Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды учебной работы, образовательные технологии





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Направление подготовки – 050100.62 педагогическое образование

Профиль – английский язык

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная

Курс 1, семестр 2

 

Москва – 2011


Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден

На заседании кафедры психологии развития и инноваций

(Протокол № 1 от 29.09.11)

На заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1 от 29.09.11.)

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

по направлению и профилю подготовки “Педагогическое образование – иностранный язык”

 

Автор-составитель:

Доцент кафедры общей и практической психологии,

кандидат психологических наук,
доцент _____________________________О. Н. Комарова

Заведующий кафедрой:

Профессор кафедры психологии развития и инноваций,

Доктор психологических наук,

профессор ________________________Б.Н.Рыжов

Рецензент:

Профессор, доктор психологических наук,

Академик РАО, заведующая лабораторией



Научных основ детской практической психологии

психологического института РАО _______________И.В. Дубровина

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Часть I. Программа учебной дисциплины.
Пояснительная записка.
Содержание дисциплины.
Литература.
Интернет-ресурсы.
Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины.
Тематический план курса.
Лекции.
Семинары.
Практические, лабораторные занятия.
Примерная тематика докладов, рефератов, контрольных работ
Требования и примерный перечень вопросов к зачёту или экзамену.
Тесты для самоконтроля.
Рекомендации по организации самостоятельной работы студента
Часть III. Технологическая карта дисциплины.

 

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт психологии, социологии и социальных отношений

 

 



Кафедра психологии развития и инноваций

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Часть I. Программа учебной дисциплины

 

Направление подготовки – 050100.62 педагогическое образование

Профиль – английский язык

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная

Курс 1, семестр 2

 

 

Москва – 2011

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

по направлению и профилю подготовки “Педагогическое образование – иностранный язык” утвержденного 17 января 2011 № 46

 

1. Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины “Общая психология” является формирование научно-психологического мировоззрения, освоение комплекса психологических понятий и категорий, понимание предмета психологии и путей познания психической реальности.

Задачидисциплины:

- изучение базовых категорий и понятий психологической науки, основных методологических и исследовательских проблем психологии и путей их решения;

- освоение системы знаний о человеке как субъекте психической деятельности, о развитии и функционировании психики человека, об источниках его активности, закономерностях познавательной деятельности;

- совершенствование когнитивных способностей для рефлексивного психологического анализа актуальных проблем жизни и деятельности человека и системного видения перспектив успешной реализации своего творческого потенциала в будущей профессиональной деятельности;

- развитие у студентов интереса к познанию других и самопознанию;



- формирование позитивного и заинтересованного отношения к изучению психологических дисциплин как необходимого условия успешного овладения профессией и последующего профессионального становления.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина “Общая психология” относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в состав базовой части ООП.

Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина “Общая психология”, являются образование, социальная сфера, культура.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров: обучение, воспитание, развитие, просвещение.

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

в области культурно-просветительской деятельности:

– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Для освоения дисциплины “Общая психология” обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе их общешкольной подготовки в области гуманитарных дисциплин, прежде всего, истории и обществознания, а также изучения дисциплин “История”, “Педагогика”, “Возрастная анатомия, физиология и гигиена” в 1 семестре:

– представление о современных концепциях картины мира на основе

сформированного мировоззрения;

– владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

– владение умением логически верно строить устную и письменную речь;

– владение навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

– владение функциональными навыками, необходимыми для выполнения письменных учебных зданий в формате эссе, реферата, статьи, экспертного заключения, рецензии, графического моделирования (перевода информации в графическую форму);

– владение основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе связанными с работой на компьютере и в глобальной информационной сети.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин “Возрастная и педагогическая психология” “Социальная психология”, а также курсов по выбору “Психология общения”, “Конфликтология”, прохождения производственной практики и подготовки к Итоговой Государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины “Общая психология” направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

– готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

– готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов к работе с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

– способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Профессиональные компетенции:

общепрофессиональные:

– способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук для решения социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

в области педагогической деятельности:

– способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованные в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

– способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

в области культурно-просветительской деятельности:

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9).

Специальные компетенции:

– умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (СК-14);

– умеет формулировать исследовательскую задачу, выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту (СК-16);

– владеет основными теоретическими и эмпирическими методами исследования (СК-17);

– умеет описать ход проведенного собственного исследования; логично и последовательно представить его результаты (СК-18).

 

В результате изучения дисциплины “Общая психология” студент должен:

Иметь представление:

– о структуре психологии как науки;

– о месте психологии среди других наук о человеке;

– об основных этапах истории становления психологии.

Знать

– основные психологические категории и понятия;

– основные теоретические направления и подходы, современные тенденции развития психологической науки;

– теоретические подходы к изучению человека как субъекта деятельности и познания, основные экспериментальные пути решения ключевых проблем общей психологии;

– теоретические положения и закономерности функционирования психических процессов, свойств и состояний человека;

– способы психологического изучения обучающихся;

– способы построения межличностных отношений;

– способы самопознания и саморазвития.

Уметь

– творчески использовать теоретические знания по курсу в процессе последующего обучения;

– применять усвоенные понятия и идеи к интерпретации конкретных проявлений психической жизни людей, сопоставлять различные теоретические подходы к общепсихологическим проблемам в данной области;

– выявлять проблемы психолого-педагогического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

– анализировать и оценивать результаты собственной психолого-педагогической деятельности и вносить в нее необходимые коррективы;

– самостоятельно работать с научной литературой;

– аналитически воспринимать информацию, систематизировать и обобщать ее;

– использовать методы психологического исследования в сфере профессиональной деятельности;

– участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях.

Владеть

– способами ориентации в профессиональных источниках информации;

– способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

– навыками решения психолого-педагогических задач;

– навыками профессиональной аргументации при анализе ситуаций

в сфере предстоящей деятельности;

– способами взаимодействия с участниками образовательного процесса в различных социально-педагогических ситуациях;

– методикой реализации индивидуального подхода к построению социально-психологических взаимодействий;

– навыками построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего)
в том числе:    
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
Контрольное занятие (КЗ) (зачеты и диф. зачеты, которые проводятся в зачетную неделю и не выносятся на экзаменационную сессию) - -
Самостоятельная работа (всего)
в том числе:    
подготовка к семинарским и практическим занятиям
подготовка к контрольным работам и тестированию
подготовка учебного проекта / реферата
выполнение диагностико-рефлексивных заданий
решение психологических задач
выполнение творческих работ
Вид промежуточной аттестации: экзамен /рейтинговая система
Общая трудоемкость: часы
зачетные единицы

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№п/п Наименование раздела Содержание раздела
Введение в общую психологию Тема I. Общая характеристика психологии как науки. Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Сравнительные особенности житейской и научной психологии, их взаимосвязь. Место психологии в системе наук. Роль психологии в решении задач жизни общества - образования, здравоохранения, культуры, экономики и т.п. Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Основные категории психологической науки. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное». Категория отражения в психологии. Человек как субъект познания, общения, деятельности. Функции и структура психики. Тема 2. Становление предмета психологической науки. Представления о душе в античной философии. Предпосылки образования психологии как науки. Становление экспериментальной психологии и выделение психологии в самостоятельную науку. Сознание как предмет психологического исследования. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Проблема неосознаваемых психических явлений. Психоанализ, его значение для фундаментальной и практической психологии. Целостный подход в понимании психической жизни и возникновение гештальтпсихологии. Основные идеи гуманистического подхода в психологии, предшественники и представители гуманистической психологии. Культурно-историческая теория развития высших психических функций и ее значение для психологической науки. Современные подходы к определению предмета психологии. Тема 3. Методология исследования и система методов в психологии. Понятия о методологии и методе научного исследования. Принципы психологического исследования. Этапы психологического исследования. Классификации методов психологии. Специфика выбора и применения различных методов. Тема 4. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Роль психики в эволюции живых существ. Формы отражения, особенности психического отражения на разных стадиях эволюции. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики. Проблема критериев психического, понятия раздражимости и чувствительности. Основные стадии развития психики и поведения животных. Предпосылки развития сознания человека. Сравнение психики человека и животных. Сознание человека как высшая форма развития психики. Тема 5. Развитие психики человека в онтогенезе. Человек как природное и как общественно-историческое существо. Понятие знака как психологического орудия в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Механизм интериоризации. Закономерности социализации индивида.
Психические процессы Тема 6. Ощущения. Чувственный уровень познания. Понятие ощущений как элементарного познавательного процесса. Значение ощущений в жизни человека. Классификации ощущений. Специфика ощущений различной модальности. Деятельность анализатора как физиологическая основа ощущений. Свойства ощущений. Проблема измерения чувствительности. Понятия абсолютных и относительных порогов чувствительности. Тема 7. Восприятие. Понятие восприятия, его отличие от ощущений. Физиологическая основа восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия. Закономерности и механизмы восприятия пространства. Восприятие реального движения и иллюзии восприятия движения. Восприятие времени. Восприятие человека человеком. Иллюзии восприятия. Тема 8. Внимание. Понятие и основные функции внимания. Физиологические основы внимания. Учение о доминанте А. Ухтомского. Роль внимания в регуляции других психических процессов и деятельности. Виды внимания. Внимание как высшая психическая функция (по Л.С.Выготскому). Внимание как проявление активности личности (по Н.Ф.Добрынину). Внимание как действие умственного контроля (по П.Я.Гальперину). Внимание и установка. Свойства внимания. Рассеянность внимания и ее причины. Развитие внимания в онтогенезе. Методы исследования внимания. Способы тренировки и коррекции внимания. Тема 9. Память. Понятие памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Физиологические основы и механизмы памяти. Теории памяти в различных направлениях и школах психологии, их вклад в современное представление о памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение воспроизведение, забывание. Виды памяти, критерии их выделения. Память и деятельность. Произвольное и непроизвольное запоминание. Зависимость запоминания от содержания и структуры деятельности Непосредственное и опосредованное запоминание. Влияние мотивации на эффективность запоминания. Развитие памяти в онтогенезе человека. Социализация памяти человека, роль средств в организации и развитии памяти. Память как высшая психическая функция. Память и речь. Индивидуальные особенности памяти, типы памяти. Нарушения памяти. Методы исследования памяти. Способы рационального запоминания, мнемотехники. Тренировка и развитие памяти. Тема 10. Воображение. Понятие воображения. Основные функции воображения. Отличие образов воображения от образов восприятия и памяти. Различные подходы к объяснению природы воображения в истории психологии. Виды воображения: воссоздающее и творческое, активное и пассивное. Развитие воображения у детей. Проблема соотношения воображения и мышления в онтогенезе. Воображение и речь. Методы исследования и развития воображения. Проблема творчества в психологии. Особенности воображения в научном, художественном, литературном творчестве. Воображение и творческие способности, креативность личности. Тема 11. Мышление. Понятие мышления, его отличие от других психических процессов. Роль мышления в жизни и деятельности человека. Теории мышления в различных направлениях философии и психологии. Виды мышления. Мышление и логика. Логические формы мышления – понятия, суждения, умозаключения. Мышление как процесс решения задач. Операции мышления. Мышление как деятельность. Особенности творческого мышления. Понятие интуиции. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности и типы мышления. Искусственный интеллект и мышление человека: формализуемые и неформализуемые процессы и механизмы. Основные методы, методики и процедуры исследования мышления. Средства развития творческого мышления. Тема 12. Речь. Понятие речи как психического процесса и как процесса, регулирующего всю психическую деятельность человека. Соотношение речи и языка. Основные функции речи: коммуникативная, регулятивная, обобщающая, когнитивная, номинативная, эмоционально-выразительная. Вербальное и невербальное общение. Слово как единица мышления и речи. Значение и смысл слова. Процесс перехода от мысли к слову. Порождение и понимание высказываний. Методы исследования речи. Виды речи. Последовательность и закономерности развития видов речи в онтогенезе человека. Тема 13. Эмоции. Понятие об эмоциях и чувствах. Специфика эмоционального отражения действительности. Значение эмоций в жизни человека и животных, основные функции эмоций. Связь эмоций с потребностями. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии (В.Вундт, Ч.Дарвин, теории Джеймса-Ланге, У.Кеннон и другие). Современные психологические теории эмоций (К.Изард, Р.Плутчик, Р.Лазарус). Понятие об эмоциях и чувствах в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) и физиологии (П.К.Анохин, П.В.Симонов). Классификации эмоций. Виды эмоциональных состояний. Специфические особенности состояний аффекта, стресса, тревожности, фрустрации. Методы исследования эмоций и эмоциональных состояний. Соотношение эмоций и чувств. Виды чувств. Развитие эмоциональной сферы личности. Особенности эмоционального развития в различные возрастные периоды. Эмоциональная зрелость и эмоциональная культура. Тема 14. Воля. Различные подходы к пониманию воли в истории философии и психологии. Детерминизм и свобода воли. Критерии волевого поведения. Связь воли с произвольной регуляцией движений и действий. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Определение воли как регулятора деятельности. Роль и функции воли. Проблема выбора цели, борьбы мотивов и принятия решений. Структура волевого действия. Воля как контроль за исполнением намерения. Волевые усилия. Психологический механизм волевой регуляции через сознательное изменение смысла действий. Воля как личностный уровень регуляции. Развитие воли у человека. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.
Психические свойства личности Тема 15. Проблема типологии индивидуальных различий. Индивидуально-психологические особенности человека. Проблема природы индивидуальных различий между людьми. Содержательные и формально-динамические индивидуальные особенности личности. Понятие о типологии и типах в психологии. Типологии темперамента: гуморальные (Гиппократ, Гален), конституциональные (Э.Кречмер, У.Шелдон). Связь психических особенностей с физиологическими, морфологическими, соматическими особенностями человека. Генетические предпосылки индивидуальных различий. Преимущества и недостатки типологического подхода в психологии. Учение И.П. Павлова о типе высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента, его значение для психологии. Исследования связи свойств нервной системы и типов высшей нервной деятельности с психическими свойствами личности в трудах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С .Мерлина. Сравнительный обзор различных типологий характера (К.Леонгард, А.Е. Личко, Э.Фромм и др.) и типологий личности (Э. Шпрангер, А.Ф. Лазурский, К.Юнг и др.). Тема 16. Темперамент. Понятие темперамента, различные представления о природе темперамента в истории психологии. Темперамент как базовый компонент личности. Связь темперамента со свойствами нервной системы и типом высшей нервной деятельности (Мерлин В.С.). Активность и эмоциональность как основные составляющие темперамента. Выделение компонентов темперамента в различных психологических теориях (эргичность, пластичность, ригидность и др.). Выделение предметного и коммуникативного аспектов темперамента (В.М.Русалов). Признаки темперамента. Интроверсия - экстраверсия и нейротизм как свойства темперамента (Г.Айзенк). Темперамент и психическое развитие (Я.Стреляу). Понятие реактивности и ее значение для развития личности. Закономерности проявления различных свойств и типов темперамента в деятельности и общении. Особенности взаимодействия с представителями разных типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности (Е.А.Климов). Проблема воспитания индивидуального стиля. Методы исследования темперамента. Тема 17. Характер. Представления о характере в отечественной и зарубежной психологии. Соотношение понятий «характер» и «личность», «характер» и «темперамент». Характер как система отношений человека к другим людям, к миру, к самому себе. Становление характера в процессе социализации индивида. Структура характера. Характер и волевые свойства личности. Характер и мотивация поступков человека. Проблема формирования и воспитания характера. Акцентуации характера. Типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. Типология акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко. Отличие акцентуаций от психопатий. Факторы, способствующие проявлению акцентуаций характера. Способы взаимодействия с представителями различных типов акцентуаций характера. Понятие социального характера Э. Фромма. Выделение типов характера в теориях и Э. Фромма и Э Шостром. Методы исследования характерологических особенностей личности. Тема 18. Способности. Понятие и роль способностей в жизни человека. История развития представлений о природе способностей. Соотношение способностей, знаний, умений, навыков. Биологическое и социальное в природе способностей. Понятие задатков. Роль задатков в развитии способностей. Структура способностей. Общие и специальные способности. Развитие и формирование способностей в деятельности. Взаимосвязь и компенсация различных способностей. Понятия одаренности, таланта, гениальности. Различные взгляды на причины гениальности. Психологические особенности развития личности одаренных детей. Специфика работы с одаренными детьми. Понятие интеллекта в психологии. Модели интеллекта. Представления о структуре интеллекта. Проблема оценки способностей. Оценка общих способностей. Тесты интеллекта, измерение коэффициента интеллекта. Интеллект и личность человека. Соотношение интеллекта и творческих способностей. Развитие и оценка творческих способностей. Тема 19. Проблема личности в психологии. Сложность определения понятия «личность» в психологии. Сравнительный анализ теорий личности (персонализм, психоанализ, гуманистическая психология и др.). Представления о личности в отечественной психологии (А.Ф.Лазурский, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов и др.). Подходы к классификации теорий личности. Проблема биологических и социальных детерминант в развитии личности. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Различные представления о структуре личности. Общие закономерности развития личности. Развитие и жизненный путь личности. Методы изучения и исследования личности. Тема 20. Направленность личности. Понятие мотивации в психологии. Основные подходы к изучению мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Психологические теории мотивации. Проблема биологической и социальной детерминации мотивации. Исследования мотивации в деятельностном подходе (А.Н.Леонтьев). Потребности как основа мотивации деятельности. Виды мотивов. Внешние и внутренние мотивы человека. Интересы и склонности как виды мотивов. Иерархия мотивов. Понятие смыслообразующих мотивов. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Соотношение мотивов и целей, мотивов и условий деятельности. Эмоции и мотивы у человека. Развитие мотивационной сферы в онтогенезе человека. Определения понятия направленности личности в отечественной психологии. Желания, влечения, стремления, склонности, убеждения, идеалы, мировоззрение как различные проявления направленности. Проблема социальных потребностей, мотивов. Ценностные ориентации и установки. Мотивация достижений. Самооценка, уровень притязаний, фрустрации в развитии личности. Методы исследования мотивационной сферы личности.

 

 

5.2 Разделы дисциплин и виды занятий

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практ. занятия Семи-нары Самост. работа Всего
Введение в общую психологию -
Психические процессы
Психические свойства личности

 

Виды учебной работы, образовательные технологии

 

Тематика и последовательность лекций соответствуют заявленным в программе требованиям к результату освоения дисциплины “Общая психология”.

В процессе изложения основных тем курса преподавателем активно используются информационно-коммуникационные технологии. Изложение содержания по разделам сопровождается демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов (лекции-визуализации).

Во вводной лекции объясняется цель курса, его роль в системе учебных дисциплин и профессиональной подготовке, дается обзор курса, намечаются научные проблемы, рассматриваемые в курсе. На этой лекции студенты знакомятся с литературой и методикой самостоятельной работы по курсу, особенностями промежуточного и итогового контроля.

Проблемы первого раздела программы освещаются в ходе обзорной, объяснительной и проблемной лекций. Результаты освоения раздела проверяются в ходе тестирования на первом этапе рубежного контроля.

Последующие лекции образуют пять тематических блоков в соответствии с проблематикой второго и третьего разделов программы.

При чтении лекций применяются методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: диалог, беседа, дискуссия.

Проблемная лекция с элементами эвристической беседы посвящена ключевым вопросам психологии личности раздела программы “Психические свойства личности”.

Материал лекций закрепляется в ходе семинарских и практических занятий.

Его освоение проверяется тестированием, выполнением письменных заданий, решением психологических задач, а также выполнением творческих работ.

Завершающая лекция проводится в форме пресс-конференции и носит обзорный характер. Студенты заранее готовят интересующие их вопросы и заранее передают преподавателю в письменном виде.

Контроль уровня освоения осуществляется косвенно – в ходе презентации учебных проектов, посвященных ….

 

Семинарские и практические занятия играют ключевую роль в реализации дидактических задач курса “Общая психология”.

Задачами семинарских занятий являются:

- углубленное изучение теоретического материала;

- формирование навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критического мышления и др.;

- развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы и творческих способностей;

- формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.

Наиболее часто в процессе обучения используются семинар-дискуссия, проблемный семинар, семинар-конференция.

Преобладающей организационной формой являются практические занятия. Их формат соответствует деятельностной направленности процесса обучения.

Цели практических занятий:

- помочь студентам осмыслить изучаемый материал;

- формировать навыки и умения учебной деятельности;

- помочь студентам установить связь теории и практики, научить переносить знания в новые ситуации;

- помочь студентам осознать связь научных знаний с их будущей профессиональной деятельностью.

Для обеспечения полноценного осмысления научных знаний используются различные дидактические средства:

- различного рода учебные задачи (репродуктивные, продуктивные, творческие, рефлексивные);

- учебные задания на составление таблиц, схем, интерпретацию результатов диагностики;

- опыты и демонстрации;

- моделирование проблемных ситуаций и проектирование способов их разрешения;

- изучение диагностических методик;

- деловые и ролевые игры.

Одно занятие проводится в форме группового психологического тренинга.

Отдельное занятие организуется в форме презентаций учебных проектов с элементами учебных дискуссий и выполнением вспомогательных учебных заданий.

Высоким потенциалом в преподавании дисциплины “Общая психология” обладают интерактивные методы. Студенты получают возможность развить необходимые навыки межличностного и группового взаимодействия, а также более глубоко понять собственный потенциал, личные ресурсы, которыми они обладают или которые необходимо развить для будущей профессиональной деятельности. Интерактивные методы эффективны в развитии коммуникативных и исследовательских навыков будущих педагогов.

Особое внимание в обучении уделяется организации рефлексивной деятельности студентов, которая предполагает осознание себя не только как субъекта учебной и других видов деятельности, но и как личности, субъекта жизнедеятельности. Рефлексия может быть направлена на:

- свои внутренние психические акты и состояния;

- собственный психологический опыт и динамику его приобретения;

- способы учебной работы, познавательной, коммуникативной и других видов деятельности;

- личностные смыслы и ценности;

- образ себя.

Рефлексивные ситуации организуются на основе:

- обращения студентов к собственному накопленному ранее психологическому опыту (рефлексивные задачи);

- воссоздания и моделирования ситуаций в психологических играх и упражнениях (тренинговые методы);

- использования ярких образов людей и ситуаций, представленных в художественных произведениях, фильмах.

 

Самостоятельная работа студентов осуществляется по следующим направлениям:

1) подготовка к семинарским и практическим занятиям, в том числе процедурам текущего контроля;

2) подготовка к мероприятиям рубежного контроля;

3) выполнение и презентация учебного проекта;

В ходе обучения используются следующие виды самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа студента, связанная с выполнением текущих заданий (задания по базовому учебнику и дополнительным учебным пособиям, чтение хрестоматийной психологической литературы, выполнение творческих заданий, написание эссе, решение ситуационных задач, подбор материалов для экспериментальной работы а также другие виды работы).

2. Самостоятельная индивидуальная работа студента, направленная на устранение отдельных недостатков в знаниях, умениях и навыках.

3. Самостоятельная работа, связанная с овладением новым материалом (изучение студентами дополнительной литературы, выполнение лабораторных работ и т.п.);

4. Индивидуальная самостоятельная работа студентов (устные доклады, рефераты, подбор информации по актуальной проблеме и т. д.)

5. Самостоятельная работа студента по их собственной инициативе (самостоятельный поиск текстов для сообщений на семинарских и практических занятиях, написанию курсовой работы).

Последовательное выполнение всех видов самостоятельной работы, постепенное усложнение заданий и задач, стоящих перед студентами, способствуют развитию навыков дальнейшей самостоятельной работы и повышает профессиональную и коммуникативную компетентность студентов.

Для оптимальной организации самостоятельной работы студентам предлагаются методические рекомендации (см. часть II УМКД), которые включают задания к семинарским и практическим занятиям, характеристики контро

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.