Тема IV.1 Категории специальной психологии (4 часа)
Изучаемые вопросы:
1. Категориальный аппарат специальной психологии.
2. Категория развития в специальной психологии.
3. Коррекция, компенсация и реабилитация как категории специальной психологии.
Формы самостоятельной работы:
1. Составление тезауруса «Категориальный аппарат специальной психологии».
2. Конспектирование параграфа учебника «Компенсация, коррекция, и реабилитация как категории специальной психологии».
Методическое обеспечение:
1. Литература: [5; 6; 7; 8; 17; 21; 25]
2. Гончарова,Е.Л. Психология между прошлым и будущим специального образования / Е.Л. Гончарова. // Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития». Методическое пособие к курсу «Специальная психология».
3. Мультимедийная презентация «Категории специальной психологии».
Форма отчетности:
1. Тезаурус «Категориальный аппарат специальной психологии».
2. Конспект параграфа учебника «Компенсация, коррекция, и реабилитация как категории специальной психологии».
3. Контрольная работа.
Тема IV.2 Принципы и методы психологического изучения детей с отклонениями в развитии (6 часов)
Изучаемые вопросы:
1. Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии:
- метод наблюдения;
- метод беседы;
- метод экспериментального исследования;
- метода формирующего эксперимента;
- метод самонаблюдения;
- анамнестический метод.
2. Ограничение в использовании стандартизированных методов в специальной психологии.
3. Основные принципы проведения исследований в специальной психологии.
Формы самостоятельной работы:
1. Анализ материалов учебников.
2. Просмотр видеофильма «Психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ».
3. Составление таблицы «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».
Методическое обеспечение:
1. Литература: [4; 5; 8; 13; 24; 32; 34; 43; 44]
2. Мультимедийная презентация «Принципы и методы психологического изучения детей с отклонениями в развитии».
3. Видеофильм «Психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ».
Форма отчетности
1. Материалы к составлению таблицы «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».
2. Выступление на семинаре.
Тема IV.3 Интеграция человека с нарушениями психического развития в общество
(2 часа)
Изучаемые вопросы:
1. Идеи социальной и педагогической интеграции инвалидов в странах Европы в 70-е гг.
2. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами.
3. Понятие интеграции.
4. Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России.
Формы самостоятельной работы:
1. Конспектирование параграфа учебника «Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация» (Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.]; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2001.)
2. Изучение литературных источников по теме.
Методическое обеспечение:
[3; 5; 7; 9; 13; 17; 25; 45; 46]
Форма отчетности:
1. Конспект параграфа учебника«Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация».
2. Определение понятия «интеграция», «интеграция в общество».
3. Выступление на семинаре: деловая ролевая игра: пути и средства интеграции человека с нарушениями психического развития в общество (командное представление).
4. Эссе по теме «Как я представляю психологическую службу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Контрольные вопросы и задания по модулю
1. В чем сходства и различия компенсации и адаптации?
2. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?
3. Что представляет собой реабилитационный процесс?
4. Как соотносятся между собой такие понятия, как компенсация и реабилитация?
5. Что представляет собой процесс абилитации?
6. Охарактеризуйте структуру современной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности в нашей стране.
7. Каковы задачи и содержание деятельности специального психолога в работе с лицами, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности?
8. В чем заключается специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии?
9. Охарактеризуйте специфику реализации основных принципов проведения исследований в специальной психологии.
10. Специфика клинического обследования детей с отклонениями в развитии.
11. Специфика психологического обследования детей с отклонениями в развитии.
12. Что такое интеграция? Каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе? Что такое включенное образование?
13. Как развивались интеграционные процессы за рубежом?
14. Вчем особенность развития интеграционных процессов в России?
15. Охарактеризуйте структуру современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России.
Задание: Напишите эссе по теме «Как я представляю психологическую службу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Примеры заданий итогового контроля
1. Категориальный аппарат специальной психологии. Общепсихологические и специально – психологические понятия.
2. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика анамнестического метода.
3. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика и специфика применения метода наблюдения.
4. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика метода организации и проведения экспериментального исследования в специальной психологии.
5. Методы специальной психологии. Характеристика метода формирующего эксперимента.
6. Специфика клинического обследования детей с отклонениями в развитии.
7. Специфика психологического обследования детей с отклонениями в развитии.
8. Характеристика понятий «коррекция», «реабилитация», «абилитация».
9. Характеристика психологической службы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
10. Интеграция человека с нарушениями психического развития в общество.
11. Характеристика современных подходов к психологической диагностике отклоняющегося развития.
Терминологический минимум модуля
Усвоить понятия: «абилитация», «адаптация», «гиперкомпенсация», «декомпенсация», «депривация», «защитные механизмы (психологическая защита)», «интеграция», «компенсация», «компенсация функций», «копинг – поведение (стратегия», «коррекция», «метод», «методика», «обучаемость», «псевдокомпенсация», «развитие», «реабилитация», «сегрегация», «сверхкомпенсация», «социализация», «социальная адаптация», «социальная интеграция», «социальная реабилитация», «спонтанное развитие», «тест», «функциональный генез».
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля
1. Литература:
[3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 13; 17; 21; 24; 25; 32; 34; 43; 44; 45; 46]
2. Таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».
3. Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития». Методическое пособие к курсу «Специальная психология».
4. Тезаурус«Категориальный аппарат специальной психологии».
5. Мультимедийные презентации:
- «Категории специальной психологии»;
- «Принципы и методы психологического изучения детей с отклонениями в развитии»;
- «Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений в психическом развитии детей со специальными потребностями»;
- «Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России».
6. Видеофильм «Психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ».
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|