Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ





1 уровень Б. Тесты различия.

Какая сегментация тела у членистоногих?

а) гомономная б) гетерономная

Какая полость тела у членистоногих?

а) первичная б) вторичная в) смешанная

Какая кровеносная система у членистоногих?

а) замкнутая б) незамкнутая

Сколько пар ног у представителей класса паукообразных?

2 уровеньА. Тесты подстановки.

Назвать основные диагностические признаки клещей семейства иксодовых:

а) … б) …в) …г) …

Указать диагностические признаки клещей рода Dermacentor

а) …б) …

Указать диагностические признаки клещей семейства аргазовых:

а) …б) …в) …

Указать диагностические признаки клещей семейства гамазовых:

а) …б) …в) …

Указать диагностические признаки чесоточного зудня:

а) …б) …в) …г) …

Вследствие чего у клещей наблюдается неполный метаморфоз?

Б. Тесты конструктивные.

Из чего развились в процессе эволюции хелицеры и педипальпы паукообразных?

Что такое олигомеризация?

Причина уменьшения сегментации тела у паукообразных?

Какие морфофизиологические особенности позволили членистоногим освоить наземные условия жизни?

Какие клещи имеют наибольшее значение для Тюменского региона и почему?



Ситуационные задачи

В предгорьях Средней Азии туристы обнаружили паука длиной около 2 см, бархатисто-черного цвета с ярко-красными пятнами.

Следует ли опасаться этого паука?

Археологи, проводя раскопки в южной части Крыма, обнаружили представителя паукообразных, у которого тело расчленено на головогрудь и брюшко и мелся гибкий подвижный хвост

Какой представитель класса был найден?

Геологи обнаружили в тайге представителя паукообразных, который имел следующие отличительные черты: тело не сегментировано, хоботок расположен терминально, анальная бороздка огибает анус спереди, спинной щиток полностью покрывает тело.

Представляет ли опасность для здоровья найденный экземпляр?

Турист во время ночевки в пещере горного района Узбекистана был искусан крупным клещом, размером около 9 мм, щиток не заметен, хоботок расположен вентрально.

Представляет ли опасность для здоровья найденный экземпляр? Каково его эпидемиологическое значение?

Больной 25 лет обратился к врачу с жалобами на сильный кожный зуд, усиливающийся в ночное время. При осмотре на коже в локтевых сгибах, между пальцами рук и в аксиллярной области обнаружены тонкие полосы беловато-грязного цвета.



Какое предположительный диагноз может поставить врач? Какие исследования нужно провести для постановки окончательного диагноза? Какого эпидемиологическое значение данного представителя?


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов 1 курса стоматологического факультета к занятию № 30 (11) по теме:

“Медицинская арахноэнтомология. Кровососущие двукрылые насекомые - компоненты гнуса (комары, слепни, москиты, осенняя муха-жигалка)”

Цель обучения: Изучить морфологические особенности двукрылых кровососущих насекомых, компонентов гнуса и переносчиков трансмиссивных заболеваний. Изучить метаморфоз на примере комаров.

Знать:Диагностические признаки, пути заражения, цикл развития и диагностику паразитических представителей Отряда Двукрылых – кровососущих паразитов человека, компонентов гнуса.

Уметь:Узнавать по диагностическим особенностям стадии полного метаморфоза развития комаров рода Anopheles и Culex и диагностические особенности половозрелых стадий мухи-жигалки, слепней и москитов.

 

Вопросы для самостоятельной Подготовки студентов Источники (лит-ра) Цель занятия Вопросы для самоконтроля
1.Общая характеристика и систематика класса насекомых. 2. Диагностические признаки головы имаго обыкновенного и малярийного комаров. 3. Диагностические признаки яиц, личинок, куколок обыкновенного и малярийного комаров. 4.Эпидемиологическое значение комаров. Морфологические особенности и эпидемиологическое значение слепней, москитов, жигалок. 5.Гнус, компоненты гнуса. 6. Мединцинское значение домашней пчелы. Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 2 т. c. 285-289 Дополнительная: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 2 т. c. 294-298 2. Лекции по паразитологии Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 1985, с.514-519 2. Учебник по биологии А.А. Слюсарева, 1987, с.370-379 Изучить морфологические особенности двукрылых кровососущих насекомых- компонентов гнуса и переносчиков трансмиссивных заболеваний. Познакомиться с полным метаморфозом насекомых на примере комаров. 1. В чем отличия полного и неполного метаморфоза? 2.Диагностические признаки головы имаго самцов и самок комаров. Перечислить. 3. Перечислить компоненты гнуса, его медицинское значение.  

Работа № 1.Диагностические признаки головы имаго обыкновенного и малярийного комаров.



При малом увеличении микроскопа рассмотреть и зарисовать головы имаго обыкновенного (род Culex) и малярийного (род Anopheles) комаров. Отметить диагностические признаки

Род Culex: самка – усики слабо опушены, щупики короче хоботка; самец – усики сильно опушены, щупики длиной с хоботок, на концах имеют булавовидные утолщения.

Работа № 2.Метаморфоз комаров.

а) описать яйцо малярийного комара, отметив боковые поплавки.

б) диагностические признаки личинок обыкновенного и малярийного комаров.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть препараты личинок обыкновенного и малярийного комаров, описать, зарисовать, отметив диагностические признаки:

Род Culex – на последнем сегменте имеется дыхательный сифон в форме трубки.

Род Anopheles – на последнем сегменте дыхательного сифона нет, имеется два дыхальца.

в) диагностические особенности куколок обыкновенного и малярийного комаров.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть препараты куколок обыкновенного и малярийного комаров, описать, отметив диагностические признаки:

Род Culex – дыхательный сифон цилиндрической формы,

Род Anopheles – дыхательный сифон конической формы.

Работа № 3.Морфологические особенности жигалки и слепней.

а) осенняя муха-жигалка, род Stomoxys

Рассмотреть в коллекции муху-жигалку, описать, зарисовать, отметив диагностические признаки:

Колюще-режущий ротовой аппарат;

На верхней стороне брюшка имеются темные точки.

Эпидемиологическое значение: переносчики возбудителей туляремии, сибирской язвы.

б) слепни, род Tabanus

Рассмотреть в коллекции, описать. Эпидемиологическое значение: переносчики возбудителей туляремии, сибирской язвы.

Работа № 4.Диагностические признаки и эпидемиологическое значение москитов (род Phlebotomus).

Изучить постоянный препарат москита при малом увеличении микроскопа. Зарисовать.

Москиты – мелкие насекомые, тело не превышает 2-2,5 см и густо усеяно волосками. Задние конечности достигают 4 мм в длину. Ротовой аппарат колюще-сосущий. Крылья широкие, заостренные на вершине. Самки являются кровососами, компонент гнуса.

Отметить эпидемиологическое значение москитов: переносчики возбудителей лихорадки паппатачи, кожного и висцерального лейшманиоза.

Работа № 5.Особенности строения ротового аппарата и медицинское значение домашней пчелы (род Apis). Изучить постоянный препарат ротового аппарата пчелы при малом увеличении микроскопа. Зарисовать.

Ротовой аппарат грызуще-лакающий (лижущий+сосущий). Отметить три главных составных части: верхняя губа, верхние челюсти, хоботок с входящим с его состав язычком (глоссой). Приспособлен к насасыванию жидкой пищей, а также к прокалыванию ткани. Медицинское значение пчел: спектр апитерапии, укусу болезненны, могут вызывать аллергические реакции.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. На поверхности водоема обнаружены кладки яиц в форме лодочки. Выплод каких комаров следует ожидать?

2. В водоеме обнаружены личинки, которые висят, прикрепившись к поверхности воды с помощью длинного сифона. Чьи это личинки?

3. В данной местности обнаружено большое количество комаров с сильно опушенными усиками и щупиками с булавовидными утолщениями на конце, а также с менее опушенными усиками и длинными щупиками. Отмечено также несколько случаев заболевания малярией. Возможна ли связь между этими явлениями?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов 1 курса стоматологического факультета к занятию № 31 (12) по теме:

“Медицинская арахноэнтомология. (Насекомые - вши, мухи, блохи)”

Цель обучения: Изучить морфологические особенности и эпидемиологическое значение мухи (комнатной, малой комнатой, жигалки, вольфартовой), оводов, вшей (головной, платяной), блох.

Знать:Диагностические признаки, пути заражения, цикл развития и методы диагностики паразитических представителей классов Насекомые – мух, вшей и блох – переносчиков вирусных, бактериальных и паразитарных заболеваний и возбудителей миазов.

Уметь:Узнавать по диагностическим особенностям половозрелые стадии развития большой и малой комнатной мухи, падальных мух, вольфартовой мух, овода, человеческой вши и блох.

Вопросы для самостоятельной подготовки студентов Источники (лит-ра) Цель занятия Вопросы для самоконтроля
1. Морфологические Особенности имагинальных форм мухи (комнатной, падальной, вольфартовой),оводов 2. Факультативные и облигатные миазы. 3. Адаптивные Особенности морфологии вшей и блох. 4.Эпидемиологическое значение мух, оводов, вшей и блох. Систематика. Биология (под ред. В.Н. Ярыгина, 2008 г)., с. 278-285, 289-293 Биология с общей генетикой, А.А. Слюсарев, 1987 г., с. 370-374, 378-379.   Изучить адаптивные особенности морфологии и эпидемиологическое значение некоторых видов мух, вшей и блох. 1. Какой миаз вызывают падальные мухи и вольфартова муха? 2. Возбудителей каких заболеваний переносят головная, платяная и лобковая вши? 3. Какую опасность для человека представляют оводы?

Работа № 1.Морфологические особенности и эпидемиологическое значение комнатной мухи и ее метаморфоз.

Рассмотреть комнатную муху, описать ее (тело серо-бурого цвета, расчленено на голову, грудь, брюшко, опушено мелкими волосками). Обратить внимание на удлиненную нижнюю губу, имеющую две присасывательные подушечки и конечности с коготками и клейкими подушечками, усеянными волосками.

Отметить эпидемиологическое значение комнатной мухи: механически переносит около 60 возбудителей заболеваний (в основном, кишечных).

Работа № 2.Морфологические особенности малой комнатной мухи и падальных мух – возбудителей факультативных миазов.

а) малая комнатная муха, род Fannia

На материале коллекции рассмотреть малую комнатную муху, описать ее, отметить меньшие размеры по сравнению с комнатной мухой. Эпидемиологическое значение: личинки, развивающиеся в растениях, корнеплодах, попадая в организм человека, могут вызвать факультативные миазы.

б) падальные мухи, семейство Calliphoridae

Синяя мясная и зеленая падальная муха. У синей мясной мухи тело имеет темную окраску с металлическим отливом, опушенное волосками. Эпидемиологическое значение падальных мух: их личинки могут вызвать факультативные миазы, попадая в гниющие раны.

Работа № 3.Морфологические особенности вольфартовой мухи и оводов – возбудителей облигатных миазов.

а) вольфартова муха

Крупная муха светло-серого цвета, имеет размеры 10-13 мм, на голове длинные темные стяжки. На спинной стороне грудного отдела хорошо выражены три продольные полосы, на брюшке яйцевидной формы имеется неровная полоса и округленные черные пятна по бокам ее. Конечности темнее туловища. Рассмотреть коллекцию, описать и зарисовать особенности морфологии вольфартовой мухи.

Вольфартова муха – живородящая. Личинки откладывает в кожу и слизистые оболочки животных и человека, где они развиваются, вызывая облигатные миазы.

б) оводы, семейство Oestrinae

Крупные мухи, тело сильно опушено, голова большая, ротовой аппарат сосущего типа. Взрослые мухи не представляют опасности для здоровья человека и животных.

Эпидемиологическое значение: личинки оводов могут развиваться только в живых тканях, вызывая облигатные миазы.

Работа № 4.Диагностические признаки и эпидемиологическое значение головной вши, платяной вши и лобковой вши.

На постоянном изучить и зарисовать головную и платяную вошь, рассматривая препарат при малом увеличении микроскопа. Отметить диагностические признаки: размер 2-4 мм, цвет серый, тело расчленено на голову, грудь и брюшко, имеется три пары цепких ножек с коготками на концах. У головной вши боковые вырезки глубоко заходят в тело, сяжки более длинные и тонкие.

Эпидемиологическое значение: головная вошь – переносчик возбудителя возвратного тифа; платяная вошь – переносчик возбудителей сыпного и возвратного тифа, лобковая вошь не является специфическим переносчиком каких-либо возбудителей, вызывает фтириаз, возможно развитие дерматита.

Работа № 5.Адаптивные особенности в строении и их эпидемиологическое значение.

А) на постоянном препарате рассмотреть и зарисовать блоху. Отметить диагностические признаки: тело сплющено с боков, покрыто щетинками и хитином; грудь состоит из 3-х члеников и несет три пары ног, брюшко 2-членистое, развиты задние прыгательные ножки. Ротовой аппарат грызущего типа. Эпидемиологическое значение: переносчики бактерий чумы, возбудителей туляремии, сыпнотифозных инфекций. Укусы болезненны, вызвают дерматит.

Б) на постоянном препарате рассмотреть и зарисовать ротовой аппаратклопа. Отметить колюще-сосущее его предназначение и морфологические особенности: вид членистого хоботка, образованного свёрнутой в трубку нижней губой и 2 парами стилетов (верхние и нижние челюсти). Эпидемиологическое значение рода Cimex оспаривается (веротяно, служат только резервуаром для возбудителей туляремии, сыпного и возвратного тифа, лейшманий), являются механическими переносчиками яиц, цист и бактерий. Личинки могут вызывать миаз. Род Triatoma – переносчики трипаносом, возбудителей болезни Чагаса.

В) на постоянном препарате рассмотреть и зарисовать ротовой аппаратчерного таракана. Отметить грызуще-жующее его предназначение и морфологические особенности: верхнюю и нижнюю губы и верхние и нижние челюсти. Эпидемиологическое значение: нет (паразиты человека в тараканах не развиваются, синантропы). Медицинское значение: механические переносчики яиц, цист и бактерий.

Работа №6На постоянном препарате рассмотреть и зарисовать блоху. Отметить ее диагностические признаки.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ К ЗАНЯТИЮ N 12 (31):

1) Какой ротовой аппарат у мухи?

а) колюще-сосущий б) лижуще-сосущий в) грызуще-сосущий

2) Личинки каких мух вызывают облигатные миазы?

а) малой комнатной мухи б) вольфартовой в) оводов

3) Какие заболевания переносит платяная вошь?

а) туляремию б) дизентерию в) сыпной тиф г) возвратный тиф

4) Какие морфологические особенности комнатной мухи способствуют переносу возбудителей инфекции?

Занятие N 13 (32):

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (СЕМИНАР) ПО ТЕМЕ:

“ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. УЧЕНИЕ АКАДЕМИКА Е.Н. ПАВЛОВСКОГО. ТРАНСМИССИВНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ”.

1. Общая характеристика типа членистоногих.

2. Характеристика подтипов.

3. Общая характеристика класса паукообразных. Олигомеризация тела паукообразных в связи с наземным образом жизни. Ядовитые паукообразные.

4. Систематика, диагностические признаки семейства иксодовых клещей: род Ixodes, Dermacentor и Hyalomma. Их эпидемиологическое значение.

5. Систематическое положение, диагностические признаки, эпидемиологическое значение аргазовых клещей.

6. Особенности метаморфоза иксодовых клещей и его значение в природной очаговости. Трансовариальная и трансфазовая передача возбудителей заболевания. Болезнь Лайма.

7. Систематическое положение, диагностические признаки и эпидемиологическое значение гамазовых клещей.

8. Систематика, морфологические особенности, цикл развития чесоточного зудня.

9. Общая характеристика класса насекомых.

10. Систематика комаров. Морфологическая диагностика имаго, яиц, личинок, куколок обыкновенного и малярийного комаров. Метаморфоз комаров. Эпидемиологическое значение комаров.

11. Диагностические признаки, особенности биологии москитов и мошек. Эпидемиологическое значение. Муха-жигалка, слепни.

12. Гнус, его компоненты. Вред, причиняемый гнусом животным, человеку, методы борьбы с ним.

13. Особенности наружной морфологии, образа жизни и метаморфоз комнатной мухи. Эпидемиологическая роль.

14. Миазы животных и человека (падальные и мясные мухи -синяя, зеленая, малая комнатная, вольфартова муха). Муха каллифора.

15. Систематическое положение, морфологическая диагностика, эпидемиологическое значение вшей. Блохи и их эпидемиологическое значение.

16. Учение академика Е.Н. Павловского о природно-очаговых заболеваниях (контактные, нетрансмиссивные, трансмиссивные, облигатно-трансмиссивные, факультативно-трансмиссивные заболевания). Примеры заболеваний.

17. Биологические принципы борьбы с трансмиссивными и природно-очаговыми заболеваниями.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов 1 курса стоматологического факультета к занятию № 33-34 (14-15) по

теме: “Филогенез сердечно-сосудистой и дыхательной систем“

Цель обучения: Изучить эволюционные преобразования сердечно-сосудистой и дыхательной систем и показать их становление у человека.

Вопросы для самостоятельной подготовки студентов Источники (лит-ра) Цель занятия Вопросы для самоконтроля
1. Кровеносная и дыхательная системы: а) кольчатых червей б) членистоногих в) ланцетника г) рыб д) земноводных е) рептилий ж) птиц и млекопитающих 2. Ароморфозы в развитии сердца у позвоночных. Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 2 т. c. 113-131 Дополнительная: Лекции по эволюции Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 1985, с.327-337 2. Учебник по биологии А.А. Слюсарева, 1987, с.254-256, 247-249 3. «Биология с общей генетикой» А.А.Слюсарев, 1987, с. 247-249, 254-256 Изучить основные этапы филогенеза сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека. Какие сосуды выполняют у кольчатых червей роль сердца. В чем сходство кровеносной системы кольчатых червей и позвоночных. Какой тип дыхательной системы у кольчатых червей? Какая кровь у земноводных в желудочке сердца? Какой класс позвоночных обладает кожным дыханием?

Работа № 1.Кровеносная и дыхательная система у кольчатых червей.

Рассмотреть под малым увеличением микроскопа:

а) постоянный препарат – разрез дождевого червя. Найти спинной и брюшной кровеносные сосуды. Сделать записи, отметив функцию спинного сосуда – пульсирующий орган (сердце).

б) постоянный препарат параподии кольчатого червя – нереиды. Сделать записи, отметив функцию – своеобразная жабра.

Работа № 2.Кровеносная и дыхательная система ланцетника.

а) рассмотреть тотальный препарат ланцетника и описать схему кровообращения, отметив направление движения крови по сосудам.

б) рассмотреть препарат ланцетника и описать дыхательную систему.

Работа № 3.Кровеносная и дыхательная система круглоротых.

а) рассмотреть влажный препарата миноги, отметив 7 жаберных щелей по бокам головы, отметить в записях их олигомеризацию.

б) рассмотреть влажный препарат миноги: поперечный срез в области сердца, отметить в записях этот важный ароморфоз.

Работа № 4.Кровеносная и дыхательная системы у наземных позвоночных на примере лягушки.

Рассмотреть влажный препарат вскрытой лягушки. Описать особенности дыхания и кровообращения в связи с выходом на сушу.

Работа № 5.Эволюция сердца у позвоночных.

Рассмотреть влажный препарат: строение сердца представителей класса позвоночных и, используя рисунки на страницах 354-356 учебника, зарисовать сердце с отходящими от него сосудами, отметить его эволюцию от двухкамерного венозного до 4-х камерного, появление теплокровности и сокращение дуг аорты.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов 1 курса стоматологического факультета к занятию № 34 (15) по теме:

“Филогенез выделительной и мочеполовой систем“

Цель обучения: Изучить эволюционные преобразования выделительной и половой систем и показать их становление у человека.

Вопросы для самостоятельной подготовки студентов Источники (лит-ра) Цель занятия Вопросы для самоконтроля
1. Особенности выделительной и половой систем у плоских и круглых червей. 2. Особенности выделительной и половой систем у кольчатых червей. 3. Эволюция выделительной системы у хордовых: соляноциты, предпочка, первичная почка, вторичная почка. Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 2 т. c. 113-131 Дополнительная: Лекции по эволюции Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 1985, с.327-337 2. Учебник по биологии А.А. Слюсарева, 1987, с.254-256, 247-249 3. «Биология с общей генетикой» А.А.Слюсарев, 1987, с. 247-249, 254-256 Изучить эволюционные преобразования в морфологии выделительной и половой систем. Каковы принципы строения протонефридиальной и метанефридиальной выделительных систем? Какие классы низших позвоночных являются гермафродитам, а какие - раздельнополы? Какие ароморфозы можно выделить в эволюции выделительной и половой систем? Какой класс позвоночных обладает кожным дыханием?

Работа № 1.Протонефридиальная выделительная система плоских червей на примере печеночного сосальщика.

Рассмотреть с помощью лупы постоянный препарат и описать особенности протонефридиальной выделительной системы: замкнутая система разветвленных канальцев, начинающихся терминальными клетками с мерцательным эпителием, заканчивающихся выводными протоками, удаляющая продукты со всех участков тела.

Работа № 2.Метанефридиальная выделительная система кольчатых червей на примере дождевого червя.

Изучить влажный препарат вскрытого дождевого червя, а также рассмотреть под малым увеличением микроскопа его поперечный срез, найти метанефридии, описать особенности метанефридиальной выделительной системы: парная система канальцев с нефростомом (воронкой с ресничками) со стороны целома с выделительным отверстием.

Работа № 3.Развитие выделительной и половой систем у позвоночных.

а) рассмотреть вскрытый препарат лягушки, обратить внимание на туловищные почки – мезонефрос.

б) изучить влажный препарат мочеполовой системы млекопитающих (крысы), обратить внимание на тазовые почки.

в) изучить и зарисовать схему развития выделительной и половой систем у позвоночных от пронефроса к мезо- и метанефросу. Отметить, что выделительная система эволюционно, морфологически и функционально тесно связана с половой системой. В процессе эмбриогенеза млекопитающих некоторые части предпочки – пронефроса и первичной почки – мезонефроса преобразуются в органы половой системы, другие части редуцируются.

У самок млекопитающих предпочка вместе с мочеточником (Мюллеров канал) преобразуется в яйцевод. У самцов млекопитающих предпочка вместе с мочеточником редуцируется.

Первичная почка у самок млекопитающих редуцируется вместе с ее мочеточником. У самцов первичная почка дает придаток семенника – эпидидимис, а ее мочеточник (Вольфов канал) преобразуется в семяпровод.

Преобразующиеся из предпочки яйцеводы млекопитающих дифференцируются на 3 отдела – маточные трубы, матка и влагалище. В норме у человека парные матка и влагалище в процессе эмбриогенеза срастаются. Нарушение эмбриогенеза ведет к аномалиям. Недостаточное развитие нижних отделов Мюллеровых каналов ведет к отсутствию влагалища – аплазии влагалища.

Нарушение процесса соединения нижних отделов Мюллеровых каналов ведет к удвоению матки и влагалища или одному влагалищу и двойной, либо двурогой матке.

Недоразвитие или нарушение развития верхних отделов Мюллеровых каналов ведет к аномалии маточных труб. Описаны случаи отсутствия одной или обеих труб.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.