Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема IV.1 Категории специальной психологии (4 часа)





Изучаемые вопросы:

1. Категориальный аппарат специальной психологии.

2. Категория развития в специальной психологии.

3. Коррекция, компенсация и реабилитация как категории специальной психологии.

Формы самостоятельной работы:

1. Составление тезауруса «Категориальный аппарат специальной психологии».

2. Конспектирование параграфа учебника «Компенсация, коррекция, и реабилитация как категории специальной психологии».

Методическое обеспечение:

1. Литература: [5; 6; 7; 8; 17; 21; 25]

2. Гончарова,Е.Л. Психология между прошлым и будущим специального образования / Е.Л. Гончарова. // Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития». Методическое пособие к курсу «Специальная психология».

3. Мультимедийная презентация «Категории специальной психологии».

Форма отчетности:

1. Тезаурус «Категориальный аппарат специальной психологии».

2. Конспект параграфа учебника «Компенсация, коррекция, и реабилитация как категории специальной психологии».

3. Контрольная работа.

Тема IV.2 Принципы и методы психологического изучения детей с отклонениями в развитии (6 часов)



Изучаемые вопросы:

1. Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии:

- метод наблюдения;

- метод беседы;

- метод экспериментального исследования;

- метода формирующего эксперимента;

- метод самонаблюдения;

- анамнестический метод.

2. Ограничение в использовании стандартизированных методов в специальной психологии.

3. Основные принципы проведения исследований в специальной психологии.

Формы самостоятельной работы:

1. Анализ материалов учебников.

2. Просмотр видеофильма «Психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ».

3. Составление таблицы «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».

Методическое обеспечение:

1. Литература: [4; 5; 8; 13; 24; 32; 34; 43; 44]

2. Мультимедийная презентация «Принципы и методы психологического изучения детей с отклонениями в развитии».

3. Видеофильм «Психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ».

Форма отчетности

1. Материалы к составлению таблицы «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».



2. Выступление на семинаре.

Тема IV.3 Интеграция человека с нарушениями психического развития в общество

(2 часа)

Изучаемые вопросы:

1. Идеи социальной и педагогической интеграции инвалидов в странах Европы в 70-е гг.

2. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами.

3. Понятие интеграции.

4. Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России.

Формы самостоятельной работы:

1. Конспектирование параграфа учебника «Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация» (Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.]; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2001.)

2. Изучение литературных источников по теме.

Методическое обеспечение:

[3; 5; 7; 9; 13; 17; 25; 45; 46]

Форма отчетности:

1. Конспект параграфа учебника«Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация».

2. Определение понятия «интеграция», «интеграция в общество».

3. Выступление на семинаре: деловая ролевая игра: пути и средства интеграции человека с нарушениями психического развития в общество (командное представление).

4. Эссе по теме «Как я представляю психологическую службу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

 

Контрольные вопросы и задания по модулю



1. В чем сходства и различия компенсации и адаптации?

2. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?

3. Что представляет собой реабилитационный процесс?

4. Как соотносятся между собой такие понятия, как компенса­ция и реабилитация?

5. Что представляет собой процесс абилитации?

6. Охарактеризуйте структуру современной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности в нашей стране.

7. Каковы задачи и содержание деятельности специального психолога в работе с лицами, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности?

8. В чем заключается специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии?

9. Охарактеризуйте специфику реализации основных принципов проведения исследований в специальной психологии.

10. Специфика клинического обследования детей с отклонениями в развитии.

11. Специфика психологического обследования детей с отклонениями в развитии.

12. Что такое интеграция? Каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе? Что такое включенное образование?

13. Как развивались интеграционные процессы за рубежом?

14. Вчем особенность развития интеграционных процессов в России?

15. Охарактеризуйте структуру современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России.

Задание: Напишите эссе по теме «Как я представляю психологическую службу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

 

Примеры заданий итогового контроля

1. Категориальный аппарат специальной психологии. Общепсихологические и специально – психологические понятия.

2. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика анамнестического метода.

3. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика и специфика применения метода наблюдения.

4. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика метода организации и проведения экспериментального исследования в специальной психологии.

5. Методы специальной психологии. Характеристика метода формирующего эксперимента.

6. Специфика клинического обследования детей с отклонениями в развитии.

7. Специфика психологического обследования детей с отклонениями в развитии.

8. Характеристика понятий «коррекция», «реабилитация», «абилитация».

9. Характеристика психологической службы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

10. Интеграция человека с нарушениями психического развития в общество.

11. Характеристика современных подходов к психологической диагностике отклоняющегося развития.

 

Терминологический минимум модуля

Усвоить понятия: «абилитация», «адаптация», «гиперкомпенсация», «декомпенсация», «депривация», «защитные механизмы (психологическая защита)», «интеграция», «компенсация», «компенсация функций», «копинг – поведение (стратегия», «коррекция», «метод», «методика», «обучаемость», «псевдокомпенсация», «развитие», «реабилитация», «сегрегация», «сверхкомпенсация», «социализация», «социальная адаптация», «социальная интеграция», «социальная реабилитация», «спонтанное развитие», «тест», «функциональный генез».

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

1. Литература:

[3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 13; 17; 21; 24; 25; 32; 34; 43; 44; 45; 46]

2. Таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».

3. Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития». Методическое пособие к курсу «Специальная психология».

4. Тезаурус«Категориальный аппарат специальной психологии».

5. Мультимедийные презентации:

- «Категории специальной психологии»;

- «Принципы и методы психологического изучения детей с отклонениями в развитии»;

- «Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений в психическом развитии детей со специальными потребностями»;

- «Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России».

6. Видеофильм «Психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ».


ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.