Виды учебной работы, образовательные технологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки – 050100.62 педагогическое образование
Профиль – английский язык
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная
Курс 1, семестр 2
Москва – 2011
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден
На заседании кафедры психологии развития и инноваций
(Протокол № 1 от 29.09.11)
На заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений
(Протокол № 1 от 29.09.11.)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
по направлению и профилю подготовки “Педагогическое образование – иностранный язык”
Автор-составитель:
Доцент кафедры общей и практической психологии,
кандидат психологических наук, доцент _____________________________О. Н. Комарова
Заведующий кафедрой:
Профессор кафедры психологии развития и инноваций,
Доктор психологических наук,
профессор ________________________Б.Н.Рыжов
Рецензент:
Профессор, доктор психологических наук,
Академик РАО, заведующая лабораторией
Научных основ детской практической психологии
психологического института РАО _______________И.В. Дубровина
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Часть I. Программа учебной дисциплины.
|
| Пояснительная записка.
|
| Содержание дисциплины.
|
| Литература.
|
| Интернет-ресурсы.
|
| Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины.
|
| Тематический план курса.
|
| Лекции.
|
| Семинары.
|
| Практические, лабораторные занятия.
|
| Примерная тематика докладов, рефератов, контрольных работ
|
| Требования и примерный перечень вопросов к зачёту или экзамену.
|
| Тесты для самоконтроля.
|
| Рекомендации по организации самостоятельной работы студента
|
| Часть III. Технологическая карта дисциплины.
|
|
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра психологии развития и инноваций
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Часть I. Программа учебной дисциплины
Направление подготовки – 050100.62 педагогическое образование
Профиль – английский язык
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная
Курс 1, семестр 2
Москва – 2011
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
по направлению и профилю подготовки “Педагогическое образование – иностранный язык” утвержденного 17 января 2011 № 46
1. Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины “Общая психология” является формирование научно-психологического мировоззрения, освоение комплекса психологических понятий и категорий, понимание предмета психологии и путей познания психической реальности.
Задачидисциплины:
- изучение базовых категорий и понятий психологической науки, основных методологических и исследовательских проблем психологии и путей их решения;
- освоение системы знаний о человеке как субъекте психической деятельности, о развитии и функционировании психики человека, об источниках его активности, закономерностях познавательной деятельности;
- совершенствование когнитивных способностей для рефлексивного психологического анализа актуальных проблем жизни и деятельности человека и системного видения перспектив успешной реализации своего творческого потенциала в будущей профессиональной деятельности;
- развитие у студентов интереса к познанию других и самопознанию;
- формирование позитивного и заинтересованного отношения к изучению психологических дисциплин как необходимого условия успешного овладения профессией и последующего профессионального становления.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина “Общая психология” относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в состав базовой части ООП.
Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина “Общая психология”, являются образование, социальная сфера, культура.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров: обучение, воспитание, развитие, просвещение.
Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
– изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
в области культурно-просветительской деятельности:
– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
Для освоения дисциплины “Общая психология” обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе их общешкольной подготовки в области гуманитарных дисциплин, прежде всего, истории и обществознания, а также изучения дисциплин “История”, “Педагогика”, “Возрастная анатомия, физиология и гигиена” в 1 семестре:
– представление о современных концепциях картины мира на основе
сформированного мировоззрения;
– владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
– владение умением логически верно строить устную и письменную речь;
– владение навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
– владение функциональными навыками, необходимыми для выполнения письменных учебных зданий в формате эссе, реферата, статьи, экспертного заключения, рецензии, графического моделирования (перевода информации в графическую форму);
– владение основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе связанными с работой на компьютере и в глобальной информационной сети.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин “Возрастная и педагогическая психология” “Социальная психология”, а также курсов по выбору “Психология общения”, “Конфликтология”, прохождения производственной практики и подготовки к Итоговой Государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины “Общая психология” направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
– готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
– готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов к работе с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
– способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Профессиональные компетенции:
общепрофессиональные:
– способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук для решения социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).
в области педагогической деятельности:
– способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованные в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
– способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).
в области культурно-просветительской деятельности:
способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9).
Специальные компетенции:
– умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (СК-14);
– умеет формулировать исследовательскую задачу, выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту (СК-16);
– владеет основными теоретическими и эмпирическими методами исследования (СК-17);
– умеет описать ход проведенного собственного исследования; логично и последовательно представить его результаты (СК-18).
В результате изучения дисциплины “Общая психология” студент должен:
Иметь представление:
– о структуре психологии как науки;
– о месте психологии среди других наук о человеке;
– об основных этапах истории становления психологии.
Знать
– основные психологические категории и понятия;
– основные теоретические направления и подходы, современные тенденции развития психологической науки;
– теоретические подходы к изучению человека как субъекта деятельности и познания, основные экспериментальные пути решения ключевых проблем общей психологии;
– теоретические положения и закономерности функционирования психических процессов, свойств и состояний человека;
– способы психологического изучения обучающихся;
– способы построения межличностных отношений;
– способы самопознания и саморазвития.
Уметь
– творчески использовать теоретические знания по курсу в процессе последующего обучения;
– применять усвоенные понятия и идеи к интерпретации конкретных проявлений психической жизни людей, сопоставлять различные теоретические подходы к общепсихологическим проблемам в данной области;
– выявлять проблемы психолого-педагогического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
– анализировать и оценивать результаты собственной психолого-педагогической деятельности и вносить в нее необходимые коррективы;
– самостоятельно работать с научной литературой;
– аналитически воспринимать информацию, систематизировать и обобщать ее;
– использовать методы психологического исследования в сфере профессиональной деятельности;
– участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях.
Владеть
– способами ориентации в профессиональных источниках информации;
– способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
– навыками решения психолого-педагогических задач;
– навыками профессиональной аргументации при анализе ситуаций
в сфере предстоящей деятельности;
– способами взаимодействия с участниками образовательного процесса в различных социально-педагогических ситуациях;
– методикой реализации индивидуального подхода к построению социально-психологических взаимодействий;
– навыками построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| в том числе:
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
|
|
| Контрольное занятие (КЗ) (зачеты и диф. зачеты, которые проводятся в зачетную неделю и не выносятся на экзаменационную сессию)
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
| в том числе:
|
|
| подготовка к семинарским и практическим занятиям
|
|
| подготовка к контрольным работам и тестированию
|
|
| подготовка учебного проекта / реферата
|
|
| выполнение диагностико-рефлексивных заданий
|
|
| решение психологических задач
|
|
| выполнение творческих работ
|
|
| Вид промежуточной аттестации: экзамен /рейтинговая система
|
|
| Общая трудоемкость: часы
|
|
| зачетные единицы
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№п/п
| Наименование раздела
| Содержание раздела
|
| Введение в общую психологию
| Тема I. Общая характеристика психологии как науки.
Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Сравнительные особенности житейской и научной психологии, их взаимосвязь. Место психологии в системе наук. Роль психологии в решении задач жизни общества - образования, здравоохранения, культуры, экономики и т.п. Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Основные категории психологической науки. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное». Категория отражения в психологии. Человек как субъект познания, общения, деятельности. Функции и структура психики.
Тема 2. Становление предмета психологической науки.
Представления о душе в античной философии. Предпосылки образования психологии как науки. Становление экспериментальной психологии и выделение психологии в самостоятельную науку. Сознание как предмет психологического исследования. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Проблема неосознаваемых психических явлений. Психоанализ, его значение для фундаментальной и практической психологии. Целостный подход в понимании психической жизни и возникновение гештальтпсихологии.
Основные идеи гуманистического подхода в психологии, предшественники и представители гуманистической психологии. Культурно-историческая теория развития высших психических функций и ее значение для психологической науки. Современные подходы к определению предмета психологии.
Тема 3. Методология исследования и система методов в психологии.
Понятия о методологии и методе научного исследования. Принципы психологического исследования. Этапы психологического исследования. Классификации методов психологии. Специфика выбора и применения различных методов.
Тема 4. Происхождение и развитие психики в филогенезе.
Роль психики в эволюции живых существ. Формы отражения, особенности психического отражения на разных стадиях эволюции. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики. Проблема критериев психического, понятия раздражимости и чувствительности. Основные стадии развития психики и поведения животных. Предпосылки развития сознания человека. Сравнение психики человека и животных. Сознание человека как высшая форма развития психики.
Тема 5. Развитие психики человека в онтогенезе.
Человек как природное и как общественно-историческое существо. Понятие знака как психологического орудия в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Механизм интериоризации. Закономерности социализации индивида.
|
| Психические процессы
| Тема 6. Ощущения.
Чувственный уровень познания. Понятие ощущений как элементарного познавательного процесса. Значение ощущений в жизни человека. Классификации ощущений. Специфика ощущений различной модальности. Деятельность анализатора как физиологическая основа ощущений. Свойства ощущений. Проблема измерения чувствительности. Понятия абсолютных и относительных порогов чувствительности.
Тема 7. Восприятие.
Понятие восприятия, его отличие от ощущений. Физиологическая основа восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия. Закономерности и механизмы восприятия пространства. Восприятие реального движения и иллюзии восприятия движения. Восприятие времени. Восприятие человека человеком. Иллюзии восприятия.
Тема 8. Внимание.
Понятие и основные функции внимания. Физиологические основы внимания. Учение о доминанте А. Ухтомского. Роль внимания в регуляции других психических процессов и деятельности. Виды внимания. Внимание как высшая психическая функция (по Л.С.Выготскому). Внимание как проявление активности личности (по Н.Ф.Добрынину). Внимание как действие умственного контроля (по П.Я.Гальперину). Внимание и установка. Свойства внимания. Рассеянность внимания и ее причины. Развитие внимания в онтогенезе. Методы исследования внимания. Способы тренировки и коррекции внимания.
Тема 9. Память.
Понятие памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Физиологические основы и механизмы памяти. Теории памяти в различных направлениях и школах психологии, их вклад в современное представление о памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение воспроизведение, забывание. Виды памяти, критерии их выделения. Память и деятельность. Произвольное и непроизвольное запоминание. Зависимость запоминания от содержания и структуры деятельности Непосредственное и опосредованное запоминание. Влияние мотивации на эффективность запоминания. Развитие памяти в онтогенезе человека. Социализация памяти человека, роль средств в организации и развитии памяти. Память как высшая психическая функция. Память и речь. Индивидуальные особенности памяти, типы памяти. Нарушения памяти. Методы исследования памяти. Способы рационального запоминания, мнемотехники. Тренировка и развитие памяти.
Тема 10. Воображение.
Понятие воображения. Основные функции воображения. Отличие образов воображения от образов восприятия и памяти. Различные подходы к объяснению природы воображения в истории психологии. Виды воображения: воссоздающее и творческое, активное и пассивное.
Развитие воображения у детей. Проблема соотношения воображения и мышления в онтогенезе. Воображение и речь. Методы исследования и развития воображения. Проблема творчества в психологии. Особенности воображения в научном, художественном, литературном творчестве. Воображение и творческие способности, креативность личности.
Тема 11. Мышление.
Понятие мышления, его отличие от других психических процессов. Роль мышления в жизни и деятельности человека. Теории мышления в различных направлениях философии и психологии. Виды мышления.
Мышление и логика. Логические формы мышления – понятия, суждения, умозаключения. Мышление как процесс решения задач. Операции мышления. Мышление как деятельность. Особенности творческого мышления. Понятие интуиции. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности и типы мышления. Искусственный интеллект и мышление человека: формализуемые и неформализуемые процессы и механизмы. Основные методы, методики и процедуры исследования мышления. Средства развития творческого мышления.
Тема 12. Речь.
Понятие речи как психического процесса и как процесса, регулирующего всю психическую деятельность человека. Соотношение речи и языка. Основные функции речи: коммуникативная, регулятивная, обобщающая, когнитивная, номинативная, эмоционально-выразительная. Вербальное и невербальное общение. Слово как единица мышления и речи. Значение и смысл слова. Процесс перехода от мысли к слову. Порождение и понимание высказываний. Методы исследования речи. Виды речи. Последовательность и закономерности развития видов речи в онтогенезе человека.
Тема 13. Эмоции.
Понятие об эмоциях и чувствах. Специфика эмоционального отражения действительности. Значение эмоций в жизни человека и животных, основные функции эмоций. Связь эмоций с потребностями. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии (В.Вундт, Ч.Дарвин, теории Джеймса-Ланге, У.Кеннон и другие). Современные психологические теории эмоций (К.Изард, Р.Плутчик, Р.Лазарус). Понятие об эмоциях и чувствах в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) и физиологии (П.К.Анохин, П.В.Симонов). Классификации эмоций. Виды эмоциональных состояний. Специфические особенности состояний аффекта, стресса, тревожности, фрустрации. Методы исследования эмоций и эмоциональных состояний. Соотношение эмоций и чувств. Виды чувств. Развитие эмоциональной сферы личности. Особенности эмоционального развития в различные возрастные периоды. Эмоциональная зрелость и эмоциональная культура.
Тема 14. Воля.
Различные подходы к пониманию воли в истории философии и психологии. Детерминизм и свобода воли. Критерии волевого поведения. Связь воли с произвольной регуляцией движений и действий. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Определение воли как регулятора деятельности. Роль и функции воли. Проблема выбора цели, борьбы мотивов и принятия решений. Структура волевого действия. Воля как контроль за исполнением намерения. Волевые усилия. Психологический механизм волевой регуляции через сознательное изменение смысла действий. Воля как личностный уровень регуляции. Развитие воли у человека. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.
|
| Психические свойства личности
| Тема 15. Проблема типологии индивидуальных различий.
Индивидуально-психологические особенности человека. Проблема природы индивидуальных различий между людьми. Содержательные и формально-динамические индивидуальные особенности личности.
Понятие о типологии и типах в психологии. Типологии темперамента: гуморальные (Гиппократ, Гален), конституциональные (Э.Кречмер, У.Шелдон). Связь психических особенностей с физиологическими, морфологическими, соматическими особенностями человека. Генетические предпосылки индивидуальных различий. Преимущества и недостатки типологического подхода в психологии.
Учение И.П. Павлова о типе высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента, его значение для психологии. Исследования связи свойств нервной системы и типов высшей нервной деятельности с психическими свойствами личности в трудах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С .Мерлина.
Сравнительный обзор различных типологий характера (К.Леонгард, А.Е. Личко, Э.Фромм и др.) и типологий личности (Э. Шпрангер, А.Ф. Лазурский, К.Юнг и др.).
Тема 16. Темперамент.
Понятие темперамента, различные представления о природе темперамента в истории психологии. Темперамент как базовый компонент личности. Связь темперамента со свойствами нервной системы и типом высшей нервной деятельности (Мерлин В.С.).
Активность и эмоциональность как основные составляющие темперамента. Выделение компонентов темперамента в различных психологических теориях (эргичность, пластичность, ригидность и др.). Выделение предметного и коммуникативного аспектов темперамента (В.М.Русалов). Признаки темперамента. Интроверсия - экстраверсия и нейротизм как свойства темперамента (Г.Айзенк).
Темперамент и психическое развитие (Я.Стреляу). Понятие реактивности и ее значение для развития личности. Закономерности проявления различных свойств и типов темперамента в деятельности и общении. Особенности взаимодействия с представителями разных типов темперамента.
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности (Е.А.Климов). Проблема воспитания индивидуального стиля. Методы исследования темперамента.
Тема 17. Характер.
Представления о характере в отечественной и зарубежной психологии. Соотношение понятий «характер» и «личность», «характер» и «темперамент».
Характер как система отношений человека к другим людям, к миру, к самому себе. Становление характера в процессе социализации индивида. Структура характера. Характер и волевые свойства личности. Характер и мотивация поступков человека. Проблема формирования и воспитания характера.
Акцентуации характера. Типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. Типология акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко. Отличие акцентуаций от психопатий. Факторы, способствующие проявлению акцентуаций характера. Способы взаимодействия с представителями различных типов акцентуаций характера.
Понятие социального характера Э. Фромма. Выделение типов характера в теориях и Э. Фромма и Э Шостром. Методы исследования характерологических особенностей личности.
Тема 18. Способности.
Понятие и роль способностей в жизни человека. История развития представлений о природе способностей. Соотношение способностей, знаний, умений, навыков. Биологическое и социальное в природе способностей. Понятие задатков. Роль задатков в развитии способностей.
Структура способностей. Общие и специальные способности. Развитие и формирование способностей в деятельности. Взаимосвязь и компенсация различных способностей.
Понятия одаренности, таланта, гениальности. Различные взгляды на причины гениальности. Психологические особенности развития личности одаренных детей. Специфика работы с одаренными детьми.
Понятие интеллекта в психологии. Модели интеллекта. Представления о структуре интеллекта. Проблема оценки способностей. Оценка общих способностей. Тесты интеллекта, измерение коэффициента интеллекта. Интеллект и личность человека. Соотношение интеллекта и творческих способностей. Развитие и оценка творческих способностей.
Тема 19. Проблема личности в психологии.
Сложность определения понятия «личность» в психологии. Сравнительный анализ теорий личности (персонализм, психоанализ, гуманистическая психология и др.). Представления о личности в отечественной психологии (А.Ф.Лазурский, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов и др.). Подходы к классификации теорий личности.
Проблема биологических и социальных детерминант в развитии личности. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Различные представления о структуре личности. Общие закономерности развития личности. Развитие и жизненный путь личности. Методы изучения и исследования личности.
Тема 20. Направленность личности.
Понятие мотивации в психологии. Основные подходы к изучению мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Психологические теории мотивации. Проблема биологической и социальной детерминации мотивации.
Исследования мотивации в деятельностном подходе (А.Н.Леонтьев). Потребности как основа мотивации деятельности. Виды мотивов. Внешние и внутренние мотивы человека. Интересы и склонности как виды мотивов. Иерархия мотивов. Понятие смыслообразующих мотивов.
Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Соотношение мотивов и целей, мотивов и условий деятельности. Эмоции и мотивы у человека.
Развитие мотивационной сферы в онтогенезе человека.
Определения понятия направленности личности в отечественной психологии. Желания, влечения, стремления, склонности, убеждения, идеалы, мировоззрение как различные проявления направленности. Проблема социальных потребностей, мотивов. Ценностные ориентации и установки. Мотивация достижений. Самооценка, уровень притязаний, фрустрации в развитии личности. Методы исследования мотивационной сферы личности.
|
5.2 Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Практ. занятия
| Семи-нары
| Самост. работа
| Всего
|
| Введение в общую психологию
|
| -
|
|
|
|
| Психические процессы
|
|
| –
|
|
|
| Психические свойства личности
|
|
|
|
|
|
Виды учебной работы, образовательные технологии
Тематика и последовательность лекций соответствуют заявленным в программе требованиям к результату освоения дисциплины “Общая психология”.
В процессе изложения основных тем курса преподавателем активно используются информационно-коммуникационные технологии. Изложение содержания по разделам сопровождается демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов (лекции-визуализации).
Во вводной лекции объясняется цель курса, его роль в системе учебных дисциплин и профессиональной подготовке, дается обзор курса, намечаются научные проблемы, рассматриваемые в курсе. На этой лекции студенты знакомятся с литературой и методикой самостоятельной работы по курсу, особенностями промежуточного и итогового контроля.
Проблемы первого раздела программы освещаются в ходе обзорной, объяснительной и проблемной лекций. Результаты освоения раздела проверяются в ходе тестирования на первом этапе рубежного контроля.
Последующие лекции образуют пять тематических блоков в соответствии с проблематикой второго и третьего разделов программы.
При чтении лекций применяются методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: диалог, беседа, дискуссия.
Проблемная лекция с элементами эвристической беседы посвящена ключевым вопросам психологии личности раздела программы “Психические свойства личности”.
Материал лекций закрепляется в ходе семинарских и практических занятий.
Его освоение проверяется тестированием, выполнением письменных заданий, решением психологических задач, а также выполнением творческих работ.
Завершающая лекция проводится в форме пресс-конференции и носит обзорный характер. Студенты заранее готовят интересующие их вопросы и заранее передают преподавателю в письменном виде.
Контроль уровня освоения осуществляется косвенно – в ходе презентации учебных проектов, посвященных ….
Семинарские и практические занятия играют ключевую роль в реализации дидактических задач курса “Общая психология”.
Задачами семинарских занятий являются:
- углубленное изучение теоретического материала;
- формирование навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критического мышления и др.;
- развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы и творческих способностей;
- формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.
Наиболее часто в процессе обучения используются семинар-дискуссия, проблемный семинар, семинар-конференция.
Преобладающей организационной формой являются практические занятия. Их формат соответствует деятельностной направленности процесса обучения.
Цели практических занятий:
- помочь студентам осмыслить изучаемый материал;
- формировать навыки и умения учебной деятельности;
- помочь студентам установить связь теории и практики, научить переносить знания в новые ситуации;
- помочь студентам осознать связь научных знаний с их будущей профессиональной деятельностью.
Для обеспечения полноценного осмысления научных знаний используются различные дидактические средства:
- различного рода учебные задачи (репродуктивные, продуктивные, творческие, рефлексивные);
- учебные задания на составление таблиц, схем, интерпретацию результатов диагностики;
- опыты и демонстрации;
- моделирование проблемных ситуаций и проектирование способов их разрешения;
- изучение диагностических методик;
- деловые и ролевые игры.
Одно занятие проводится в форме группового психологического тренинга.
Отдельное занятие организуется в форме презентаций учебных проектов с элементами учебных дискуссий и выполнением вспомогательных учебных заданий.
Высоким потенциалом в преподавании дисциплины “Общая психология” обладают интерактивные методы. Студенты получают возможность развить необходимые навыки межличностного и группового взаимодействия, а также более глубоко понять собственный потенциал, личные ресурсы, которыми они обладают или которые необходимо развить для будущей профессиональной деятельности. Интерактивные методы эффективны в развитии коммуникативных и исследовательских навыков будущих педагогов.
Особое внимание в обучении уделяется организации рефлексивной деятельности студентов, которая предполагает осознание себя не только как субъекта учебной и других видов деятельности, но и как личности, субъекта жизнедеятельности. Рефлексия может быть направлена на:
- свои внутренние психические акты и состояния;
- собственный психологический опыт и динамику его приобретения;
- способы учебной работы, познавательной, коммуникативной и других видов деятельности;
- личностные смыслы и ценности;
- образ себя.
Рефлексивные ситуации организуются на основе:
- обращения студентов к собственному накопленному ранее психологическому опыту (рефлексивные задачи);
- воссоздания и моделирования ситуаций в психологических играх и упражнениях (тренинговые методы);
- использования ярких образов людей и ситуаций, представленных в художественных произведениях, фильмах.
Самостоятельная работа студентов осуществляется по следующим направлениям:
1) подготовка к семинарским и практическим занятиям, в том числе процедурам текущего контроля;
2) подготовка к мероприятиям рубежного контроля;
3) выполнение и презентация учебного проекта;
В ходе обучения используются следующие виды самостоятельной работы:
1. Самостоятельная работа студента, связанная с выполнением текущих заданий (задания по базовому учебнику и дополнительным учебным пособиям, чтение хрестоматийной психологической литературы, выполнение творческих заданий, написание эссе, решение ситуационных задач, подбор материалов для экспериментальной работы а также другие виды работы).
2. Самостоятельная индивидуальная работа студента, направленная на устранение отдельных недостатков в знаниях, умениях и навыках.
3. Самостоятельная работа, связанная с овладением новым материалом (изучение студентами дополнительной литературы, выполнение лабораторных работ и т.п.);
4. Индивидуальная самостоятельная работа студентов (устные доклады, рефераты, подбор информации по актуальной проблеме и т. д.)
5. Самостоятельная работа студента по их собственной инициативе (самостоятельный поиск текстов для сообщений на семинарских и практических занятиях, написанию курсовой работы).
Последовательное выполнение всех видов самостоятельной работы, постепенное усложнение заданий и задач, стоящих перед студентами, способствуют развитию навыков дальнейшей самостоятельной работы и повышает профессиональную и коммуникативную компетентность студентов.
Для оптимальной организации самостоятельной работы студентам предлагаются методические рекомендации (см. часть II УМКД), которые включают задания к семинарским и практическим занятиям, характеристики контро
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|