Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар 3. Происхождение и развитие психики в филогенезе.





1. Проблема возникновения психики, гипотеза А.Н.Леонтьева о критериях психического отражения. Роль психики в биологической эволюции.

2. Связь элементарной сенсорной психики с инстинктивным поведением животных.

3. Связь перцептивной психики с индивидуально-изменчивым поведением животных.

4. Сравнение интеллекта животных и сознания человека.

5. Происхождение сознания человека в антропогенезе.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Чем отличаются взгляды сторонников идеализма и материализма на понятие и происхождение психики?

2. Какие доказательства правильности своих взглядов на психику приводят материалисты и идеалисты?

3. Объясните, как познание и практические действия людей зависят от материалистического или идеалистического понимания ими психики.

4. Что такое отражение?

5. Назовите формы отражения, возникшие в процессе развития природы и общества.

6. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?

7. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции?

8. С какими задачами могут справляться животные, находящиеся на стадии перцептивной психики?



9. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека?

10. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека?

11. Почему животные вне конкретной ситуации никогда не выделяют орудие как орудие и не сохраняют его впрок?

12. Как влияет на развитие инстинктов опыт, приобретенный особью в процессе ее индивидуальной жизни?

13. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему?

14. Какие ошибочные выводы следуют из утверждения, будто психика человека тождественна физиологической деятельности мозга?

15. Как можно доказать, что психике свойственно опережающее отражение действительности?

16. Чем объяснить, что психика выступает в качестве регулятора поведения животных и человека.

17. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе.

18. Охарактеризуйте структуру сознания.

 

Задание 1:просмотр по теме семинарского занятия фрагментов документальных фильмов «Невидимая жизнь растений» и «Насекомые».



 

Задание 2:просмотр по теме семинарского занятия фрагментов документальных фильмов «Кошки», «Наш мир. Собаки», «Жизнь животных. Волк».

 

Задание 3:составьте таблицу №3 «Стадии развития психики и особенности поведения живых существ».

 

ТАБЛИЦА №3

Стадия развития психики Особенности нервной системы и органов чувств Особенности психического отражения Особенности поведения Представители
         

 

Литература

Основная:

1. http://www.ethology.ru/

2. Вагнер В.А. Сравнительная психология. - М., МПСИ ,1998.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.

6. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - М., 1999.

7. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с.

8. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975.

9. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. - М., 1998.

10.Северцов А.Н. Эволюция и психика // Психологический журнал. - 1982, № 4 (Собр. Соч: в 3т. М.,Л., 1945. Т.3.).

 

Дополнительная:

11.http://www.ethology.ru/lection/?id=28

12.Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М., 1999.

13.Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии /Под ред. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. - М., 1997.

14. Тиберген Н. Поведение животных. – М.: Мир, 1985.

15.Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М., 1999.

 

Семинары 4. Развитие психики человека в онтогенезе.

1. Биогенетический закон и решение проблемы соотношения филогенеза и онтогенеза.



2. Влияние внешних и внутренних условий, врожденных и приобретенных факторов на развитие личности человека.

3. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского.

4. Онтогенез человека как социализация индивида и развитие личности.

5. Проблемы неравномерности развития психики, выделения стадий и кризисов развития личности.

 

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. В чем разница между “натуральными” и “высшими” психическими функциями?

2. В чем заключается главное превосходство культурной психики над натуральной?

3. Почему в настоящее время так актуальны взгляды Л.С. Выготского на процесс психического развития ребенка для практики образования?

4. Как можно развести понятия “социальные факторы” и “культурно-исторические источники” детского развития?

5. Согласны ли Вы с утверждением, что ребенок открыт для усвоения любой информации, для формирования любых психологических качеств и свойств? Что кладет ограничения такому пониманию детского развития?

6. Маугли – человек или…? О чем свидетельствуют описанные в литературе случаи “воспитания” человека в сообществе животных?

7. Почему в одной семье вырастают разные по характеру и способностям дети?

8. Приведите житейские представления (пословицы, поговорки, притчи) о стадиальности жизненного пути человека?

9. Как в практике школьного обучения реализуются представления о стадиальности детского развития?

10. Возможно ли безкризисное развитие человека?

 

Задание:опишите, в чем сходство и в чем различия между закономерностями развития психики в филогенезе и онтогенезе.

 

Литература

Основная:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М., 1996.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1966.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., МПСИ, 1995.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.

5. Крайг Ф. Психология развития. СПб.:Питер, 2000.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.

7. Психология человека от рождения до смерти / Полный курс психологии развития. Под общей ред. А.А.Реана. — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989, СПб: Питер, 2002.

9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. - М., МПСИ, 1997.

 

Дополнительная:

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982.,1983, 1984.

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., Тривола, 1995.

3. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. — Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996.

 

Семинар 5. Психологическая теория деятельности.

1. Определение деятельности, ее основные характеристики.

2. Психологическая структура деятельности.

3. Основные виды деятельности.

4. Умения, навыки, привычки и их особенности.

 

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Что такое деятельность? В чем коренное отличие деятельности человека от поведения животных?

2. Философ Э.В. Ильенков утверждает, что “личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне – той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности”. Как категория “деятельность” связывает между собой понятия “индивид”, “субъект”, “личность”, с одной стороны, и понятие “норма”, “эталон”, “культура” – с другой?

3. Возможна ли деятельность без четкого представления цели?

4. Назовите основные характеристики действий.

5. Расскажите об операциях как структурном элементе деятельности.

6. Почему Б.Ф. Ломов не относит общение к деятельности?

7. Представьте строение деятельности по А.Н. Леонтьеву.

8. Что из деятельности человека и при каких условиях может быть передано для выполнения техническим устройствам, а что при всех обстоятельствах останется за человеком?

9. Что объединяет и что отличает труд, учение, игру как основные виды деятельности?

10. Какие объективные и субъективные факторы влияют на продуктивность навыков, как и почему?

11. Какие навыки Вы считаете необходимым сформировать у учащихся в процессе обучения по преподаваемому Вами предмету? Как следует организовать упражнения по выработке навыков? Какие ошибки при этом допускают ученики?

 

Литература

Основная:

1. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2002.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ, 2010.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001.

4. Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

5. Немов Р.С. Психология. - М., 2005.

6. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., Высшее образование, 2008.

7. Общая психология и психология личности / под ред. Реана А.А. - М., АСТ, 2009.

8. Петровский А.В. Общая психология. - М., 2006.

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 1998.

10. Психология / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.

11. Психология / под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт, 2010.

 

б) Дополнительная литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.

2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М., 1979.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.