Тема II.3 Классификации нарушений психического развития (4 часа)
Изучаемые вопросы:
1. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10 – го пересмотра.
2. Характеристика классификации В.В.Ковалева. Критерии классификации.
3. Характеристика классификации А. В. Семенович. Критерии классификации.
4. Характеристика классификации Т.А. Власовой и М.С. Певзнер. Критерии классификации.
5. Характеристика классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова. Критерии классификации.
6. Характеристика классификации Н.Я. Семаго и М.М. Семаго. Критерии классификации.
Формы самостоятельной работы:
1. Анализ литературных источников.
2. Составление презентации «Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития».
Методическое обеспечение:
[3; 5; 26; 28; 34; 36; 28; 40; 43]
Форма отчетности:
1. Презентация«Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития» (одна классификация на выбор студента).
2. Выступление на семинаре.
Тема II.4 Понятие о дефекте и компенсации (4 часа)
Изучаемые вопросы:
1. Структура дефекта при различных вариантах отклоняющегося развития.
2. Биологические и социальные факторы компенсации.
Формы самостоятельной работы:
1. Анализ разделов учебников, отражающих механизмы формирования вторичных отклонений в развитии детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушениями эмоционально-волевой сферы).
2. Конспектирование параграфа учебника «Компенсация, коррекция и реабилитация как категории специальной психологии» (Сорокин, В.М.Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин ; под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2003.- с. 164-176).
3. Контрольная работа: составление схемы структуры дефекта (по одному варианту отклоняющегося развития).
Методическое обеспечение:
[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 11; 13; 19; 20; 24; 45]
Форма отчетности:
1. Схемы «Структура дефекта при различных вариантах дизонтогенеза».
2. Конспект «Биологические и социальные факторы компенсации».
3. Выступление на семинаре (коллоквиум).
Контрольные вопросы и задания по модулю
1. Что является источником наших знаний о причинах отклонений в развитии?
2. Какие факторы способны опосредовать влияние патогенного воздействия?
3. Что представляют собой эндогенные и экзогенные причины отклонений в развитии?
4. Можно ли рассматривать отклонения в развитии как форму заболевания и почему?
5. Чем характеризуется процесс психического развития и каковы его основные свойства?
6. Почему представления о сущности процесса психического развития важны для теории и практики специальной психологии?
7. В чем состоят основные подходы в решении проблемы «нормы - патологии»?
8. Каковы основные трудности сущностного определения феномена нарушенного развития?
9. В связи с этим «норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях?
10. Чем объясняется многообразие форм отклонений в развитии?
11. В чем состоит отличие теоретических и эмпирических классификаций?
12. Каковы основные принципы классификаций разных форм отклонений в развитии?
13. В чем достоинства и недостатки классификации В. В. Лебединского?
14. Чем определяются возможности создания новых классификаций?
15. Каковы основные компоненты нарушенного развития?
16. Что представляют собой первичные нарушения?
17. Чем характеризуются вторичные нарушения?
18. Какова роль социальных факторов в возникновении отклонений в психическом развитии?
19. В чем состоит сущность фактора хроногенности?
20. Каково соотношение спонтанного и направленного развития в условиях дизонтогенеза?
21. Почему в условиях дизонтогенеза возрастает роль обучения?
22. Что представляют собой компенсаторные процессы?
23. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?
24. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторного процесса.
Примеры заданий итогового контроля
1. Характеристика условий нормального психического развития.
2. Роль медико-биологических факторов в психическом развитии.
3. Роль социально-психологических факторов в психическом развитии.
4. Характеристика понятий «норма» и «патология» в современной науке о человеке: основные подходы, практическое значение выделения различных понятий «норма развития».
5. Структура дефекта, первично обусловленные нарушения, вторичные отклонения в развитии.
6. Дефект и компенсация. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.
7. Категория развития в специальной психологии. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.
8. Понятие компенсации. Биологические и социальные факторы компенсации.
Терминологический минимум модуля
Усвоить понятия: «абнормальность», «дебильность», «деменция», «дети с задержкой психического развития», «дети – олигофрены со снижением интеллекта в степени дебидьности», «дети – олигфрены со снижением интеллекта в степени идиотии», «дети – олигофрены со снижением интеллекта в степе6ни имбецильности», «дефект», «дизонтогенез», «дизонтогении», «идиотия», «имбецильность», «микрогенез», «направленное развитие», «натальный период развития», «норма», «олигофрения», «пограничная умственная отсталость», «патология», «распад», «постнатальный период развития», «пренатальный период развития», «сензитивные периоды», «сложное нарушение», «сложный дефект», «структура нарушенного развития».
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля
1. Литература:
[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 11; 12; 13; 14; 19; 20; 21; 23; 24; 26; 28; 34; 36; 38; 40; 41; 43; 45]
2. Определения «отклоняющегося развития» В.Г. Петровой и И.В. Беляковой, Л. Пожара, авторов учебного пособия «Основы специальной психологии», Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, В.М. Сорокина для сравнительного анализа.
3. Схемы «Структура дефекта при различных вариантах дизонтогенеза».
4. Мультимедийные презентации:
- «Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии»;
- «Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке»;
- «Классификации нарушений психического развития»;
- «Понятие о дефекте и компенсации».
5. Видеофрагменты, подготовленные студентами «Причины возникновения отклонений психофизического развития».
6. Видеофильм «Развитие осязания как средства компенсации зрительной недостаточности».
Модуль III. Структура нарушенного развития и механизмы формирования системных отклонений
Количество часов на раздел (модуль): 20 часов
Учебные цели:
- формирование у студентов необходимых знаний о типах нарушений психического развития и умений выделять их характеристику; понимания механизмов формирования системных отклонений и закономерностей психического развития детей с ОВЗ и в норме;
- формирование умений понимать общие и специфические закономерности психического развития ребенка, поведения и деятельности человека с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах;
- формирование умений выделять характеристику структурных компонентов личности с ограниченными возможностями здоровья (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация); осуществлять дифференцированный подход при анализе развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений;
- формирование навыков анализа структуры дефекта, анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения; навыков корректного и адекватного восприятия лиц с ОВЗ.
Лекции
Лекция 9
Тема III. 1 Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития
Кол-во часов: 2
План:
1. Характеристика общих закономерностей психического развития в норме и патологии.
2. Модально неспецифические закономерности. Характеристика.
3. Модально специфические закономерности. Характеристика.
Список литературы:
[1; 2; 3; 5; 8; 11; 20; 25; 36]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития».
Лекция 10
Тема III. 2 Параметры дизонтогенеза
Кол-во часов: 2
План:
1. Основные параметры дизонтогенеза.
2. Функциональная локализация нарушений.
3. Время появления нарушения (хроногенность).
4. Первичные нарушения, вторичные отклонения в развитии.
5. Динамика формирования межфункциональных связей.
6. Структура нарушенного развития.
7. Профиль нарушенного развития.
Список литературы:
[1; 2; 3; 5; 8; 20; 27; 28; 34]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Параметры дизонтогенеза».
Лекция 11
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|