Сделай Сам Свою Работу на 5

А/ Тесты различия (2 уровень)





1.Что выявляется в клетке после ее окрашивания реактивом Фельгена?

а) РНК б) ДНК в) аппарат Гольджи г) митохондрии

2.Какую окраску приобретает аппарат Гольджи после импрегнации солями серебра?

а) красную б) черную в) зеленую

3.Что выявляется методом Браше в клетке?

а) ДНК б) митохондрии в) РНК г) гликоген

4.В какой цвет окрашивается гликоген ШИК-реакцией?

а) черный б) синий в) малиновый г) вишнево-фиолетовый

Б/ Тесты конструктивные (3 уровень)

1.Какие трофические включения в клетке выявляются с помощью изученных на занятии цитохимических методов?

2.В каком органоиде клетки осуществляются преимущественно ассимиляторные процессы? В каких диссимиляторные?

3.Что происходит с клеткой при разрушении лизосом? Какой тип лизосом отвечает за процесс аутолизиса?

4.Где происходит синтез АТФ?

5.Каков химический состав клеточных мембран?

6.Какой принцип лежит в основе строения клеток?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов 1 курса стоматологического факультета к занятию № 3 по теме:

“Медицинские аспекты хронобиологии”

Цель обучения: освоить основные понятия хронобиологии и параметры биоритмов на примере циркадианных (околосуточных) ритмов. На конкретных примерах суточной динамики температуры тела, частоты пульса показать существование суточных ритмов физиологических процессов в организме человека. Научиться разбираться в основных характеристиках суточного ритма. Раскрыть значение хронобиологии для медицины.



Знать: Цели и задачи современной хронобиологии, базовые термины хронобиологии, классификацию ритмов и их основные параметры. Главные механизмы регуляции суточной ритмичности.

Уметь:Самостоятельно обосновать значение хронобиологии для медицины. Получить ориентировочные расчеты основных параметров ритма (МЕЗОРа, амплитуды и акрофазы) по нескольким точкам во временном ряду.

Вопросы для самостоятельной подготовки студентов Источники (лит-ра) Цель занятия Вопросы для самоконтроля
1. Динамическая устойчивость обмена веществ. Сущность определения “гомеостаз”, “здоровье”, “норма”.. 2. Гомеостаз и биоритмы. Основные параметры ритма. 3. Здоровье и биоритмы. 4. Хронобиология и ее роль в теории и практике медицины (хронофизиология, хронопатология, хронодиагностика, хронотерапия, хроногигиена, хронопрофилактика) Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 1 т, c. 404-405 Дополнительная: 1. Лекция «Медицинские аспекты хронобиологии». 2. Губин Г.Д., Герловин Е.Ш. «Суточные ритмы биологических процессов», 1980 3. Руководство «Хронобиология и хрономедицина» под ред. Комарова Ф.И., 1989 4. Тезисы международного симпозиума СССР-ГДР, 1982 Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 1985, с.221-229 2. Учебник по биологии А.А.Слюсарева, с.211-214. 1. Знать основные понятия: параметры суточного ритма, некоторые математические приемы, которые применяются в хронобиологии. 2. Знать особенности суточной ритмики температуры тела, частоты пульса и других физиологических показателей. 1. Виды гомеостаза. 2. Что обозначают: МЕЗОР, амплитуда, акрофаза. 3. Что такое десинхроноз и когда он может возникнуть. 4. Значение хронобиологии для медицины.

К занятию: каждый студент должен измерить у себя и записать значение температуры тела и частоты пульса в следующие часы суток: 7,11,15,19,23.



ТЕРМИНОЛОГИЯ

1. Акрофаза (расчетная, Æ) – момент времени, соответствующий регистрации максимального значения полезного сигнала (зависит от момента времени соотнесения).

2. Акрофаза внутренняя – акрофаза, рассчитанная по отношению к акрофазе некого другого физиологического события.

3. Амплитуда (А) – величина наибольшего отклонения полезного сигнала от МЕЗОРа.

4. Ауторитмометрия (АР) – набор данных, полученных путем самостоятельных измерений с автоматической записью физиологических показателей как функции времени.



5. Ациркадианный (аЦД) – относящийся к биологическим колебаниям или ритмам ультра- и инфрадианных областей, отличным от циркадианного диапазона.

6. Батифаза (надир; ортофаза) – момент времени, соответствующий регистрации минимального значения полезного сигнала (зависит от времени соотнесения).

7. Биологическая временная структура – сумма предсказуемых, зависимых от времени биологических измерений, включающих наряду с ростом, развитием и старением спектр различных частот.

8. Внешняя десинхронизация – десинхронизация биологических ритмов от циклов окружающей среды (например, при преодолении нескольких часовых поясов на самолете).

9. Внутренняя десинхронизация – десинхронизация одного от другого из двух или более ритмов в биосистеме путем появления ранее отсутствующих различий в частоте и (или) изменения во временном отношении двух ритмов с той же частотой (например, при алкоголизации).

10. Время соотнесения (reference time) – момент времени, принимаемый за начало отсчета (00:00), по отношению к которому рассчитывается акрофаза и батифаза.

11. Десинхроноз – заболевание (патологическое состояние), вызванное внешней и (или) внутренней десинхронизацией биологических ритмов.

12. Десинхронизация – состояние двух или более ранее синхронизированных ритмических переменных, переставших показывать те же частоты и (или) акрофазные взаимоотношения и демонстрирующие изменения временных взаимосвязей (явление или процесс изменения нормальных, естественных фазовых взаимоотношений между двумя или более физиологическими показателями – может быть транзиторной или устойчивой (персистирующей)).

13. Диапазон колебаний (двойная амплитуда, 2А) – величина между акрофазой и батифазой.

14. Инфрадианный _ относящийся к биологическим колебаниям или ритмам с частотой ниже циркадианного диапазона (т.е., с периодом длиннее 28 часов).

15. Косинор-анализ - оценка параметров ритма методом наименьших квадратов или его вариациями.

16. Косинородезм – динамическая норма реакции физиологической величина, аппроксимированная косинусоидой.

17. МЕЗОР (М, MESOR, Midline Estimating Statistic of Rhythm) – статистическая срединная ритма (полезного сигнала); при равноудаленных данных совпадает со средней арифметической.

18. Период (Т) – промежуток времени, за который совершается один полный цикл.

19. Синхронизатор – внешняя периодичность, определяющая временное положение данного ритма кратной частоты.

20. Синхронизация – состояние системы, когда два или более показателя проявляют сходную периодичность и их акрофазы целыми множителями одна другой.

21. Спектр биологических ритмов – эндогенные биологические ритмы с различной частотой.

22. Фазовый сдвиг (сдвиг по фазе) отдельное, относительно резкое или постепенное изменение ритма, описываемое разностью между начальной (исходной) и конечной акрофазами.

23. Ультрадианный – относящийся к биологическим колебаниям или ритмам с частотой выше циркадианного диапазона (т.е с периодом короче 20 часов).

24. Циркадианный (ЦД, околосуточный) – относящийся к биологическим колебаниям или ритмам с частотой 1 цикл в 24+- 4 часа.

25. Циркасемидианный (ЦСД, околополусуточный) – относящийся к биологическим колебаниям или ритмам с частотой 1 цикл в 12 часов.

26. Циркасептанный (ЦС, околонедельный) – относящийся к биологическим колебаниям или ритмам с частотой около 1 цикла в 168 часов.

27. Циркасемисептанный (ЦСС, околополунедельный) - относящийся к биологическим колебаниям или ритмам с частотой около 1 цикла в 1 в 84 часа.

28. Хронобиология – отрасль науки, объективно исследующая и количественно оценивающая механизмы биологической временной структуры, включая ритмические проявления жизнедеятельности (наука, изучающая закономерности организации жизнедеятельности биологических систем во времени).

29. Хронограмма – изображение данных как функции времени

30. Хронодезм – норма реакции физиологической величины, специфицированная во времени.

31. Хроном – термин, обозначающий комплексную временную организацию живых систем независимо от их уровня организации и сложности, происходит от трех корней (латинских chronos – время, nomos – правило и английского chromosome – хромосома), чем подчеркивается, что временная организация биологических систем закономерно организована во времени и генетически детерминирована, но находится под модифицирующим влиянием внешней среды. Хроном состоит из трех взаимосвязанных аспектов: ритмы разных частот, модулирующие друг друга, тренды, обуславливаемые возрастными изменениями, заболеваниями, лечение и выздоровлением и т.д., а также области шумов (хаотических изменений – недоступных описанию каких-либо закономерностей современными математическими средствами).

32. Хронопатология – изменения биологической временной структуры индивидуума, предшествующие функциональным расстройствам или органическим заболеваниям и (или) зависящим от времени проявления болезни.

Работа №1. Суточный ритм температуры тела человека. Предварительно каждый студент в подмышечной области измеряет у себя температуру тела в 7, 11, 15, 19, 23 часа, по полученным данным строится кривая динамики температуры тела, при этом на оси абсцисс указывается время (в часах), а на оси ординат – значение температуры тела в градусах. Затем, используя данные 10 или более человек, заполняется следующая таблица:

№ обследуемого 7:00 11:00 15:00 19:00 23:00
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Средняя арифмет. по часам          

Студенты находят среднюю арифметическую по часам величину («условный «МЕЗОР»), строят суточную кривую температуры тела по среднечасовым значениям с указанием минимального и максимального значения. Для обработки материала используются счетные машинки. Определяют размах колебаний, который находится как разность между максимальным и минимальным среднечасовым значением, амплитуду колебаний, отклонение от среднесуточного значения до максимума.

По рассчитанным показателям строится индивидуальный и групповой график, где по оси абсцисс обозначается время суток, а по оси ординат полученное значение показателя.

Записывается вывод: температура тела у человека существенно изменяется в течение суток с периодом в 24 часа. По полученным данным максимальное значение наблюдается в . Часов, среднесуточный уровень составляет градусов, размах колебаний , амплитуда колебаний .

Обратите внимание на особенности индивидуальных хронограмм температуры тела и ЧСС. При заболеваниях и утомлении структура биоритма меняется.

Работа №2Суточный ритм пульса у человека.

По данным регистрации частоты пульса в покое в 7, 11, 15, 19, 23 часа строится индивидуальная суточная кривая. Затем заполняется следующая таблица, в которой используются результаты 10 человек и более. Находится средняя арифметическая по часам, МЕЗОР. Затем нужно построить суточную кривую частоты пульса (по среднечасовым значениям). Определяется размах колебаний, амплитуда, акрофаза.

№ обследуемого 7:00 11:00 15:00 19:00 23:00
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Средняя арифмет. по часам          

По рассчитанным показателям строится индивидуальный и групповой график, где по оси абсцисс обозначается время суток, а по оси ординат полученное значение показателя.

Делается вывод: Частота сердечных сокращений у человека изменяется в

течение суток. По полученным данным максимальное значение отмечается в часов, размах колебаний , амплитуда колебаний ударов в минуту.

ВВОДНЫЙ ТЕСТОВЫЙ ПРОГРАММ КОНТРОЛЬ:

А. Тесты опознания (1 уровень).

1. К какому типу ритмов относится ритм температуры тела?

А) высокой частоты Б) средней частоты В) низкой частоты

2. Изменяются ли суточные ритмы в онтогенезе?

А) да Б) нет

3. Каков период колебаний ритмов низкой частоты?

А) около недели Б) около года В) десятки лет

Б. Тесты подстановки:

1. Перечислите параметры суточного ритма

А) Б)В)

ИТОГОВЫЙ ТЕСТОВЫЙ ПРОГРАММ КОНТРОЛЬ:

(выполняется на занятии)

Тесты конструктивные (III уровень)

1. Дайте дефиницию «здоровье».

2. При каких условиях у человека может наступить десинхронизация?

3. Как изменяется амплитуда суточных ритмов в онтогенезе?

4. Регистрируются ли суточные ритмы температуры тела и частоты сердечных сокращений у новорожденных детей?

5. Дайте определение здоровья в хронобиологическом освещении.

6. Концепция «волчка» и биологический возраст.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов 1 курса стоматологического факультета к занятию № 4 по теме:

“Митоз”

Цель занятия: Познакомиться с последовательными морфологическими изменениями,

происходящими в клетке при кариокинезе.

Знать:Биологическое значение митоза и основные этапы клеточного цикла.

Уметь:Различать стадии митоза на препарате.

Вопросы для самостоятельной подготовки студентов Источники (лит-ра) Цель занятия Вопросы для самоконтроля
1. Понятие об интерфазе. Гетеросинтетическая интерфаза. Аутосинтетическая интерфаза и ее периоды. 2. Морфология митоза (про-, мета-, ана-, телофаза). 3. Биологическое значение митоза. 4. Клеточный цикл и его периодизация. 5. Строение хромосомы и динамика ее структуры в клеточном цикле. Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, 1 т, c. 55-60 Дополнительная: 1. Материал настоящего комплекса с. 57-72. 2. Руководство к лабораторным занятиям, с.26-30. Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 1984, с.39-41. 2. Учебник по биологии А.А.Слюсарева, с. 43-48. 1. Изучить стадии митоза: профазу, метафазу, анафазу, телофазу. 1. Какие периоды выделяют в аутосинтетической интерфазе? 2. В какой период интерфазы происходит удвоения ДНК. 3. В какой период митоза исчезает ядерная мембрана? 4. В какой период митоза хромосомы лучше всего видны? 5. Чем заканчивается митоз? 6. Чем отличается митотический цикл от клеточного.

 

ГРАФЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА К ЗАНЯТИЮ N 4:

Тема: “Кариокинез”

Интерфаза Гетеросинтетическая (клетка работает на

организм, т.е. выполняет свою функцию, G0)

Аутосинтетическая (клетка работает на себя,

т.е. готовится к делению)

период - пресинтетический (G1) - синтез АТФ, белков, РНК

период - синтетический - синтез ДНК «S»

период - постсинтетический (G2)- синтез АТФ, белков, РНК

Митоз Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

Работа № 1 Кариокинетическое деление растительной клетки.

Рассмотреть на большом увеличении микроскопа продольный срез корешка лука, найти зону интенсивного деления клетки, отыскать все стадии митоза, зарисовать:

А) клетка в интерфазе: отметить ядро, цитоплазму.

Б) клетка в профазе /поздняя/: отметить хромосомы в цитоплазме, отсутствие ядерной мембраны.

В) метафаза, отметить расположение хромосом по экватору клетки.

Г) анафаза, отметить расхождение хромосом к полюсам клетки

Д) телофаза, отметить образование двух дочерних клеток с формированием ядра и цитоплазмы.

Работа № 2 Кариокинетическое деление живой клетки

А) Рассмотреть под иммерсией /демонстрационный препарат/ микропрепарат «Митоз в яйце

аскариды», зарисовать делящуюся клетку, отметить хромосомы, ахроматиновое веретено,

центриоли.

Б) Митоз в печени аксолотля. Рассмотреть препарат под малым и большим увеличением

микроскопа. Зарисовать телофазу, отметить цитокинез путем перешнуровки.

Работа № 3 Амитотическое деление в клетках мочевого пузыря /демонстрация/.

Рассмотреть на демонстрации амитотическое деление и зарисовать его, отметив, что при амитозе

происходит неравномерное разделение хроматина между двумя дочерними ядрами.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов 1 курса стоматологического факультета к занятию № 5 по теме:

“Половые клетки, их созревание. Мейоз”

Цель занятия: Изучение характерных особенностей гаметогенеза и мейоза.

Знать:Этапы гаметогенеза в женском и мужском организме, различия между ними. Биологический смысл и фазы мейоза.

Уметь:Дифференцировать основные морфологические элементы сформированных яйцеклеток и сперматозоидов.

Вопросы для самостоятельной подготовки студентов Источники (лит-ра) Цель занятия Вопросы для самоконтроля
1. Биологическая сущность полового размножения. 2. Строение половых клеток (гамет) 3. Гаметогенез (сперматогенез, овогенез). 4. Мейоз (сущность первого и второго деления).1/ Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008,1 т, c.140-144, 192-208 Дополнительная: Лекция «Размножение и его формы» Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 1984, с.52-64, 153-166 2. Учебник по биологии А.А.Слюсарева, с.49-64 1. Изучить строение яйцеклетки, сперматозоидов, стадии мейоза. 1. Какой набор хромосом в гаметах? В результате какого процесса он образуется? 2. Из каких стадий состоит овогенез? 3. Из каких стадий состоит сперматогенез? 4. На каком этапе мейоза наблюдается кроссинговер? 5. На каком этапе мейоза происходит разделение хромосом, на каком - хроматид?

 

ГРАФЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА К ЗАНЯТИЮ N 5

Тема: “Половые клетки, их созревание. Мейоз.”

 


ГАМЕТОГЕНЕЗ РЕДУКЦИОННОЕ ДЕЛЕНИЕ

Интерфаза 1

период размножения профаза 1 (лептонема, зигонема,

пахинема, диплонема, диакинез).

период роста метафаза

Анафаза

период созревания мейоз телофаза

период формирования интерфаза II

ЭКВАЦИОННОЕ ДЕЛЕНИЕ

Профаза 2

Метафаза 2

Анафаза 2

Телофаза 2

Работа № 1. Яйцеклетка млекопитающего (яичник кошки).

Рассмотреть при малом увеличении микроскопа микропрепарат яичника кошки. Найти молодые

овоциты (не имеют ясно выраженной оболочки и окружены одним слоем фолликулярных клеток)

и зрелые овоциты (окружены многослойным фолликулярным эпителием).

Зарисовать простым карандашом молодой и зрелый овоциты.

Работа № 2. Сперматозоиды млекопитающих.

Рассмотреть препарат сперматозоидов морской свинки и сперматозоид петуха под большим

увеличением микроскопа и зарисовать простым карандашом, отметив головку, шейку, хвостик.

Отметить различия в строении головки сперматозоида.

Работа № 3. Стадия профазы 1-го мейоза.

Зарисовать с таблицы простым карандашом все стадии профазы 1-го мейоза.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.