Питер, 2002.

9. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.

10.Хрестоматия по общей психологии. Разд. 2. Мотивы, потребности, эмоции. Личность. / Под ред. Петухова В.В. – М., 1997.

11.Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М., МПСИ, 1998.

 

Дополнительная:

1. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб, 2004.

3. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб, 2001.

5. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб, 1997.

6. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. – М., 1993.

7. Психология мотивации и эмоций / Под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002.

8. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

9. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М., 1981.

10. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.5. – М., 1975.

11. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М., 1996.

12. Эмоциональный стресс // Под ред. В.Н.Мясищева. – Л.: Медицина, 1970.

13. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М., 1966.

 

Семинар 12. Воля.

1.Общая характеристика воли. Представление о воле в различных психологических теориях.

2.Структура волевого действия. Способы и приемы волевого регулирования.

3.Волевые качества, их характеристика, пути их самовоспитания.

Вопросы для обсуждения и размышления:

 

1. Как Вы понимаете выражение “волевой человек”? Можете ли Вы согласиться с известным выражением, что “воля – это осознанная необходимость”. Если нет, раскройте свое понимание.

2. Является ли любое сознательное действие волевым?

3. Раскройте связь воли и мотивации.

4. Что такое волевое усилие и какими факторами оно вызывается?

5. Можно ли утверждать, что борьба мотивов как этап волевого действия определяется как субъективными, так и объективными факторами?

6. Всегда ли реальная ситуация деятельности требует, чтобы имели место все этапы сложного волевого действия?

7. Каковы основные признаки волевого действия?

8. С помощью каких механизмов происходит трансформация или создание дополнительного смысла действия, регулирующего выполнение волевого действия?

9. В жизни случается так, что приняв решение, человек начинает снова сомневаться в его правильности и не выполняет его. Чем объяснить возникновение таких противоречий? О каких особенностях воли это свидетельствует?

10. В каких случаях оценка поступков человека может стимулировать его волю?

11. Какие приемы работы над собой могут способствовать формированию волевых качеств?

12.Что в поведении человека поддаётся и не поддаётся сознательному волевому контролю?

13. Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы:
- Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти (Бальзак).
- В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя (Бэбкок).
- Максимум воли есть максимум повиновения (Выготский).

14. Попробуйте дать объяснение перечисленным фактам.

- Почему люди совершают действия, угрожающие инстинкту самосохранения? Можно ли считать такие действия высшим проявлением воли?
- Во время войны на летчиков наводили страх японские камикадзе, бросавшие свой самолет в гущу врагов.
- Люди бросаются в горящие здания, чтобы спасти из огня ребенка, животное, семейные реликвии.

15. Из данных понятий выстройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим: - планирование, мотивация, рефлексия, реализация действий, целеобразование.

 

Задание 1:

Проанализируйте образа героя. И. И. Обломова в одноименном произведении И.А. Гончарова.

 

Задание 2:

Подберите методики, изучающие произвольность учащихся.

 

Задание 3: составьте примеры простого и сложного волевых действий.

Задание 4:

Подберите методы изучения воли и волевых качеств личности.

 

Задание 5:

Составьте программу конструктивного саморазвития.

 

Итоговое задание по разделу: составьте сводную таблицу №5 «Психические процессы» на основании изучения раздела «Психические процессы».

ТАБЛИЦА №5

 

Название Опре- деление Физиологическая основа Виды Свойства Теории Авторы Методы, методики Приме чание
                 

Литература

Основная:

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. Т.2.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

3. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989, СПб: Питер, 2002.

5. Селиванов В.И. Психология волевой активности. - Рязань, 1974.

 

Дополнительная:

1. Божович Л.И. Что такое воля // Семья и школа. 1981, № 1-4.

2. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.

3. Иванников В.А. Воля: миф или реальность // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1993, № 2.

4. Леонтьев А.Н. Воля // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1992, № 2.

5. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. – М.: Смысл, 1997.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.