Оценочные средства контроля сформированности компетенции
№ п/п
| Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**)
| Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
| Оценочные средства контроля сформированности компетенции
|
| ОК-1
способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности
| знать:
– теорию специальной психологии;
– основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной психологии, ее место в структуре психологического знания;
─ предметные области специальной психологии и ее связь с другими науками;
─ историю развития специальной психологии как системынаучных знаний.
уметь:
– анализировать структуру дефекта;
владеть:
– классификацией специальных образовательных учреждений для лиц с различными отклонениями в развитии.
| Модуль 1
1. Выступление на семинаре.
2. Мультимедийная презентация«Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества».
3. Экспресс-контроль (письменный) «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике».
4. Участие в деловой игре«Этапы становления и развития специальной психологии: положительное и отрицательное».
5. Письменная контрольная работа по модулю.
Модуль 2
1. Выступление на семинаре.
2. Письменная контрольная работа «Структура дефекта при различных видах отклонений развития».
3. Участие в коллоквиуме.
Модуль 4
1. Выступление на семинаре.
2. Экспресс-контроль «Категории специальной психологии» (письменное тестирование).
3. Мультимедийная презентация«Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России».
|
| ОК-2
способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем
| знать:
– закономерности психического развития детей с ОВЗ и в норме;
– научные основы специальной психологии:философские,социокультурные, экономические, правовые,клинические.
уметь:
– формулировать задачи психологической помощи в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.
владеть:
– навыками анализа психики ребенка на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.
| Модуль 1
1. Выступление на семинаре.
2. Мультимедийная презентация«Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества».
3. Мультимедийная презентация«История становления и развития специальной психологии».
4. Конспект и анализ статьиЛ.С. Выготского «Основные проблемы дефектологии».
5. Письменная контрольная работа по модулю.
Модуль 2
1. Выступление на семинаре.
2. Мультимедийная презентация «Причины возникновения нарушений зрения (слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения).
3. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии».
4. Участие в коллоквиуме.
Модуль 3
1. Выступление на семинаре.
2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития».
3.Мультимедийные презентации «Характеристика типов отклоняющегося развития (Н.Я. Семаго)».
4.Мультмедийная презентация «Соотношение онтогенеза, микрогенеза и функционального генеза в условиях нарушенного развития».
5.Участие в дискуссии по теме модуля.
Модуль 4
1. Выступление на семинаре.
2. Практическое задание: таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».
3. Участие в деловой ролевой игре: пути и средства интеграции человека с нарушениями психического развития в общество (командное представление).
4. Эссе по теме «Как я представляю психологическую службу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
|
| ОПК-1
способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ
| знать:
– теоретическое и практическое значение специальной психологии на современном этапе;
– научные основы специальной психологии: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические.
уметь:
– применять полученные теоретические знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки;
владеть:
– корректным и адекватным восприятием лиц с ОВЗ.
| Модуль 1
1. Выступление на семинаре.
2. Экспресс-контроль (письменный) «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике».
3. Участие в деловой игре«Этапы становления и развития специальной психологии: положительное и отрицательное».
4. Письменная контрольная работа по модулю.
Модуль 3
1. Выступление на семинаре.
2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития».
3.Участие в дискуссии по теме модуля.
|
| ПК-3
способен к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования
| знать:
– специфику деятельности как дошкольных образовательных учреждений, так и учреждений комбинированного и компенсирующего видов.
уметь:
– анализировать структуру дефекта.
владеть:
– классификацией специальных образовательных учреждений для лиц с различными отклонениями в развитии.
| Модуль 2
1. Выступление на семинаре.
2. Письменная контрольная работа «Структура дефекта при различных видах отклонений развития».
3. Участие в коллоквиуме.
деловая игра «Искусство убеждать»; тема «Классификации нарушений психического развития».
4. Участие в коллоквиуме.
Модуль 4
1. Выступление на семинаре.
2. Мультимедийная презентация«Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России».
3. Практическое задание: таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».
|
| ПК-4
готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья
| знать:
– сущность профессиональной деятельности специалиста системы специального образования;
уметь:
– осуществлять дифференцированный подход к диагностике и коррекции развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений;
владеть:
– навыками психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
| Модуль 3
1. Выступление на семинаре.
2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития».
3.Участие в дискуссии по теме модуля.
Модуль 4
1. Выступление на семинаре.
2. Мультимедийная презентация«Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России».
3. Практическое задание: таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».
4. Участие в деловой ролевой игре: пути и средства интеграции человека с нарушениями психического развития в общество (командное представление).
5.Эссе по теме «Как я представляю психологическую службу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
|
| ПК-13
готов к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями
| знать:
– структурные компоненты личности с ограниченными возможностями здоровья (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация).
уметь:
– понимать общие закономерности поведения и деятельности человека с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах;
владеть:
– навыками анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.
| Модуль 2
1. Выступление на семинаре.
2. Письменная контрольная работа «Структура дефекта при различных видах отклонений развития».
3. Участие в коллоквиуме.
деловая игра «Искусство убеждать»; тема «Классификации нарушений психического развития».
4. Мультимедийная презентация «Причины возникновения нарушений зрения (слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения).
5. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии».
6. Участие в коллоквиуме.
Модуль 3
1. Выступление на семинаре.
2.Мультимедийные презентации «Характеристика типов отклоняющегося развития (Н.Я. Семаго)».
3.Участие в дискуссии по теме модуля.
Модуль 4
1. Выступление на семинаре.
2. Экспресс-контроль «Категории специальной психологии» (письменное тестирование).
3. Участие в деловой ролевой игре: пути и средства интеграции человека с нарушениями психического развития в общество (командное представление).
|
| ПК-14
способен осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения
| знать:
– основы фундаментальных наук о ребенке дошкольного возраста с ОВЗ, о возрастных и специфических закономерностях его развития.
уметь:
– анализировать информацию и самостоятельно работать с источниками в рамках специальной социально-психологической проблематики.
владеть:
– навыками анализа основополагающих исследований в области специальной психологии.
| Модуль 1
1. Выступление на семинаре.
2. Мультимедийная презентация«Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества».
3. Экспресс-контроль (письменный) «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике».
4. Участие в деловой игре«Этапы становления и развития специальной психологии: положительное и отрицательное».
5. Конспект и анализ статьиЛ.С. Выготского «Основные проблемы дефектологии».
6. Письменная контрольная работа по модулю.
Модуль 2
1. Выступление на семинаре.
2. Письменная контрольная работа «Структура дефекта при различных видах отклонений развития».
3. Мультимедийная презентация «Причины возникновения нарушений зрения (слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения).
4. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии».
5. Участие в коллоквиуме.
Модуль 3
1. Выступление на семинаре.
2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития».
3.Мультимедийные презентации «Характеристика типов отклоняющегося развития (Н.Я. Семаго)».
4.Участие в дискуссии по теме модуля.
Модуль 4
1. Выступление на семинаре.
2. Мультимедийная презентация«Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России».
3. Практическое задание: таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».
4. Участие в деловой ролевой игре: пути и средства интеграции человека с нарушениями психического развития в общество (командное представление).
|
| СК-1
готов к организации и проведению психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с ОВЗ.
| знать:
– современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с ОВЗ.
уметь:
– осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений;
владеть:
– навыками анализа психики ребенка дошкольного возраста с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.
| Модуль 2
1. Выступление на семинаре.
2. Письменная контрольная работа «Структура дефекта при различных видах отклонений развития».
3. Участие в коллоквиуме.
деловая игра «Искусство убеждать»; тема «Классификации нарушений психического развития».
4. Мультимедийная презентация «Причины возникновения нарушений зрения (слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения).
5. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии».
6. Участие в коллоквиуме.
Модуль 3
1. Выступление на семинаре.
2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития».
3.Мультимедийные презентации «Характеристика типов отклоняющегося развития (Н.Я. Семаго)».
4.Участие в дискуссии по теме модуля.
Модуль 4
1. Выступление на семинаре.
2. Экспресс-контроль «Категории специальной психологии» (письменное тестирование).
3. Практическое задание: таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».
4.Эссе по теме «Как я представляю психологическую службу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
|
Вопросы к экзамену
1. Специальная психология как наука: определение понятия, объект, предмет.
2. Цель и задачи специальной психологии. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.
3. Характеристика отраслей специальной психологии.
4. Связь специальной психологии с другими науками.
5. Характеристика общеметодологических (объяснительных) принципов специальной психологии. Своеобразие использования общеметодологических принципов в специальной психологии.
6. Характеристика конкретно-методических принципов специальной психологии.
7. Характеристика конкретно-методологических принципов специальной психологии.
8. Предпосылки зарождения специальной психологии.
9. Формирование первых научных представлений о природе отклонений в психическом развитии.
10. Развитие специальной психологии в начале ХХ века.
11. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики (60-е гг. XX столетия).
12. Социо-культурная обусловленность целей, задач, технологий, терминологии специальной психологии.
13. Характеристика современных исследований в области специальной психологии.
14. Роль Л.С. Выготского в развитии специальной психологии, в изучении особенностей психического развития детей с отклонениями в развитии.
15. Характеристика условий нормального психического развития.
16. Роль медико-биологических факторов в психическом развитии.
17. Роль социально-психологических факторов в психическом развитии.
18. Характеристика понятий «норма» и «патология» в современной науке о человеке: основные подходы, практическое значение выделения различных понятий «норма развития».
19. Специфические закономерности аномального развития.
20. Характеристика общих закономерностей психического развития в норме и патологии.
21. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Дизонтогенез. Психологические параметры дизонтогенеза.
22. Типы нарушений психического развития.
23. Задержанное развитие: характеристика.
24. Поврежденное развитие: характеристика.
25. Искаженное развитие: характеристика.
26. Тотальное недоразвитие: характеристика.
27. Дефицитарное развитие: характеристика.
28. Дисгармоническое развитие. Характеристика.
29. Структура дефекта, первично обусловленные нарушения, вторичные отклонения в развитии.
30. Механизмы формирования вторичных отклонений.
31. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития.
32. Личностные особенности детей и подростков с отклонениями в развитии.
33. Дефект и компенсация. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.
34. Проявление общих закономерностей психического развития при сенсорных, интеллектуальных, физических нарушениях.
35. Категориальный аппарат специальной психологии. Общепсихологические и специально – психологические понятия.
36. Категория развития в специальной психологии. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.
37. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика анамнестического метода.
38. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика и специфика применения метода наблюдения.
39. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика метода организации и проведения экспериментального исследования в специальной психологии.
40. Методы специальной психологии. Характеристика метода формирующего эксперимента.
41. Специфика клинического обследования детей с отклонениями в развитии.
42. Специфика психологического обследования детей с отклонениями в развитии.
43. Учение А.Р. Лурия о системной организации высших корковых функций как основа нейропсихологического подхода к анализу нарушений развития.
44. Характеристика понятий «коррекция», «реабилитация», «абилитация».
45. Характеристика психологической службы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
46. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Значение теории П.Я. Гальперина как средства анализа познавательной деятельности.
47. Интеграция человека с нарушениями психического развития в общество.
48. Характеристика современных подходов к психологической диагностике отклоняющегося развития.
49. Понятие компенсации. Биологические и социальные факторы компенсации.
50. Структура деятельности человека. Роль деятельности в психическом развитии ребенка.
51. Классификация как один из методов познания общих закономерностей. Принципы построения классификаций. Критерии классификации (Признак времени возникновения нарушения, свойство обратимости возникающих нарушений и др.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|