Критерии оценивания знаний
1.Понимание и степень усвоения теории курса.
2.Уровень знания фактического материала в объеме программы.
3.Правильность формулировки основных понятий.
4.Логика, структура и грамотность изложения вопроса.
5.Использование примеров.
6.Умение связать теорию с практическим применением.
7.Умение сделать обобщения, выводы.
8.Умение ответить на дополнительные уточняющие вопросы.
Ответ на экзамене оценивается по пятибалльной шкале.
ОТЛИЧНО
1.Глубокое и прочное усвоение знаний программного материала (умение выделять главное, существенное).
2.Исчерпывающее, последовательное, грамотное и логически стройное изложение.
3.Правильность формулировки понятий и закономерностей по данной проблеме.
4.Использование примеров из литературы и практики.
5.Знание авторов исследователей по данной проблеме.
6.Умение сделать вывод по излагаемому материалу.
ХОРОШО
1.Твердое знание программного материала.
2.Грамотное изложение по существу.
3.Отсутствие существенных неточностей в формулировке понятий.
4.Правильное применение теоретических положений при подтверждении примерами.
5.Умение сделать вывод.
НО:
1.Недостаточно последовательное и логическое изложение материала.
2.Отсутствие знаний авторов исследователей по проблеме.
3.Некоторые неточности в формулировке понятий.
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
1.Общие знания основного материала без усвоения некоторых существенных положений.
2.Формулировка основных понятий, но с некоторой неточностью.
3.Затруднения в приведении примеров, подтверждающих теоретические положения.
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
1.Незнание значительной части программного материала.
2.Существенные ошибки в процессе изложения.
3.Неумение выделить существенное и сделать вывод.
4.Незнание определений или ошибочные определения.
Темы рефератов
1. Специальная психология в структуре современного человекознания.
2. Предметное содержание специальной психологии и ее отраслевая структура.
3. Сходства и различия предметного содержания специальной и клинической психологии.
4. Значение специальной психологии для построения общепсихологической теории сознания.
5. Теоретические и прикладные задачи современной специальной психологии.
6. Содержание основных принципов психологических исследований лиц с отклонениями в развитии.
7. Психологический диагноз, его структура и основные характеристики.
8. Метод эксперимента, его формы, возможности и ограничения применения в специальной психологии.
9. Количественный и качественные подходы в психологических исследованиях детей с ограниченными возможностями.
10. Возможности использования тестовых технологий в процессе психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
11. Развитие системы специального образования и ее роль становлении специальной психологии.
12. Культурно-историческая теория психического развития Л. С. Выготского и современная специальная психология.
13. Обыденное сознание и исторические изменения отношения общества к инвалидам.
14. Роль педологии и психоанализа в развитии специальной психологии.
15.Социальные и биологические подходы понимания cyщности нарушенного развития в истории специальной психологии.
16. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в истории становления специальной психологии.
17. Наследственные формы нарушений в психическом развитии.
18. Социальные факторы нарушений в психическом развитии.
19. Принцип детерминизма и его значение в понимании причин возникновения отклонений в психическом развитии.
20.Классификация как универсальный метод научного познания.
21. Соотношение эмпирических и теоретических классификаций на описательном и объяснительном уровнях развития наук.
22.Взаимосвязь клинических и психологических классификаций отклонений в психическом развитии.
23. Основные принципы построения классификаций нарушений психического развития.
24. Категория развития в современной психологии.
25. Соотношение онтогенеза, микрогенеза и функционального генеза в условиях нарушенного развития.
26. Соотношение распада и развития психики.
27.Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского и понимание сущности феномена нарушенного развития.
28. Понимание сущности феномена нарушенного развития с точки зрения разных психологических школ
29. Значение проблемы норма и патология для специальной психологии.
30. Психология здоровья и современные представлений психическом здоровье.
31. Психологические и социальные аспекты понятия инвалидности.
32.Уровневая концепция в решении проблемы нормы и патологии.
33.Роль и значение клинико-психологических исследований в развитии культурно-исторической теории формирования сознания Л.С. Выготского.
34. Природа специфических особенностей психического развития проблемных детей.
35. Дизонтогенез как особый способ развития.
36. Сущность, структура и формы реабилитационного процесса.
37. Соотношение коррекции и компенсации.
38.Биологические и социальные факторы компенсаторных процессов.
39. Социальная интеграция инвалидов и ее основные задачи
40. Проблема деприваций в специальной и клинической психологии.
41. Структура и динамика депривационных феноменов.
42. Синдром госпитализма и его основные проявления.
43. Структура и динамика депривационных феноменов.
44. Депривация и дизонтогенез.
45. Развитие личности в детском и подростковом возрасте.
46. Роль и значение биологических факторов в формировании личности человека.
47.Причины отклонений в развитии детей и подростков с ограниченными возможностями.
48.Основные направления профилактики нарушений в развитии личности лиц с ограниченными возможностями.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
4.1. Основные понятия
А
Абилитация
Абнормальность
Адаптация
Анализатор
Анамнез
Аномалия
Аномальные дети
Аинхрония развития
Атенические состояния
Атения
Аутизм
Аффект
В
Высшие психические функции
Г
Гетерохронность
Гиперкомпенсация
Д
Дебильность
Декомпенсация
Деменция
Депривация
Дети с задержкой психического развития
Дети – олигофрены со снижением интеллекта в степени дебидьности
Дети – олигфрены со снижением интеллекта в степени идиотии
Дети – олигофрены со снижением интеллекта в степе6ни имбецильности
Дефект
Дефицитарное развитие
Дизонтогенез
Дизонтогении
Дисгармоническое развитие
З
Задержанное развитие
Защитные механизмы (психологическая защита)
И
Идиотия
Имбецильность
Интеграция
Искаженное развитие
К
Компенсация
Компенсация функций
Копинг – поведение стратегия
Коррекция
Л
Логопсихология
М
Метод
Методика
Микрогенез
Модально – неспецифические закономерности развития
Модально – специфические закономерности развития
Н
Направленное развитие
Нарушенное развитие
Натальный период развития
Норма
О
Обратное развитие
Общие закономерности развития
Обучаемость
Олигофрения
Олигофренопсихология
Онтогенез
Отставание в развитии
Остановка в развитии
П
Патология
Поврежденное развитие
Пограничная умственная отсталость
Поломка в развитии
Постнатальный период развития
Пренатальный период развития
Принцип детерминизма
Принцип деятельности
Принцип единства сознания и деятельности
Принцип качественного анализа
Принцип комплексности
Принцип отражательности
Принцип развития (генетический)
Принцип системного структурно – динамического изучения
Псевдокомпенсация
Психическое недоразвитие
Р
Развитие
Развитие психическое
Распад
Реабилитация
Ретардация
С
Сверхкомпенсация
Сегрегация
Сензитивные периоды
Сложное нарушение
Сложный дефект
Социализация
Социальная адаптация
Социальная интеграция
Социальная реабилитация
Специальная психология
Спонтанное развитие
Структура нарушенного развития
Сурдопсихология
Т
Тест
Тифлопсихология
Ф
Функциональный генез
Х
Хроногенность
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Модуль I. Место специальной психологии в системе научного знания
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|