Модуль I. Место специальной психологии в системе научного знания
Количество часов на раздел (модуль): 32 часа
Учебные цели:
- формирование у студентов необходимых знаний о теоретико-методологических основах этой науки, ее базовых категориях, принципах, ее месте в структуре научного знания; об истории развития специальной психологии как системынаучных знаний;
- формирование умений обосновывать теоретическое и практическое значение специальной психологии на современном этапе развития ССО;
- формирование навыков анализа основополагающих исследований в области специальной психологии.
Лекции
Лекция 1
Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи
Кол-во часов: 2
План:
1. Различные подходы к определению понятия «специальная психология».
2. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.
3. Объект специальной психологии.
4. Предмет специальной психологии.
5. Цель специальной психологии.
6. Задачи специальной психологии.
Список литературы:
[3; 5; 8; 16; 21]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Специальная психология как наука»
Лекция 2
Тема I.2 Принципы специальной психологии
Кол-во часов: 2
План:
1. Система объяснительных принципов специальной психологии.
2. Принцип детерминизма.
3. Принцип развития.
4. Принцип деятельности.
5. Принцип единства сознания и деятельности.
6. Принцип комплексности.
7. Принцип системного структурно – динамического изучения.
8. Принцип качественного анализа.
9. Принцип отражательности.
Список литературы:
[5; 8; 27]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Принципы специальной психологии».
Лекция 3
Тема 1.4 Методология специальной психологии
Кол-во часов: 2
План:
1. Понятие «методология».
2. Общая методология: гносеология; учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности; психологическая теория деятельности; Теория П.Я. Гальперина о поэтаптном формировании умственных действий.
3. Частная методология: связь коррекционной педагогики со специальной психологией и её отраслями; Теория А.Р. Лурия о мозговой организации высших психических функций; концепции Л.С. Выготского кактеоретико-методологическая база специальной психологии.
Список литературы:
[1; 2; 5; 8; 25; 35]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Теоретико-методологическая база специальной психологии».
Лекция 4
Тема I.5 Исторические аспекты специальной психологии
Кол-во часов: 4
План:
1. Предпосылки зарождения специальной психологии.
2. Формирование первых научных представлений о природе отклонений в психическом развитии. Развитие специальной психологии в начале ХХ века (1 этап развития ССО).
3. Специальная психология на втором этапе развития ССО. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики (60-е гг. XX столетия).
4. Изменения приоритетов в развитии специальной психологии в 90-е гг. (3 этап развития ССО).
Список литературы:
[5; 7; 8; 17; 18]
Информационное сопровождение:
1. Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития» (Е.Л. Гончарова).
Практические занятия
Практическое занятие 1
Тема I.3 Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками
Кол-во часов: 2
Форма проведения:выполнение творческого задания «Модель отраслей специальной психологии и ее связи с другими науками».
Изучаемые вопросы:
1. Отрасли специальной психологии.
2. Соотношение предмета специальной психологии с предметами ее отраслей.
3. Связь специальной психологии с клинико-биологическими дисциплинами.
4. Связь специальной психологии с психологическими дисциплинами.
5. Связь специальной психологии с педагогическими дисциплинами.
Список литературы:
[5; 12; 13; 19; 21; 23; 26; 27; 29; 31; 32; 39; 41; 47; 49; 50]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийные презентации;
2. Схемы: «Отрасли специальной психологии», «Межпредметные связи специальной психологии».
Практическое занятие 2
Тема 1.4 Методология специальной психологии
Кол-во часов: 2
Форма проведения:деловая игра-дискуссия.
Изучаемые вопросы:
1. Психологическая теория деятельности.
2. Теория П.Я. Гальперина о поэтаптном формировании умственных действий.
3. Теория А.Р. Лурия о мозговой организации высших психических функций.
4. Вклад Л.С. Выготского в развитие дефектологии (о «социальном вывихе» как одной из важнейших причин детской дефективности, о возможностях и перспективах преодоления детской дефективности, теория социальной компенсации, «обходные пути» в развитии, о роли обучения в развитии аномального ребенка, об общем и специфическом в развитии аномального ребенка, о первичных и вторичных отклонениях в развитии, о единстве аффекта и интеллекта).
5. Ведущие ученые в области специальной психологии.
Список литературы:
[1; 2; 5; 12; 13; 19; 21; 23; 26; 27; 29; 31; 32; 39; 41; 47; 49; 50]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Теоретико-методологическая база специальной психологии».
2. Таблица «Концептуальные методологические основы специальной психологии».
Практическое занятие 3
Тема I.5 Исторические аспекты специальной психологии
Кол-во часов: 2
Форма проведения:деловая игра «Этапы становления и развития специальной психологии: положительное и отрицательное».
Изучаемые вопросы:
1. Предпосылки зарождения специальной психологии в 1 и 2 периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии.
2. Появление научных знаний об особенностях лиц с отклонениями в развитии в 3 период эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии.
3. Становление и развитие специальной психологии в 4 период эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии.
4. Специальная психология в 5 период эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии.
Список литературы:
[5; 7; 8; 17; 28]
Информационное сопровождение:
1. Таблица «Становление и развитие специальной психологии в разные периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии»:
2. Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития» (Е.Л. Гончарова):
- Периоды эволюции
- Ценности и цели периода
- Достижения в области развития гражданских прав и свобод
- Хронологические особенности
- Содержательные особенности
- Ключевые вопросы этапа
- Специалисты, предпринимающие попытки отвечать на эти вопросы
- Терминология
- Предмет внимания по преимуществу
- Задачи психологии
- Психологические специализации и, специальности и службы
- «Инструменты» и методы изучения и психологической помощи
3. Мультимедийная презентация «История становления и развития специальной психологии».
Темы для самостоятельного изучения
Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи (2 часа)
Изучаемые вопросы:
1. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.
2. Взаимосвязь задач специальной психологии с возможностями ее практического применения.
Формы самостоятельной работы:
1. Анализ лекций и материалов учебника с целью определения теоретического и практического значения специальной психологии.
2. Составление презентации «Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества».
Методическое обеспечение:
[3; 5; 8; 17]
Форма отчетности:
1. Мультимедийная презентация «Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества».
Тема I.2 Принципы специальной психологии (2 часа)
Изучаемые вопросы:
1. Реализация принципов специальной психологии в решении задач науки.
Формы самостоятельной работы:
1. Составление таблицы «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике».
Методическое обеспечение:
[3; 5; 8]
Форма отчетности
1. Таблица «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|