Сделай Сам Свою Работу на 5

Модуль I. Место специальной психологии в системе научного знания





Количество часов на раздел (модуль): 32 часа

Учебные цели:

- формирование у студентов необходимых знаний о теоретико-методологических основах этой науки, ее базовых категориях, принципах, ее месте в структуре научного знания; об истории развития специальной психологии как системынаучных знаний;

- формирование умений обосновывать теоретическое и практическое значение специальной психологии на современном этапе развития ССО;

- формирование навыков анализа основополагающих исследований в области специальной психологии.

Лекции

Лекция 1

Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи

Кол-во часов: 2

План:

1. Различные подходы к определению понятия «специальная психология».

2. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.

3. Объект специальной психологии.

4. Предмет специальной психологии.

5. Цель специальной психологии.

6. Задачи специальной психологии.

Список литературы:

[3; 5; 8; 16; 21]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Специальная психология как наука»

 

Лекция 2



Тема I.2 Принципы специальной психологии

Кол-во часов: 2

План:

1. Система объяснительных принципов специальной психологии.

2. Принцип детерминизма.

3. Принцип развития.

4. Принцип деятельности.

5. Принцип единства сознания и деятельности.

6. Принцип комплексности.

7. Принцип системного структурно – динамического изучения.

8. Принцип качественного анализа.

9. Принцип отражательности.

Список литературы:

[5; 8; 27]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Принципы специальной психологии».

Лекция 3

Тема 1.4 Методология специальной психологии

Кол-во часов: 2

План:

1. Понятие «методология».

2. Общая методология: гносеология; учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности; психологическая теория деятельности; Теория П.Я. Гальперина о поэтаптном формировании умственных действий.

3. Частная методология: связь коррекционной педагогики со специальной психологией и её отраслями; Теория А.Р. Лурия о мозговой организации высших психических функций; концепции Л.С. Выготского кактеоретико-методологическая база специальной психологии.



Список литературы:

[1; 2; 5; 8; 25; 35]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Теоретико-методологическая база специальной психологии».

Лекция 4

Тема I.5 Исторические аспекты специальной психологии

Кол-во часов: 4

План:

1. Предпосылки зарождения специальной психологии.

2. Формирование первых научных представлений о природе отклонений в психическом развитии. Развитие специальной психологии в начале ХХ века (1 этап развития ССО).

3. Специальная психология на втором этапе развития ССО. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики (60-е гг. XX сто­летия).

4. Изменения приоритетов в развитии специальной психологии в 90-е гг. (3 этап развития ССО).

Список литературы:

[5; 7; 8; 17; 18]

Информационное сопровождение:

1. Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития» (Е.Л. Гончарова).

 

Практические занятия

Практическое занятие 1

Тема I.3 Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками

Кол-во часов: 2

Форма проведения:выполнение творческого задания «Модель отраслей специальной психологии и ее связи с другими науками».

Изучаемые вопросы:

1. Отрасли специальной психологии.

2. Соотношение предмета специальной психологии с предметами ее отраслей.

3. Связь специальной психологии с клинико-биологическими дисциплинами.

4. Связь специальной психологии с психологическими дисциплинами.



5. Связь специальной психологии с педагогическими дисциплинами.

Список литературы:

[5; 12; 13; 19; 21; 23; 26; 27; 29; 31; 32; 39; 41; 47; 49; 50]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийные презентации;

2. Схемы: «Отрасли специальной психологии», «Межпредметные связи специальной психологии».

Практическое занятие 2

Тема 1.4 Методология специальной психологии

Кол-во часов: 2

Форма проведения:деловая игра-дискуссия.

Изучаемые вопросы:

1. Психологическая теория деятельности.

2. Теория П.Я. Гальперина о поэтаптном формировании умственных действий.

3. Теория А.Р. Лурия о мозговой организации высших психических функций.

4. Вклад Л.С. Выготского в развитие дефектологии (о «социальном вывихе» как одной из важнейших причин детской дефективности, о возможностях и перспективах преодоления детской дефективности, теория социальной компенсации, «обходные пути» в развитии, о роли обучения в развитии аномального ребенка, об общем и специфическом в развитии аномального ребенка, о первичных и вторичных отклонениях в развитии, о единстве аффекта и интеллекта).

5. Ведущие ученые в области специальной психологии.

Список литературы:

[1; 2; 5; 12; 13; 19; 21; 23; 26; 27; 29; 31; 32; 39; 41; 47; 49; 50]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Теоретико-методологическая база специальной психологии».

2. Таблица «Концептуальные методологические основы специальной психологии».

Практическое занятие 3

Тема I.5 Исторические аспекты специальной психологии

Кол-во часов: 2

Форма проведения:деловая игра «Этапы становления и развития специальной психологии: положительное и отрицательное».

Изучаемые вопросы:

1. Предпосылки зарождения специальной психологии в 1 и 2 периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии.

2. Появление научных знаний об особенностях лиц с отклонениями в развитии в 3 период эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии.

3. Становление и развитие специальной психологии в 4 период эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии.

4. Специальная психология в 5 период эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии.

Список литературы:

[5; 7; 8; 17; 28]

Информационное сопровождение:

1. Таблица «Становление и развитие специальной психологии в разные периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии»:

2. Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития» (Е.Л. Гончарова):

- Периоды эволюции

- Ценности и цели периода

- Достижения в области развития гражданских прав и свобод

- Хронологические особенности

- Содержательные особенности

- Ключевые вопросы этапа

- Специалисты, предпринимающие попытки отвечать на эти вопросы

- Терминология

- Предмет внимания по преимуществу

- Задачи психологии

- Психологические специализации и, специальности и службы

- «Инструменты» и методы изучения и психологической помощи

3. Мультимедийная презентация «История становления и развития специальной психологии».

Темы для самостоятельного изучения

Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи (2 часа)

Изучаемые вопросы:

1. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.

2. Взаимосвязь задач специальной психологии с возможностями ее практического применения.

Формы самостоятельной работы:

1. Анализ лекций и материалов учебника с целью определения теоретического и практического значения специальной психологии.

2. Составление презентации «Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества».

Методическое обеспечение:

[3; 5; 8; 17]

Форма отчетности:

1. Мультимедийная презентация «Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества».

Тема I.2 Принципы специальной психологии (2 часа)

Изучаемые вопросы:

1. Реализация принципов специальной психологии в решении задач науки.

Формы самостоятельной работы:

1. Составление таблицы «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике».

Методическое обеспечение:

[3; 5; 8]

Форма отчетности

1. Таблица «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.