|
ИТОГОВЫЙ ТЕСТОВЫЙ ПРОГРАММ-КОНТРОЛЬ
1. Перечислите основные цитогенетические методы генетики человека.
2. В каком случае врач-генетик особенно обращает внимание на условия жизни и работы (профессия) пробанда?
3. При каком типе наследования признак прослеживается в родословной по вертикали?
4. Перечислите основные задачи клинико-генеалогического метода генетики человека.
5. Что наследуется при мультифакториальных заболеваниях – болезнь или предрасположенность к ней?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов 1 курса стоматологического факультета к занятию № 17-18 по теме:
“Генетическая структура человеческой популяции”
Цель занятия:Ознакомиться с характеристикой популяции, законом Харди-Вайнберга, с условиями его действия. Научиться определять частоту встречаемости аллелей и генотипов в популяции и определять характер исследования признаков.
Знать: Основные принципы и эволюционные механизмы, действующие в человеческих популяциях. Сущность, математическое выражение и практическое использование Закона Харди-Вайнберга.
Уметь: Применить полученные знания для расчета генетической структуры популяции по имеющимся данным о частоте встречаемости признака.
Вопросы для самостоятельной
подготовки студентов
| Источники
(лит-ра)
| Цель занятия
| Вопросы для самоконтроля
| 1. Популяция, ее экологическая и генетическая характеристика.
2. Генофонд популяции.
3. Закон Харди-Вайнберга, условия его проявления. Практическое применение закона Харди-Вайнберга для анализа человеческих популяций.
4. Популяционная структура вида. Взаимодействие между генами: полное и неполное доминирование, экспрессивность, пенетрантность.
5. Генетический полиморфизм. Генетический полиморфизм человечества.
6. Действие эволюционных факторов на популяции людей: мутационный процесс, изоляция, дрейф генов, естественный отбор.
7. Генетический и мутационный груз и их биологическая сущность.
8. Наследование резус-фактора у человека.
| Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 2 т. c. 5-11,
Дополнительная: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 2 т. c. 11-29
2. «Генетика» под ред. Н.В.Лобашова
3. «Введение в медицинскую генетику» В.Л.Эфроимсон
4. Лекции по генетике
Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 1985, с.240-274
2. Учебник по биологии А.А. Слюсарева, с.97-99, 127-131, 224-235
| 1. Ознакомиться с законом генетической стабильности популяции Харди-Вайнберга и условиями его действия.
2. Научиться практически определять соотношение фенотипов (по некоторым признакам) в популяции, а также степень выраженности этих признаков у отдельных лиц.
3. Научиться определять частоту встречаемости аллелей и генотипов в популяциях и определять характер наследования признаков.
| 1. Чем популяция отличается от вида?
2. Чем генетически характеризуется популяция?
3. Объяснить математическое выражение закона Харди-Вайнберга.
4. Для чего можно использовать закон Харди-Вайнберга?
| Учебно-исследовательская работа.
Работа №1. Изучение наследования в модельной панмиксической популяции при заданных частотах гамет.
В двух мешочках имеется по 100 гамет –кружочки, окрашенные с рецессивной аллелью «А» (30- с рецессивной аллелью и 70 с доминантной аллелью). В одном мешочке «яйцеклетки», в другом «сперматозоиды». Один из студентов вытаскивает, не глядя в мешочек, по одному кружочку – «яйцеклетку», другой «сперматозоид», третий записывает сочетание гамет, т.е. «зиготу» (АА,Аа,аа), каждый кружок возвращается на место и тщательно перемешивается. Эта процедура повторяется 100 раз. Подсчет результатов работы проводится по правилу конвертов согласно таблице 1.
Таблица 1. Учет фактической частоты генотипов панмиксической популяции.
Теоретически ожидаемое соотношение генотипов для данного случая можно рассчитать по таблице 2. Для выражения результатов в целых числах необходимо полученные величины умножить на 100.
Таблица 2. Расчет теоретически ожидаемых частот генотипов в модельной панмиксической популяции.
| 0,7 А
| 0,3 а
| 0,7 А
| 0,49 АА
| 0,21 Аа
| 0,3 а
| 0,21 Аа
| 0,09 аа
| Составить таб. 3, внести в нее фактически полученные и теоретически ожидаемые частоты и, сравнив их методом c2 (кси-квадрат), доказать соответствие фактов, вероятности «р» для критериев c2 даны в табл.4
Таблица 3 Расчет величины c2
Показатели
| Частоты генотипов
|
| АА
| Аа
| аа
| Всего
| Фактически полученные (Р)
|
|
|
|
| Теоретически ожидаемые (q)
|
|
|
|
| (α2)
|
|
|
|
| Отклонения (α)
c2 =
Таблица 4. Вероятности «р» для критерия
c2 (по Л.С. Каминскому, 1964).
К
| Р=0,05
|
| 3,841
|
| 5,991
|
| 7,815
|
| 9,483
|
Работа №2. Решение задач на частоту гомо- и гетерозигот в популяции.
1. Одна из форм фруктозурии (ослабление усвоения фруктозы и повышенное ее содержание в
мече) проявляется субклинически. Дефекты обмена снижаются при исключении фруктозы из пищи. Заболевание наследуется аутосомно-рецессивно и встречается с частотой 7:1000000 (В.П. Эфроимсон, 1968 г.) Определить частоту гетерозигот в популяции
2. Аниридия наследуется как доминантный аутосомный признак и встречается с частотой 1:10000
(В.П. Эфроимсон). Определить генетическую структуру популяции
Работа № 3Решение задач по популяционной генетике при множественном аллелизме.
В некоторой популяции по данным станции переливания крови, так представлены группы крови:
IoIo = 36% IoIa= 33% IoIb= 23% IaIb =8%
0,36 IaIa 0,33 IbIb 0,23 0,08
А) Рассчитать частоту генов 2 и 3 группы крови. Б) Рассчитать процент гомо- и гетерозигот.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов 1 курса стоматологического факультета к занятию № 19 по теме:
“ Биология индивидуального развития человека ”
Цель занятия: Ознакомиться с основными закономерностями и этапами эмбрионального, постэмбрионального развития, а также старения человеческого организма. Научиться объяснять взаимосвязь между происходящими в организме на разных этапах онтогенеза структурно-функциональными изменениями, их генетическими предпосылками и хронобиологическими проявлениями.
Знать: Основные этапы пре- и постнатального онтогенеза человека. Принципы возникновения структурно-функциональной дифференцировки клеток. Сущность основных современных теорий старений. Принцип изменения амплитуды суточных ритмов в постнатальном онтогенезе человека (концепцию «волчка»).
Вопросы для самостоятельной
подготовки студентов
| Источники
(лит-ра)
| Цель занятия
| Вопросы для самоконтроля
| 1. Понятие «онтогенез». Основные этапы эмбрионального и постэмбрионального онтогенеза человека.
2. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера.
3. Генетические механизмы клеточной дифференцировки. Избирательная активность генов. Гипотеза «оперона».
4. Критические периоды эмбрионального развития человека.
5. Периодизация постэмбрионального онтогенеза человека.
6. Современные теории старения.
7. Основные закономерности динамики функциональных показателей в онтогенезе. Гипотеза «волчка». Гетерохронность и гетерокатефтетность.
8. Современные гипотезы акселерации.
9. Синергетика и онтогенез.
| Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 1 т. 306-326, 381-418, 2 т. с. 56-62
Дополнительная: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 1 т. с.276-306, 327-380
2. «Генетика» под ред. Н.В.Лобашова
3. Лекции по биологии развития
Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 1985, с.149-217
2. Учебник по биологии А.А. Слюсарева, с.87-90, 142-176
| 1. Ознакомиться с основными закономерностями и этапами эмбрионального, постэмбрионального развития, а также старения человеческого организма.
2. Научиться объяснять взаимосвязь между происходящими в организме на разных этапах онтогенеза структурно-функциональными изменениями, их генетическими предпосылками и хронобиологическими проявлениями.
| 1. Дать определение термина «онтогенез».
2. Сформулировать биогенетический закон Геккеля-Мюллера.
3. Объяснить, в чем заключается основная роль структурного цистрона, цистрона-оператора и цистрона-регулятора.
4. Объясните, каким образом свободные радикалы могут способствовать старению и развитию новообразований?
5. Как и почему изменяется амплитуда суточных ритмов в онтогенезе?
6. Высказать свою точку зрения по тезису «является ли старость болезнью?» и обосновать ее.
| Работа №1. Избирательная активность генов в развитии. Активные участки хромосом. Принципы регуляции активности генов (применение гипотезы Жакоба и Моно).
Не все гены, хотя и присутствующие в каждой клетке организма, являются активными. В процессе клеточной дифференцировки активность генов избирательна. В клетках определенного типа работает только незначительный процент от общего генного набора. Большинство среди генов этого набора активны непостоянно, для них существует определенный “режим” работы, частично зависящий от этапа онтогенеза, а иногда также от времени суток, месяца и года. В каждой хромосоме активные участки (где реализуется первый этап экспрессии гена – транскрипция) первоначально освобождаются от связи с гистоновыми белками. Эти участки максимально деспирализуются и выглядят более утолщенными по сравнению с другими участками хромосом и носят названия “пуфов”. Пуфы хромосом клеток человека в световой микроскоп не видны, но их можно наблюдать в политенных хромосомах слюнных желез некоторых видов насекомых.
А) Зарисовать политенные хромосомы. Отметить участки генетической активности (пуфы). Объяснить, почему локусы хромосом, сохранившие связь с гистоновыми белками, не могут быть активны в данный момент времени.
Б) Вопрос о том, какие гены будут активны в конкретной клетке, в значительной степени зависит от взаимодействия ее генетического аппарата с уникальным химическим составом веществ в ней, который, в свою очередь зависит от окружения клетки (состава внеклеточной среды, межклеточных контактов и эффекта положения клетки). Большинство гормонов и других биологически активных веществ влияют на происходящие в клетке обменные процессы путем активации, либо инактивации некоторых, конкретных генов. Принцип регуляции активности генов объяснили Нобелевские лауреаты Жакоб и Моно, предложив концепцию «оперона». Ознакомиться со схемой работы оперона по таблице. Отметить универсальность данного принципа для механизмов регуляции активности различных генов.
Работа №2. Основные этапы эмбрионального и постэмбрионального онтогенеза. Критические периоды развития. Периодизация постэмбрионального онтогенеза.
А) Отметьте, какие процессы знаменуют начало и завершение определенных этапов эмбрионального периода онтогенеза:
Название этапа
| Начало
| Конец
| 1. Зиготный
|
|
| 2. Дробления
|
|
| 3. Гаструляции
|
|
| 4. Гистогенеза и органогенеза
|
|
| Какие этапы эмбрионального развития являются критическими и почему?
Б) Укажите, на какие основные этапы классифицируется постнатальный онтогенез человека, и отметьте их сроки:
Работа №3. Возрастные изменения функциональных показателей жизнедеятельности. Принципы гетерохронности и гетерокатефтентности. Примеры.
Дайте определение терминам
Гетерохронность –
Гетерокатефтентность -
Классифицируйте перечисленные ниже функциональные показатели в зависимости от характера их изменений в онтогенезе и укажите, какие из них А) возрастают, В) снижаются, С) остаются относительно стабильными в процессе старения:
1) Артериальное давление; 2) частота сердечных сокращений; 3) уровень гонадотропного гормона; 4) уровень мелатонина; 5) уровень тестостерона; 6) уровень эстрогенов; 7) уровень сахара; 8) уровень холестерина; 9) уровень эритроцитов; 10) сократительная сила миокарда; 11) интенсивность гликолиза; 12) интенсивность тканевого дыхания в митохондриях; 13) уровень тироксина; 14) уровень гемоглобина; 15) уровень лейкоцитов; 16) периферическое сопротивление сосудов; 17) митотическая активность клеток.
2)
А:
B:
C:
Работа №4. Хронобиология развития и старения. Общие принципы изменения суточных ритмов в онтогенезе человека. Концепция “волчка”.
Зарисуйте с таблицы хронодезмы амплитуды суточного (циркадианного) ритма некоторых функциональных показателей в относительных единицах к их величине в зрелом возрасте (последняя принята за 100%).
Сделайте вывод, согласно какому принципу изменяется амплитуда суточных ритмов в онтогенезе:
II СЕМЕСТР
Раздел: Медицинская паразитология
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов 1 курса стоматологического факультета к занятию № 20 (1) по теме:
“Медицинская протистология (саркодовые, жгутиковые)”
Цель занятия: Изучить основные черты морфологии и диагностические признаки простейших саркодовых и жгутиконосцев.
Знать:Диагностические признаки, пути заражения, цикл развития и методы диагностики паразитических представителей классов Саркодовых и Жгутиковых.
Уметь:Узнавать по диагностическим особенностям цисты дизентерийной амебы, лямблии, вегетативные формы трипаносомы и лейшмании.
Вопросы для самостоятельной
подготовки студентов
| Источники
(лит-ра)
| Цель занятия
| Вопросы для самоконтроля
| 1.Общая характеристика типа простейших.
2. Систематика типа.
3. Характеристика класса саркодовых.
Амебная дизентерия. Характеристика возбудителя, путь заражения, профилактика.
4. Диагностика, цикл развития, пути заражения и профилактика. заболеваний, вызванных жгутиконосцами. Одножгутиковые: трипаносомы, лейшмании, лямблии.
5. Многожгутиковые: Лямблия, кишечная и влагалищная трихомонада. Диагностика, цикл развития, пути заражения и профилактика.
6. Понятие о природно-очаговых и трансмиссивных заболеваниях.
| Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 2 т, c. 207-225
Дополнительная: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 2 т. c.183-207
2. Лекции по биологии развития
Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 1985, с.418-426
2. Учебник по биологии А.А. Слюсарева, 1987, с.312-329
| 1. Изучить основные черты морфологии и диагностические признаки паразитических саркодовых и жгутиконосцев и показать, что знания эти важны для диагностики и профилактики заболеваний.
| Что лежит в основе систематики животного мира?
Что значит бинарное название вида?
Какие особенности простейших легли в основу деления типа на классы?
Для чего нужна форма цисты простейшему?
Какие заболевания называются облигатно-трансмиссивными, а какие - факультативно-трансмиссивными
Как можно заразиться амебной дизентерией?
Как можно заразиться Африканской сонной болезнью и лейшманиозом?
| Работа № 1. Диагностические признаки цист дизентерийной амебы.
Рассмотреть под иммерсией и зарисовать, отметив диагностические признаки: круглую форму, плотную двухконтурную оболочку, наличие 1-4 ядер.
Работа № 2. Диагностические признаки цист лямблий (окраска железным гематоксилином).
Рассмотреть под иммерсией и зарисовать цисту лямблий. Отметить диагностические признаки цист: а) овальную форму; б) толстую двухконтурную оболочку; в) 2-4 ядра, расположенные полярно.
Работа № 3. Паразитический жгутиконосец – трипаносома.
Под иммерсией рассмотреть и зарисовать препарат мазка крови с трипаносомами. Отметить характерную форму жгутиконосцев, ядро, базальное тельце, ундулирующую мембрану, жгутик.
Работа № 4. Паразитический жгутиконосец – лейшмания.
Рассмотреть под иммерсией, зарисовать:
а) лептомонадную форму лейшмании. Отметить на рисунке жгутик, ядро, парабазальное тельце, характерную веретеновидную форму;
б) внутриклеточную форму на селезенке хомячка. Отметить округлую форму, ядро, базальное тельце.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|