Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценочные средства контроля сформированности компетенции





№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**) Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции Оценочные средства контроля сформированности компетенции
ОК-1 способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности знать: – теорию специальной психологии; – основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной психологии, ее место в структуре психологического знания; ─ предметные области специальной психологии и ее связь с другими науками; ─ историю развития специальной психологии как системынаучных знаний. уметь: – анализировать структуру дефекта; владеть: – классификацией специальных образовательных учреждений для лиц с различными отклонениями в развитии.     Модуль 1 1. Выступление на семинаре. 2. Мультимедийная презентация«Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества». 3. Экспресс-контроль (письменный) «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике». 4. Участие в деловой игре«Этапы становления и развития специальной психологии: положительное и отрицательное». 5. Письменная контрольная работа по модулю. Модуль 2 1. Выступление на семинаре. 2. Письменная контрольная работа «Структура дефекта при различных видах отклонений развития». 3. Участие в коллоквиуме. Модуль 4 1. Выступление на семинаре. 2. Экспресс-контроль «Категории специальной психологии» (письменное тестирование). 3. Мультимедийная презентация«Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России».
ОК-2 способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем знать: – закономерности психического развития детей с ОВЗ и в норме; – научные основы специальной психологии:философские,социокультурные, экономические, правовые,клинические. уметь: – формулировать задачи психологической помощи в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. владеть: – навыками анализа психики ребенка на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения. Модуль 1 1. Выступление на семинаре. 2. Мультимедийная презентация«Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества». 3. Мультимедийная презентация«История становления и развития специальной психологии». 4. Конспект и анализ статьиЛ.С. Выготского «Основные проблемы дефектологии». 5. Письменная контрольная работа по модулю. Модуль 2 1. Выступление на семинаре. 2. Мультимедийная презентация «Причины возникновения нарушений зрения (слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения). 3. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии». 4. Участие в коллоквиуме. Модуль 3 1. Выступление на семинаре. 2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития». 3.Мультимедийные презентации «Характеристика типов отклоняющегося развития (Н.Я. Семаго)». 4.Мультмедийная презентация «Соотношение онтогенеза, микрогенеза и функционального генеза в условиях нарушенного развития». 5.Участие в дискуссии по теме модуля. Модуль 4 1. Выступление на семинаре. 2. Практическое задание: таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии». 3. Участие в деловой ролевой игре: пути и средства интеграции человека с нарушениями психического развития в общество (командное представление). 4. Эссе по теме «Как я представляю психологическую службу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
ОПК-1 способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ знать: – теоретическое и практическое значение специальной психологии на современном этапе; – научные основы специальной психологии: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. уметь: – применять полученные теоретические знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки; владеть: – корректным и адекватным восприятием лиц с ОВЗ. Модуль 1 1. Выступление на семинаре. 2. Экспресс-контроль (письменный) «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике». 3. Участие в деловой игре«Этапы становления и развития специальной психологии: положительное и отрицательное». 4. Письменная контрольная работа по модулю. Модуль 3 1. Выступление на семинаре. 2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития». 3.Участие в дискуссии по теме модуля.
ПК-3 способен к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования знать: – специфику деятельности как дошкольных образовательных учреждений, так и учреждений комбинированного и компенсирующего видов. уметь: – анализировать структуру дефекта. владеть: – классификацией специальных образовательных учреждений для лиц с различными отклонениями в развитии.   Модуль 2 1. Выступление на семинаре. 2. Письменная контрольная работа «Структура дефекта при различных видах отклонений развития». 3. Участие в коллоквиуме. деловая игра «Искусство убеждать»; тема «Классификации нарушений психического развития». 4. Участие в коллоквиуме. Модуль 4 1. Выступление на семинаре. 2. Мультимедийная презентация«Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России». 3. Практическое задание: таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».
ПК-4 готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья знать: – сущность профессиональной деятельности специалиста системы специального образования; уметь: – осуществлять дифференцированный подход к диагностике и коррекции развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений; владеть: – навыками психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.   Модуль 3 1. Выступление на семинаре. 2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития». 3.Участие в дискуссии по теме модуля. Модуль 4 1. Выступление на семинаре. 2. Мультимедийная презентация«Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России». 3. Практическое задание: таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии». 4. Участие в деловой ролевой игре: пути и средства интеграции человека с нарушениями психического развития в общество (командное представление). 5.Эссе по теме «Как я представляю психологическую службу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
ПК-13 готов к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями знать: – структурные компоненты личности с ограниченными возможностями здоровья (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация). уметь: – понимать общие закономерности поведения и деятельности человека с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах; владеть: – навыками анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.   Модуль 2 1. Выступление на семинаре. 2. Письменная контрольная работа «Структура дефекта при различных видах отклонений развития». 3. Участие в коллоквиуме. деловая игра «Искусство убеждать»; тема «Классификации нарушений психического развития». 4. Мультимедийная презентация «Причины возникновения нарушений зрения (слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения). 5. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии». 6. Участие в коллоквиуме. Модуль 3 1. Выступление на семинаре. 2.Мультимедийные презентации «Характеристика типов отклоняющегося развития (Н.Я. Семаго)». 3.Участие в дискуссии по теме модуля. Модуль 4 1. Выступление на семинаре. 2. Экспресс-контроль «Категории специальной психологии» (письменное тестирование). 3. Участие в деловой ролевой игре: пути и средства интеграции человека с нарушениями психического развития в общество (командное представление).
ПК-14 способен осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения знать: – основы фундаментальных наук о ребенке дошкольного возраста с ОВЗ, о возрастных и специфических закономерностях его развития. уметь: – анализировать информацию и самостоятельно работать с источниками в рамках специальной социально-психологической проблематики. владеть: – навыками анализа основополагающих исследований в области специальной психологии.   Модуль 1 1. Выступление на семинаре. 2. Мультимедийная презентация«Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества». 3. Экспресс-контроль (письменный) «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике». 4. Участие в деловой игре«Этапы становления и развития специальной психологии: положительное и отрицательное». 5. Конспект и анализ статьиЛ.С. Выготского «Основные проблемы дефектологии». 6. Письменная контрольная работа по модулю. Модуль 2 1. Выступление на семинаре. 2. Письменная контрольная работа «Структура дефекта при различных видах отклонений развития». 3. Мультимедийная презентация «Причины возникновения нарушений зрения (слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения). 4. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии». 5. Участие в коллоквиуме. Модуль 3 1. Выступление на семинаре. 2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития». 3.Мультимедийные презентации «Характеристика типов отклоняющегося развития (Н.Я. Семаго)». 4.Участие в дискуссии по теме модуля. Модуль 4 1. Выступление на семинаре. 2. Мультимедийная презентация«Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России». 3. Практическое задание: таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии». 4. Участие в деловой ролевой игре: пути и средства интеграции человека с нарушениями психического развития в общество (командное представление).
СК-1 готов к организации и проведению психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с ОВЗ. знать: – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с ОВЗ. уметь: – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений; владеть: – навыками анализа психики ребенка дошкольного возраста с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.   Модуль 2 1. Выступление на семинаре. 2. Письменная контрольная работа «Структура дефекта при различных видах отклонений развития». 3. Участие в коллоквиуме. деловая игра «Искусство убеждать»; тема «Классификации нарушений психического развития». 4. Мультимедийная презентация «Причины возникновения нарушений зрения (слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения). 5. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии». 6. Участие в коллоквиуме. Модуль 3 1. Выступление на семинаре. 2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития». 3.Мультимедийные презентации «Характеристика типов отклоняющегося развития (Н.Я. Семаго)». 4.Участие в дискуссии по теме модуля. Модуль 4 1. Выступление на семинаре. 2. Экспресс-контроль «Категории специальной психологии» (письменное тестирование). 3. Практическое задание: таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии». 4.Эссе по теме «Как я представляю психологическую службу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Вопросы к экзамену







 

1. Специальная психология как наука: определение понятия, объект, предмет.

2. Цель и задачи специальной психологии. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.

3. Характеристика отраслей специальной психологии.

4. Связь специальной психологии с другими науками.

5. Характеристика общеметодологических (объяснительных) принципов специальной психологии. Своеобразие использования общеметодологических принципов в специальной психологии.

6. Характеристика конкретно-методических принципов специальной психологии.

7. Характеристика конкретно-методологических принципов специальной психологии.

8. Предпосылки зарождения специальной психологии.

9. Формирование первых научных представлений о природе отклонений в психическом развитии.

10. Развитие специальной психологии в начале ХХ века.

11. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики (60-е гг. XX столетия).

12. Социо-культурная обусловленность целей, задач, технологий, терминологии специальной психологии.

13. Характеристика современных исследований в области специальной психологии.

14. Роль Л.С. Выготского в развитии специальной психологии, в изучении особенностей психического развития детей с отклонениями в развитии.

15. Характеристика условий нормального психического развития.

16. Роль медико-биологических факторов в психическом развитии.

17. Роль социально-психологических факторов в психическом развитии.

18. Характеристика понятий «норма» и «патология» в современной науке о человеке: основные подходы, практическое значение выделения различных понятий «норма развития».

19. Специфические закономерности аномального развития.

20. Характеристика общих закономерностей психического развития в норме и патологии.

21. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Дизонтогенез. Психологические параметры дизонтогенеза.

22. Типы нарушений психического развития.

23. Задержанное развитие: характеристика.

24. Поврежденное развитие: характеристика.

25. Искаженное развитие: характеристика.

26. Тотальное недоразвитие: характеристика.

27. Дефицитарное развитие: характеристика.

28. Дисгармоническое развитие. Характеристика.

29. Структура дефекта, первично обусловленные нарушения, вторичные отклонения в развитии.

30. Механизмы формирования вторичных отклонений.

31. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития.

32. Личностные особенности детей и подростков с отклонениями в развитии.

33. Дефект и компенсация. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.

34. Проявление общих закономерностей психического развития при сенсорных, интеллектуальных, физических нарушениях.

35. Категориальный аппарат специальной психологии. Общепсихологические и специально – психологические понятия.

36. Категория развития в специальной психологии. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.

37. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика анамнестического метода.

38. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика и специфика применения метода наблюдения.

39. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика метода организации и проведения экспериментального исследования в специальной психологии.

40. Методы специальной психологии. Характеристика метода формирующего эксперимента.

41. Специфика клинического обследования детей с отклонениями в развитии.

42. Специфика психологического обследования детей с отклонениями в развитии.

43. Учение А.Р. Лурия о системной организации высших корковых функций как основа нейропсихологического подхода к анализу нарушений развития.

44. Характеристика понятий «коррекция», «реабилитация», «абилитация».

45. Характеристика психологической службы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

46. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Значение теории П.Я. Гальперина как средства анализа познавательной деятельности.

47. Интеграция человека с нарушениями психического развития в общество.

48. Характеристика современных подходов к психологической диагностике отклоняющегося развития.

49. Понятие компенсации. Биологические и социальные факторы компенсации.

50. Структура деятельности человека. Роль деятельности в психическом развитии ребенка.

51. Классификация как один из методов познания общих закономерностей. Принципы построения классификаций. Критерии классификации (Признак времени возникновения нарушения, свойство обратимости возникающих нарушений и др.)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.