Сделай Сам Свою Работу на 5

Итоговый программ-контроль





А. Тесты подстановки

№ 1. Назовите, какие органоиды движений имеются у простейших?

а) …б) …в) …

№ 2. Назовите диагностические признаки цист средней амебы?

а) …б) …в) …

№ 3. Какими возбудителями заболеваний можно заразиться?

а) через цисту б) через муху цеце в) через москитов

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов 1 курса стоматологического факультета к занятию № 22 (2) по теме:

“Медицинская протистология (споровики)”

Цель: Познакомиться с морфологией, диагностическими признаками и патогенезом представителей споровиков – малярийного плазмодия и токсоплазмы.

Знать:Диагностические признаки, пути заражения, цикл развития и методы диагностики паразитических представителей классов Споровиков и Инфузорий.

Уметь:Узнавать по диагностическим особенностям стадии эритроцитарного цикла развития малярийных плазмодиев и токсоплазму в организме человека.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки студентов Источники (лит-ра) Цель занятия Вопросы для самоконтроля
1. Характеристика и систематика класса споровиков. 2. Малярийный плазмодий - возбудитель малярии. Цикл развития, пути заражения, диагностика, профилактика. 3. Токсоплазма - возбудитель токсоплазмоза. Особенности развития, пути заражения, профилактика. Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 2 т. c.225-229 Дополнительная: Лекции по паразитологии Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 1985, с.439-448 2. Учебник по биологии А.А. Слюсарева, 1987, с.329-333 Изучить особенности развития, морфол-скую диагностику, пути заражения и профилактики заболеваний, вызываемых представителями класса споровиков: малярийного плазмодия и токсоплазмы. Как отразился внутриклеточный паразитизм на морфологии споровиков? Какой хозяин называется главным, а какой- промежуточным? Кто является главным хозяином для токсоплазмы? Какую часть цикла развития малярийный плазмодий проходит в организме комара?

Работа № 1. Эритроцитарные стадии развития малярийного плазмодия



/демонстрация/

Рассмотреть и зарисовать цветными карандашами под иммерсией:

а) молодой шизонт на стадии кольца, отметить цитоплазму, ядро, увеличенный эритроцит, вакуоли;



б) зрелый шизонт амебовидный, отметить цитоплазму, ядро, увеличенный эритроцит, зернистость Шюффнера;

в) шизогония / 14-22 / мерозоита /

г) гаметоцит / микро- и макрогаметоцит /

Работа № 2. Паразитический споровик – токсоплазма /демонстрация/

Рассмотреть под иммерсионным увеличением окрашенный азурэозином мазок с токсоплазмами, зарисовать и отметить: а) форма дольки апельсина; б) рыхлое ядро.

Итоговый программированный контроль

(I уровень) А. Тесты опознавания

Есть ли свободноживущие формы среди представителей класса споровиков?

Может ли жить малярийный плазмодий во внешней среде?

Можно ли заразиться малярией при контакте с больным малярией человеком?

Б. Тесты различия

Каким хозяином для малярийного плазмодия является человек?

а) главным; б) промежуточным.

(II уровень) А. Тесты подстановки

Перечислить формы эритроцитарной стадии развития малярийного плазмодия.

а) …б) …в) …

Б. Тесты конструктивные

Какой тип организма называется главным хозяином?

Какой организм называется промежуточным хозяином?

Каким заболеванием с позиции природной очаговости является малярия? Почему?

 

Занятие N 3 (22):

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (СЕМИНАР) ПО ТЕМЕ:

“БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ”

1. Индивидуальное развитие - реализация наследственной информации в онтогенезе.

2. Жизненный цикл организмов как отражение их эволюции.

3. Теории происхождения многоклеточных Э. Геккеля и И.И. Мечникова.

4. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и его применение в построении концепций происхождения многоклеточных.



5. Гипотеза пангенезиса. Преформизм и эпигенез. Роль взглядов К.М. Бэра на развитие современной эмбриологии. Современные представления о молекулярно-генетических механизмах онтогенеза. Теория информации.

6. Гипотеза Жакоба и Моно о внутриклеточной регуляции. Дифференциация и интеграция в развитии. Избирательная активность генов.

7. Организм как саморегулирующаяся система. Гомеостаз, гомеорез, гомеоклаз. Гипотеза эргон/хронона (Л. Гедда). Хроногенетика. Концепция “волчка” и онтогенез. Здоровье и болезнь в свете дефиниций гомеостаз, биоритмы, адаптация, биологический возраст.

8. Онтогенез, второй закон термодинамики и энтропия.

9. Реализация принципа системности в онтогенезе. Целостность онтогенеза. Ассимиляция и диссимиляция - их сущность. Различия на разных этапах онтогенеза.

10. Механизм онтогенеза на клеточном уровне (процесс синтеза белка на основе экспрессии гена: деление клеток, миграция, сортировка и избирательная гибель, эмбриональная индукция (Г.Шпеманн), генетический контроль: избирательная активность генов в ходе дифференцировки клеток и тканей). Морфогенез.

11. Средняя и видовая продолжительность жизни человека. Понятие о геронтологии и гериатрии. Проблемы долголетия. Особенности биоритмов в старческом возрасте.

12. Календарный и биологический возраст. Методы определения биологического возраста. Хронобиологические представления о маркерах биологического возраста.

13. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Близнецовый метод генетики. Его роль в понимании проблем медицины. Постнатальный онтогенез и его периоды. Роль эндокринных желез. Гипофиз, Эпифиз, мелатонин. Сущность старения. Генетические, клеточные и системные механизмы старения.

14. Теории старения (И.И. Мечников, И.П. Павлов, А.А. Богомолец, И. Пригожин, В.М. Дильман, В.В. Фролькис, Л. Хейфлик). Теломерная теория, теории ошибок, энергетические теории. Факторы старения и долголетия. Возможные механизмы процесса старения.

15. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация. Дайте определение понятию “живая система”, ее главные критерии.

16. Критические периоды развития. Тератогенные факторы среды.

17. Избирательная активность гена в развитии: роль цитоплазматических факторов яйцеклетки, контактных взаимодействий клеток, межтканевых взаимодействий, гормональных влияний. Рецепторы клеточных мембран и их роль в экспрессии генов. Проблема клонирования животных и человека. Биоэтика.

18. Биологические ритмы в онтогенезе человека. Медицинское значение хронобиологии. Хронобиологическая концепция оценки биологического возраста и темпа старения.

19. Закон Гомперца-Мейкема и его сущность. Проблема продолжительности жизни.

20. Гипотеза ограниченной надежности организма.

21. Факторы, определяющие здоровье. Как Вы понимаете тезис философа Сенеки: «Лучший способ продлить жизнь – это не укоротить ее»?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов 1 курса стоматологического факультета к занятию № 23 (4) по теме:

“Медицинская гельминтология - морфология сосальщиков”

Цель занятия: Изучить строение и диагностические признаки сосальщиков.

Знать:Диагностические признаки, пути заражения и методы диагностики паразитических представителей классов Сосальщики.

Уметь:Узнавать по диагностическим особенностям половозрелые стадии развития печеночного сосальщика, описторха, ланцетовидной, китайской двуустки и шистосом.

Вопросы для самостоятельной подготовки студентов Источники (лит-ра) Цель занятия Вопросы для самоконтроля
1 Характеристика трехслойных 2. Характеристика группы Vermes 3. Характеристика типа Плоские черви 4. Систематика, морфологические особенности сибирского, ланцетовидного, печеночного сосальщиков, японской и китайской двуусток. Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 2 т. c. 229-245 Дополнительная: Лекции по паразитологии Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 1985, с.448-458 2. Учебник по биологии А.А. Слюсарева, 1987, с.334-342 Изучить особенности морфологии сосальщиков - паразитов человека. 1. Как отразился паразитизм на морфологии сосальщиков? 2. Чем объяснить мощно развитую половую систему у сосальщиков? 3. В чем причины сильной разветвленности органов пищевар-ной, выделительной и половой системы у печеночного сосальщика?

Работа № 1. Типичная морфология сосальщиков на примере кошачьей двуустки.

С помощью лупы и малого увеличения микроскопа рассмотреть и зарисовать морфологию кошачьей двуустки. Записать систематику. Отметить на рисунке: ротовую и брюшную присоски, глотку, две неразветвленные, слепо оканчивающиеся ветви кишечника, гермафродитную половую систему: женскую (яичник, семяприемник, матку, влагалище, желточники), мужскую (два компактных семенника, семяпроводы и семяизвергательный канал, половую клоаку). Обратить внимание и отметить диагностические признаки кошачьей двуустки: расположение семенников позади матки.

Работа № 2. Диагностические признаки ланцетовидной двуустки.

Рассмотреть под лупой и зарисовать диагностические признаки ланцетовидной двуустки: форму тела, расположение семенников впереди матки. Записать систематику.

Работа № 3. Адаптивные особенности строения печеночной двуустки.

Рассмотреть сильно разветвленные органы половой системы, выделительной и пищеварительной системы. Описать причины этого явления. Записать систематику.

Работа № 4. Диагностические признаки японской двуустки.

Рассмотреть на демонстрации японскую двуустку. Записать систематику, диагностические признаки (условная раздельнополость).

Работа № 5. Диагностические признаки китайской двуустки.

Рассмотреть на демонстрации и отметить диагностические признаки китайской двуустки: многолопастные семенники расположены позади матки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.